Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Васильев Павел Дмитриевич Год рождения1887 Место рожденияСанкт-Петербург регент церковного хора, член религиозно-философского общества
Первый муж К.А.Половцевой, женат вторым браком.
Церковный регент, певец и музыкант Родство
Петроград Должность регент церковного хора
Церковный регент и учитель пения в кадетском корпусе.
Член Петроградского Религиозно-Философского Общества,
затем член "Вольфилы".
"Вольфила" Вольная философская академия (Вольно-философская ассоциация)
была учреждена в Петрограде осенью 1918г.
Члены-учредители: А.Блок, Андрей Белый, К.С.Петров-Водкин, Р.В.Иванов-Разумник,
Н.О.Лосский, Л.П.Карсавин, Э.Л.Радлов, А.З.Штейнберг, Чебышев-Дмитриев и др.
Ленинград, ул.Декабристов, 32/217 Год окончания1928 День окончания11 Месяц окончания12
Певец и музыкант, преподаватель хорового пения.
Артист хора Мариинского театра.
Участник религиозно-философских кружков
Из материалов дела 19281929г.: "По своим политическим убеждениям кадет"
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР 22/07/1929 Обвинение"активный участник подпольной к/р церковно-монархической организации А.А.Мейера "Воскресение"" Статьяст.5810,5811 УК РСФСР Приговор3 года концлагерей Групповое дело"Дело А.А.Мейера. Ленинград, 1929г."
По делу проходило 70 человек.
Из обвинения: "В Ленинграде в течение ряда лет существовала подпольная контрреволюционная организация правой интеллигенции под названием "Воскресение". Во главе организации стояли бывшие активные деятели Петроградского религиозно-философского общества и за все время своего существования организация насчитывала до 110 членов. Васильев Павел Дмитриевич... являлся членом к/р церковно-монархической организации "Воскресение" с декабря 1917 г., в течении всего этого времени принимал самое активное участие во всей подпольной деятельности организации, всемерно содействуя ее дальнейшему развитию... "Воскресение" было связано с парижской белой эмиграцией в лице... А.В.Карташева и ... Г.П. Федотова... Имея своей конечной целью свержение Советской власти, организация задачей текущего дня ставила создание крупного общественного движения против существующей политической системы... Организация широко использовала религиозные и националистические настроения той интеллигенции, которая благодаря своему враждебному отношению к Советской власти оказалась выбитой из колеи общественной жизни. Из этой интеллигенции организация по плану создавала целую сеть подпольных кружков, которыми руководили отдельные члены организации и для которых подлинные ее политические цели маскировались целями борьбы с культурной и религиозной политикой Советской власти. Помимо систематической антисоветской пропаганды в своих кружках, организация проводила широкую агитацию всюду, куда могли проникнуть ее члены (церкви, вузы, школы и частные квартиры) и распространяли антисоветские материалы, которые печатались силами и средствами организации... В 1923 г. в Ленинграде за ряд антисоветских выступлений закрывается Вольно-философская ассоциация ("Вольфила"), ставшая играть к/р роль. Наиболее непримиримые, активно выступавшие против Соввласти ее члены арестовываются и высылаются,... другие уезжают за границу... После закрытия "Вольфилы" легальные возможности "Воскресения" сократились. ("Вольфила" использовалась как место встречи и отбора новых лиц для вербовки)... В начале 1924 г. принимается решение собираться не всем сразу, а маленькими группами в разных квартирах, после чего собрания устраиваются не только на квартире К.А.Половцевой, но и в квартирах Федотова Г.П., Смотрицкого П.Ф., Васильева Павла Дмитриевича и Пигулевских. Из осторожности принимается решение не посвящать вновь поступающих в объединение лиц в существование "Воскресения"... На некоторых членов "Воскресения" возлагается обязанность создания самостоятельных кружков по подготовке новых лиц, намеченных для введения в состав "Воскресения". По этому плану вскоре удачно создают кружки: Смотрицкий П.Ф.,... Гревс И.М. ... и Федотов Г.П.... А.А.Мейеру удается организовать два кружка... Для видимости в кружках в первое время занимаются религиозно-философскими предметами и только вскользь затрагиваются вопросы социальные, с критикой распоряжений Соввласти. Общая линия руководства созданными кружками исходит от "Воскресения", где кружководы обмениваются опытом работы, вырабатывая по условиям времени новые формы. Как правило, в кружки "по плану "Воскресения" Смотрицкий в течение ряда лет создавал подсобный кружок, названный впоследствии "Культурным уголком", в который было вовлечено большое количество людей (30 чел.), собиравшихся конспиративно на разных частных квартирах и в помещении 103 Совшколы для своих очередных бесед, носивших явно контрреволюционный характер. Новый курс "Воскресения" был выработан при непосредственном участии Смотрицкого. Последнее собрание "Воскресения" 4/XII-28 г. состоялось по примеру прошлых лет в его квартире... После принятия в "Воскресение" решения большинством голосов, допускающего впредь прием в свой состав людей не только православных, был заявлен протест со стороны:... [Далее следует список из 8 фамилий, среди них П.Д.Васильев], составивших отдельную группу "оппозицию" против такого решения вопроса. Они не считали для себя возможным участвовать в общей молитве совместно с иноверцами, для чего они стали собираться отдельно еженедельно по средам на своих собственных квартирах...".
Во время следствия не сознался в "принадлежности к к/р организации"
Ленинград, Дом предварительного заключения (ДПЗ) Год начала1928 День начала11 Месяц начала12 Год окончания1929 Соловецкий лагерь Особого назначения, Попов остров, Кемский пересыльный пункт Год начала1929 Год окончания1929 День окончания7 Месяц окончания12
Кончина
1929 День7 Месяц12 умер в заключении МестоАрхангельская о., Соловецкий лагерь Особого назначения, Попов остров, Кемский п/п
Умер на Кемском пересыльном пункте (Попов остров) от сыпного тифа