Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
"Дело священников о.Карпа Мусаткина, о.Михаила Хераскова и др. (11 человек), г.Покровск (Энгельс), 1931г." Архив=Архив УФСБ по Саратовской обл. Д.ОФ-24805 ПриблКолЧеловек=10 священников, 1 член церковного совета ОсновныеОбвиняемые
протоиерей Завражин Николай Иванович
священник Белов Сергей Александрович
священник Витевский Василий Иванович
священник Мусаткин Карп Григорьевич
священник Херасков Михаил Иванович
ПериодCледствия
Регион=АССР Немцев Поволжья (Саратовская обл.), г.Покровск (Энгельс) ПериодСледст=с ноября 1930г. до 31 августа 1931г. МестоЗаклСлед=АССР Немцев Поволжья, г.Покровск, ИТД ОсновноеОбвин="член к/р повстанческой церковной организации, ставившей целью свержение Соввласти и восстановление демократической республики" ГодОкончСледст=1931
ОбщееОписаниеДела
По делу было арестовано 11 человек.
В их число входило 10 священников и один член церковного совета.
Из материалов дела: "В ГПУ стали поступать сведения о том, что в Троицкой церкви г.Покровска начиная с 1929г. происходят... нелегальные собрания.... Кроме священника Троицкой церкви М.Хераскова на собраниях присутствует и духовенство из других церквей... На собраниях велись обсуждения правительственных мероприятий. Одновременно поступают сведения о том, что в Вознесенской церкви г.Покровска во время богослужения распространялось "святое письмо Божией Матери", в котором говорилось, что "пойдет народ на народ и брат на брата"... Все вышеуказанное побудило ГПУ усилить наблюдение за деятельностью православного духовенства г.Покровска, при котором обнаруживается, что в квартире попа Вознесенской церкви Карпа Мусаткина происходят сборища духовенства не только г.Покровска, но и близ расположенных сел. Из Покровского духовенства на собраниях у Мусаткина собирались М.И.Херасков, Н.И.Завражин, Ф.Д.Волковский, А.А.Попов, В.И.Сурков, С.А.Белов, В.И.Витевский, из сел же Квасниковки А.Ф.Антонов, из с.Анисовки Т.В.Углов, из с.Калуги А.Георгиевский... Кроме духовенства, в сборищах у Мусаткина принимали участие и члены церковных советов, близко стоящие к духовенству... Кроме того, установлено, что некоторые священники имели тесные взаимоотношения с митрополитом Саратовским Серафимом (Александровым), регулярно посещая его, якобы по делам службы... Установлено, что на территории АССР Немцев Поволжья существовала к/р повстанческая организация духовенства, возглавляемая и руководимая духовенством и создавшая по всей почти территории республики многочисленные к/р ячейки повстанческого характера. Организация имела свои ячейки в следующих населенных пунктах. В г.Покровске возглавляемая попом М.Херасковым, членом Епархиального Совета, попом К.Мусаткиным. Покровская ячейка группировала около себя ячейки из окружающих сел: в Анисовке (Покровский кантон) возглавляемая попом Т.В.Угловым, в Квасниковке попом А.Антоновым, в с.Калуге (Федоровский кантон) попом Георгиевским, в с.Ваулино попом Шаровым, в с.Мордовое попом Крестовоздвиженским, в с.Ахмат попом Омировым, в с.Салтове попом Бондаренко, в с.Красный Кут попом Годиновым, в с.Ахмат попом Батаевым... Возникновение организации духовенства относится к 1919г. с момента приезда в г.Покровск епископа Тихона (Оболенского)... С приездом же Тихона организация превратилась в к/р организацию, ставящую целью борьбу с мероприятиями Соввласти...".
Из показаний свидетелей и обвиняемых на допросе: "...С прибытием Тихона жизнь духовенства всколыхнулась. Епископ часто служил в бывшей Троицкой церкви, приглашая на службу с собой священников других церквей. Приглашая к себе на квартиру некоторых попов, через беседы с ними узнавал все, что ему было нужно... Выявлялся кружок из духовенства, каковые стали живыми проводниками мыслей Тихона...". "Епископ Тихон, как тонкий политик по идеологии, вызывал к себе и обрабатывал Аксенова, Белова, Волковского, Суркова, Дроздова и, как впоследствии выяснилось, Тихон говорил... об одном и том же: что при Советской власти необходимо духовенству теснее сплотиться на защиту Церкви, что Соввласть враждебна религии... После молебнов, в положенные дни, на каковых должно участвовать все духовенство, епископ задерживал священников в алтаре и беседовал на ту же тему...". Кроме перечисленной к/р работы среди духовенства, епископ Тихон вел идеологическую обработку и верующих, путем организации из числа мирян кружка "Ревнителей Церкви", устройства собраний с общим пением, торжественных крестных ходов и т.д., подготавливая и выявляя этим в среде верующих себе сторонников и восстанавливая их против Соввласти. Целью кружка "Ревнителей Церкви" было проводить в жизнь тайные мероприятия во благо Церкви... На собраниях кружка Тихон подготавливал участников к мысли о том, что Советская власть временная, что нужно прилагать старания к тому, чтобы народ не особенно доверялся ей и не дорожил ею. Квартира епископа Тихона сделалась местом обсуждения всех сторон не только церковной жизни, но и гражданской. Точно такими же способами выявлялся кружок из духовенства, каковые стали живыми проводниками мыслей Тихона. Приближенными Тихона были священники Полянцев, Белов, Солнцев, Андреев, Игошкин и Александр (секретарь Тихона)... Развитию... к/р деятельности ... был нанесен удар, когда идеолог и руководитель епископ Тихон в 1922г. из г.Покровска был сослан в Москву...". На последующем этапе вследствии выселения епископа Тихона из г.Покровска в деятельности организации наступает затишье... Изъятие церковных ценностей, хотя духовенство было против него, прошло спокойно... После того... руководителем стал священник Дамаскин... В 19211922гг. сборища организации проходили у него на квартире. Дамаскин умер, и в качестве руководителя организации всплыла фигура священника Аристарха Полянцева, который, несмотря на прибытие в 1925г. епископа Павла (Флеринского),... остался до своей смерти руководителем организации... ... Полянцев являлся горячим сторонником митрополита Петра Крутицкого. Организация стала распространять листовки и письма к/р характера. За одно из таких писем, присланное архиепископом Николаем из Америки епископу Тихону священник Полянцев и священник Завражин были осуждены Коллегией ОГПУ и высланы".
Из показаний С.Белова: "Духовенство, как Мусаткин, Сурков и другие, за редким исключением, разделяли ту точку зрения, что если бы Петр Крутицкий был у руля Правления Церкви, то Церковь была бы в надежных руках... В последнее время, когда митрополит Сергий и Серафим опубликовали свое интервью о том, что в СССР нет гонений на религию, у нас в Покровске поговаривали об объявления им бойкота. Почин этому сделали Мусаткин и Сурков".
Из материалов дела: "В последний период руководящую роль в организации занимал митрополит Серафим (Александров). В 1928г. в связи с ... коллективизацией, используя недовольство населения и группируя около церковных советов к/р элемент, организация вновь начинает активнейшую деятельность под руководством митрополита Саратовского Серафима (Александрова), который с указанного времени и становится ее руководителем и идеологом. Вызывая к себе отдельных священников, он обрабатывал их, давал им указания в отношении мероприятий к/р характера... Для конспирации к/р работы митрополит Серафим разослал обращение к духовенству с запрещением ведения агитации против колхозного строительства... К моменту вскрытия к/р организации она имела ряд к/р ячеек в селах, руководителями которых которых было духовенство... Были вскрыты и ликвидированы следующие к/р ячейки: В с.Ваулино во главе с попом Шаровым, в с.Ахмат попом Омировым, в с.Мордовое с попом Крестовоздвиженским, в с.Ахмат Краснокутского кантона во главе с попом Батаевым, в Красном Куте с попом Годиновым, в с.Логиновке с попом Бондаренко, в с.Романовке и с.Калуге Федоровского кантона активнейшее участие принимал священник Георгиевский, завербованный попом Антоновым... Подобные ячейки теперь нами вскрыты и в г.Покровске, Квасниковке и Анисовке... В Покровске руководители ячеек Мусаткин, Херасков, Белов. В Анисовке Углов и в Квасниковке Антонов. Как ранее ликвидированные, так и вновь вскрытые ячейки к/р организации, ставили себе общие цели, т.е. свержение Советской власти путем вооруженного восстания и восстановление демократической республики.
Из показаний С.Белова: "...Связь с митрополитом Серафимом от нашей Покровской к/р организации поддерживали священники Херасков и Знаменский. Со стороны остального духовенства с митрополитом связь была случайна и редка (по вызову). Главными руководителями в нашей к/р организации были Херасков, Знаменский и Мусаткин. Местом собраний была квартира умершего священника Аристарха Полянцева. Собирались и у других священников, как например, у Мусаткина. Кроме того, собирались и в церкви, но по своим приходам вместе с мирянами. Такое нелегальное сборище было и у священника Хераскова. Организация действовала в широких размерах и в Покровске была сосредоточена главным образом при приходских церквах Крестовоздвиженской, Покровской, Троицкой и Вознесенской кладбищенской".
Из материалов дела: "...Главными организаторами к/р работы были: священник Крестовоздвиженской церкви С.А.Белов и члены исполнительного органа при храме... Здесь же участвовал и священник Кладбищенского храма А.Попов. Сюда же примкнул и священник Троицкого храма Херасков с членом исполнительного органа Василием Чертороевым. Все руководящие указания получали от священника Сергия Белова, который ездил в Саратов к митрополиту Серафиму с целью получения от него указаний, как противодействовать распоряжениям нашего правительства... Организация, задавшись целью свержения Соввласти, проводила нелегальные собрания, обсуждая на них формы и методы борьбы с Соввластью и проводимыми ею мероприятиями. Организация привлекала на свои нелегальные собрания не только духовенство, но и верующее население, главным образом, приближенным к церкви из числа членов церковных советов... Одним из характерных сборищ являются сборища в Троицкой церкви. Проводя собрания с верующими, духовенство также устраивало свои совещания в квартирах священников Мусаткина, Полянцева, и у Хераскова, где обсуждались не только вопросы церковного порядка, но и вопросы текущей политики. Обрабатывая на нелегальных собраниях верующих, внедряли в их сознание мысль, что коллективизация есть враг религии, и с наступлением стопроцентной коллективизации наступит крах религии, а потому в колхоз входить не надо, скоро будет война, и колхозы развалятся... Как ранее ликвидированные, так и вскрытые в настоящее время к/р ячейки организации духовенства ставили перед собой общие задачи как в политическом, так и в экономическом отношении, т.е. свержение Соввласти путем вооруженного восстания и восстановление демократической республики. Подготавливая и обрабатывая верующих, организация внедряла им мысль о скорой интервенции, при которой восстание внутри страны поможет свергнуть Соввласть".
27 августа 1931г. было составлено обвинительное заключение, следствие было закончено,
и 31 августа 1931г. тройка при ПП ОГПУ по Нижне-Волжскому краю вынесла обвинительный
приговор по ст.5810,5811 УК РСФСР. Восемь обвиненных по делу были
приговорены к 10 годам концлагерей, один человек (священник А.А.Попов) к 5 годам концлагерей,
и двое (священники Ф.Д.Волковский и Т.В.Углов) к 5 годам высылки в Северный
край.
Все проходившие по делу были реабилитированы 13 апреля 1989г. прокуратурой
Саратовской обл. СписокПострадавших