Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Каллист (Павлов Константин Егорович) Год рождения1861 Место рожденияКазанская губ., Ядринский у. (Чувашия, Моргаушский р.), с.Тиуш архимандрит
Сын крестьянина Фотографии
Священник Павлов Константин Егорович (впоследствии архимандрит Каллист), фото 1899г.
Симбирская губ., Буинский у., с.Киять Год начала1880 День начала1 Месяц начала10 Год окончания1886
По окончании учительской семинарии 1 октября 1880г. был назначен сельским
учителем в школе с.Киять, был также учителем в земской школе.
Во время прохождения служения в учительской должности, за усердное исполнение
служебных обязанностей и обучение мальчиков церковному хоровому пению ежегодно,
по представлению училищного начальства, получал от Земства и Министерства
Народного Просвещения денежную награду.
Одновременно с исполнением обязанностей сельского учителя был домашним учителем
детей симбирского губернатора действительного статского советника
Н.П.Долгово-Сабурова в его имении в с.Киять
Симбирская губ., Буинский у., с.Киять, Богоявленская церковь Должность псаломщик, учитель земской школы Год начала1886 День начала31 Месяц начала10 Год окончания1889 День окончания12 Месяц окончания2
31 октября 1886 года указом Симбирской Духовной Консистории определен
сверхштатным псаломщиком к Богоявленской церкви с.Киять
12 декабря 1888г. симбирским епархиальным начальством по приготовлении и сдаче
экзамена был принят в духовное звание
иерей 1889 День12 Месяц2 МестоСимбирск Кто рукоположилепископ Симбирский и Сызранский Варсонофий
12 февраля 1889г. Его Преосвященством, Преосвященным Варсонофием,
епископом Симбирским и Сызранским, рукоположен во священника к
Успенской церкви, что в Детском Симбирского Губернского Попечительства
Приюте учреждения Императрицы Марии
Симбирск, Успенская церковь при Мариинском детском приюте учреждения императрицы Марии иерей Должность законоучитель Год начала1889 День начала12 Месяц начала2 Год окончания1901 День окончания17 Месяц окончания3
Состоял законоучителем и учителем. К этому времени о.Константин овдовел.
иеромонах Каллист 1901 День18 Месяц3 МестоСимбирская губ., Карсунский у., Жадовская Казанско-Богородицкая пустынь
Вероятно, мирская жизнь начала тяготить батюшку. 18 марта 1901г.
о.Константин был пострижен в монашество в Жадовской Пустыни с наречением
имени Каллист в честь мученика Амморейского
Симбирская губ., Карсунский у., Жадовская Казанско-Богородицкая пустынь иеромонах Должность казначей и делопроизводитель, управляющий Жадовской пустынью (с 16.01.1906г.) Год начала1901 День начала18 Месяц начала3 Год окончания1912 День окончания21 Месяц окончания5
Новопостриженному иеромонаху доверили управление экономической деятельностью
монастыря, назначив на должность казначея, а также исправление обязанностей
делопроизводителя. Усердие о.Каллиста в заботах о благолепии обители были
отмечены церковноначалием.
В 1905г. Святейшим Синодом он был награжден наперсным крестом.
Жадовская пустынь была основана в начале 18 века на месте чудесного обретения
иконы Казанской Божией Матери. Эта чудотворная икона была помещена
в Казанскую церковь монастыря
архимандрит 1912 День21 Месяц5 МестоСимбирская губ., Карсунский у., Жадовская Казанско-Богородицкая пустынь
21 мая 1912г. года батюшка был возведен в сан архимандрита
Симбирская губ., Карсунский у., Жадовская Казанско-Богородицкая пустынь архимандрит Должность управляющий Жадовской пустынью, благочинный женских монастырей Сызранского уезда (с 21.05.1912г.) Год начала1912 День начала21 Месяц начала5 Год окончания1912 День окончания12 Месяц окончания7
После почисления на покой прежнего архимандрита о.Каллист, который приобрел
заслуженный авторитет и любовь братии обители, был назначен
на должность управляющего Жадовской Пустынью.
На него, как на опытного духовного наставника и заботливого попечителя о благе
Церкви, были возложены обязанности благочинного женских монастырей Сызранского
уезда.
Всеобщая любовь и уважение к архимандриту Каллисту как ревностному пастырю и
искреннему молитвеннику наглядно видны в единственном сохранившемся до наших дней
письме на имя отца архимандрита от игуменьи одного из женских монастырей Арсении,
которая просит, чтобы батюшка "самолично совершил постриг послушниц ее обители, желая придать совершению сего обряда глубоко умилительный и торжественный характер, чем именно и отличается совершаемое Вами... Смиренно повергаюсь к стопам Вашим, испрашивая Вашего благословения и святых молитв, и благоговейно лобзаю Вашу благословляющую десницу. Молитвенно желаю да продлит Господь Вашу жизнь и подкрепит Ваши душевные и телесные силы к дальнейшему служению и прохождению тернистого пути на благо Св. Его Церкви и на пользу Вашим пасомым на много-много лет".
Отец Каллист заканчивал шестой десяток лет своего земного бытия, и силы ему нужны
были немалые для хождения по истинно тернистому пути.
Письмо датировано 1920 годом.
Но силы управляющего Пустынью подкреплялись самым главным предстательством и
заступничеством Царицы Небесной, пред чьим святым чудотворным образом о.Каллист
молился постоянно, к Чьей помощи прибегал и на Которую все упование свое возлагал. Симбирская губ., г.Сызрань, Вознесенский мужской монастырь архимандрит Должность наместник, благочинный Жадовской пустыни Год начала1912 День начала12 Месяц начала7 Год окончания1916 Симбирская губ., Карсунский у., Жадовская Казанско-Богородицкая пустынь архимандрит Должность настоятель Год начала1916 Год окончания1924
В апреле 1918г. архимандрит Каллист от лица братии монастыря обратился с заявление
в Ушаковский земельный комитет: "... Состоящий при Жадовской пустыни участок земли в количестве 72 десятин, как ближайший к земле Ушаковского сельского общества, должен состоять в ведении Ушаковского сельского земельного комитета. Поэтому братия монастыря обращается к Ушаковскому сельскому земельному комитету с покорнейшей просьбой оставить монастырю сей пустыни бывший у него с давнего времени до сих пор участок земли... в 72 десятин... Монастырь без этой земли существовать не может и в случае отбирания этой земли... должен упраздниться"
21/8 апреля 1918г. был получен положительный ответ от Ушаковского сельского
земельного комитета: "...Мы, как истинно верующие христиане, и не желая посягнуть на святыню означенной пустыни, ... разрешаем братии... пользоваться земельными и луговыми угодьями так же, как пользовались и ранее... Твердо веруя в Бога и чудоявленную Божию Матерь, мы, Ушаковское общество, желаем постоять в защиту означенной пустыни, дабы не упал дух православного христианина, и будем надеяться на помощь чудотворной Казанской Богородицы".
В 1920г. Губисполком запретил традиционные крестные ходы с чудотворной иконой
Казанской Божией Матери по окрестным деревням и селам
08/08/1924 Обвинение"недоносительство" Приговор2 года тюремного заключения (условно)
По делу проходили 26 человек.
Из материалов дела: "В конце 1919г. в селе Жадовка был организован союз, именуемый "Союз спасения родины", цель которого борьба с властью Советов и свержение рабоче-крестьянского правительства. О существовании "Союза" в числе прочих знали архимандрит Каллист (Павлов), настоятель Жадовской пустыни и школьная работница с Румянцевской фабрики Дейхман. Первому было предложено... о вступлении в организацию, ... второй подброшено в класс анонимное письмо с подобного рода предложением. .... Павлов Константин Егорович виновным себя признал и в свое оправдание приводит свою политичность как служителя культа... ".
Из 26 обвиняемых особо опасными признали троих, и среди них архимандрита Каллиста
Из епархиальной хроники того времени [Зв1]: "Архимандрит Каллист, настоятель Жадовской пустыни Ульяновской губернии, судом 8 августа н.ст. приговорен к 2 годам тюремного заключения условно, за участие в контрреволюционной организации "Союз Спасения Родины", оперировавшей на территории Карсунского уезда в 19191920гг. Всего по делу было привлечено около 20 человек" [Ульяновский епархиальный листок. 1924. N 22 (авг.-сент.). С.23.]
Симбирск, Губдомзак Год начала1924 Год окончания1924 День окончания8 Месяц окончания8
Был освобожден из Домзака и отпущен в Жадовскую пустынь, будучи осужден
на 2 года условно
Симбирская губ., Карсунский у. (Ульяновская о., Барышский р.), Жадовская Казанско-Богородицкая пустынь, Казанская церковь при пустыни архимандрит Должность настоятель Год начала1924 Год окончания1929 Месяц окончания7
В начале 1920-х годов монастырь был закрыт, но в обители оставалось два десятка
насельников монастыря и происходила служба в Казанской церкви бывшего монастыря.
Начальник местного угрозыска 30 августа 1926г. сообщил главе Карсунской милиции: "Всего лиц, проживающих в бывших постройках монастыря, 20 человек, из коих: архимандритов 2 человека (один из них настоятель Каллист (Павлов)), иеромонахов 6 человек, иеродиаконов 2 человека, ... и послушников 8 человек... Занятия всех вышеупомянутых лиц, за исключением послушников, относятся к церковной службе по роду их званий... Послушники же, кроме церковной службы (пения на клиросе), работают по хозяйству, имея одну лошадь, и обрабатывают на ней около 7 десятин озимого и ярового хлеба. Источником проживания этой группы являются: означенный засев и часть поступающих в церковь доходов от сборов и т.д. Денежными суммами заведует сам настоятель Каллист. Прямого названия монастыря уже не существует, а имеется название Казанской церкви коллектива верующих с приходами ближайших деревень Ушаковки и Новая..."
В ответ 08.12.1926г. поступила новая директива от губернских властей: " 1). На каком основании 20 человек монахов проживают в здании бывшего монастыря при Казанской церкви Жадовской пустыни? 2). На каких основаниях монахи пользуются 7 десятинами пахотной земли, от кого она получена? 3). Проведен ли через церковный совет наем 20 человек монахов как служителей культа названной церкви ...? 4). Расследовать вопрос пользования монахами церковных сумм?"
Вскоре у монахов за неуплату налогов конфисковали лошадь, после чего братии пришлось
отказаться и от последних 7 десятин пашенной земли.
После этого население пустыни сократилось до 5 человек (с настоятелем архимандритом
Каллистом), но все еще продолжало пользоваться поддержкой прихожан.
После этого начальник Губотдела ОГПУ отослал письмо в губернский административный
отдел: "Просьба поспешить исполнением нашего N 15630 от 29/XI -26г. по вопросу окончательной ликвидации Жадовского монастыря".
Однако жители Ушаковки и Новой никак не соглашались на "ликвидацию" монастыря,
послав письмо в Жадовский волостной исполком: "Настоящим просим ВИК образовать в бывшем Жадовском монастыре приходскую церковь деревень Ушаковки и Новой Деревни со штатом: архимандрита Каллиста, двух иеромонахов, одного диакона и одного псаломщика... При этом просим оставить за нами ... всеми чтимую икону, здание церкви и возможное помещение под квартиры священнослужителей..." Председатель приходского совета И.Авдеев. Член приходского совета староста Гусев. Настоятель управляющий бывшего Жадовского монастыря Каллист. 2.03.1927г."
Даже после формального закрытия церковной общины оставшиеся монахи продолжали служение.
В июле 1929г. они доставили в пустынь парализованного блаженного старца Василия из с.Копышевка.
Это послужило поводом для возбуждения против них уголовного дела: "Попы и монахи Жадовского монастыря в лице архимандрита Каллиста (Павлова Константина Егоровича), Фокина Аркадия Кирилловича и Аристова Дамаскина Герасимовича в целях извлечения доходов и иного рода поборов среди населения окружающих сел в июле месяце 1929г. привезли в монастырь неизвестного местному населению больного человека, которого и стали выдавать за юродивого святого для популяризации и привлечения большого количества верующих, объявив, что юродивый человек может творить чудеса. Благодаря чему со всех сел и деревень в монастырь приезжали верующие для поклонения юродивому до 500 человек ежедневно. Несли пожертвования деньгами и холстом. Попы и монахи служили ежедневно службу в церкви в честь юродивого святого. Носили его на ключ, где также служили службу. По их наущению верующие с целью исцеления от болезней целовали больному руки и лицо... Во время работы по коллективизации монахи имели свое влияние на верующую массу крестьян, благодаря чему последние отказались вступить в колхоз. Неоднократно после службы в церкви собирали женщин и вели с ними беседы на разные темы антисоветского характера...".
Вскоре архимандрит Каллист, иеромонах Дамаскин (Аристов Дмитрий Герасимович)
и монах (будущий иеромонах) Аркадий (Фокин Александр Киреевич)
были арестованы
Симбирская губ., Карсунский у. (Ульяновская о., Барышский р.), Жадовская Казанско-Богородицкая пустынь, Казанская церковь при пустыни Год ареста1930 День ареста14 Месяц ареста3
тройка при ПП ОГПУ по Средне-Волжскому краю 10/04/1930 Приговор5 лет концлагерей с заменой на высылку в Северный край через ПП ОГПУ на тот же срок Групповое дело"Дело архимандрита Каллиста (Павлова) и др., Жадовская пустынь, 1930г."
Белбалтлаг (строительство каналов Москва-Волга и Беломоро-Балтийского) Год начала1930
В лагере архимандрит Каллист повстречался с иеромонахом Жадовской пустыни
Виссарионом (Бурдасовым Василием Никифоровичем), также отбывавшим наказание
на строительстве каналов в 19321936гг.
Под впечатлением этой встречи иеромонах Виссарион написал дошедшее до наших дней [2000г.]
стихотворение "Прощай, обитель!", поныне поющееся в тех местах.
Дальнейшая судьба архимандрита Каллиста неизвестна