Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Амвросий (Иванов Василий Федорович) Год рождения1879 День рождения1 Месяц рождения1 Место рожденияТамбовская губ., Борисоглебский у., с.Копыл схиархимандрит
По данным [1] родился 14 января 1879г.
Родился в семье отставного солдата Федора Никандровича и его жены
Натальи Семеновны Ивановых, родители были глубоко верующими христианами.
Кроме него, у родителей были еще три дочери, но они умерли в младенчестве.
С юных лет Василий стремился к монашеству, любил церковное пение.
В 9 лет Василий лишился отца, жил с матерью на попечении дяди, брата отца.
Из автобиографии о.Амвросия, написанной им самим: "Дядя был пьяница и водка довела его до болезни, когда он становился буйным. Часто мне и матери моей приходилось терпеть всяких неприятностей. Вот однажды мне мать и говорит: "Долго ли, сынок, мы будем так жить и терпеть надо что-то предпринимать". И вот мы договорились, что мать уйдет в Таволжанский монастырь, где проживает уже ее сестра, а я уйду к дяде, брату матери, который проживает в Калужской Оптиной Пустыни. Вскоре я написал дяде письмо с просьбой узнать о приеме в монастырь и получил от него ответ, что настоятель Оптиной пустыни не против принять нас вместе с моим товарищем Яковом Никитичем Прониным".
В 18 лет, по благословению матери ушел в Оптину Пустынь Фотографии
Калужская губ., Козельский у., Свято-Введенская Оптина пустынь Должность послушник, певчий, регент (с 1898г.) Год начала1897 Год окончания1903
Нес послушание на клиросе, на братской кухне.
С 1898г. регент больничного храма.
В 1903г. по благословению епископа Калужского Вениамина (Муратовского) в
ответ на ходатайство настоятеля Пафнутиева Боровского монастыря перешел в эту
обитель на должность регента для улучшения там церковного пения. Калужская губ., г.Боровск, Боровский Пафнутиев мужской монастырь Должность послушник, регент церковного хора, преподаватель церковного пения в церковно-приходской школе Год начала1903 Год окончания1911
По будням послушник Василий управлял монашеским хором, а по праздникам смешанным
хором, в который приглашал способных к пению прихожан из соседних селений и
учеником церковно-приходской школы, где он преподавал церковное пение.
За богослужениями в Боровском монастыре стали звучать оптинские подобны, а также
произведения русских духовных композиторов
монах Амвросий 1911 День11 Месяц3 Кто рукоположилепископ Калужский Александр (Головин)
11 марта 1911 г. епископом Калужским Александром (Головиным) был
пострижен в монашество с именем Амвросий, в честь св.Амвросия Медиоланского и
в знак любви к оптинскому старцу иеросхимонаху Амвросию
Калужская губ., г.Боровск, Боровский Пафнутиев мужской монастырь монах Должность регент церковного хора, преподаватель церковного пения в церковно-приходской школе Год начала1911 Год окончания1912
Калужская губ., г.Боровск, Боровский Пафнутиев мужской монастырь иеродиакон, иеромонах (с 1913г.) Должность регент церковного хора, преподаватель церковного пения в монастырской школе псаломщиков Год начала1912 Год окончания1918
В 1918г. два месяца служил в тыловом ополчении, после чего тяжело заболел.
Потом служил на приходе в Воронежской епархии Воронежская губ. иеромонах Год начала1919 Год окончания1920
В 1921г. вернулся в Пафнутиев Боровский монастырь Калужская губ., г.Боровск, Боровский Пафнутиев мужской монастырь иеромонах Год начала1921 Год окончания1923
В 1923г. Боровский монастырь был закрыт Калужская о., Боровский р., с.Иклинское, храм в честь свт.Василия Великого иеромонах Год начала1923 Год окончания1930
В 1924г. к нему приехала на жительство его мать, Наталья Семеновна.
Она часто ходила в храм, в котором служил о.Амвросий,
а дома занималась хозяйством и отчасти вязанием чулок.
Она лет 12 пекла для храма просфоры и любила помогать бедным
Калужская о., Боровский р., с.Иклинское Год ареста1930 День ареста10 Месяц ареста8
Из автобиографии о.Амвросия, написанной им самим: "10 августа 1930г. заявились ко мне из Калуги два человека с понятыми сделать обыск, будто бы я имею оружие. Я ответил им, что никакого оружия нет у меня, но при обыске нашли 7 руб. 50 коп. мелкими деньгами. На мое оправдание, что я вчера хоронил усопшего, и это мне надавали на панихидах, не обратили внимания, а еще у моей прислуги нашли принадлежащие ей мелочи 30 руб. Все эти деньги приписали мне"
Калужская о., Боровский р., с.Иклинское Год начала1930 День начала10 Месяц начала8 Год окончания1930 День окончания12 Месяц окончания8 Калужская о., г.Боровск, тюрьма Год начала1930 Месяц начала8 Год окончания1930
Из автобиографии: "Через 2 дня нас отправили в г.Боровск, заперли в сарай, где оказалось человек 20 всякого звания и профессии: священники, учителя растратчики, спекулянты и воры" Калуга, тюрьма Год начала1930 День начала13 Месяц начала8 Год окончания1930 День окончания27 Месяц окончания8
Из автобиографии: "На утро повезли нас в Калугу, где стали опрашивать кто мы и за что взяты. Особенно обратил внимание псаломщик, который ответил, что он за "Господи помилуй". "Ну это вина небольшая," ответили, а как я узнал после от него, что он был в ссылке 10 лет. После опроса всех нас отправили в тюрьму, где мы сидели 2 недели, а потом позвали в контору и там объявили, кто куда будет отправлен. Я попал в список отправления в г.Семипалатинск (Казахстан)" Тула, тюрьма Год начала1930 Год окончания1930
Из автобиографии: "Этапом побывали в Тульской тюрьме, а потом в Томске" Томск, тюрьма Год начала1930 Год окончания1930
Из автобиографии: "Здесь из нас (в Томске) 300 человек назначили в Нарым и было меня записали туда. Этим я очень огорчился, что разлучаюсь со своим этапом. На горькую долю мою Бог послал мне доброго советчика: один священник спросил меня, почему я не пошел со своими в Семипалатинск. Я ответил, что меня вчера записали в Нарым.
" Там тебя комары заедят и вода там желтая иди, иди пока твои товарищи еще не уехали, тебе ничего не будет, раз ты назначен в Семипалатинск. Если будут тебя спрашивать, то покажи свое назначение". И правда, как он говорил, так все и свершилось" Казахстан, г.Семипалатинск, тюрьма Год начала1930 Год окончания1930
"В Семипалатинске сидели мы в тюрьме 5 дней. С нами были два бая, это по нашему помещики, богатые киргизы. Им очень много передавали мяса баранины. Они с нами делились, а мы за них пол мыли. Да, тюрьма, тюрьма и этапы, кто не был, дай Боже, тому не быть. А кто был, тому до смерти не забыть всех пережитых лишений и обид" Казахстан, г.Семипалатинск Год начала1930 Год окончания1930
"Когда же мы в Семипалатинске вышли из тюрьмы, то нам сказали: "Вы теперь вольные граждане ищите себе квартиру и работу, а через декаду приходите к нам на проверку". И вот, после ночи, проведенной в доме крестьянина, мы нашли квартиру, но такую, что и на печь там снегу надуло холодно и грязно. Скоро нашли другую на 5 человек дрова наши и по 5 рублей платы в месяц с человека. Теперь пошли работы искать. Я нашел себе печи топить в ФЗУ, но вскоре мне начальник сказал, что он не знал, что я священник, поэтому мне там работать было нельзя и "приходите завтра за расчетом". И этот добрый человек не обидел меня, а даже простил мне, что я у них забрал и питался и денег мне дал 17 рублей и хорошую справку..."
Казахстан, г.Семипалатинск иеромонах Должность и.д.псаломщика, и.д. регента архиерейского хора Год начала1930 Год окончания1933
В ссылке служил псаломщиком в храме. "Куда теперь было мне идти? По привычке к храму Божию пошел я в служащий здесь храм к вечерне, а там меня батюшка [о.Алексий Мерцалов] спросил, кто я и, что нет ли из ссыльных кого, чтобы мог быть псаломщиком здесь. Я ему ответил, что вот я мог бы быть псаломщиком здесь и регентом архиерейского хора.
" Вот и хорошо, оставайся и служи у нас, я буду давать тебе 3-ю часть как псаломщику, а староста будет тебе платить как регенту". Я отвечаю, что "можно ли это ссыльному", а батюшка сказал, что он тоже ссыльный и, что "спросим вместе разрешения у начальства". В ГПУ нам сказали: "Хорошо, служите, только про советскую власть ничего не говорите". Итак, весь свой срок я прослужил в храме Божием и сам был доволен и мною были довольны. Нашлась квартира у одной певчей, и все как возможно хорошо... Когда кончился мне срок ссылки 3 года, то освободившимся нам объявили, чтобы мы приходили за получением паспортов".
В 1933г. о.Амвросий был освобожден и вернулся в с.Иклинское
Калужская о., Боровский р., с.Иклинское, храм в честь свт.Василия Великого иеромонах Год начала1933 Год окончания1940
Служил в том же Васильевском храме, что и до заключения.
В 1940г. храм в селе был закрыт
Калужская о., Боровский р., с.Иклинское Год начала1940 Год окончания1942
После закрытия храма работал в колхозе.
Из автобиографии: "В 19401941гг. службы в Иклинской церкви из-за непосильного налога не было и сначала я жил, как говорят, старым жиром, а потом вынужден был идти работать в колхоз, дабы не умереть с голоду. 22 октября [1941г.] немцы заняли Иклинск и простояли в Иклинске 2 месяца и 5 дней. 25 декабря (нов. стиля) наши бойцы выгнали немцев из Иклинска в 2 часа ночи... В результате во время боя сгорел наш дом от зажигательной бомбы. В 20 минут сгорело все наше имущество и даже корова на дворе сгорела и весь хлеб, который я заработал в колхозе. Церковь Иклинская до прихода немцев была в полном порядке, но во время боя храм был разрушен, колокольня до карниза была сбита и упала. Остались одни стены храма, да пол, а все остальное сгорело, так что без капитального ремонта Церковь стала непригодна для богослужения. Еще раньше с 1940г. в свободное от колхозных работ время, а главное в праздничные дни, я ходил молиться в соседний храм "Спасо-Преображения" и помогал по службе батюшке о.Владимиру Замятину"
Калужская о., Жуковский р., с.Спас-Прогнанье, Спасо-Преображенская церковь иеромонах Год начала1942 Год окончания1948
С 1942г. служил в Спасо-Преображенском храме с.Спас-Прогнанье Жуковского
района Калужской области, неподалеку от Боровского монастыря. "В 1942г. в январе протоиерей Владимир Замятин тяжело заболел и мне, по просьбе его и прихожан, пришлось за него послужить. Раза три я его причащал Св. Христовых Таин, и 25 февраля о.Владимир скончался, мы с о.Михаилом Смирновым, священником. Передольского прихода, соборне его похоронили близ церкви Спас Преображенья. Прихожане меня, как свободного, стали просить остаться у них служить священником. Чтобы получить назначение, я и прихожане подали просьбу Его блаженству Блаженнейшему Сергию Патриарху Московскому и вся Руси и мне немедленно было прислано назначение служителем культа в селе Спас Преображенья, иначе называемое село Спас-Прогнанье Угодско-Заводского района Калужской области. Моя мать приехала на жительство со мной".
14 апреля 1943г. мама о.Амвросия, Наталья Семеновна, скончалась
Калужская о., Жуковский р., с.Спас-Прогнанье, Спасо-Преображенская церковь архимандрит Год начала1962 Год окончания1968
Приняв подвиг старчества, стал продолжателем оптинской традиции.
Совершил большое число тайных постригов в монашество.
Образовал в с.Софьинка Калужской обл. тайный женский монастырь.
На приходе о.Амвросий во всем следовал духовным обычаям и традициям Оптиной Пустыни
и Пафнутиева Боровского монастыря. В пастырском руководстве пасомых он держался
умеренных взглядов: не благословлял на чрезмерные духовные подвиги, но вместе с тем
уличал нерадивых. После каждой исповеди напоминал о необходимости совершенствовать
духовную жизнь
Калужская о., Жуковский р., с.Спас-Прогнанье, Спасо-Преображенская церковь схиархимандрит Год начала1968 Год окончания1978
Старец был очень прост в личной жизни и в общении с людьми, отличался поистине
детской незлобивостью и доверчивостью. Двери его дома были открыты для всех.
Многих влекла к старцу его доброта и духовная мудрость.
Все знали, что он, несмотря на преклонные лета и болезнь, выслушает каждого и даст
добрый пастырский совет.
В 1976г. о.Амвросий вышел за штат
Выйдя за штат, продолжал управлять хором Спасо-Преображенского храма.
Обладал даром прозорливости, исцеления душевных и телесных недугов.
До последних дней о.Амвросий сохранял светлый ум, тонкий слух и хорошую память.
Он был большим знатоком церковного пения, прививал прихожанам любовь к древним
церковным распевам, радовался и удачным новым композициям.
Посещавшим его он нередко что-нибудь проигрывал на физгармонии, тихо припевая при
этом и отмечая особо удачные места.
Будучи уже 95-летним старцем, он посетил Троице-Сергиеву Лавру, слушал там
подобны в исполнении лаврского хора.
Последние годы, когда он уже не мог ходить, его каждый воскресный и праздничный
день привозили в храм, где он управлял хором и назидал духовных чад.
За неделю до кончины он просил, чтобы его навестили его ученики, бывшие певчие
Пафнутиева Боровского монастыря и исполнили любимые им духовные произведения.
Старец сам управлял их пением
Кончина
1978 День15 Месяц10 МестоКалужская о., Жуковский р., с.Спас-Прогнанье Место захороненияКалужская о., Жуковский р., с.Спас-Прогнанье, склеп Благовещенского придела Спасо-Преображенского храма
Скончался на 100-ом году жизни. Накануне он исповедовался и причастился Святых
Христовых Таин, а за неделю до того над ним было совершено таинство Елеосвящения.
Тело усопшего в схимнической одежде перенесли в Спасо-Преображенский храм в
с.Спас-Прогнань. 19 октября 1978г. Божественную литургию в этом храме совершил
архиепископ Калужский Никон в сослужении многих священников и диаконов.
Прибыли духовные чада, знакомые и многие из тех, кто учился у о.Амвросия церковному
пению. Владыка Никон произнес надгробное слово, отметив более чем
восьмидесятилетнее служение о.Амвросия Святой Церкви.
Отпевание было совершено по монашескому чину.
Трогательно пел хор, возглавляемый архиепископом Никоном, и хор певчих
учеников архимандрита Авмросия.
Погребен в склепе Благовещенского придела Спасо-Преображенской церкви
с.Спас-Прогнанье
Православная энциклопедия/ Под. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т.2: Алексий, человек Божий-Анфим Анхиальский. М.:"Православная энциклопедия", 2001. С.155.