Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ГодСмерти 2004 Дела o31.155 => o31.155 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
2 Осуждения 1 ОписГрупДела
ОписанияГрупДел
d01.132
    "Дело подпольного Киевского Ставропигиального монастыря. Киев, 1944г." 
    Архив=Д.147951 
    КолЧеловек=22 
    ПриблКолЧеловек=1 схиархимандрит, 2 иеромонаха, 6 монахов, 12 монахинь и 1 послушник 
    КолРасстрелов=1 
    ОсновныеОбвиняемые
      иеромонах Петр (Романча Порфирий Кириллович)
      иеромонах Петр (Савицкий Павел Петрович)
      схиархимандрит Михаил (Костюк Александр Васильевич)
    ПериодCледствия
      Регион=Киев 
      ПериодСледст=30 декабря 1943г.— 25 ноября 1944г. 
      МестоЗаклСлед=Киев, тюрьма 
      ОсновноеОбвин="член (руководитель) к/р церковно-монархической организации" 
      ГодОкончСледст=1944 
    ОбщееОписаниеДела 
    С марта 1917г., после смерти известного киевского старца, иеромонаха
    Алексия (Шепелева), общепризнанным духовным авторитетом киевлян стала его
    духовная дочь, схиигуменья Михаила (Щелкина), к которой перешла его
    многочисленная паства.
    С установлением власти большевиков схиигуменья Михаила (Щелкина) отказалась
    признать богоборческую власть.
    С начала 1924г. Именным Указом Патриарха Тихона Киево-Печерской Лавре была
    предоставлена ставропигия при непосредственном подчинении в дальнейших
    действиях самому Патриарху.
    Этот Указ распространялся также на Феодосиевское и Воскресенское подворья,
    которыми управляла схиигуменья Михаила (Щелкина).
    С середины 1920-х гг. ближайшим помощником схиигуменьи стал о.Михаил (Костюк).
    В 1924г. Именным указом Патриарха Тихона он был назначен священноархимандритом
    Киево-Печерской Лавры "с правом ношения панагии, дикирия и трикирия".
    Указом Управляющего Киевской Епархии епископа Макария (Кармазина)
    от 30 октября 1924г., Киево-Печерская Лавра, Воскресенское и Феодосиевское
    подворья стали именоваться "Киевским Ставропигиальным монастырем".
    В декабре 1924г. Киево-Печерская Лавра, Феодосиевское и Воскресенское подворья,
    (т.е. Ставропигиальный монастырь), были закрыты.
    Однако монашествующие Ставропигиального монастыря в количестве примерно
    200 человек после закрытия монастыря не разошлись, а поселились в Киеве,
    в частных домах и стали группироваться вокруг игумении Михаилы (Щелкиной).
    Таким образом, закрытый Ставропигиальный монастырь продолжал существовать,
    перейдя на нелегальное положение и сохраняя свое прежнее наименование.
    В будущем тайный Киевский Ставропигиальный монастырь представлял собой гигантскую
    монашескую конгрегацию, состоявшую из мужского и женского отделений.
    В 1939г. схиигумения Михаила скончалась, был совершен открыто чин погребения,
    притом в погребальной процессии участвовало множество людей, в том числе
    архимандрит Михаил (Костюк) и другие насельники монастыря.
    В ночь с 14 на 15 августа 1939г., когда на очередное поминовение схиигуменьи Михаилы
    собралось около тридцати человек, в дом схиигумении нагрянули чекисты и
    арестовали всех присутствующих.
    Аресты монашествующих и верующих продолжались в Киеве в течение трех дней.
    17 февраля 1940 года обвиняемые были приговорены к различным срокам ИТЛ.
    Архимандрит Михаил также был задержан, но освобожден, т.к. назвался другой
    фамилией, и ему удалось скрыться в с.Зайцево Донецкой обл. к своим духовным чадам.
    В течение четырех месяцев он скрывался там, а в начале февраля 1940г.
    перебрался в Черниговскую обл., постоянно меняя места проживания по разным селам.
    Архимандрит Михаил был объявлен во всесоюзный розыск.
    В марте-мае 1940г. были арестованы четыре насельника монастыря, бывшие в розыске.
    27 июля 1940г., все обвиняемые,
    как "участники нелегальной антисоветской церковно-монархической организации
    "Истинно-Православная Церковь", были приговорены к различным срокам лагерей.
    К маю 1940г. архимандрит Михаил (Костюк) вернулся в Киев и принял на себя
    руководство тайным монастырем. До начала войны аресты насельников монастыря
    в Киеве и по всей Украине продолжались, но архимандрит Михаил так и не был задержан.
    В начале 1941г. архимандрит Михаил перебрался в Ирпень, поселился в монастырском
    доме и там проводил тайные богослужения, согласно материалам дела, рукоположив
    во диакона, а затем и во иерея своего помощника, монаха Петра (Савицкого).
    В 1941г. с первых же дней немецкой оккупации Киева архимандрит Михаил из
    Ирпени вернулся в столицу. В доме на Садовой улице, где раньше проходили
    тайные богослужения, он освятил престол в честь Всех Святых, и с этого времени
    там стали служить открыто, а в покоях архимандрита Михаила была помещена икона
    Архистратига Михаила.
    Богослужения в домашней церкви Всех Святых проходили сначала без разрешения
    немцев, но монастырь ему удалось официально зарегистрировать у оккупационных
    властей в декабре 1941г.
    За год известность архимандрита Михаила среди верующих настолько возросла,
    что это вызвало сильнейшую ненависть правящего епископа Пантелеимона (Рудыка),
    перешедшего в юрисдикцию Автономной Церкви Западной Украины (позже он бежал с
    немцами).
    В марте 1943г. в гестапо пришел донос, в котором сообщалось, что
    Михаил Костюк — коммунист и партизан, имеет брата-коммуниста, занимающего в
    Москве высокий пост, и что в монастыре укрываются партизаны.
    В домах монастыря немцы провели три обыска, никого не нашли, однако сам архимандрит
    Михаил был арестован гестапо и лишь после долгого разбирательства освобожден.
    Причем владыке Михаилу пришлось оставить в гестапо заявление, в котором было
    написано: что он "обязуется при появлении партизан поставить в известность
    оккупационные власти". Хотя он ни разу ни о чем-таком в гестапо не заявлял, —
    это позднее для органов НКВД станет основанием для обвинения архимандрита в
    сотрудничестве с немцами.
    Богослужения в церкви Всех Святых привлекали все больше верующих, среди них
    были представители технической и творческой интеллигенции, профессура, увеличился
    поток верующих из провинции, привлеченных распространявшимися слухами об
    архимандрите Михаиле как целителе и святом старце.
    В конце каждой службы собирались пожертвования на монастырь — деньги и продукты,
    с каждым днем их собиралось все больше. Церковь не могла уже вмещать такого
    количества желающих.
    Тогда возникла у архимандрита Михаила идея строительства целого монастырского
    комплекса с вместительным храмом.
    Оккупационным властям было подано соответствующее заявление в обход
    правящего епископа Пантелеимона (Рудыка), который препятствовал строительству
    нового храма. Вскоре разрешение было получено.
    В мае 1943г. началось строительство нового храма.
    По указанию архимандрита Михаила к работе было привлечено все трудоспособное
    монашество, вместе с ними работала молодежь, освобожденная под этим предлогом
    от отправки в Германию приказом оккупационных властей, а также добровольные
    помощники. Строительный материал привозился на стройку на подводах, кирпичи
    доставляли на двух немецких автомашинах, выделенных властями.
    Большинство монахинь имели послушание — собирать пожертвования, продукты и
    деньги на строящийся храм по деревням и селам. И хотя храм еще не был достроен,
    но распространившиеся по Киеву в сентябре слухи о скорой сдаче Харькова и
    предстоящей эвакуации оккупационных властей, ускорили его открытие.
    4 ноября 1943г., в день праздника Казанской иконы Божией Матери, в новом храме
    торжественно прошло первое богослужение в присутствии всех насельников монастыря
    и множества верующих.
    Крах монастыря надвигался вместе с приближением Красной армии — и
    архимандрит Михаил это понимал и готовился к нему. Предвидя бессудные
    расстрелы в первые дни после освобождения Киева от немцев, он дал указание
    заранее подготовить тайные убежища и до последнего дня делал все, чтобы спасти
    своих приверженцев и помощников, отправляя самых активных и известных или на Запад
    с немцами, или в дальние села. Церковную утварь и имущество монастыря по ночам
    прятали в подготовленные тайники в подвалах храма, во дворе и на огороде были
    закопаны овощи и продукты.
    Сам о.Михаил остался со своими духовными детьми, хотя его почитатели и насельники
    монастыря уговаривали его уйти с немцами.
    Представляя дальнейшую горькую участь своей паствы, он решил разделить ее со
    всеми, готовя себя к мученичеству.
    С установлением Советской власти в Киеве архимандрит Михаил все же сделал
    попытку официально зарегистрировать монастырь. По его указанию, монахиня Анна
    передала в исполком заявление с приложенным к нему списком на сто насельников,
    причем во избежание репрессий данные на лиц были во многом сфальсифицированы.
    Рядовых монахов для убедительности он записал священниками, монашеский стаж
    многим увеличил, молодым мужчинам и женщинам прибавил возраст. Все это было
    сделано для убеждения властей, что в монастыре в основном — старики.
    30 декабря 1943г. во время богослужения в новом храме Всех Святых архимандрит
    Михаил (Костюк) был арестован вместе с двадцатью монашествующими, принимавшими
    участие в службе.
    В ночь с 8 на 9 января 1944г. были арестованы следующие девять насельников,
    и среди них братья Савицкие, Евгений и Павел.
    В ночь с 12 на 13 января 1944г. были задержаны еще пять насельников, и среди них
    иерей Иоанн Пустотин, служивший на Байковом кладбище.
    В "Постановлении на арест" арестованные обвинялись как "участники к/р церковно-монархической организации".
    В начале июля 1944г. им было предъявлено "Обвинительное заключение".
    Из "Обвинительного заключения" Михаила Костюка:
         
    "Организовал антисоветскую монархическую группу...
          Проводил антисоветскую пораженческую агитацию, "предсказывая" гибель
          Советской власти и установление на территории СССР царской монархии".

    Но главное обвинение, предъявленное ему, — была
         "Тесная связь с представителями карательных органов немецких властей,
          от которых он получал задания выявлять советских партизан",
    Эти показания дал уже осужденный переводчик в гестапо, привезенный из лагеря
    на очную ставку с ним.
    Архимандрит Михаил виновным признал себя лишь в том, что,
         "Как руководитель тайного Киевского Ставропигиального монастыря,
          на протяжении многих лет лично проводил активную монархическую работу
          против Советской власти".

    29 июля 1944 года первая группа обвиняемых была приговорена:
    к 8 годам лагерей — 5 человек,
    к 5 годам лагерей — 10 человек,
    к 5 годам ссылки — 3 человека,
    освобожден один человек.
    Монахиня Неонила (Попова-Мюллер) скончалась во время следствия 10 февраля 1944г. года.
    Арестованные из второй и третьей группы были также приговорены к 3–5 годам
    лагерей, кроме иеромонаха Петра (Савицкого) и архимандрита Михаила (Костюка).
    Архимандрит Михаил отказался подать прошение о помиловании и
    25 ноября 1944г. был приговорен к расстрелу с конфискацией имущества и расстрелян,
    а иеромонах Петр (Савицкий), подавший соответствующее прошение — к 10 годам ИТЛ.
    Все проходившие по делу были реабилитированы
    СписокПострадавших ->

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ