Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ГодРукоположения 1886 Дела o13.25 => o13.25 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
2
    Рукоположение
      монах 
      Ефрем 
      1886 
      День 8 
      Месяц 3 
      Место Московская губ., Звенигородский у., Саввино-Сторожевский монастырь 
      иеродиакон 
      1886 
      День 23 
      Месяц 8 
      Место Московская губ., Звенигородский у., Саввино-Сторожевский монастырь 
      иеромонах 
      1896 
      День 8 
      Месяц 8 
      Место Московская губ., Звенигородский у., Саввино-Сторожевский монастырь 
    Служение
      Московская губ., Звенигородский у., Саввино-Сторожевский монастырь 
      монах, иеродиакон, иеромонах 
      Должность ризничий монастыря (с 22.01.1915г.) 
      Год начала 1896 
      День начала 8 
      Месяц начала 3 
      Год окончания 1919 
      В 1899г. был издан труд иеромонаха Ефрема "Торжество 500-летия Звенигородского
      Саввино-Сторожевского монастыря". К началу революции будучи уже совершенно
      глухим справлял череду священнослужения
    Награды
      серебряная медаль в память Императора Александра III 
      золотой наперсный крест 
      Год награждения 1916 
      День 6 
      Месяц 5 
      Кем награжден Святейший Правительствующий Синод 
      В обители прп.Саввы о.Ефрем встретил роковой для России 1917г. Вместе с
      монастырской братией он пережил жестокие испытания, выпавшие на долю обители.
      Только в течении двух лет (1918–1919гг.) по обители было нанесено три
      тщательно спланированных удара, направленные на уничтожение монастыря. Первый
      удар был нанесен в 1918г. Неподалеку от монастыря, возле гостиниц, 15 мая
      1918г. было инспирировано убийство четырех комиссаров, всю вину за которое
      возложили на "контрреволюционное" духовенство монастыря. Двумя же месяцами
      ранее, комиссар волостного совета, назначенный еще и "комиссаром монастырской
      гостиницы", потребовал от наместника монастыря игумена Макария предоставить
      ему полную опись монастырского имущества для его конфискации. 14 мая 1918г.
      комиссар произвел обыск у учителей Духовного училища, а также конфисковал все
      продовольствие, предназначенное для учащихся училища. Мольбы и протесты были
      проигнорированы, а учителей училища обвинили в "сокрытии запасов
      продовольствия" и заключили в тюрьму. На следующий день была назначена
      конфискация имущества монастыря.
           
      2(15)мая по призыву набатного звона к монастырской гостинице, где уже
      работала комиссия "по приемке имущества монастыря", собрались жители
      окрестных сел, которые потребовали от комиссара оставить монастырь в покое,
      раздать хлеб и уйти с занимаемой должности за превышение власти. Во время
      переговоров с жителями прогремели роковые выстрелы провокаторов. Впоследствии
      спровоцированные беспорядки, получившие в суде название "контрреволюционный
      мятеж, переместились в г.Звенигород. А перед тем перепуганный народ обратился
      к глухому о.Ефрему с просьбой отслужить молебен по умиротворению беспорядков.
           В своих показаниях, привлеченный по этому делу о.Ефрем писал: "2 мая
      1918г. в 3 часа пополудни ко мне в келлию вбежал проживающий у о.наместника
      в качестве келейника старичок и сообщил, что у гостиницы совершено убийство...
      Вслед за стариком вбегает певчий Павел и говорит: "Народ просит вынести к
      воротам икону прп.Саввы и отслужить молебен". Я пошел в собор, облачился и
      вышел со святою иконою прп. Саввы и у ворот отслужил обычный молебен, но не
      благодарственный, как показалось некоторым, и, обратясь к народу, сказал
      несколько слов в таком смысле, что нужно охранять совесть от худых дел и Бог
      будет хранить нас от ужасов и злодеяний. Затем возвратился в собор и более
      решительно ничего не знаю о совершившемся у нас злодеянии". По данному делу
      были арестованы несколько священнослужителей и сельчан. Монастырь вздрогнул,
      но устоял, лишившись нескольких своих насельников, в числе которых был и
      наместник монастыря, которого приговорили к пожизненному заключению.
           Не прошло и года, как враги Православия учинили другую провокацию.
      17 марта 1919г. делегаты, проходившего в г.Звенигороде съезда Звенигородского
      уезда "единогласно" приняли решение о вскрытии святых мощей прп.Саввы —
      святыни монастыря и всей России. Члены съезда ворвались в монастырь в 12-м часу
      того же дня, сорвали богослужение и в нарушение своих же законов совершили
      задуманное святотатство и глумление над великой звенигородской святыней.
           Игумен Иона, назначенный наместником монастыря, писал о происшедших
      событиях: "По окончании вечерни, прежде чем приступить к раке, ризничий
      обители иеромонах Ефрем, облаченный в епитрахиль, фелонь и поручи, обратился к
      съезду с увещанием благоговейно относиться к мощам преподобного отца нашего
      Саввы, но ему не дали говорить и с криками: "Замолчи!", "Довольно обманывать
      народ!" потребовали скорейшего приступления к делу. Тогда по приказанию
      председателя съезда отец ризничий снял с мощей преподобного Саввы все покровы и
      покровицы, вынул боковую доску, подушку и вату, распорол схиму и мантию, в
      которых были зашиты святые кости преподобного, и обнажил их. Отсутствие
      нетленного тела, нахождение в раке подушек и большого количества ваты
      послужили членам съезда поводом к кощунственным выражениям о преподобном Савве
      и к насмешкам по адресу монахов".
           Обозленные воинствующие безбожники, не обнаружившие в раке мерещившиеся
      драгоценности, перешли к глумлению над святыней. Деяния своих рук они сфотографировали,
      затем свалили святые мощи грудой в раку и выставили их на всеобщее
      обозрение трудящимся, к которому призывали листовки, расклеенные по всему
      Звенигороду. С братии монастыря взяли расписку, чтобы никто не менял
      положения мощей в раке "до особого распоряжения".
           "Святые мощи, — писал о.Ефрем, — уже три недели остаются в беспорядке с
      растерзанными по всей гробнице одеждами". После такого "всенародного
      разоблачения" мощи были изъяты и вывезены большевиками в Москву. Община
      верующих при монастыре направила обращения в Наркомюст и НКВД с описанием
      безобразий, учиненных представителями советской власти в монастыре, и просьбой
      оставить верующим святые мощи. В защиту обители выступил Кузнецов Николай
      Дмитриевич. По его ходатайству в Звенигород был откомандирован "большой
      специалист" по Православию И.А.Шпицберг. Он провел свое "расследование".

      Шпицберг перевернул дело с ног на голову: жалобщики, монахи, их защитники, а
      заодно и члены Совета объединенных православных приходов были обвинены в "в
      клевете на советскую власть". Среди них был и о.Ефрем, обвинявшемуся в
      "лжесвидетельстве", ложном доносе на действия местных властей,
      контрреволюционной агитации и дискредитации советской власти с целью
      возмущения народных масс"
    Аресты
      Московская губ., Звенигородский у., Саввино-Сторожевский монастырь 
      Год ареста 1919 
    Осуждения
      Московский Губернский Революционный Трибунал 
      15/01/1920 
      Обвинение "организация контрреволюционного общества под названием "Совет объединенных приходов". 
      Приговор тюремное заключение, заменено по амнистии на условное 
      В приговоре суда по делу говорилось: "Гр.Фиргуф (он же Иона), иеромонах
      Савва и ризничий Ефрем, занимавшие в Звенигородском монастыре руководящие
      посты, все трое присутствовали в момент вскрытия мощей 17 марта 1918г.
      и были свидетелями безупречного поведения советских властей,
      при вскрытии. Затем с заведомой целью контрреволюционной агитации и
      возбуждения прихожан против власти измыслили и распространили среди
      населения злостно-клеветнические слухи о якобы кощунственных действиях этих
      властей, склонив этим самым организацию верующих при монастыре к подаче
      жалобы — прошения в Совет Народных Комиссаров на действия местных властей,
      лжесвидетельствуя перед ними об указанных кощунственных действиях... Войдя
      по этому поводу в соглашение с Кузнецовым (Н.Д.), приняли участие в
      составлении указанной выше жалобы, а также в агитации среди общины верующих
      и собирании подписей под жалобой".

      В приговоре суда говорилось: "Что же касается
      ризничнего Ефрема [и некоторых других обвиняемых по делу], приняв во внимание,
      что их деяния, совершенные против Рабоче-Крестьянской власти, бессознательны,
      Трибунал в связи с амнистией ВЦИК от 5 ноября 1919г. нашел возможным освободить
      их из-под стражи и вынести условное осуждение... "

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ