Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ГодОкончанияЗаключения 1928
Дела o05.330
    Онисим (Пылаев Михаил Владимирович) 
    Год рождения 1876 
    День рождения 5 
    Месяц рождения 9 
    Место рождения Новгородская губ., Белозерский у. (Ленинградская о., Белозерский р.), с.Куя (Марково) 
    епископ 
    Сын псаломщика
    Фотографии ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1903г.] [1903-1916гг.] [1916-1920гг.] [1920-1925гг.] [1925-1926гг.] [1926г.] [1926-1933гг.] [1933-1938гг.] [1938г.]
      Образование
        Новгородская Духовная Семинария
        Год окончания 1896 
      Служение
        Карсская о., г.Карс (ныне Турция), Карсский Архангело-Михайловский военно-крепостной собор 
        Должность псаломщик 
        Год начала 1896 
        Год окончания 1903 
      Рукоположение
        иерей 
        1903 
      Служение
        Царская армия, 1-я Стрелковая бригада, 4-й Стрелковый полк, походный храм св.равноап. Марии Магдалины 
        иерей 
        Должность полковой священник 
        Год начала 1903 
        Год окончания 1906 
        С 1903г. служил полковым священником 4-го Стрелкового полка 1-й Стрелковой бригады.
        В 1904г. началась война с Японией, и 4-й Стрелковый полк должен был отправиться
        на фронт в действующую армию.
        В 1905г. священник Михаил Пылаев состоял при штабе Варшавского военного округа
        для командировок.
        В 1905г. распоряжением пресвитера военного и морского духовенства А.А.Желобовского
          "состоявшие при штабе Варшавского военного округа для командировок священники:
          Владимир Смирнов и Михаил Пылаев и священник Ивангородской военно-крепостной
          церкви Андрей Бекаревич назначены на учрежденные на время войны с Япониею
          должности священников при управлениях стрелковых бригад: о.о.Смирнов и Пылаев —
          1-й Стрелковой бригады, и о.Бекаревича — 2-й бригады...".

        Свое служение о.Михаил Пылаев провел в боевых условиях. За время войны с Японией
        о.Михаил проявил себя как ревностный пастырь, о чем свидетельствуют сведения о
        награждениях: орден св.Анны II степени с мечами, орден св.Анны III степени с мечами
        По данным игумена Дамаскина [8], о.Михаил отрицательно относился к Русско-Японскому
        противостоянию, своих взглядов не скрывал, и начальство отозвало его с фронта,
        назначив священником 37-го Екатеринбургского полка
        Польша, г.Лодзь, Царская Армия, I Стрелковая дивизия, 37-й Екатеринбургский полк 
        иерей 
        Должность полковой священник 
        Год начала 1906 
        Год окончания 1907 
        Нижний Новгород, Царская Армия, 10-я Пехотная дивизия, 37-й Екатеринбургский полк 
        иерей 
        Должность полковой священник 
        Год начала 1907 
        Год окончания 1914 
        День окончания 3 
        Месяц окончания 8 
        В 1907г. Екатеринбургский полк передислоцировался в Нижний Новгород.
        В конце лета 1914г. началась Первая Мировая война.
        24 июля полк был мобилизован и 3 августа 1914г. по железной дороге был отправлен
        на фронт
        Владимир-Волынский, 5-я Юго-Западная армия, 10-я пехотная дивизия, 37-й Екатеринбургский полк 
        иерей 
        Должность полковой священник 
        Год начала 1914 
        День начала 9 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1916 
        Месяц окончания 9 
        К 9 августа 1914г. полк сосредоточился в г.Владимир-Волынский на Западной Украине
        Он входил в состав 1-й пехотной дивизии 5 армии (генерала В.К.Плеве) Юго-Западной армии.
        О.Михаил Пылаев вместе с полком отправился на фронт и прошел со своей паствой —
        солдатами — всю войну
      Награды
        набедренник 
        Год награждения 1903 
        День 4 
        Месяц 9 
        Кем награжден протопресвитер армии и флота 
        орден св.Анны II степени с мечами 
        Год награждения 1905 
        День 8 
        Месяц 4 
        орден св.Анны III степени с мечами 
        Год награждения 1905 
        День 4 
        Месяц 4 
        камилавка 
        Год награждения 1906 
        Награжден за "особые труды, понесенные во время минувшей Русско-Японской войны"
      Рукоположение
        протоиерей 
        1916 
        День 29 
        Месяц 7 
        Определением Святейшего Синода от 29 июля — 24 августа 1916г. за N 5421
        было постановлено о.Михаила возвести в сан протоиерея
      Служение
        Особая армия Юго-Западного фронта, 34 армейский корпус, 10-я пехотная дивизия, 37-й Екатеринбургский полк 
        протоиерей 
        Год начала 1916 
        День начала 29 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1918 
        Месяц окончания 1 
        С сентября 1916г. во время стабилизации Юго-Западного фронта полк регулярно
        находился в окопах, выводился на отдых.
        В феврале 1917г. полк находился в окопах у деревни Белицк, входя в состав
        34 армейского корпуса Особой армии Юго-Западного фронта.
        Личный состав был мало подвержен разлагающей революционной пропаганде.
        При выборах солдатских комитетов, созданных по распоряжению Временного Правительства,
        в состав солдатского комитета 37 Екатеринбургского пехотного полка не вошел
        ни один большевик или эсер. В полку сохранялась примерная воинская дисциплина,
        не было случаев братания с австрийскими солдатами.
        13 ноября 1917г. начались переговоры советского правительства с немцами о перемирии.
        Полк был в это время в окопах под деревней Жеребки-Хмелиска
        Нижний Новгород, 37-й Екатеринбургский полк 
        протоиерей 
        Должность полковой священник 
        Год начала 1918 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1918 
        Месяц окончания 3 
        В январе 1918г. распоряжением советского правительства 37-й Екатеринбургский полк
        был отправлен в Нижний Новгород, где в марте 1918г. был расформирован
      Места проживания
        Нижегородская дивизия Красной Армии 
        Год начала 1918 
        Год окончания 1919 
        Месяц окончания 8 
        В Нижнем Новгороде в 1918г. о.Михаил был мобилизован в Красную Армию.
        Сначала он был письмоводителем 1-й бригады, а затем казначеем Нижегородской
        дивизии Красной армии.
        Нижегородская дивизия сначала была направлена на Южный фронт, потом — на Северный,
        где о.Михаил пробыл до августа 1919г.
        Нижний Новгород 
        Год начала 1919 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1920 
        В 1919г. о.Михаил был назначен председателем ликвидационной комиссии
        11-й Нижегородской стрелковой дивизии и выбыл к месту ее формирования в
        Нижний Новгород. По окончании дел, связанных с роспуском дивизии, он поступил на
        службу в военную губернскую комиссию в качестве управделами
      Служение
        Нижний Новгород, Троицкая Верхне-Посадская церковь 
        протоиерей 
        Год начала 1920 
        Год окончания 1925 
        День окончания 26 
        Месяц окончания 2 
        В 1920г. о.Михаил, получив приглашение от прихода Троицкой Верхне-Посадской церкви,
        подал прошение архиепископу Нижегородскому Евдокиму (Мещерскому) с просьбой занять
        место священника Троицкой церкви, оставшееся вакантным после смерти ее
        настоятеля, протоиерея Николая Фоминского. Эта просьба его была удовлетворена.
        В 1922г., когда архиепископ Евдоким возглавил обновленчество в Нижнем Новгороде,
        протоиерей Михаил Пылаев стал энергичным противником обновленческого раскола,
        чем вызвал немалую ненависть у обновленцев.
        В декабре 1924г. некоторые священники Нижнего Новгорода, ощутив необходимость
        в апологетической литературе, чтобы иметь возможность давать достойные ответы
        во время различных диспутов, которые устраивали безбожники, решили собраться
        и обсудить, что возможно здесь сделать.
        10 декабря 1924г. несколько священников собралось в квартире у протоиерея
        Михаила Пылаева.
        Они решили, что необходимо заняться изучением хотя бы тех апологетических
        вопросов, по которым у них есть необходимая литература, а затем каждый должен
        будет составить конспект на определенную тему и зачитать его собравшимся
        священникам.
        Пастыри стали обсуждать эти вопросы и с другими людьми, и дело довольно быстро
        дошло до секретного осведомителя ОГПУ, который 22 декабря 1924г. сообщил
        в ОГПУ, что в Нижнем Новгороде "организован кружок духовенства, имеющий своей
        целью изучение апологетической литературы на предмет опровержения состоятельности
        марксизма как учения и борьбы с атеизмом". С этого времени за участниками
        кружка было установлено наблюдение.
        Второй раз священники собрались 5 января 1925г., на этой встрече присутствовали
        также митрополит Сергий (Страгородский) и епископ Леонтий (Устинов).
        Прихожанин храма, в котором служил о.Михаил, прочел присутствующим лекцию
        на тему "Марксистский материализм". 15 января священники собрались на квартире
        автора лекции, и он здесь прочел ее вторично.
        В следующий раз священники собрались 5 февраля и была прочитана лекция
        о происхождении мира. 26 февраля читались лекции на темы:
        "Религия и нравственность", "Спор о Боге", "Буддизм и христианство".
        Среди других присутствовали митрополит Сергий и епископ Макарий (Знаменский).
        Митрополит Сергий высказал пожелание, чтобы на основе этих лекций устроить
        курсы для духовенства
      Аресты
        Нижний Новгород 
        Год ареста 1925 
        День ареста 26 
        Месяц ареста 2 
        Вечером 26 февраля 1925г. все участники апологетических лекций были арестованы
        сотрудниками ОГПУ и заключены в нижегородскую тюрьму.
      Места заключения
        Нижний Новгород, тюрьма 
        Год начала 1925 
        День начала 26 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1925 
        День окончания 27 
        Месяц окончания 3 
        Из протокола допроса о.Михаила 28 февраля 1925г.:

          "— 10 декабря прошлого года у меня на квартире собралось несколько человек
             духовенства и за стаканом чая беседовали о способах борьбы с безбожием,
             о необходимости духовенству высказываться на диспутах и как это делать
             и что для этого необходимо.

           — Какая цель ваших собраний?

           — Исключительно знакомиться с вопросами, затрагиваемыми современным
             антирелигиозным движением.

           — Не возникает ли у вас мысль, что ваши собрания носили организованный
             нелегальный характер?

           — Об этом совершенно не думал. Я предполагал, что такие товарищеские
             беседы не носят характера собраний".

        Из показаний о.Михаила на допросе 3 марта 1925г.:
            "Инициатором или побуждающим началом наших товарищеских бесед по вопросам
             антирелигиозным были верующие миряне. После каждого антирелигиозного
             диспута ко мне приходили верующие с вопросом, почему духовенство
             не выступает на диспутах в защиту религии. Это же я слышал и от других
             священников. Все это и побуждало нас собраться для беседы по означенным
             вопросам. После беседы мы пришли к заключению, что духовенству нужно
             выступать на диспутах в защиту религии. Никаких планов на будущее
             не составлялось".

        В марте 1925г. сотрудники Нижегородского ОГПУ, позвонив в Москву начальнику
        6-го отделения СО ОГПУ Тучкову, получили от него согласие на ликвидацию
        церковного кружка.
        18 марта 1925г. находящиеся под стражей священнослужители написали заявление
        Нижегородскому губернскому прокурору:
            "Все обвиняемые чистосердечно показали, что, действительно, они собирались друг к другу. Характер
             собраний был случайный, причем состав разнообразный, и некоторые из
             участников аресту подвергнуты не были. За стаканом чая беседы были
             разнообразного характера: о пассиях, церковных службах, современном
             безбожии и маловерии, о церковных диспутах... На всех допросах и речи
             не было о контрреволюционности наших бесед и собраний, — допрашивавшим
             был очевиден только религиозный характер наших бесед. Никаких
             оснований для 62-й статьи не было указано... О чудовищности настоящей
             статьи в применении к нашему проступку мы смело можем говорить потому,
             что не только на инкриминируемых собраниях, но и ранее мы никогда, ни
             в отдельности, ни вместе, не занимались политическими вопросами и не
             сделали ни одного жеста, враждебного рабоче-крестьянской власти.
             Находя новые несоответствия совершенного нами проступка (случайные
             беседы на религиозные темы без разрешения власти) с 62-й статьей
             уголовного кодекса, а также принимая во внимание высказанное нам, что
             наше дело не будет передано в губернский суд, а будет направлено в
             Москву для судебного рассмотрения в Коллегии, мы просим Вас передать
             наше дело в следственную часть Нижегородского губернского суда, дабы
             последний мог беспристрастно рассмотреть его и вынести справедливое
             решение".

        27 марта 1925г. все находящиеся под стражей и, в частности, протоиерей Михаил
        были освобождены из тюрьмы под подписку о невыезде из Нижнего Новгорода
      Служение
        Нижний Новгород, Троицкая Верхне-Посадская церковь 
        протоиерей 
        Год начала 1925 
        День начала 27 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1926 
        День окончания 13 
        Месяц окончания 3 
      Рукоположение
        иеромонах 
        Онисим 
        1926 
        День 13 
        Месяц 3 
        Кто рукоположил митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский), епископ Дамиан (Воскресенский), епископ Васильсурский Макарий (Знаменский) 
        Овдовев, был пострижен в монашество
        епископ 
        1926 
        День 15 
        Месяц 3 
        Кто рукоположил митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский), епископ Дамиан (Воскресенский), епископ Васильсурский Макарий (Знаменский) 
        Хиротонисан во епископа Красно-Бакинского
      Служение
        Нижегородская епархия 
        епископ 
        Должность епископ Краснобакинский, викарий Нижегородской епархии 
        Год начала 1926 
        День начала 15 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1926 
        День окончания 13 
        Месяц окончания 4 
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
        26/03/1926 
        Обвинение "руководитель нелегального контрреволюционного кружка тихоновского духовенства" 
        Приговор 3 года лишения права проживания в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Одессе, Ростове-на-Дону, означенных губерниях и Нижегородской губернии" 
        В марте 1926г. следствие по делу 1925г. было закончено и составлено обвинительное
        заключение, в котором было написано:
            "Священник Пылаев... виновен в том, что, являясь руководителем тихоновщины
             в 1922г. и поэтому пользуясь популярностью среди тихоновщины за свою
             стойкость и верность этому течению... организовал нелегальный кружок
             духовенства. На его квартире было устроено первое собрание кружка... ".

        26 марта Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило владыку к
        лишению "права проживания в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове,
        Одессе, Ростове-на-Дону, означенных губерниях и Нижегородской губернии
        сроком на три года".

        Епископ Онисим избрал местом жительства Воткинск, расположенный
        относительно недалеко от Нижнего Новгорода
      Служение
        Сарапульская епархия 
        епископ 
        Должность епископ Сарапульский и Воткинский 
        Год начала 1926 
        День начала 26 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1928 
        13/26 апреля 1926г. епископ Онисим был назначен митрополитом Сергием (Страгородским)
        епископом Воткинским и приехал в Воткинск.
        23 декабря 1927г. в связи с 10-летним юбилеем революции срок
        ограничения прав для епископа был сокращен на одну четверть.
        В 1927г. Сарапульское ОГПУ произвело массовые обыски у духовенства в Воткинске
        в поисках послания, которое распространялось от имени архиепископа Сарапульского
        Алексия (Кузнецова).
        30 декабря 1927г. в доме священника Александра Бирюкова, секретаря епископа
        Онисима, был произведен обыск, во время которого было найдено 16 номеров
        журнала "Вера и жизнь", издававшегося в Латвии. Журналы были посланы по почте
        неким священником из Латвии в Москву и, в конце концов, попали к о.Александру
        на прочтение. 27 января 1928г. секретарь епископа Онисима о.Александр Бирюков
        был вызван в ОГПУ и арестован
      Аресты
        Удмуртская АССР, г.Воткинск 
        Год ареста 1928 
        День ареста 4 
        Месяц ареста 2 
        4 февраля 1928г. власти арестовали епископа Онисима, и он был заключен в тюрьму
        в городе Сарапуле и обвинен в "распространении нелегальной литературы
        контрреволюционного характера"

        По другим данным, дата ареста — 28 января 1928г.
      Осуждения
        тройка при ПП ОГПУ 
        22/06/1928 
        Обвинение "контрреволюционная агитация, распространение нелегальной литературы контрреволюционного характера" 
        Статья ст.58–10 УК РСФСР 
        Приговор 3 года концлагерей 
        5 февраля 1928г. епископ Онисим отправил прокурору письмо, в котором писал:
            "Считаю обвинение безосновательным, потому что журналы прошли через
             таможню, следовательно, допущены к хранению и чтению в СССР...
             В силу означенных обстоятельств, прошу товарища прокурора затребовать в
             порядке надзора дело, рассмотреть его и, если нельзя будет совершенно
             прекратить дело до окончания расследования и до получения справки из
             московской таможни, то, во всяком случае, изменить меру пресечения до
             суда на время следствия...
             В крайнем случае, если даже это мое деяние (...просмотр журналов, хотя и
             заграничных, но все же легальных, как прошедших через таможню), все же
             составляет почему-либо преступное деяние, то оно, как совершенное в июле
             прошлого 1927 года, когда была получена в Воткинске посылка, подходит
             под амнистию по случаю 10-летнего юбилея Октябрьской революции, и дело
             должно быть на основании 4-й статьи УПК прекращено".

        17 марта 1928г. следствие было закончено, и следователь в составленном им
        обвинительном заключении написал:
            "Обнаруженные журналы и анонимное обращение носят ярко выраженный
             антисоветский характер, в которых реакционное духовенство задалось целью
             оклеветать Советский Союз, который якобы, "несмотря на существующие
             изданные законы об отделении Церкви от государства, старается под видом
             искоренения церковной контрреволюции проводить политику гонения на
             религию вплоть до полного ее разгрома и заполнения тюрем служителями
             религиозного культа без всяких на то оснований... и в настоящее время
             создает искусственно группировки в виде обновленческо-синодального
             течения посредством поголовного участия в этой группировке под видом
             священников — агентов ОГПУ"".
        22 июня 1928г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Онисима
        к трем годам заключения в Соловецком концлагере
      Места заключения
        Удмуртская АССР, г.Воткинск, тюрьма 
        Год начала 1928 
        День начала 4 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1928 
        Месяц окончания 6 
        Архангельская о., Соловецкий лагерь Особого назначения 
        Год начала 1928 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1931 
        День окончания 3 
        Месяц окончания 1 
        Епископ Онисим наказание отбывал на Соловках.
        Владыка прибыл туда в то время, когда там находилось более полутора десятка
        православных архиереев, множество священников и мирян.
        На епископа лагерным начальством была возложена обязанность зажигать маяк,
        что было непросто: надо было в утлой лодчонке в любую погоду плыть к маяку,
        часто по непогоде ложась на дно лодки, и, приплывая туда продрогшим и замерзшим
        и не имея, где отогреться, зажигать огонь на маяке и возвращаться.
        Свидетель по делу владыки 1936г. показал на следствии, что Владыка Онисим в беседе
        с близкими людьми в Туле рассказывал, что он:
          "До приезда в Тулу находился на Соловках, где вместе с ним отбывали наказание
           до 16-ти архиереев, множество монахов, священников и верующих, заключенных, по
           его словам, невинно. Говорил, что заключенных заставляли выполнять трудные работы.
           В частности, ему было поручено зажигать маяк, и он в бурю ездил туда, лежа в
           лодке, а по приезде от холода не мог зажечь фонарь. Говорил, что там, в Соловках,
           у них имелась Православная церковь, в которой совершались богослужения, и в
           праздничные дни особенно торжественно, особенно на Пасху. При богослужении
           участвовали 16 архиереев...".

        Решением ОСО от 3 января 1931г. епископ Онисим был из лагеря освобожден
        и приговорен к 3 годам ссылки в Северный край.
        Из Соловков он сразу же был отправлен в ссылку в Архангельск
        Архангельск 
        Год начала 1931 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1933 
        День окончания 22 
        Месяц окончания 11 
        В Архангельске епископ Онисим поселился в качестве ссыльного, зарабатывая
        на жизнь работой в государственной фотографии.
        За девять месяцев до окончания срока ссылки, 7 мая 1933г., епископ Онисим
        направил митрополиту Сергию письмо, в котором он описывал свое тяжелое физическое
        состояние и болезни и просил исходатайствовать перед властями его досрочное
        освобождение "по старости и неспособности к труду".
        25 мая 1933г. это письмо попало к одному из начальников ОГПУ.
        10 августа 1933г. ОСО при Коллегии ОГПУ постановило досрочно освободить епископа.
        По другим данным, освобожден из ссылки 22 ноября 1933г.
      Служение
        Тульская епархия 
        епископ 
        Должность епископ Тульский 
        Год начала 1933 
        День начала 5 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1935 
        День окончания 18 
        Месяц окончания 12 
        После освобождения из ссылки в 1933г. митрополит Сергий назначил епископа
        Онисима на Тульскую кафедру.
        Его прибытие в Тулу совпало с очередной разрушительной кампанией против
        Православной Церкви.
        Епископ Онисим деятельно приступил к управлению Тульской епархией.
        Он принимал священников у себя на квартире, ставшей и жилищем его, и
        епархиальным управлением. Узнав, что где-то в приходе нет священника, владыка
        сразу же направлял туда священника, только чтобы храм не был закрыт.
        В тех случаях, когда власти не давали регистрации священнику или забирали ее,
        требуя, чтобы тот покинул приход, он находил другого священника, лишь бы
        не допустить закрытия храмов. Бывали случаи, когда руководство колхоза,
        не закрывая формально храм, ссыпало в него зерно, и тогда епископ благословлял
        священника совершать богослужения на паперти. Но, несмотря на все эти меры,
        храмы закрывались один за другим, и владыка прикреплял священников к еще
        остающимся открытыми храмам, решив, что оставит всех священников в епархии,
        даже если из всех храмов в епархии власти оставят один.
        Священников, оставшихся без приходов, епископ благословил совершать
        по возможности богослужения в домах прихожан.
        Архиерейские службы епископ Онисим проводил, в основном, в одном из древнейших
        храмов Тулы — Ильинской церкви, ставшей в то время кафедральным собором.
        Владыку часто посещали архиепископ Борис (Шипулин) и епископ Игнатий (Садковский).
        Эти три иерарха Русской Православной Церкви познакомились на Соловках.
        Лагерное бытие, постоянное общение, обретение поддержки и духовного утешения
        сблизило их, выявило общность взглядов, единомыслие.
        Вплоть до последнего часа они поддерживали друг друга, оставаясь непримиримыми
        и бескомпромиссными борцами с обновленчеством, верными сподвижниками и последователями
        истинного Православия.
        Епископ Онисим, несмотря на запреты властей и смертельный риск, помогал многим
        ссыльным и арестованным священнослужителям, оказывал посильную помощь посылками,
        письмами. Так, он регулярно оказывал материальную помощь семье священника
        Грачева, высланного за "контрреволюционную деятельность", посылал посылки в ИТЛ
        протодиакону Новосадову.
        Всем возвращающимся из лагерей и ссылок священникам владыка старался дать
        место в храме, но когда это было по каким-либо причинам невозможно, он давал
        рекомендательные письма к архиепископу Рязанскому Иувеналию (Масловскому) или
        епископу Скопинскому Игнатию (Садковскому) с просьбой принять священника к себе
        и дать приход.
        Владыка часто служил и за каждым богослужением говорил проповеди, призывая
        к проповеднической деятельности и духовенство, из-за чего иной раз входил
        с некоторыми священниками в конфликт, так как они отказывались проповедовать,
        оправдываясь гонениями и тем, что любую проповедь власти могут истолковать
        превратно.
        Не боясь наветов обновленцев и репрессий властей, епископ Онисим совершал постриги.
        Власти не могли допустить усиления влияния Православной Церкви в Туле, ведь за те
        два года, что епископ Онисим пробыл в ней, люди стали связывать с его именем надежды
        на возрождение веры и духовности, на перемену жизни к лучшему
      Аресты
        Тула 
        Год ареста 1935 
        День ареста 18 
        Месяц ареста 12 
        18 декабря 1935г. епископ Онисим был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму
        в Москве. Вместе с ним было арестовано еще 26 человек: духовенство, служившее
        как в самой Туле, так и в селах, а также монахи и миряне
      Осуждения
        Особое Совещание при НКВД СССР 
        16/04/1936 
        Обвинение "контрреволюционная агитация, руководитель к/р группировки церковников" 
        Статья ст.58–10 УК РСФСР 
        Приговор 5 лет ссылки в Северный край 
        Групповое дело "дело епископа Онисима (Пылаева) и др. Тула, 1936г." 
        По данным [6] был осужден 18.12.1935г. на 5 лет ИТЛ.
        Нужные следствию "свидетели" показали, что епископ говорил о тяжелой жизни
        верующих в заключении и ссылке и призывал оказывать деятельную помощь заключенному
        в концлагеря духовенству.
        Из показаний свидетелей:
           "Архиерейские службы по указанию епископа Онисима совершались в строго
            монастырском духе, устраивались торжественные соборные службы, на которые
            привлекалось духовенство из других храмов, даже из других епархий.
            Каждая служба сопровождалась проповедями, причем проповеди говорились
            по указанию архиерея...
            Сам лично он также говорил проповеди...
            Кроме того, Онисим ежедневно за каждой архиерейской службой поминает
            по старой монархической форме:
              "На брани убиенных воинов, за веру и отечество живот свой положивших"".
        Свидетели показали, что епископ служил в домах верующих молебны, а также
        совершил в храме постриг в монашество.
        Епископа Онисима стали допрашивать сразу же после ареста, и допросы
        длились в течение двух месяцев.
        Из протокола допроса:

           "— Какие цели вы преследовали, организуя тайные богослужения на квартирах
              верующих и духовенства?

            — Я, как епископ, разрешил подведомственному мне духовенству совершать
              на квартирах верующих и в квартирах духовенства всевозможные требы и
              богослужения.

            — Следствию известно, что в городе Туле существует контрреволюционная
              организация духовенства и церковников, в составе которой были и Вы.
              ...В чем выражалась ваша непосредственная контрреволюционная организационная
              деятельность?

            — Никакого участия в организационной и вообще в контрреволюционной
              деятельности я не принимал и о том, что существовала контрреволюционная
              организация, не знал.

            — ... Вами лично и священнослужителями с вашего разрешения производились
              нелегальные богослужения у прихожан на квартирах,... нелегальные
              пострижения в монашество. Считаете ли вы, что все эти факты нарушают
              существующие советские законы?

            — Лично мною были совершены два водосвятных молебна на квартирах верующих,
              но я их нелегальными не считаю. Священнослужители совершают богослужения
              и требы на квартирах у верующих самостоятельно, не спрашивая на это
              разрешения моего, как епископа. Все эти богослужения, которые проводились
              мною или священнослужителями с моего разрешения, я не считаю противоречащими
              советским законам, так как они совершаются везде и всюду.
              Что касается пострижения в монашество, то я его действительно совершил,
              но я не считаю это противоречащим советским законам.

            — ... Вы во время своего служения в церкви произносили проповеди антисоветского
              характера...

            — Проповеди я действительно произносил, но они не носили антисоветского характера.

            — ...Вы концентрировали вокруг себя духовенство, прибывающее из ссылки,
              разрешали этому духовенству служить в церквях, в то время как эти лица
              не регистрировались в местных советских органах. Считаете ли вы, что этим
              нарушили советские законы и создали благоприятную почву для группирования
              вокруг вас контрреволюционного элемента?

            — Никакой концентрации вокруг меня духовенства, прибывающего из ссылки,
              не было. Ко мне, как к епископу, обращались многие возвратившиеся
              из ссылки за получением места, и по мере возможности я их удовлетворял,
              давая места в сельских приходах. Было несколько случаев, что я разрешал
              служить вместе со мною прибывшим из ссылки, которые не имели разрешения
              на службу в Туле от культкомиссии и не были последней зарегистрированы.
              Однако же... я не считаю, что этим я нарушил советские законы.

            — Какие указания вы давали обращавшимся к вам священникам по поводу
              отношения их к верующим колхозникам?

            — Никаких специальных поручений приходившим ко мне священникам по
              отношению к верующим колхозникам я не давал. Но были случаи, что
              приходившие из сел Тульской епархии священники докладывали мне, что
              большинство прихожан вступило в колхоз, что они теперь не имеют
              возможности посещать церковь, а вследствие этого доходы священников
              сократились, стало трудно жить, нечем платить налоги; при этом просили
              перевести их в более доходные приходы, и, если была возможность, я их
              переводил...

            — Изложите содержание антисоветских разговоров, происходивших между Вами
              и приходившими к вам священниками.

            — Я лично антисоветских разговоров никогда не проводил, также не было
              антисоветских разговоров и со стороны приходивших ко мне священников,
              но бывали случаи, когда священники жаловались на незаконные, по их мнению,
              действия местных властей, на обложение их налогами, на неправильное
              закрытие церквей, без соблюдения соответствующих законов, и просили моих
              советов. В большинстве случаев я советовал им... жаловаться в культкомиссию
              Мосисполкома...".

        1 апреля 1936г. следствие было закончено.
        Из обвинительного заключения по делу:
            "В г.Туле существует контрреволюционная группировка духовенства и церковников,
             возглавляемая тульским епископом Пылаевым Михаилом Владимировичем
             (Сергиевской ориентации), куда так же входили попы и монахи, возвратившиеся
             в г.Тулу по отбытии наказания за антисоветскую деятельность.
             Опираясь в своей контрреволюционной деятельности на наиболее зажиточных
             в прошлом людей в лице бывших кустарей, кулаков, землевладельцев и другой
             антисоветски настроенный элемент, участники контрреволюционной группировки
             активно готовили переход церкви на нелегальное положение, для чего
             подготавливали помещения и кадры.
             Основной целью контрреволюционная группировка имела — проведение
             контрреволюционной деятельности. Возбуждение верующих масс против
             Советской власти и объединение их вокруг церкви для борьбы за веру и
             православие, привлечение молодежи к церкви и обработку их в антисоветском
             духе, насаждение в г.Туле тайного монашества и организацию помощи ссыльному
             духовенству и находящемуся в ИТЛ."

        Из обвинения лично епископа Онисима:
            "Пользуясь положением правящего епископа, группировал вокруг себя
             контрреволюционное духовенство и церковников...
             Распространял ложные контрреволюционные слухи о якобы проводимых советской
             властью гонениях на религию и верующих.
             Обрабатывал молодежь в антисоветском духе, организовывал материальную
             помощь ссыльному духовенству, находящемуся в ИТЛ за контрреволюционную
             деятельность... ".

        16 апреля 1936г. ОСО при НКВД СССР приговорило епископа Онисима к 5 годам
        ссылки в Северный край.
        Вместе с епископом Онисимом получили пятилетние сроки еще 12 человек
      Места заключения
        Москва, Бутырская тюрьма 
        Год начала 1935 
        День начала 18 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1936 
        Месяц окончания 4 
        Архангельская о., г.Каргополь 
        Год начала 1936 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1938 
        Епископ был сослан в г.Каргополь и поселился на его окраине в небольшом
        деревянном доме, в котором им была устроена домашняя церковь.
        Хозяева дома были глубоко верующие люди, с начала гонений принимавшие у себя
        ссыльное духовенство, и бывало, что здесь сразу жило по нескольку священников,
        которым хозяева всегда отводили отдельную комнату
      Аресты
        Архангельская о., г.Каргополь 
        Год ареста 1938 
        День ареста 6 
        Месяц ареста 1 
        Недолго пришлось прожить епископу Онисиму в ссылке, поднялось очередное
        гонение на Церковь, и в Рождественский сочельник, 6 января 1938г., он был
        арестован и заключен в тюрьму в городе Каргополе
      Осуждения
        тройка при УНКВД по Архангельской обл. 
        13/01/1938 
        Обвинение "участие в тайных богослужениях, к/р агитация, попытка создать к/р группировку из ссыльного духовенства" 
        Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел 
        Допрос состоялся на следующий день после ареста в самый день
        празднования Рождества Христова:

         "— Расскажите подробно следствию о вашей практической контрреволюционной
            деятельности.

          — Контрреволюционной деятельностью я не занимался и не намерен заниматься.
            Я был судим за рассказ о своей жизни в Соловецком лагере.
            В этом никакого преступления я не усматриваю, тем более что плохого я
            об этой жизни не говорил".

        В последующие дни были вызваны два свидетеля, они показали:
           "В ноябре 1937г. в газете "Известия" была помещена статья под заглавием
            "Церковники и сектанты на службе у фашистов". По этому поводу Пылаев заявил
               "Газетам современным верить нельзя, пишут разную чепуху и ложь, никаких
                шпионов в нашей среде нет. Все эти шпионы и диверсанты выдуманы для
                того, чтобы оправдать поголовные аресты населения и священнослужителей.
            В том же месяце Пылаев говорил:
               "Сейчас везде советская власть проводит аресты, скоро вся Россия
                превратится в концлагеря, и везде подбирают нашего брата".
            Пылаев заявил:
               "У большевиков вообще антирелигиозная пропаганда характеризуется
                жестокостями: схватить, посадить, сослать и так далее...""
      Места заключения
        Архангельская о., г.Каргополь, тюрьма 
        Год начала 1938 
        День начала 6 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1938 
        День окончания 11 
        Месяц окончания 1 
        11 января 1938г. следствие было закончено, и епископ был переведен в тюрьму
        в г.Архангельск
        Архангельск, тюрьма 
        Год начала 1938 
        День начала 6 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1938 
        День окончания 27 
        Месяц окончания 2 
        13 января 1938г. тройка НКВД приговорила владыку Онисима к расстрелу
    Кончина
      1938 
      День 27 
      Месяц 2 
      расстрел 
      Место Архангельск 
      Епископ Онисим (Пылаев) был расстрелян 27 февраля 1938г. в Архангельске и
      погребен в безвестной общей могиле
    Канонизация
      Священномученик епископ Онисим (Пылаев) 
      Дата 17/07/2001 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 17 июля 2001г. 
      Кто представил Тульская епархия 
      Дни памяти
        1
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
        2
          Старый стиль 14.02 
          Новый стиль 27.02 
          день мученической кончины (1938г.) 
    Реабилитация
      1
        Дата 17/08/1989 
        По году репрессий 1931 
      2
        Дата 26/07/1989 
        По году репрессий 1938 
    Публикации ->
      1 ->
      Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.985.
      2 ->
      Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917–1997. Т.9. М., 1997. С.304,755.
      3 ->
      Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.5. С.273.
      4 ->
      Определение Священного Синода от 17 июля 2001 года// ЖМП. 2001. N 8. С.6.
      5 ->
      6 ->
      Книга памяти жертв политических репрессий в Тульской области 1917–1987гг. Том второй. Тула: "Гриф и К", 2003. 248с. С.157.
      7 ->
      За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918–1951). Биографический справочник/ Сост.: С.В. Суворова. Архангельск, 2006. 688с. С.384.
      8 ->
      Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Февраль. Тверь:"Булат", 2005. С.269–282.
      9 ->
    Заявители ->
      1.Сын Пылаев Николай Михайлович
      2. Андрущенко Николай
      Использованы материалы:
         Архив УФСБ по по Архангельской обл.
      3. диакон Алексий Иванов, сотрудник отдела религиозного образования и катехизации Тульской епархии
      Использованы материалы:
         Вестник военного духовенства. 1902. N 1–24. С.353.;
         Вестник военного духовенства. 1902. N 23. 1 декабря.;
         Вестник военного духовенства. 1902. N 22. С.704.;
         Вестник военного духовенства. 1904. N 1–24. С.19.;
         Вестник военного духовенства. 1906. N 1–24. С.739.;
         Вестник военного духовенства. 1917. N 5–6, 9–12, С.20.
    Документы ->
      1.ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Л.85.
      2.УФСБ России по Архангельской обл. Д.П-13421. Л.13.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ