Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ГодОкончанияЗаключения 1917 Дела ozr.109 => ozr.109 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
3
    Рукоположение
      иеромонах 
      1907 
    Служение
      Курская губ., Путивльский у., Глинская Рождество-Богородицкая мужская пустынь 
      иеромонах 
      Год начала 1907 
      Подвизался в Глинской Рождество-Богородицкой пустыни.
      Затем был переведен в Управление Экзархата РПЦ в Грузии
      Грузия, г.Тифлис, Экзаршеский дом 
      архимандрит 
      Должность заведующий 
      Год окончания 1917 
      Грузия, Марткопский (Марткобский) Свято-Антониевский мужской монастырь (Гвтаеба) 
      архимандрит 
      Должность настоятель 
      Год окончания 1917 
      Древний Марткобский монастырь — резиденция Экзархов, находился в 25 верстах
      на север от Тифлиса на отрогах Гомборского хребта, прилегающего к Алазанской
      долине.
      По благословению Св.Синода, при содействии Палестинского общества,
      в 1880-гг. монастырь был восстановлен с постройкой нового храма над местом
      упокоения преподобного Антония
      Грузия, Кобинский мужской монастырь 
      архимандрит 
      Должность настоятель 
      Год окончания 1917 
      Кобинский монастырь возник в конце 19-го века, в урочище "Коби" в Кобинской котловине.
      Тифлис-Белый Ключ), у подошвы горы "Kиop-Оглы", на вершине которой сохранились
      руины старой крепости времен царицы Тамары (Ниже теперешнего дачного
      поселка Каджоры, вблизи шоссейной дороги Тифлис-Белый Ключ).
      Монастырь возник в 1880-х гг., когда в Закавказье прибыли с Афонской Горы
      9 иноков; облюбовав кобинскую котловину, они приобрели у казны этот горный уголок,
      напоминавший им Афонскую гору, с вытекающим источником с пятисаженным
      водопадом, от которого был проведен рукав в монастырь, а ниже орошался
      сад и огород.
      Число братии с каждым годом увеличивалось, штат священнослужителей
      прибавлялся, хозяйство ежегодно умножалось: сад, виноградник, пасека,
      огород.
      К 1914 году братий собралось около 40 человек.
      О.Серафим (Вербин) был назначен настоятелем в Кобинский монастырь после
      архимандрита Филарета. При этом он не оставлял должности при Экзаршеском доме
      и Марткопском монастыре. Впоследствии архимандрит Серафим писал [3]:
           
      "Война изъяла молодые силы обители, но оставшиеся священнослужители и
            старички-иноки продолжали неопустительно исполнять установленный порядок
            и устав общежительного монастыря: спасаться, подвизаться, трудиться и
            молиться о мире всего мира. Но бесовская революция, безбожная власть и
            темные силы, по внушению Вельзевула, решили, вместе с великими святынями
            на Руси, сокрушить и этот тихий, мирный, расцветший русский Вертоград и
            поступить с ним так, как поступили безбожные сарацины и агаряне
            в 15 веке с многолюдными монастырями Иверии, о чем и доныне свидетельствуют
            горы мученических костей в усыпальнице Марткобского св.Антониева монастыря,
            в 25 верстах на север от Тифлиса..."
    Аресты
      Грузия, г.Тифлис 
      Год ареста 1917 
      После февральской революции 1917г. часть грузинского духовенства решила отколоться
      от Русской Православной Церкви.
      Из статьи архимандрита Серафима (Вербина). Он пишет о себе в 3-м лице, как
      о заведующем Экзаршеским домом [3]:
          "...Приехал из Суздаля запрещенный в священнослужении епископ Кирион,
           за которого отколовшееся грузинское духовенство ухватилось как за героя,
           грубо нарушив канонические правила: не испросив благословения Русской
           Православной Церкви, от которой получали хиротонии.
           Три викарных епископа самочинно интронизировали Кириона в католикосы
           вопреки протестам некоторых иерархов-грузин: Симферопольского
           Димитрия (Абашидзе), Гортского Антония и Назария (Лежавы).
           Затем явочным порядком, при участии грузинской милиции с отмычками,
           был захвачен Экзаршеский дом, в котором на втором этаже в покоях уехавшего
           без вещей на сессию Синода Экзарха, ничтоже сумняся расположился
           "новоиспеченный" католикос Кирион, предварительно приказавший снять
           в зале портреты Императора и всех русских Экзархов.
           На второй день к заведующему домом пришел секретарь католикоса свящ.
           Варваринской церкви, участвовавший в заговоре против Владыки Никона,
           с пакетом от католикоса с предписанием, как сказал секретарь,
           сдать ключи от несгораемой кассы, ценности и все имущество дома и церкви.
           Не приняв пакета, заведующий тут же заявил:

                  — Без письменного распоряжения своего экзарха сделать это не могу.

                  — Тогда другие меры примем,
           уходя, с гневом сказал священник-секретарь.
           На третий день тот же секретарь явился с начальником милиции и двумя
           милиционерами.
           Осмотрев все помещение, опечатав кассу и все двери, братию лишили
           свободы, а заведующего посадили в темной кладовой и несколько месяцев
           держали под домашним арестом, позволяя одному расходчику, иеромонаху
           Гурию, приносить ему пищу"
    Места заключения
      Грузия, г.Тифлис, кладовая Экзаршеского дома 
      Год начала 1917 
      Год окончания 1917 
      Из статьи архимандрита Серафима (Вербина) [3]:
          "Однажды в 1 ч. ночи, после неистовых криков пьяной охраны и выстрела
           в дверь заведующего, к арестованному [заведующему Экзаршим домом,
           архимандриту Серафиму] вошли четыре человека в штатском:
           начальник милиции и три грузина, и потребовали сдать ключи от несгораемой
           кассы, в чем им, без распоряжения своего начальства, было отказано.
           Тогда двое свернули у заведующего назад руки, начальник милиции держал
           над виском наган, а четвертый грубо производил обыск; вынув из кармана
           подрясника ключи и несколько золотых монет, новые "блюстители порядка",
           после достигнутой "победы" над беззащитным, звеня "трофеями", вышли
           ликующими в коридор, где их с лукавой улыбкой поджидал
           секретарь-священник. Несмотря на поздний час, все направились
           в опечатанное помещение, где стояла 25-пудовая несгораемая касса,
           в которой находилось около 20 тысяч царских денег и около
           100 тысяч процентных бумаг (вечные вклады)".

      Новоиспеченный католикос Киприон в это время покончил жизнь самоубийством.
          "Нехристианская смерть католикоса не прибавила веры в грузинском народе.
           После похорон Кириона и трехмесячного сиденья под стражей русской братии
           было приказано немедленно убраться из Экзаршеского дома...
           Пьянство, дикие крики, стрельба охранников
           наводили по ночам панику и страх на беззащитных иноков.
           На второй день все перешли в ограду Иоанно-Богословской церкви,
           где братии была предоставлена малая церковь и русская приходская школа,
           над обрывом Верийского спуска, откуда в ясную погоду можно было видеть
           выше облаков сахарообразную, белоснежную, блестящую от восходящего
           солнца вершину — Эльбрус.
           Осенью Тифлис заняли немцы, которые предоставили возможность русским
           выехать через Поти из Закавказья на Родину"

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ