Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Ираклий (Мотях (Митяха) Сергей) Год рождения1863 Место рожденияЧерниговская губ. схимонах
Родился в семье казака в Черниговской губернии.
Как рассказывал он сам, в монастырь его отдали совсем ребенком,
родителей своих он не помнил. Когда пришло время, послушник принял иноческий
постриг с именем Иосиф. Поступил в Свято-Троицкую обитель на северном берегу озера
Иссык-Куль ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1905-1916гг.]
[1916-1928гг.]
мантия Ириней 1905 День25 Месяц3 МестоСемиреченская о., Иссык-Кульский Свято-Троицкий мужской монастырь
25 марта 1905г. пострижен в мантию с именем Ириней
Семиреченская о., Иссык-Кульский Свято-Троицкий мужской монастырь монах Должность помощник эконома, звонарь Год начала1905 Год окончания1914
В Иссык-Кульском монастыре исполнял обязанности звонаря и помощника эконома.
В 1914г. вышел из монастыря Семиреченская о., г.Верный (Казахстан, г.Алма-Ата), Архиерейская дача монах Должность сторож Год начала1914
Некоторое время нес послушание на архиерейской даче.
Вскоре вернулся в Иссык-Кульский монастырь Семиреченская о., Иссык-Кульский Свято-Троицкий мужской монастырь монах Должность помощник эконома, звонарь Год окончания1916
Летом 1916г. в Семиречье началось восстание киргизов. Они напали на
Иссык-Кульский монастырь и стали требовать ценности.
Монахи сказали, что у них ценностей нет.
Киргизы велели к определенному дню приготовить ценности и пригрозили расправой
в случае отказа.
Тогда часть монахов, в числе которых были отцы Феогност и Пахомий, заранее
ушли из монастыря кто в горы, кто в ближайшие селения на лодках.
Отец Ириней и некоторые монахи преклонного возраста остались, сказав: "Будь, что будет. Мы уже старые и никому не нужны. Как Богу угодно".
В назначенный день оставшиеся монахи закрылись и стали служить.
Все исповедовались, причастились.
Киргизы приехали утром 11 августа, принялись стучать саблями. Монахи
не открывали. Из рассказа о.Ираклия верненским монахиням: "На меня страх напал, видимо, мне не время было умирать, неготовый я был. Я побежал на колокольню... Метался, метался и подлез под тес, под лист железа. Киргизы выбили двери, зашли в монастырь, стали требовать драгоценности. Иконы побили, забрали церковную утварь чаши, подносы, кресты. Потом во дворе началась казнь. Я лежал под крышей, и мне все было видно. Было очень жарко, я чуть не сгорел, железо накалилось, хотелось пить, но пришлось все терпеть. Смотрел, как монахам саблями отрубали носы, уши, руки, ноги. Сделают человека, как самовар, он кровью исходит, а я не знаю, что со мной тогда было... ".
Рассказывая это, о.Ираклий называл замученных по именам и плакал. "Потом одного старца повесили за ноги вниз головой и начали снимать с него кожу... Не пощадили никого, всех порубили. Под вечер, к заходу солнца, смотрю, киргизы сели на лошадей и уехали. А я все под крышей лежу. Вижу, появились люди из селений, и ушедшие монахи стали подходить. Тогда я стал вываливаться из своего убежища. Упал на пол колокольни, а у меня ни руки, ни ноги не работают... "Ты живой?" "Живой" "Как же ты спасся?" "Да вот, я на колокольне был"; Плачем все. К утру все раненые поумирали. Похоронили всех в общей могиле".
Впоследствии всю свою жизнь он горячо молился за своих собратьев-мучеников,
и каялся в том, что не пошел с ними на эту Голгофу
Семиреченская о., Верненский у., Аксайский скит на горе Кызыл-Жар близ г.Верного схимонах Год начала1916 Год окончания1921
Отец Ираклий, Феогност и Пахомий ушли в район г.Верного, в Аксайский скит
на горе Кызыл-Жар.
Там, вместе со своими сподвижниками иеромонахами Серафимом, Феогностом,
Пахомием и Анатолием о.Ираклий нес свой молитвенный труд.
В одной из келий подвижники совершали Божественные службы.
По воспоминаниям их духовных чад, старавшихся при каждой возможности приходить
в скит, службы эти были необыкновенные: пели сами монахи, и пение это оставляло
в душах молящихся с ними благоговейный трепет и радость, как будто стояли они
не на земле, а на небе.
В начале августа 1921г. все пятеро насельников Аксайского скита пошли в город
в Никольский храм на праздник великомученика Пантелеимона Целителя.
После праздника Ираклий и Пахомий остались в городе, а трое вернулись в горный
скит, где ночью отцы Серафим и Феогност были убиты красноармейцами, а о.Анатолию
удалось бежать.
После этого события оставшиеся в живых три подвижника уже не вернулись в горы.
Схимонах Ираклий перебрался в станицу Талгар близ Алма-Аты
Семиреченская о., Верненский у., ст-ца Талгар Год начала1921 Год окончания1927
В Талгаре старец поселился в семье старосты талгарской Никольской церкви И.Д.Дмитриева.
В доме жить отказался и построил себе келью в саду.
Очень любил детей Дмитриева. По воспоминаниям, бывало, играет с ними,
забавляется, потом закроет лицо руками: "Прости, Господи! и смеется.
К нему иногда приходили верненские монахини Евфалия, Дорофея, Магдалина
и инокини Александра, Феодора, Мариамна, Татьяна. Любили все вместе сидеть
вечерами в саду под яблонями и петь псалмы и духовные канты.
Отец Ираклий часто надолго уходил в горы молиться.
В 1928г. семью Дмитриева арестовали и отправили в ссылку на Аральское море.
Перед их арестом о.Ираклий ушел на побережье Иссык-Куля Киргизия, Иссык-Кульская о., келия в горах около озера Иссык-Куль Год начала1927 Год окончания1928
О.Ираклий построил на берегу озера Иссык-Куль в горах келию, в которой прожил
некоторое время в полном уединении.
В начале зимы 1928г. житель с.Сазоновка (ныне Ананьево) Мирон Николаевич
Дубинин ехал в горах верхом на лошади.
Услышав стон, он поехал на звуки и обнаружил келию, а в ней старца Ираклия
в обветшавшей разорванной монашеской одежде. Стонал старец оттого, что у него
сильно болела рука. Мирон, видя его в таком бедственном положении, с трудом
уговорил поехать в село Киргизия, Иссык-Кульская о., с.Сазоновка (Сазановка) (Ананьево) Год начала1928 Год окончания1937 День окончания10 Месяц окончания6
Мирон Дубинин собрал в узелок все вещи и книги преподобного, посадил старца
на лошадь и привез домой.
За ночь жена Мирона сшила Ираклию новую одежду из холста, а наутро его отвезли
к фельдшеру, который обработал рану.
После выздоровления преподобный сказал, что жить в доме у них он не может.
Тогда Мирон помог старцу устроить келию в саду, в сарае, служившем кухней.
Поселок Сазановка был расположен в 10 км от разоренного Свято-Троицкого монастыря,
Живя у Дубининых, старец продолжил свои аскетические подвиги.
Схимонах Ираклий непрестанно молился. Ежедневно читал полунощницу, утреню,
часы, обедницу, вечерню и повечерие.
Спал мало и урывками, в постель не ложился, но почти все время проводил
в молитве стоя. Изнемогая, сидя на лавке, засыпал ненадолго, и затем снова
вставал на молитву.
Молва о том, что в Сазоновке живет старец-схимник, быстро разнеслась по округе.
К старцу стали приходить люди, просить совета и молитв.
Все, что приносили ему, он отдавал супруге Мирона. Из келии выходил редко.
Ходил в местный храм и в храм соседнего села Семеновки. Противостоял обновленчеству.
В 1929г. в Сазоновке началась кампания по раскулачиванию, и большевики стали
доискиваться о том, кто такой старец Ираклий. Мирон Дубинин вначале назвал его
своим дядей. Когда власти выяснили, что это не так, Мирон Николаевич проводил
старца к своему двоюродному брату Андрею Дубинину, а сам вскоре был арестован
и посажен в тюрьму, откуда уже не вернулся.
У Андрея Дубинина за домом стояла деревянная избушка, где и поселился старец.
С утра до вечера чета Дубининых работала в поле, а их девять детей оставались
на попечении старца. Он их кормил, когда проголодаются, и снова принимался
за молитву.
Вскоре на Дубининых стали давить, чтобы они вступили в колхоз, старца забрала
к себе семья Бочарниковых, а Андрея Дубинина вскоре посадили на 10 лет.
Бочарниковы жили очень бедно, в ветхой однокомнатной избе с печью, на которой
они и спали.
Сергий Феодотович Бочарников хотел построить для старца Ираклия келию, но он не
дал на то согласия, а поселился в бывшем у них закроме, сколоченном из досок,
в котором одна доска отодвигалась и служила дверью. Вместо кровати ему служил
длинный стол, вместо постели две дерюжки, свитые из конопли на одной спал,
другой укрывался. Печку преподобный тоже не разрешил поставить.
Зимой, когда жена Сергия в избе печь топила, она собирала в ведро горячие угли
и относила старцу. Это было все его отопление. Только в последние годы в его
келии поставили чугунную печь.
Иногда он нарушал свое уединение и общался с Бочарниковыми, но только
исключительно на духовные темы.
Схимонах Ираклий часто вел душеполезные разговоры, рассказывал Бочарниковым о
вере и церковных праздниках.
Люди продолжали ехать к нему из всех поселков, и Бочарниковы всех привечали.
Вскоре волна раскулачивания коснулась и этой бедной семьи за то, что они
тоже не пожелали вступать в колхоз.
Главу семейства связали, увели, но к вечеру отпустили. Из дома же забрали все,
что можно было унести, оставив лишь голые доски. Когда преподобный увидел,
что Бочарниковым и спать не на чем, он принес из келии своей две дерюжки,
укрыл детей и сказал: "Ну вот, ребятушки, ложитесь, спите, а мы посидим. А завтра что Бог пошлет, помогут люди".
До утра он просидел с ними, укрепляя их молитвами и рассказами из житий святых,
об их терпении, незлобии и кротости. Наутро пришли родственники Бочарниковых
и другие односельчане и принесли им всего понемногу.
О.Ираклий вел строгую подвижническую жизнь, старчествовал.
К нему постоянно ходили верующие просить совета и молитвенной помощи.
Всю жизнь старец был крайне прост и доступен, так что при всем благоговении
к нему, люди не могли в полноте ощутить его величия.
По своему смирению преподобный почти ничего о себе не рассказывал
Кончина
1937 День10 Месяц6 МестоКиргизия, Иссык-Кульская о., с.Сазановка (Ананьево) Место захороненияКиргизия, Иссык-Кульская о., с.Сазановка (Ананьево), местное кладбище
В конце жизни отцу Ираклию было открыто, что он умрет в день праздника
Вознесения Господня. К этому времени схимонах Ираклий попросил сшить ему новое
схимническое облачение, сам расшил его крестами, и объяснил, как его хоронить.
В июне 1937г. он тяжело заболел.
Незадолго до Вознесения в саду Бочарниковых зацвели яблони. К вечеру, накануне
праздника, преподобный вышел из келии и сказал детям: "Ну, ребятушки, пойдемте, погуляем".
Когда дети играли в саду, старец прилег под яблоней и сам так и не смог встать.
Его принесли домой, и Сергий Феодотович Бочарников ни на минуту не отлучался
от него, сидел у одра его до самой кончины.
До последней минуты старец был в сознании, в момент смерти окликнул Сергия
Феодотовича, сложил руки крестообразно на груди, сделал последний вздох и
закрыл глаза.
На похороны старца съехались все знавшие его жители окрестных сел.
И хотя время было страшное, люди шли и пели погребальное Трисвятое, пока несли
гроб с мощами преподобного на местное кладбище.
Священников не было, и некому было совершить чин отпевания.
Сергий Бочарников, который сподобился увидеть кончину праведника, впоследствии
был похоронен с ним в одной могиле на сельском кладбище с.Сазановка (Ананьево).
После блаженной кончины старца, как и при жизни, к нему во все годы стекалось
множество народа. Люди, молившиеся у его могилы, получали просимое даже,
казалось бы, в самых безвыходных жизненных ситуациях.
В течении нескольких десятилетий после кончины повествования о преподобном
Ираклии не были записаны, но передавались знавшими его людьми из уст в уста,
из поколение в поколение.
В 1975г. обнаружилось, что гроб о.Ираклия был совершенно неистлевший, как новый.
Память о схимонахе Ираклии, архимандрите Геннадии и иерее Исаии жива в
Иссык-Кульской обл., их называют "три столпа Православия"
11 августа 1993г. схимонах Ираклий был прославлен в лике местночтимых святых
Алма-Атинской епархии, а в августе 2000 года Юбилейный Освященный Архиерейский
Собор Русской Православной Церкви внес его имя в Собор новомучеников и исповедников
Российских для общецерковного почитания.
13 сентября 2004г. мощи преподобного Ираклия были обретены на православном
кладбище села Ананьева. При обретении мощей преподобного Ираклия был найден
деревянный крест размером 30х16 см и хорошо сохранившиеся остатки черной ткани
с изображением схимнического креста.
На следующий день святые мощи перенесли в Бишкекский Воскресенский кафедральный
собор.
Поначалу святыню положили в алтарной части и выносили для всеобщего поклонения
в храм два раза в год: 10 июня (в день преставления) и 13 сентября (в день
обретения мощей).
2728 октября 2008г. мощи были изнесены из алтаря и положены для постоянного
пребывания в специально устроенную для этой цели раку с сенью, расположенную
в южной части храма.
Все это время могила святого на православном кладбище Ананьева оставалась
местом паломничества верующих.
5 сентября 2015г. на могиле преподобного был установлен памятник
Канонизация
1
Преподобноисповедник схимонах Ираклий (Митяха) Дата11/08/1993 Кем канонизированСинодальная комиссия при Московском Патриархате
Местночтимый святой Алма-Атинской епархии
2
Преподобноисповедник схимонах Ираклий (Митяха) Дата20/08/2000 Кем канонизированАрхиерейский Собор Русской Православной Церкви, 1316 августа 2000г. Кто представилАлматинская епархия Дни памяти
1
Собор новомучеников и исповедников Российских
Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
2
Старый стиль28.05 Новый стиль10.06 дата кончины (1937г.)