Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Курская губ., Путивльский у., Глинская Рождество-Богородицкая мужская пустынь иеромонах Год начала1907
Подвизался в Глинской Рождество-Богородицкой пустыни.
Затем был переведен в Управление Экзархата РПЦ в Грузии Грузия, г.Тифлис, Экзаршеский дом архимандрит Должность заведующий Год окончания1917 Грузия, Марткопский (Марткобский) Свято-Антониевский мужской монастырь (Гвтаеба) архимандрит Должность настоятель Год окончания1917
Древний Марткобский монастырь резиденция Экзархов, находился в 25 верстах
на север от Тифлиса на отрогах Гомборского хребта, прилегающего к Алазанской
долине.
По благословению Св.Синода, при содействии Палестинского общества,
в 1880-гг. монастырь был восстановлен с постройкой нового храма над местом
упокоения преподобного Антония Грузия, Кобинский мужской монастырь архимандрит Должность настоятель Год окончания1917
Кобинский монастырь возник в конце 19-го века, в урочище "Коби" в Кобинской котловине.
Тифлис-Белый Ключ), у подошвы горы "Kиop-Оглы", на вершине которой сохранились
руины старой крепости времен царицы Тамары (Ниже теперешнего дачного
поселка Каджоры, вблизи шоссейной дороги Тифлис-Белый Ключ).
Монастырь возник в 1880-х гг., когда в Закавказье прибыли с Афонской Горы
9 иноков; облюбовав кобинскую котловину, они приобрели у казны этот горный уголок,
напоминавший им Афонскую гору, с вытекающим источником с пятисаженным
водопадом, от которого был проведен рукав в монастырь, а ниже орошался
сад и огород.
Число братии с каждым годом увеличивалось, штат священнослужителей
прибавлялся, хозяйство ежегодно умножалось: сад, виноградник, пасека,
огород.
К 1914 году братий собралось около 40 человек.
О.Серафим (Вербин) был назначен настоятелем в Кобинский монастырь после
архимандрита Филарета. При этом он не оставлял должности при Экзаршеском доме
и Марткопском монастыре. Впоследствии архимандрит Серафим писал [3]: "Война изъяла молодые силы обители, но оставшиеся священнослужители и старички-иноки продолжали неопустительно исполнять установленный порядок и устав общежительного монастыря: спасаться, подвизаться, трудиться и молиться о мире всего мира. Но бесовская революция, безбожная власть и темные силы, по внушению Вельзевула, решили, вместе с великими святынями на Руси, сокрушить и этот тихий, мирный, расцветший русский Вертоград и поступить с ним так, как поступили безбожные сарацины и агаряне в 15 веке с многолюдными монастырями Иверии, о чем и доныне свидетельствуют горы мученических костей в усыпальнице Марткобского св.Антониева монастыря, в 25 верстах на север от Тифлиса..."
Грузия, г.Тифлис Год ареста1917
После февральской революции 1917г. часть грузинского духовенства решила отколоться
от Русской Православной Церкви.
Из статьи архимандрита Серафима (Вербина). Он пишет о себе в 3-м лице, как
о заведующем Экзаршеским домом [3]: "...Приехал из Суздаля запрещенный в священнослужении епископ Кирион, за которого отколовшееся грузинское духовенство ухватилось как за героя, грубо нарушив канонические правила: не испросив благословения Русской Православной Церкви, от которой получали хиротонии. Три викарных епископа самочинно интронизировали Кириона в католикосы вопреки протестам некоторых иерархов-грузин: Симферопольского Димитрия (Абашидзе), Гортского Антония и Назария (Лежавы). Затем явочным порядком, при участии грузинской милиции с отмычками, был захвачен Экзаршеский дом, в котором на втором этаже в покоях уехавшего без вещей на сессию Синода Экзарха, ничтоже сумняся расположился "новоиспеченный" католикос Кирион, предварительно приказавший снять в зале портреты Императора и всех русских Экзархов. На второй день к заведующему домом пришел секретарь католикоса свящ. Варваринской церкви, участвовавший в заговоре против Владыки Никона, с пакетом от католикоса с предписанием, как сказал секретарь, сдать ключи от несгораемой кассы, ценности и все имущество дома и церкви. Не приняв пакета, заведующий тут же заявил:
Без письменного распоряжения своего экзарха сделать это не могу.
Тогда другие меры примем, уходя, с гневом сказал священник-секретарь. На третий день тот же секретарь явился с начальником милиции и двумя милиционерами. Осмотрев все помещение, опечатав кассу и все двери, братию лишили свободы, а заведующего посадили в темной кладовой и несколько месяцев держали под домашним арестом, позволяя одному расходчику, иеромонаху Гурию, приносить ему пищу"
Грузия, г.Тифлис, кладовая Экзаршеского дома Год начала1917 Год окончания1917
Из статьи архимандрита Серафима (Вербина) [3]: "Однажды в 1 ч. ночи, после неистовых криков пьяной охраны и выстрела в дверь заведующего, к арестованному [заведующему Экзаршим домом, архимандриту Серафиму] вошли четыре человека в штатском: начальник милиции и три грузина, и потребовали сдать ключи от несгораемой кассы, в чем им, без распоряжения своего начальства, было отказано. Тогда двое свернули у заведующего назад руки, начальник милиции держал над виском наган, а четвертый грубо производил обыск; вынув из кармана подрясника ключи и несколько золотых монет, новые "блюстители порядка", после достигнутой "победы" над беззащитным, звеня "трофеями", вышли ликующими в коридор, где их с лукавой улыбкой поджидал секретарь-священник. Несмотря на поздний час, все направились в опечатанное помещение, где стояла 25-пудовая несгораемая касса, в которой находилось около 20 тысяч царских денег и около 100 тысяч процентных бумаг (вечные вклады)".
Новоиспеченный католикос Киприон в это время покончил жизнь самоубийством. "Нехристианская смерть католикоса не прибавила веры в грузинском народе. После похорон Кириона и трехмесячного сиденья под стражей русской братии было приказано немедленно убраться из Экзаршеского дома... Пьянство, дикие крики, стрельба охранников наводили по ночам панику и страх на беззащитных иноков. На второй день все перешли в ограду Иоанно-Богословской церкви, где братии была предоставлена малая церковь и русская приходская школа, над обрывом Верийского спуска, откуда в ясную погоду можно было видеть выше облаков сахарообразную, белоснежную, блестящую от восходящего солнца вершину Эльбрус. Осенью Тифлис заняли немцы, которые предоставили возможность русским выехать через Поти из Закавказья на Родину"