Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ГодАреста 1936 Дела o18.980 => o18.980 Фотографии
2 Фотоальбом Фотоальбом o19-13.jpg Дела o19.13 => o19.13 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
2
Служение
    Служение
    Вятская губ., Сарапульский у., Воткинский Завод (Удмуртия, г.Воткинск), Благовещенский собор 
    иерей, протоиерей 
    Должность благочинный (с 1914г.), настоятель, преподаватель Воткинской женской гимназии, председатель Общества Трезвости 
    Год начала 1885 
    Год окончания 1918 
    Месяц окончания 11 
    После рукоположения служил священником в Благовещенском соборе.
    Был катехизатором, законоучителем в различных учебных заведениях Воткинска
    и близлежащих сел (в частности, в с.Черепановка преподавал в церковно-приходской школе
    при часовне, входившей в приход Благовещенского собора).
    Преподавал в женской гимназии г.Воткинска.
    С 1914г. и до своей гибели он был благочинным Воткинской и Галевской волостей.
    на территории современной Удмуртии.
    За безупречную службу Православной Церкви о.Николай был возведен в сан протоиерея.
    Неоднократно награждался Епархиальным начальством, в том числе наперсным крестом
    (1907 г.).
    О.Николай Чернышев занимался активной просветительской и общественной деятельностью:
    читал лекции в Общественном собрании. Был Учредителем и Председателем местного
    Общества трезвости (с библиотекой и дешевой чайной), почетным членом Воткинского
    общества любителей музыкального и драматического искусства им.П.И.Чайковского.
    Во время I Мировой войны о.Николай участвовал в работе местного отделения
    "Всероссийского Земского союза по снабжению армии".
    Его многолетняя общественная и преподавательская деятельность была
    отмечена Серебряной медалью Общества Красного Креста и орденом Св.Анны III степени.
    Жители Воткинска до сих пор хранят воспоминания о том, как в дни церковных праздников,
    после службы, прихожане выстраивались с двух сторон вдоль дороги от храма к дому,
    где жила семья о.Николая, прося его благословения и выражая ему свою любовь.
    У о.Николая Чернышева было четверо детей.
    Рано овдовев (супруга Юлия Ивановна скончалась в 1894г.), он жил с младшей дочерью
    Варварой (род. в 1888г.), окончившей гимназию и Высшие женские курсы в Казани
    и работавшей в Воткинске учительницей в женской гимназии.
    В августе 1918г. жители города Воткинска — в основном рабочие и служащие
    завода, выступили против Советской власти.
    Духовенство Благовещенского собора, хотя и сторонилось политических споров,
    поддержало восставших, большинство из которых были примерными прихожанами.
    Родившийся и проведший всю жизнь в Воткинске, о.Николай также не мог остаться
    в стороне от этих событий.
    Протоиерей Николай, несмотря на опасность, не оставил своего прихода и продолжил
    исполнять свой пастырский долг. Он напутствовал умирающих, вдохновлял пасомых.
    Его дочь Варвара исполняла служение сестры милосердия.
    Попрание новой безбожной властью многовековых
    церковных устоев, наглое изъятие у жителей нажитого честным трудом имущества,
    необоснованные репрессии по "классовому признаку", с другой стороны — сочувствие
    восставшим, многих из которых он хорошо знал, крестил, венчал, а также отпевал
    и провожал в последний путь их родителей, привело к тому, что Чернышевы стали
    помогать восставшим, собирая на их нужды необходимое. Эта деятельность
    и еще личное знакомство с капитаном Г.Н.Юрьевым, возглавившим восставших,
    послужили основанием для последующего ареста о.Николая и Варвары Чернышевых.
    Ижевско-Воткинское народное восстание — антибольшевистское выступление,
    продолжавшееся около 100 дней, было жестоко подавлено отборными силами Красной Армии.
    Вошедшие в Воткинск латышские стрелки под командованием Азина устроили
    в Воткинске настоящую резню, начался красный террор.
    В те дни большевиками было убито более 5 тысяч ни в чем не повинных воткинцев.
    Повстанцы оставили родные места и ушли за Каму. Население завода, не участвовавшее
    в восстании (в основном старики, женщины и дети), не чувствуя за собой вины,
    осталось в Воткинске, а вместе с ними и священство

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ