Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Геннадий (Парфентьев Григорий Сергеевич) Год рождения1864 Место рожденияКурская губ., Путивльский у. (Курская о., Путивльский р.), д.Моисеевка архимандрит
Родился в д.Моисеевке Путивльского уезда Курской губ. в крестьянской семье.
Получил домашнее образование. Возможно, вместе с родителями он посещал Глинскую
пустынь, которая расположена недалеко от г.Путивля. Не исключено, что глинские
старцы повлияли на выбор Григорием иноческого пути. Опыт общения с духоносными
подвижниками дал ему очень много. Правильный духовный настрой, полученный
в молодые годы, впоследствии помогал ему преодолевать все скорби и испытания
монашеской жизни Фотографии
Архимандрит Геннадий (Парфентьев Григорий Сергеевич) Насельники Яранского Анно-Пророчицкого мужского монастыря. 5-й слева во 2-ом ряду архимандрит Геннадий (Парфентьев)
Курская губ., Путивльский у. (Украина, Сумская о.), с.Новая Слобода, Софрониево-Молченская Печерская пустынь Рождества Пресвятой Богородицы Должность послушник Год начала1886 Год окончания1895 День окончания11 Месяц окончания12
В 1886г. будущий архимандрит Парфентьев поступил в Софрониево-Молченскую Печерскую
пустынь и находился там до 1895г. Вятская губ., Вятский у., с.Филейки (Вятка (Киров)), Александро-Невский Филейский мужской монастырь Должность послушник Год начала1895 День начала11 Месяц начала12 Год окончания1896 День окончания6 Месяц окончания4
В 1895г. послушник Григорий Парфентьев приехал в далекий Вятский край и был
принят в число братии Филейского Александро-Невского монастыря, основанного
в 1890г. иеромонахом Стефаном (Куртеевым) близ города Вятки.
Послушник Григорий выразил искреннее желание навсегда посвятить себя иноческой
жизни.
Иеромонах Дионисий (Ахребенков) обратился в Вятскую Духовную Консисторию
с ходатайством о зачислении Григория Парфентьева в число братии Александро-Невской
обители, характеризуя его как человека безупречного поведения
монах Геннадий 1896 День6 Месяц4 МестоАлександро-Невский Филейский мужской монастырь иеродиакон 1896 День2 Месяц5 МестоАлександро-Невский Филейский мужской монастырь
Вятская губ., Вятский у., с.Филейки (Киров), Александро-Невский Филейский мужской монастырь монах, иеродиакон (с 02.05.1896г.) Год начала1896 День начала6 Месяц начала4 Год окончания1897 День окончания22 Месяц окончания12
В Филейской обители состоялось его знакомство с иеродиаконом Матфеем (Швецовым),
будущим вятским святым, который нес послушание в Филейской обители с 1892г.
Оба они были ревностными в иноческих трудах, в молитвах, в церковных
богослужениях Вятка, Успенский Трифонов монастырь иеродиакон Год начала1897 День начала22 Месяц начала12 Год окончания1900 День окончания30 Месяц окончания4
Через два года после поступления в Филейский монастырь иеродиакон Геннадий
был переведен в Успенский Трифонов монастырь.
Из характеристики иеродиакона Геннадия в монастырской клировой ведомости за 1898г.: "Кроток, трезвен и молчалив, к богослужению усерден"
игумен 1902 День29 Месяц9
29 сентября 1902г. о.Геннадий был назначен настоятелем нового Яранского
Анно-Пророчицкого монастыря с возведением в сан игумена
Вятская губ., Яранский у. (Кировская о., г.Яранск, мест.Опытное Поле), Яранский Анно-Пророчицкий мужской монастырь игумен Должность настоятель Год начала1902 День начала29 Месяц начала9 Год окончания1918 Месяц окончания4
Анно-Пророчицкий мужской монастырь находился в пригороде Яранска.
Первый настоятель и строитель обители игумен Нил (Пиляков) из-за чахотки,
приковавшей его к постели, не мог полноценно руководить монастырем.
Новому настоятелю, не имевшему опыта управления обителью, приходилось нелегко
на новом месте служения.
Однако уже в 1903г. благочинный церквей г.Яранска так характеризовал его: "Вполне оправдывает звание игумена как по личным душевным качествам, так и по опытности в руководстве иноческою жизнью братии".
На следующий год благочинный так написал об о.Геннадии в клировой ведомости: "Отличных качеств. Подает братии пример трудолюбия, рачительности по ведению монастырского хозяйства. Весьма заботится об установлении и сохранении благолепия в обители. В общении с братией мягкий и ласковый, вследствие чего пользуется общей любовью".
К 1902г. там уже служил благочинным хорошо знакомый о.Геннадию по совместному
житию в Филейском монастыре иеродиакон Матфей (Швецов).
Иеродиакон, позже иеромонах о.Матфей, был направлен в Анно-Пророчицкий монастырь
в 1897г. в качестве казначея, но ввиду болезни тогдашнего настоятеля монастыря
о.Нила (Полякова) вынужден был брать на себя обязанности управляющего обителью.
О.Геннадий, хорошо зная о.Матфея и его торговое прошлое, вновь назначил его
казначеем обители, возложив должность благочинного на другое лицо.
14 марта 1903г. Консистория утвердила это назначение.
Господь вновь свел их вместе в Яранском Пророчицком монастыре, чтобы их
совместными трудами здесь была создана "академия спасения человеческих душ",
оказавшая благотворное влияние на множество богомольцев, приезжавших сюда
из различных уголков Вятской земли.
Вместе игумен Геннадий и о.Матфей служили в Анно-Пророчицком монастыре практически
до его закрытия. Благодаря игумену Геннадию и о.Матфею монастырь процветал.
Игумен Геннадий показал себя очень хорошим хозяйственником, но ни одно дело
не было начато без благословения о.Матфея.
Каждое лето настоятель принимал участие в полевых работах, нередко сам вставал
за соху.
Из воспоминаний об игумене Пророчицкого монастыря о.Геннадии: "Старец с раскосыми глазами, скуластый, с небольшой черной с проседью бородой, игумен Геннадий безраздельно властвовал над этим мини-государством. Это был прежде всего коневод. Часто на конном рынке базара можно было видеть его фигуру в черном подряснике с бичом за поясом. Хорошие породистые лошади были его слабостью, и конюшни в его монастыре славились своей добротностью. Ласковыми набожными словами он убеждал, когда это нужно было, свою братию безропотно трудиться. Но горе было ослушнику. Своими речами он убеждал яранских купцов жертвовать на монастырь. И деньги, лес, мука и разные товары в избытке поступали в обитель. Монастырь имел много добротных коней. Обширное стадо молочных коров отличалось большой удойностью. Не забыты были и такие отрасли, как пчеловодство и садоводство. Работала мельница, кирпичный завод".
Тяжелый труд отразился на состоянии его здоровья: в 1907г. он обратился
в духовную консисторию с прошением предоставить ему трехмесячный отпуск
для лечения в Москве грыжи, при этом обязанности настоятеля монастыря просил
возложить на иеромонаха Матфея (Швецова), к которому относился с большим
уважением и любовью.
Хозяйственная деятельность в обители благодаря практичности отца
Геннадия была поставлена образцово, однако главной заботой игумена
было духовное окормление братии, попечение о душах насельников, и в
этом деле именно о.Матфей мог оказать настоятелю самую действенную
помощь. Ту духовную атмосферу, которая сложилась в обители благодаря
мудрому руководству двух подвижников благочестия игумена Геннадия и
о.Матфея описывал епископ Вениамин в "Дневнике инока":
Он отмечал мирный и благодатный настрой, сложившийся в Яранском Пророчицком
монастыре под руководством игумена Геннадия, который пользовался авторитетом
среди местного населения: "Несколько сильных духом и жаждой спасения монахов невольно, без слов понуждали других к подражанию им одной лишь наглядностью своего святого примера. Монастырское словесное стадо одушевлялось и вдохновлялось порывом к спасению и от молитвенной обстановки, от богоугодного распорядка внешней жизни. Милые, светлые облики иноков рождаются из глубины воспоминания о затерянном в глуши Яранском монастыре. Ясно представляется их плач о грехах, простота и скромность обращения, нравственная чистота, сквозившая в их рассказах, словах, внешнем виде и настроении. Сколько встретил я здесь светлых личностей, сколько почерпнул живых, опытных наставлений! Ученик знаменитого филейского старца иеросхимонаха Стефана иеромонах Матфей учил меня читать книги аскетического характера... Игумен Геннадий напоил мое сердце повествованием о старцах Глинской и Софрониевой пустыней, их мудром водительстве ко спасению новоначальных, рассказывал о вятских архиереях и событиях их жизни... Настоятель о.Геннадий, который был воспитанником Глинской и Софрониевой пустыней, иногда брал меня с собой на обозрение монастырских дач, и я ездил с ним верст за тридцать в лесные угодья. Бывало, приедем на дачу поздно вечером, мне хочется спать, а отец игумен приказывает вместе с ним идти на обозрение дачных участков. Качаясь от усталости, иду я за ним... Рука игумена в тишине безостановочно перебирает четки, или он рассказывает что-либо из быта иноков Софрониевой пустыни, о своих борениях и скорбях, перенесенных им за свою пятидесятилетнюю жизнь. К концу обхода мне уже не хочется спать, душа наполняется каким-то сладостным чувством, и я бодро выстаиваю вечернее молитвенное правило". Благословенна ты, мирная обитель, насыщенная иноческими молитвенными воздыханиями, полная незримых трудов и борений со страстями душевными".
Пророчицкая обитель оказывала благотворное влияние на местных жителей, которые
с усердием в праздничные и воскресные дни, особенно в посты, посещали
монастырские службы.
При обители действовала церковно-приходская школа, которая располагалась в
отдельном двухэтажном здании. За время настоятельства отца Геннадия число
учащихся возросло с 29 до 82 человек.
Батюшка пользовался авторитетом среди населения Яранского и Котельничского уездов.
Его приглашали на освящение вновь создаваемых храмов.
Епархиальное начальство благословляло ему совершение монашеских постригов
в Яранском Знаменско-Мариинском монастыре, в Арбажской Александровской обители
и в Куженерской Николаевской общине Уржумского уезда.
В журналах Вятской Духовной Консистории мы находим свидетельства о том, что
о.Геннадий принимал участие в создании и окормлении Покровской обители
во главе с игуменьей Февронией (Юферевой).
За свои труды на благо Православной Церкви игумен Геннадий
был награжден как церковными, так и светскими наградами.
В 1917г. жизнь монастыря текла еще более или менее благополучно. В обители
насчитывалось около ста насельников.
Осенью 1917г., еще до большевистской революции, о.Геннадий ходатайствовал
об устроении храма на территории монастырской дачи, находившейся близ с.Беляево
в 30 верстах от Пророчицкого монастыря, т.к. инокам, находившимся там, было
нелегко без регулярной монастырской службы; кроме того, он надеялся,
что наличие храма в удаленных монастырских владениях позволит сохранить
"хотя бы небольшое количество леса, а в противном случае обитель может лишиться
всей дачи, и монастырь будет поставлен в безвыходное положение".
Главной заботой о.Геннадия в годы разбушевавшейся революционной стихии было
поддержание в обители размеренной иноческой жизни, налаженной многолетними
трудами и усердными молитвами
Вятская губ., Яранский у. (Кировская о., г.Яранск, мест.Опытное Поле), Яранский Анно-Пророчицкий мужской монастырь архимандрит Должность настоятель Год начала1918 Месяц начала4 Год окончания1919
Советская власть в Яранском уезде устанавливалась с большим трудом, через подавление
крестьянских бунтов. в сводках Вятской ЧК за 19181919гг. отмечалось, что
население Яранского уезда проявляет саботаж в исполнении постановлений Советской
власти, отказываясь платить продналог, укрывая в своих домах дезертиров и
белогвардейцев, противясь Декрету об отделении Церкви от государства, не желая
отдавать своих детей в советские школы. Главным своим врагом безбожники считали
Православную Церковь.
В связи с этим Яранский Исполком и Яранская ЧК решили закрыть Пророчицкий монастырь,
пользовавшийся огромным авторитетом у местных жителей.
С начала 1918г., когда в Яранский уезд пришла Советская власть, положение
монастыря ухудшилось. Монастырь потерял постепенно все вклады в банке и
недвижимое имущество: земли, покосы, постройки, едва сохраняя то, что имел
в пределах своей ограды. Но и на эту скромную, но благоустроенную территорию
у новых властей уже имелись свои планы.
10 сентября 1918г. была произведена конфискация значительной части монастырского
имущества. Среди изъятых предметов церковное вино, мед, спички, серебро и
различная ткань, приобретенная для пошива монашеских риз.
Архимандрит Геннадий с братией обратились в Яранский Исполком с прошениями
о возвращении конфискованных вещей, чтобы можно было совершать Божественную
Литургию в приближающиеся праздники.
Решением Яранской ЧК обители вернули часть отобранного при обыске виноградного
вина, необходимого для совершения Литургии
Вятская губ., Яранский у., Анно-Пророчицкий монастырь Год ареста1918 День ареста18 Месяц ареста11
18 ноября 1918г. архимандрит Геннадий был арестован, взят в заложники и отправлен
в Вятку
Вятка, тюрьма Год начала1918 День начала18 Месяц начала11
Вскоре он был отпущен на свободу.
Возвращаться в Яранск пришлось пешком. Путь лежал через Котельничский уезд,
который с ноября 1918г. считался прифронтовым районом. В связи с этим местным
чекистам был даны широкие полномочия по применению террора. Чтобы снова не попасть
в заложники, приходилось проявлять осторожность и пробираться лесами.
Поэтому лишь в январе 1919г. архимандрит Геннадий вернуся в монастырь
Вятская губ., Яранский у. (Кировская о., г.Яранск, мест.Опытное Поле), Яранский Анно-Пророчицкий мужской монастырь архимандрит Должность настоятель Год начала1919 Месяц начала1 Год окончания1919
Какое-то время в монастыре жили красноармейцы.
О.Геннадий продолжал служить в храме, но уже не имел возможности распоряжаться
хозяйством обители.
Вскоре монахам пришел категорический приказ покинуть монастырь в срок до
7 февраля 1919г.
Предполагалось закрыть и деревянный храм в честь Анны Пророчицы, но в Яранский
Исполком поступило девять прошений, грамотно составленных по правописанию и
юридически грамотно составленных от жителей различных деревень Яранского уезда
с просьбой о передаче им в пользование монастырского храма. Эти крестьяне были
прихожанами Пророчицкого монастыря и пытались спасти от закрытия и поругания
любимую церковь. Члены Исполкома по имеющимся документам установили, что почти
все прошения были написаны монахами. Это свидетельствовало о непосредственном
участии братии обители спасти монастырский храм.
Архимандрит Геннадий, как хороший хозяин, пытался уберечь от воров, как мог,
имущество монастыря. Все что можно было спрятать, было им укрыто в черте
обители и у надежных крестьян.
Неcмотря на все отобранное, монахи не голодали, живя на подаяния богомольцев.
Руководство Исполкома и чекисты были уверены, что "вдохновителем" всей этой
"вредной деятельности" был архимандрит Геннадий.
Власти решили арестовать о.Геннадия, однако аресту предшествовало появление
в обители тайного агента ЧК: 3 февраля 1919г. в ворота обители постучался человек,
попросивший крова, по документам якобы белогвардейский офицер Петров,
а на самом деле, как много позже выяснилось засланный в монастырь чекист.
Монахи пустили в обитель "офицера" без ведома настоятеля.
Настоятель о.Геннадий узнал об этом много позднее.
"Белый офицер" (монахи так и не узнали, что он на самом деле агент Яранской ЧК)
вскоре дал показания по делу о.Геннадия. Истинной причиной такой "разведки"
в монастырь чекистов было узнать, скрываются ли в монастыре белогвардейцы,
имеются ли в обители ценности и где они спрятаны.
"Офицер" без особого труда вошел в доверие к насельникам и выведал все, что ему
было нужно. В своем отчете в Яранскую ЧК после отбытия из монастыря он заявил: "Следователю ЧК... от сотрудника N2, командированного в мужской монастырь с документами белогвардейского офицера Петрова 3 февраля 1919г. ... Как только узнал архимандрит Геннадий о моем пребывании в монастыре, то я был приглашен к нему... Он мне пояснил, что у них спрятаны некоторые драгоценности в монастыре, а часть из них увезена в деревню. Он также пояснил мне, что у него заготовлено хлеба нелегальным путем 200 пудов и также заготовлено крупчатки 27 мешков, но где именно, не указал... Во время беседы он все время спрашивал меня,... скоро ли придут белогвардейцы... А также он пояснил мне, что он 4 месяца скрывался в Котельничском лесу, но что его заставило скрываться, для меня тайна".
Также этот агент Яранской ЧК сообщал в своем донесении, что в обители полгода
скрывался офицер Георгий Шатов, который в Котельниче вместе со своими соратниками
прогнал большевистского комиссара и 40 красноармейцев
Вятская губ., Яранский у., Анно-Пророчицкий монастырь Год ареста1919 День ареста16 Месяц ареста2
Вскоре после ухода "офицера" из обители, 16 февраля 1919г., в нее нагрянули
чекисты и о.Геннадий был арестован.
В монастыре был произведен обыск. Была изъята личная переписка о.Геннадия.
Параллельно с арестом о.Геннадия происходило окончательное закрытие монастыря.
14 марта 1919г. на базе монастырского хозяйства было учреждено "Хозяйство
Карла Маркса", позднее известное как "Опытное поле".
Первое, что сделали новые хозяева, начали поиски хлеба и спрятанных сокровищ.
Спустя месяц их поиски увенчались успехом: "был обнаружен скрытый хлеб под полом...
Там оказались запрятанными три кадки с крупчатой мукой и рожь с зерном".
От всего монастыря верующим был оставлен только Анно-Пророчицкий храм, который
также был под угрозой закрытия
Яранская ЧК ././1919 Обвинение"сокрытие хлеба, укрывательство офицера Белой армии" Приговорвысшая мера наказания расстрел
Из показаний архимандрита Геннадия на допросе: "Я показать ничего не могу, и также про крупчатку. Драгоценности монастырские находятся при церкви. Больше показать ничего не могу, в чем и подписуюсь".
Только эта часть допроса была подписана архимандритом.
Также он сказал: "О послушнике, который дал на меня показания, знаю только имя, не знаю ни его фамилии, ни места жительства, ни где он сейчас находится. Похоже, после своих показаний он покинул монастырь".
13 апреля 1919г. собранием прихожан церкви бывшего монастыря было составлено
прошение об освобождении о.Геннадия от стражи.
Дело о.Геннадия было передано в Вятский Ревтрибунал, а сам он отправлен в ВяткуКоллегия Вятской ГубЧК ./04/1919 Обвинение"сокрытие хлеба, укрывательство офицера Белой армии" Приговорвысшая мера наказания расстрел
В апреле 1919г., находясь уже в Вятской тюрьме, архимандрит Геннадий был
приговорен к расстрелу.
Однако расстрел отца Геннадия был отложен. Возможно, отсрочка в исполнении
приговора была связана с ходатайствами прихожан бывшего монастырского храма,
(Монастырский храм в апреле 1919г. еще действовал).
Ходатайство оказалось безответнымКоллегия Вятской ГубЧК 10/11/1919 Обвинение"сокрытие хлеба, укрывательство офицера Белой армии" Приговорвысшая мера наказания расстрел
Дело Парфентьева вновь рассматривалось в октябре-ноябре 1919г. юридическим
отделом Вятской ЧК.
Следователь ЧК пришел к выводу, что настоятель Пророчицкого монастыря не может
быть помилован и должен понести "суровую ответственность перед Советской
республикой". В написанном им заключении подчеркивается: "Принимая во внимание нужду в продовольствии, из-за недостатка которого рабочие и крестьяне пухнут с голода, а тут для совершения церковных обрядов имелись сотни пудов... упомянутый Геннадий как ответственное лицо за весь монастырь является главным виновником. Кроме того, он укрывал белогвардейского офицера, что противоречит всем распоряжениям Советской власти".
Решение следователя расстрелять отца Геннадия было утверждено в тот же день
на заседании Коллегии Вятской ЧК.
О.Геннадий не написал ни одного прошения о помиловании, что в то время делали
многие узники.
28 октября/10 ноября 1919г. следователь Вятской ГубЧК на заседании Президиума
Вятской ЧК сделал решающее заключение по делу, и приговор был утвержден: "Слушали: дело N 756 Архимандрита Геннадия Парфентьева (заложника), обвиняемого в сокрытии хлеба 235 пудов, крупчатки 3 пуда и в укрывательстве белого офицера в течение 6-ти месяцев. Постановили: применить высшую меру наказания"
Вятка, тюрьма Год начала1919 День начала17 Месяц начала2 Год окончания1919 День окончания10 Месяц окончания11
Кончина
1919 День10 Месяц11 расстрел МестоВятка
Архимандрит Геннадий был расстрелян 28 октября/10 ноября 1919г.
Никто из братии монастыря ничего не знал о дальнейшей судьбе своего любимого
настоятеля
Канонизация
Священномученик архимандрит Геннадий (Парфентьев) Дата23/09/2021 Кем канонизированАрхиерейский Собор Русской Православной Церкви, 1316 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 23 сентября 2021г. Кто представилМосковская епархия Дни памяти
1
Собор новомучеников и исповедников Российских
Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
2
Старый стиль28.10 Новый стиль10.11 день мученической кончины (1919г.)