Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации ..1997 Дела o60.17 => o60.17 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
3
Служение
    Служение
    Москва, Серебряный пер., храм Николы Явленного на Арбате 
    священник 
    Должность помощник благочинного (с 1.11.2913г.), законоучитель (с 1.10.1913г.) 
    Год начала 1910 
    День начала 26 
    Месяц начала 10 
    Год окончания 1922 
    День окончания 3 
    Месяц окончания 4 
    В 1916г. о.Василий в Казанской Духовной Академии получил степень магистра богословия за
    работу "Леонтий Византийский. Его жизнь и литературные труды. Опыт церковно-исторической
    монографии". Помимо нее имел еще публикации в журналах
    на религиозно-нравственные темы.
    С августа 1911г. о.Василий состоял членом Совета Братства свт.Николая при
    Николо-Явленском храме; с 1 ноября 1912г. — помощником благочинного Пречистенского
    сорока 1-го отделения; с 1 октября 1913г. — законоучителем Николо-Явленской
    церковно-приходской школы и частной гимназии Ломоносовой. Его дочери, Нина и
    Антонина, стали его ближайшими помощницами, разделяя с отцом педагогические труды
    в Николо-Явленской церковно-приходской школе, где они были учителями.
    7 мая 1915г. указом Святейшего Синода о.Василий был назначен ректором одного из
    отделов журнала "Московские церковные ведомости". Отец Василий мечтал об обновлении
    издания, об участии в нем пастырей Московской и других епархий, иметь больше
    корреспондентов во всех местах епархии, расширить круг сотрудников по изданию
    с привлечением столичных и провинциальных лиц, чтобы обеспечить для журнала постоянный
    приток интересного материала о местной религиозной жизни.
    Шел второй год Мировой войны. О.Василий писал в канун 1916г.:
        
    "С окончанием войны мы, несомненно, выходим на путь независимого, самобытного
       устроения и развития жизни, на путь осуществления своих национальных начал,
       на путь своей православной славянской культуры".

    Не сбылись надежды лучших русских людей на победу, неумолимым оказался ход истории,
    приведший Россию к поражению и порабощению одним из самых враждебных человеку
    учений — воинствующим безбожием и богоборчеством. По окончании к 1922г. гражданской
    войны и беспощадного ограбления народа, наступил голод, которым большевики воспользовались,
    чтобы уничтожить Церковь. 2 января 1922г. Президиум ЦИК принял постановление
    "о ликвидации церковного имущества".
    28 февраля Патриарх Тихон обратился к верующим с посланием, в котором писал:
        "ВЦИК для оказания помощи голодающим постановил изъять из храмов все
       драгоценные церковные вещи, в том числе и священные сосуды, и прочие богослужебные
       церковные предметы. С точки зрения Церкви подобный акт является актом
       святотатства, и мы священным нашим долгом почли выяснить взгляд церкви на этот
       акт, а также оповестить о сем чад наших".

    В марте 1922г. началось насильственное изъятие ценностей из храмов по
    всей стране.
    4 апреля 1922г. члены комиссии по изъятию ценностей пришли в храм Николы-Явленного;
    отец Василий просил их не изымать предметов, необходимых для богослужения, но ему
    в этом было категорически отказано. Чувство горечи и скорби налегло на сердце
    священника. И на праздник Благовещения он сказал проповедь, касающуюся не только
    содержания праздника, но и недавних событий, чтобы утешить прихожан.
    На проповеди о.Василий говорил:
    Мы "не должны скорбеть... о материальной потере, — сказал он в проповеди, — тем
    более, что вещи предназначены на нужды голодающих. Но прихожане не могут не
    скорбеть о том, что изъятые церковные сосуды могут быть превращены в предметы
    домашнего обихода...
    Положение верующих ныне подобно положению в Вавилонском плену. Иудеи обращались
    к Богу в надежде, что Он накажет тех, кто их пленил, за причиненное им зло, и
    прихожане могут надеяться, что Бог, попустивший изъятие церковных ценностей
    из храма, если таковые будут употреблены во зло, также воздаст тем, кто это
    сделал". Агент плохо расслышал и совсем не понял проповеди и для уточнения
    обратился к протодиакону храма. Тот, не придавая этому большого значения,
    свободно передал содержание проповеди, которую агент записал и подал в виде,
    нужном ему для выполнения задания. Отец Василий был арестован.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ