Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Смоленская губ., г.Вязьма, Духовская церковь протоиерей Должность настоятель Год окончания1918
Проживал в Вязьме или в Вяземском районе в д.Новоселки Вяземского района
Смоленская губ., г.Вязьма Год ареста1918 День ареста22 Месяц ареста8
В ночь с 22 на 23 августа Вяземская ЧК арестовала епископа Вяземского
Макария (Гневушева). Город в связи с этим огласился набатным звоном колоколен
городских монастырей (Иоанно-Предтеченского мужского и Аркадиевского женского)
и храмов, в том числе и Духовской церкви.
Вследствие этого местными властями силами красноармейских подразделений были
произведены аресты тех, кто попал под подозрение в устройстве этого звона.
ЧК предполагала, что "Решение об организации набатного звона для созыва верующих в случае ареста кого-либо из священнослужителей было принято заранее собранием вяземского духовенства и мирян".
Арестованные допрашивались практически сразу и многие из них 23 и 24 августа
были освобождены как непричастные к "заговору".
Девять же человек протоиерея Духовской церкви Иоанна Чаусова с сыновьями
Иоанном и Александром, А.Г.Ельчинскую, Н.И.Хохлова, К.С.Барышева, В.М.Скворцова,
А.А.Сидорова, П.Кузьмина, ЧК постановила содержать под арестом в городской
тюрьме до окончания следствия.
Они обвинялись как "Участники заговора против Советской власти и давшие подписку выступить против таковой по первому сигналу контрреволюционной организации [звону в набат], что было осуществлено в ночь с 22 на 23 августа"
Вяземская уездная ЧК 29/08/1918 Обвинение"зловредная агитация против Советской власти" Приговорвысылка из Смоленской губернии в двухнедельный срок
Архив УФСБ Смоленской обл. Д.5681-с (Дело Вяземской ЧК по обвинению "граждан Чаусовых в
контрреволюционной деятельности", 1918).
29 августа решением Вяземской ЧК протоиерей Иоанн
был приговорен к высылке из пределов Смоленской губернии в двухнедельный срок.
"за зловредную агитацию против Советской власти".
Старший его сын Иван через несколько дней был расстрелян.
Младший сын Александр был отпущен "за недоказанностью обвинительного материала".
В сохранившемся архивном уголовном деле, заведенном
Вяземской ЧК в августе 1918 г., нет ничьих показаний против Чаусовых, нет
обвинительного заключения, нет приговора в отношении расстрелянного Ивана Чаусова.
Из показаний самих Чаусовых следует, что допрашивали их в связи с арестом
епископа Вяземского Макария и главным образом в связи с набатным звоном
во время его ареста в набат звонили и в Духовском храме, где протоиерей
Иоанн Чаусов был настоятелем, а также в связи с деятельностью
возглавлявшегося епископом Макарием Вяземского Христорождественского Братства.
Протоиерей Иоанн на допросе показал: "Братство было не тайное, действовало открыто, занималось только благотворительной и религиозно-просветительской деятельностью, существовало на добровольные пожертвования.
О набатном звоне сказал: "Всероссийским Церковным Собором было разослано распоряжение в одном из номеров "Церковных Ведомостей" о том, что если будут посягательства на церковное имущество, то причту церковному и старосте надлежит созвать при помощи набатного звона прихожан для того, чтоб общим собранием просить посягающих оставить имущество в ведении прихода. Распоряжение последовало до декрета Совнаркома о набатном звоне".
В отношении набатного звона в ночь с 22 на 23 августа он показал: "Я как раз не знал, что этот звон производится в связи с защитой прав Церкви а именно, в связи с арестом епископа Макария".
В Духовской церкви звонили в отсутствие протоиерея Иоанна, и когда он туда
пришел, звон уже закончился. Звонил церковный сторож, который объяснил
настоятелю: "Звонить начали в мужском монастыре, в большой колокол, звонили долго, затем показались фонари на пожарной каланче и зазвонили в других храмах, после этого зазвонил и я".
Протоиерей Иоанн отметил в своих показаниях: "Понимал декрет о набатном звоне, считая всякий набатный звон как призыв к выступлению, если звону не послужили причиной фонари на каланче по случаю пожара".
О том, что были фонари на пожарной каланче, утверждали в своих показаниях
также сыновья Александр и Иван (как и многие другие опрошенные ЧК),
хотя пожара, как они сами узнали позже, в городе не было.
В монастыре же, как потом выяснилось, начал звонить по указанию
кого-то из певчих некий человек по имени Александр.
Но более всего протоиерея Иоанна Чаусова, как он отметил на допросе, удивило
в первые же минуты общения с представителями властных структур то,
что они уже давно считали его контрреволюционером.
В частности, когда его во время задержания среди других арестованных
увидел военный комиссар, последний сказал: "А, Чаусов... Мы давно его знаем как контрреволюционного агитатора".
При этом сам протоиерей Иоанн считал себя лояльным по отношению к Соввласти.
В октябре 1919 г., давая показания ЧК в качестве обвиняемого по другому делу,
о событиях августа 1918 г. он снова сказал: "В восстании в Вязьме в августе 1918г. не участвовал, о звоне думал, что он производится в связи с пожаром, и только после узнал, что это было восстание в связи с арестом епископа Макария. При этом я был арестован как участник восстания, судим Овсяником, "прощен за недоказанностью вины", провел в тюрьме 17 дней и был выпущен с тем, чтобы покинуть пределы Смоленской губернии"
Смоленская губ., г.Вязьма, тюрьма Год начала1918 День начала22 Месяц начала8 Год окончания1918 Месяц окончания9 Калужская губ., г.Козельск, Свято-Введенская Оптина пустынь Год начала1918 День начала30 Месяц начала8 Год окончания1919
После расстрела сына и высылки из Вязьмы протоиерей Иоанн Чаусов нашел
временный приют в Оптиной пустыни, откуда писал в Смоленск правящему епископу: "Как сын умер мой мученик Иван, так и я, страдаем безвинно совершенно. Излить свое горе и помянуть сына я решил в Оптиной пустыни, куда и прибыл 30 августа. Прошу... войти в мое бедственное положение, написать Калужскому епископу Феофану дать мне хоть какое-нибудь место в г.Калуге, где бы я мог хотя изредка видеться с семьею, убитою свалившимся на нас горем; пристроить меня хотя к какому-нибудь делу...".
К этому прошению было приложено прошение
Нила Ивановича Хохлова, старосты Никольской церкви г.Вязьмы, до революции
вяземского купца, церковного благотворителя, кандидата на выборах в
Учредительное собрание по приходскому беспартийному списку, который тоже
был арестован в связи с делом епископа Макария и находился в заключении
в Вяземской тюрьме вместе с протоиереем Иоанном Чаусовым, а теперь вместе с ним
пребывал в Оптиной пустыни. Н.И.Хохлов писал Смоленскому преосвященному: "Оба мы пострадали за веру Православную".
Он ходатайствовал перед архипастырем об оказании помощи о.Иоанну,
"положение коего поистине отчаянное".
Смоленский епархиальный совет обратился к Калужскому епископу с просьбой
предоставить протоиерею Иоанну Чаусову какое-либо место в Калуге, сообщив: "О.Иоанн примерного поведения и весьма трудоспособный".
Одновременно был послан положительный отзыв об о.Иоанне настоятелю
Оптиной пустыни архимандриту Исаакию, но из Калужского епархиального совета
пришел ответ: "Праздных священнических вакансий в Калуге и Калужском уезде нет, и протоиерею Иоанну может быть предоставлено место только в храмах других уездов Калужской епархии".
Неизвестно, смог ли воспользоваться протоиерей Иоанн Чаусов этим предложением
Калужского епархиального совета.
В Вязьму он вернулся через 7 или 8 месяцев.
Выслан он был, как утверждал сам, на 1 год, но разрешение вернуться в Вязьму
получил уже через 3 месяца можно предположить, что ввиду амнистии
первой годовщины революции
Смоленская губ., г.Вязьма, Аркадиевский женский монастырь протоиерей Год начала1919 Год окончания1919
По возвращении в Вязьму продолжил служение священником в монастыре
ВЧК ././1919 Обвинение"принадлежность к партии кадетов"
В октябре 1919г. стал обвиняемым по делу
"принадлежности к партии кадетов", которое вела ВЧК совместно
со Смоленской губернской ЧК.
В 1919 г. ВЧК и Смоленская губЧК занимались делом о
"принадлежности к партии кадетов", в связи с расследуемым ВЧК делом о
"Национальном центре", по которому проходили 2 вяземских священника:
иерей Василий Кьяндский и о.Иоанн Чаусов.
Иерей Василий Кьяндский действительно состоял в этой партии (в период между
февральской и октябрьской революциями).
Протоиерей Иоанн Чаусов утверждал, что не состоял в ней никогда,
а посетил только однажды лекцию этой партии об Учредительном Собрании.
Тем не менее оба священника местными чекистами были привлечены к делу как
"видные кадеты" и отправлены в распоряжение ВЧК в Москву.
Дальнейшие подробности осуждения неизвестны
концлагерь Год начала1932 Месяц начала11 Год окончания1934 Месяц окончания10
Отбывал наказание до 1934г.
В октябре 1934г. досрочно освобожден ввиду преклонного возраста и болезненного
состояния (у него были невроз, грыжа, болезнь сердца).
Дальнейшая судьба протоиерея Иоанна Чаусова неизвестна.
Второй его сын Александр был расстрелян 16 марта 1938г. на подмосковном
полигоне Бутово
Игумен Ианнуарий (Недачин)."Священнослужители Смоленской епархии, пострадавшие в 1918г.". Московская Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. МПДА. Сергиев Посад, 2012. Машинопись. С.148155,158,160,189,311,336,340,367,418,433.