Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Медведков Алексей Иванович Год рождения1867 День рождения1 Месяц рождения7 Место рожденияСмоленская губ., Вяземский у. (Смоленская о.), с.Фомичево протоиерей
Родился 1 июля 1867г. в с.Фомичево Вяземского уезда Смоленской губ. в семье
священника Ивана Алексеевича Медведкова и его супруги Неониллы Михайловны.
Священнический род Медведковых был известен на Смоленщине дедушка Алексия,
протоиерей Алексий Медведков долгое время служил в Преображенской церкви
с.Батурино Бельского уезда, ранее приписного к с.Дентялово.
Заботами деда в 1860г. при церковной сторожке была устроена школа, а с 1870г.
существовало основанное им церковно-приходское попечительство.
В селе Батурино у деда родились сыновья: Николай (в будущем священник, отец
Николая Николаевича Медведкова, магистра богословия, члена Собора 19171818гг.) и
Иван (в будущем священник, отец Алексея), о котором в метрических книгах написано: "...Иоанн Алексеевич Медведков, протоиерейский сын Бельского уезда села Батурино, поступил в село Фомищево из воспитанников Смоленской семинарии 2-го разряда в октябре 1865г. и священствовал здесь до сентября 1868г., а в оном годе, по жалобе прихожан будучи оставлен от места, перешел в Казанскую епархию, где и умер, оставив по себе жену и двоих малолетних детей, возвратившихся обратно в Смоленскую епархию. Был нрава кроткого и тихого".
По смерти отца все воспитание Алексея легло на плечи матери Родство
двоюродный брат Медведков Николай Николаевич
Фотографии
Праведный протоиерей Алексий Медведков. Икона. Протоиерей Медведков Алексей Иванович
Год окончания1882
В 1882г. окончил Смоленское духовное училище [11],[12].
По другим данным, окончил Вяземское духовное училище
???У Бовкало [11] и в [12] Смоленское духовное училище.
??? Я верю Бовкало, и в [12] о Смоленском училище также сообщает священник
??? Георгий Пименов на радио "Град Петров", он занимался его житием.
???"Вяземское" похоже кочует из сайта в сайт.
??? Думаю, пишут "Вяземское училище", т.к. он жил в Вяземском уезде
Санкт-Петербургская Духовная Семинария
Год окончания1889
В 1889г. по II разряду окончил Санкт-Петербургскую Духовную Семинарию
Санкт-Петербург, Свято-Екатерининская церковь на Васильевском острове Должность чтец, псаломщик Год начала1889 Год окончания1895
Чтобы прокормить свою мать, окончив семинарию в 1889 году, обладая хорошим
голосом (бас) и отличным слухом, Алексей поступил сначала чтецом, потом псаломщиком
в храм св.вмц. Екатерины на Васильевском острове.
К этому времени относится его женитьба на Марии Александровне Благовещенской.
Алексей Медведков очень чтил о.Иоанна Кронштадтского, приезжал к нему, неоднократно
у него говел и исповедовался.
По глубочайшему смирению, только после пятилетнего служения псаломщиком Алексей
Медведков дерзнул спросить о.Иоанна, решаться ли ему принять сан.
О.Иоанн Кронштадтский сказал ему: "Это хорошо, что ты страх Божий имеешь" и
благословил на священство
диакон 1895 День24 Месяц12 Кто рукоположилмитрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий (Раев-Писарев)
24 декабря 1895г., в Рождественский Сочельник, Алексей Медведков был рукоположен
во диакона иерей 1895 День26 Месяц12
26 декабря, на второй день Рождества Христова был рукоположен в сан священника
Санкт-Петербургская губ., Ямбургский у. (Ленинградская о., Волосовский р.), с.Вруды, Успенская церковь иерей Должность настоятель, законоучитель Год начала1896 День начала2 Месяц начала1 Год окончания1916 День окончания27 Месяц окончания3
Во Вруде к Успенскому храму было приписано 13 деревень, около 1500 прихожан
При храме диакона не было, имелся только чтец-алтарник. Мать о.Алексия трудилась
просфорницей.
При церкви действовала церковно-приходская школа. Кроме нее, в селе была еще
земская школа и две школы Санкт-Петербургского воспитательного дома.
Во всех четырех школах школах о.Алексий был законоучителем.
Приход был бедным, и о.Алексий своими трудами кормил себя, жену, детей и мать,
сам пахал, сеял, жал, молотил.
С большой ответственностью относился батюшка к своему служению и с особенной
любовью к занятиям с детьми.
О.Алексий основательно готовился к проповедям, пользуясь не только своей
библиотекой, но и выписывая необходимую литературу из Санкт-Петербурга.
Он стремился донести слово Божие до каждого крестьянина и крестьянки, побуждая
их приходить в храм Божий и становиться настоящими христианами.
Батюшка был любим и уважаем своей паствой и собратьями-иереями
Петроградская губ., Ямбургский у., с.Вруда (Ленинградская о., Волосовский р., пос.Большая Вруда), Успенская церковь протоиерей Должность настоятель Год начала1916 День начала28 Месяц начала3 Год окончания1918
Ямбургская ЧК ././1918 Обвинение"контрреволюционный элемент" Приговорвысшая мера наказания расстрел
По другой версии, арест, возможно, произошел в 1919г.
Санкт-Петербургская губ., Ямбургский у., тюрьма Год начала1918
В тюрьме о.Алексию перебили руки и ноги, повредили лицевой нерв с правой стороны
и приговорили к расстрелу, но милостью Божией ему удалось избежать этой участи.
Его семье и преданным духовным чадам удалось спасти о.Алексия от расстрела.
По некоторым сведениям, он был спасен благодаря заступничеству старшей дочери,
Екатерины Алексеевны, которая добровольно предложила себя в заложницы вместо
отца.
Существует также семейное предание о том, что в ЧК был внесен залог (выкуп),
и дочери удалось выпросить его на поруки. Внучка о.Алексия, Анна Козина сообщила: "Бабушка Ольга [младшая дочь о.Алексия] рассказывала моей маме Екатерине, что когда батюшку выпустили под залог из тюрьмы..." [9]
Эстония, имение Сакгоф (мыза Сака) Год начала1919 Месяц начала7 Год окончания1920
В 1919г. о.Алексий с семьей перешел в находившуюся по соседству Эстонию.
Есть неподтвержденная версия о том, что о.Алексий покинул Россию вместе с отступавшими
войсками Белой Армии генерала Н.Н.Юденича [8].
Сначала о.Алексий поселился на территории имения Сакгоф (ныне мыза Сака) Эстония, г.Кохтла-Ярве Год начала1920 Год окончания1923
В 1920г. перебрался в г.Кохтла-Ярве.
Чтобы прокормить семью, устроился на тяжелейшую работу на сланцевые
рудники в Кохтла-Ярве в качестве простого рабочего, чем сильно подорвал свое
здоровье. Потом работал на шахте ночным сторожем.
С 1922г. работал также учителем Ярвеской эмигрантской школы
Эстония, Вирусский округ, г.Йыхви (Иевве), Богоявленская церковь протоиерей Должность сверхштатный священник, законоучитель в русской школе Год начала1923 День начала28 Месяц начала10 Год окончания1930
28 октября 1923г. о.Алексий был назначен на Богоявленский приход церкви
г.Йыхви, в тот храм, где много позже служил будущий Святейший Патриарх
Алексий II (Ридигер).
При этом о.Алексий Медведков продолжал окормлять русских в Кохтла-Ярве.
Годы служения в Эстонии был тяжелыми для русского православного священника
о.Алексия. Русская церковь и русские эмигранты терпели различные притеснения
в Эстонии, особенно со стороны националистически настроенных слоев общества.
В эти годы заболела его жена Мария Александровна, перенесла тяжелую операцию
и в 1929г. умерла.
В 1929г. о.Алексий подал письменное прошение в Париж митрополиту
Евлогию (Георгиевскому), управляющему русскими приходами Московской Патриархии
в Западной Европе о принятии себя в его епархию. Владыка ответил согласием.
Осенью 1930г. о.Алексий с двумя дочерьми и внуками переехал во Францию Франция, г.Париж, Свято-Александро-Невская церковь на ул.Рю-Дарю протоиерей Должность сверхштатный священник Год начала1930 День начала28 Месяц начала9 Год окончания1930 День окончания14 Месяц окончания12
22.09.1930г. протоиерей Алексий был принят в клир митрополита Евлогия (Георгиевского).
Некоторое время без штата, без содержания служил в храме св.Александра Невского
в Париже на ул.Рю-Дарю Франция, департамент Верхняя Савойя, г.Южин, Свято-Николаевская церковь протоиерей Должность настоятель Год начала1930 День начала15 Месяц начала12 Год окончания1934 День окончания22 Месяц окончания8
15 декабря 1930г. назначен на самостоятельный Никольский приход в г.Южине
в горной Савойе в Альпах, в долине р.Арли во Франции.
В этом городе находился большой металлургический завод. Начиная с 1923г.,
руководство завода приглашало русских беженцев с Балкан и Эстонии.
Многие из эмигрантов обосновывались в Южине благодаря Никольскому храму,
который был открыт в 1924г. по просьбе первых эмигрантов (в основном военных
и казаков) в бараке недалеко от завода. Прихожане обустроили этот барак,
устроили над ним небольшой купол голубого цвета.
В 1927 году храм был освящен. Храм был бедным, вместо иконостаса были
натянуты завесы из тканей, на которых укреплены бумажные иконы, но он объединял
оказавшихся в изгнании православных русских людей.
(Только после смерти о.Алексия, с одного русского корабля, распиленного
на металлолом, был пожертвован иконостас).
О.Алексий был подвижником и никогда не смущался нищетой.
По воспоминаниям прихожан, батюшка постоянно в старенькой рясе, не придавая
значения косым взглядам или колким замечаниям. Он был сосредоточен во внутренней
жизни, смысл которой составляла молитва. В храме батюшка преображался, здесь
была его истинная жизнь.
Любовь к благолепию храма, к стройности церковного пения, к торжественности
богослужения не оставляла батюшку на протяжении всей его жизни, в каких бы условиях
ни проходила эта жизнь.
Служил батюшка без пропусков, строго соблюдая "Устав", громким и отчетливым
голосом. Говорил прекрасные проповеди, почти исключительно на евангельские темы.
Приходил в храм о.Алексий задолго до начала литургии и приступал к проскомидии,
которая могла продолжаться три и более часов.
Батюшка старался молиться за всех, кто встречался на его нелегком жизненном пути.
После литургии он не торопился покинуть храм. Он, часто один, служил панихиды
по своим усопшим духовным чадам, по просьбе прихожан служил различные требы,
отказываясь брать за них деньги.
Сохранились свидетельства, что он постоянно пребывал во внутренней молитве.
Но его участие и сочувствие к людям было не только внутренним, большую часть
имеющихся у него средств, он с любовью, но всегда тайно, отдавал нуждающимся
людям.
Это часто вызывало недовольство его родственников, но батюшка не смущался этим
и продолжал творить дела любви и милосердия, не рассчитывая и не ожидая
благодарности.
О.Алексий имел очень кроткий нрав и всемерно старался быть в мире со всеми,
независимо от социального положения и политических взглядов его духовных чад.
На обиды отвечал смиренным молчанием и принимал их как нечто заслуженное.
Он был образованным и очень начитанным человеком. Однако на светских приемах
держался в тени и замкнуто. В беседах с близкими ему по духу людьми часто
цитировал Евангелие и Псалтирь, которые знал наизусть.
Из русских писателей более всего любил А.С.Хомякова.
Особенно ласков был о.Алексий с детьми, любил их за душевную чистоту.
Прихожане храма Свт.Николая в своих воспоминаниях об о.Алексии единогласно
отмечали его скромность, деликатность, за все благодарящего Бога, ничего не
требующего, ничего не домогающегося. Он был вежлив и приветлив со всеми как
с уважающими его людьми, так и с недоброжелателями, которые у батюшки тоже были.
Некоторым прихожанам не нравились длинные службы, которые он совершал,
не уклоняясь от богослужебного устава. Ясная простота и уравновешенность
служителя Божия у некоторых людей вызывала раздражение и непонимание.
О.Алексий не смог или не хотел приспосабливаться к западной жизни в эмиграции.
Души своей паствы он старался утешать своим смирением и упованием на Промысел
Божий.
Работа на сланцевых рудниках Эстонии и в районе металлургических комбинатов
во Франции сильно подорвали здоровье протоиерея Алексия.
В июле 1934г. он был госпитализирован в больницу г.Анесси с диагнозом рак легких.
В больнице батюшка, общаясь с некоторыми прихожанами, посещавшими его, говорил: "Когда нападает уныние, надо молиться вдвоем. Тогда Христос бывает посреди нас, согласно Своему обещанию в Евангелии"
Кончина
1934 День22 Месяц8 МестоФранция, г.Аннеси Место захороненияФранция, Бургундия, Бюсси-ан-Отт, Покровская обитель, Преображенская церковь
До последних минут, о.Алексий имел ясное сознание, готовился предстать
перед престолом Божиим. За день до смерти он исповедовался, соборовался и
причастился. Соседи по палате рассказывали, что накануне до смерти о.Алексий
вполголоса воспевал церковные песнопения.
Рано утром 22 августа 1934г. протоиерей Алексий Медведков отошел ко Господу.
Погребен был о.Алексий в г.Южине, сначала в бесплатной временной могиле.
Новый настоятель Никольского храма на свои деньги выкупил место и
перезахоронил тело о.Алексия на старом городском кладбище г.Южина.
В августе 1956г. власти г.Южина решили упразднить старое кладбище.
И вновь настоятелю Никольского храма г.Южина, о.Филиппу (Шпартаку) пришлось
за свои деньги переносить останки. Он купил гроб, а сам на несколько дней
отлучился по приходским делам, указав рабочим-французам могилу, которую надо
будет раскапывать. Не дождавшись возвращения священника, рабочие начали вскрытие
могилы. Увиденное потрясло рабочих: они увидели лежащее в мокрой земле нетленное
тело в белом священническом облачении, с Евангелием, которое покойный держал в руках.
Так как новая могила еще не была готова, то тело, положенное во гроб, оставалось
на открытом воздухе три дня при 30-градусной жаре, однако тления и тогда не было
обнаружено, и 11 августа 1956г. в присутствии о.Филиппа и нескольких прихожан
тело о.Алексия было вновь предано земле.
2 октября 1957г,. по инициативе настоятеля Покровского храма женского монастыря
Покрова Пресвятой Богородицы в Бюси-ан-От о.Павла Пухальского и
по благословению митрополита Владимира (Тихоницкого), тело о.Алексия было
перевезено для захоронения в крипте Успенского храма в Сент-Женевьев-Де-Буа.
3 октября 1957г. на кладбище в Успенском храме была отслужена заупокойная
литургия, а затем панихида. На панихиде присутствовало духовенство всех трех юрисдикций:
Константинопольского Патриархата, Московского Патриархата и Русской Зарубежной
Церкви.
16 января 2004г. протоиерей Алексий Медведков был канонизирован Священным Синодом
Константинопольского Патриархата в лике праведных (Алексий (Медведков)
Южинский, протоиерей, праведный).
После канонизации 12 октября 2004г. мощи его были перенесены в Преображенскую
церковь Покровской обители в Бюсси-ан-Отт.
Младшая дочь святого праведного Алексия Южинского Ольга Алексеевна в 1948г.
вернулась в Россию, жила в Симбирске. Там же проживала ее дочь Анна Козина (внучка
о.Алексия) и правнучка Мария Козина. Судьба старшей дочери Екатерины Алексеевны
не известна.
Тропарь, глас 3:
Пастырю возлюбленне Христа Бога, /
правило веры и образ милосердия явился еси. /
Велиим попечением о пастве твоей во изгнании просиял еси, /
и сего ради Бог прослави тя; /
ты же, телом почивая в нетлении, /
душею предстоиши престолу Божию, /
темже Христу Богу молися /
в православии и благочестии укрепити ны / и спасти души наша.
Кондак, глас 4:
Правило веры и образ милосердия, /
во иереях показался еси жизнию по Бозе иереем Бога и Царя, /
сего ради возвеселил еси лики ангельския, /
в обителех райских ликовствуя, отче Алексие, пастырю славне, /
Христа Бога моли /
в земли нашей православие утвердити, /
мир и благочестие даровати и спасти души наша
Нивьер А. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 19201995: Биографический справочник. М.:Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2007. 576с.: ил. С.316.