Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ГрупповоеДело "Дело "Истинно-Православных", Ленинград, 1931г." Дела oep.41 =>
oep.41 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
    Служение
      Санкт-Петербургская губ., Петергофский у., Троице-Сергиевская пустынь 
      иеромонах 
      Должность ризничий, настоятель пустыни (с 06.05.1915г.), великокняжеский духовник 
      Год начала 1905 
      Год окончания 1915 
      День окончания 24 
      Месяц окончания 5 
      С 6 мая 1915г. — настоятель Троице-Сергиевой пустыни
    Рукоположение
      архимандрит 
      1915 
      День 24 
      Месяц 5 
    Служение
      Санкт-Петербургская губ., Петергофский у., Троице-Сергиевская пустынь 
      архимандрит 
      Должность настоятель пустыни 
      Год начала 1915 
      День начала 24 
      Месяц начала 5 
      Год окончания 1919 
      Троице-Сергиева пустынь во время настоятельства архимандрита Сергия (Дружинина)
      представляла в то время один из крупнейших монастырей епархии с семью
      действующими храмами, пятью часовнями и обширным хозяйством.
      Численность братии и проживавших "для Богомоления" составляла почти 90 человек.
      Образцовое ведение хозяйства позволяло позволяло пустыни расширять благотворительную
      деятельность. В монастыре действовали инвалидный дом, школа на 60 мальчиков,
      больница, странноприемная.
      В 1915г. архимандрит Сергий (Дружинин) сообщал епархиальному начальству:
          
      "В пустыни имеется помещение для странников, ежедневно оказывается приют
           15–20 лицам, с выдачею при этом, по мере возможности, горячей пищи; при
           недостатке же таковой выдается хлеб и квас".

      После начала Первой Мировой войны в обители также был открыт госпиталь для раненых
      воинов, в котором в августе 1917г. лечились 29 человек.
      В 1917г. архимандрит Сергий отказался уехать в Грецию по приглашению Королевы
      Эллинов Ольги Константиновны. Позднее говорил:
          "После Февральской революции, во время беспорядков, Королева Эллинов Ольга
           обращалась ко мне и предлагала уехать с ней в Грецию. Я от ее предложения
           отказался и заявил, что желаю оставаться со своей братией и в годину смуты,
           а не только в то время, когда мне приходилось ездить на великокняжеских
           автомобилях".

      Он был убежденным монархистом. Спустя много лет, на допросе в ГПУ, он говорил:
          "В семье Константиновичей мне пришлось встречаться и с самим Царем, бывавшим
           на семейных торжествах у Великого князя... Последнюю свою встречу с Царем
           я имел на Рождество в 1916г., когда Государь со мной беседовал довольно
           продолжительное время... от облика Царя у меня осталось впечатление, что
           это был человек кроткий, смиренный, удивительно скромный,... с приятным
           взглядом. Поэтому факт отречения Государя от Престола я встретил с огромным
           сожалением, скорбел...".

      Революцию, по его словам, воспринял как "тягчайшее бедствие для страны, означающее
      безвозвратную гибель прежней России".

      Во второй половине 1918 — начале 1919г. те из Великих Князей — духовных детей
      архимандрита Сергия, кто сразу же после революции не покинул Россию, были убиты
      большевиками. Так, 18 июля 1918г. в 11 верстах от Алапаевска, погибли Великие
      князья Игорь Константинович, Константин Константинович и Иоанн Константинович,
      а 23 января 1919г. во дворе Петропавловской крепости Петрограда был расстрелян
      особенно близкий сердцу о.Сергия Великий князь Дмитрий Константинович.
      В начале 1919г. архимандрит Сергий был изгнан из монастыря (часть насельников
      не любила его за строгость). Среди братии тогда произошло разделение, и 25 монахов
      "с целью оздоровления монастыря" написали на него фактически донос епископу Гдовскому
      Вениамину (Казанскому). Они обвинили его "ставленником бывшего Великого князя
      Дмитрия Константиновича, митрополита Питирима и Распутина". Недовольная часть братии
      в этом обращении из 22 пунктов упрекала, среди прочего, в том, что он:
          "Заставил всю братию подписать бумагу на Преосвященного Антония (Грановского),
           который 6 лет страдал за свободу в этой святой обители и просился на покой
           сюда же".

      Этим самым архимандрит Сергий (Дружинин) не допустил снова в пустынь будущего
      лидера обновленцев.
      Архимандрит Сергий был вынужден переехать в Александро-Невскую Лавру
       
    Аресты 
[4] [5] [6] [7] [8] [9]

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ