Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
иерей 1917 День4 Месяц3
По просьбе односельчан своих бывших учеников он согласился принять священный
сан "и навсегда остаться с ними в селе в качестве священника и быть им полезным
в культурном сельском хозяйстве и в пчеловодстве".
4 марта 1917г. был рукоположен в сан священника к Вознесенской церкви с.Вознесенское
Уфимская губ., Златоустовский у. (Месягутовский кантон), с.Вознесенское, Вознесенская церковь иерей Должность настоятель Год начала1917 День начала4 Месяц начала3 Год окончания1928
В годы гражданской войны вместе с прихожанами претерпел множество лишений, но
не оставил свой приход.
Позже, в 1928г., отвечая на обвинение следствия в содействии "делу организации
белогвардейских отрядов в селениях Вознесенское и Хива в период 19181019гг.,
о.Феодор заявил: "...Вся моя помощь сводилась к бесплатному отпуску излишков мяса, сена и др. сельхозпродуктов, а связь с белым командованием выражалась в проживании в моем доме на постое белогвардейского офицера".
В течение полутора лет гражданской войны через село проходили отряды то красных,
то белых войск, которые производили реквизиции продовольствия, фуража, лошадей. "По приказанию начальников этих частей у меня было взято, от своего посева, до 200 пудов овса и до 5 пудов мяса... Тут даже не спрашивали моего согласия; это всем известно, как тогда делалось".
Возможно, однако, что у следствия имелись определенные основания для позднейшего
обвинения священника в пособничестве белым. Так, нашелся свидетель, уроженец
с.Дувана Месягутовского кантона, который показал: "Летом 1918г., будучи в с.Вознесенке, Месягутовского кантона, где в то время служил настоятелем церкви священник Червяков Феодор,... мне пришлось слышать однажды на общей сходке местного крестьянства выступление за поддержку власти Колчака. Червяков в своем выступлении горячо призывал крестьянство, в особенности молодежь, ко вступлению в ряды белогвардейских отрядов, указывая: "Таковое для каждого честного христианина и русского человека является насущной необходимостью, чтобы отстоять русскую землю и Православную Церковь от издевательства и поругания кучкой грабителей и предателей... русского народа и государства". Тут же он всячески проклинал красных за их поругания над православной религией и глумления над личностями лучших представителей Церкви и русского народа. Кроме того, Червяков оказывал активную помощь местному белогвардейскому отряду, организовывал сбор пожертвований в пользу последних, как то: мясом, маслом, яйцами и другими с.-х. продуктами, а также жертвовал и сам лично" Башкирия, г.Уфа, слоб.Нижегородка, Крестовоздвиженская церковь иерей, протоиерей Год окончания1928
Впоследствии о.Феодор служил в Крестовоздвиженской церкви г.Уфы, находящейся
в южной части г.Уфы, в т.н. слободе Нижегородке.
В 1925г. в Уфимской епархии оформилось внутрицерковное разделение на сторонников
временно управляющего епархией епископа Иоанна (Пояркова), проводившего полуобновленческую
политику, и епископа Андрея сторонника строго православной линии в церковной жизни.
Крестовоздвиженский приход относился к строго православному т.н. "андреевскому
течению".
Крестовоздвиженская церковь стала кафедрой епископа Нижегородской слободы
Петра (Ладыгина), хиротонисанного епископом Андреем (Ухтомским).
С осени 1927г. Крестовоздвиженская церковь вошла в состав Уфимской автокефальной
епархии "непоминающих" андреевского течения. Образование этой епархии вызвало
волну репрессий ее духовенства.
О.Феодор продолжал служение в Крестовоздвиженской церкви вплоть до своего ареста
К 1928г. он имел сан протоиерея
28/12/1928 Статьяст.584,5810 УК РСФСР Приговороправдать, дело прекратить
Из обвинения: "Оказание моральной и материальной помощи в деле организации белогвардейских отрядов в период 19181919гг. Ведение агитации среди верующего населения в целях подрыва и ослабления авторитета Соввласти в области отделения Церкви от государства".
Вины в предъявленных обвинениях он не признал и заявил: "...Подобного рода слухов никогда не распространял. Да и вообще я человек, не интересующийся областью общественно-политической жизни, я всецело посвятил себя церковному учению. А что касается того, что руководитель церковной ориентации, к которой я принадлежу, епископ Андрей замечается в контрреволюционной деятельности, то в таком случае должен определенно заявить, что его точки политического мировоззрения я не разделял и не разделяю. Я солидарен с ним лишь в области церковной, в данном случае считаю епископа Андрея одним из лучших нравственных людей, потому что подобного ему в этом отношении епископа я не нахожу".
1 декабря 1928г., после предъявления обвинений по двум пунктам политической
статьи 58, находясь в одиночке уфимской тюрьмы и под угрозой сурового приговора,
о.Феодор обратился в Следственную Комиссию ГПУ с заявлением, в котором просил
о прекращении дела и освобождении из-под ареста, учитывая "многолетние заслуги
перед народом" и первую судимость, а также невольное, под давлением прихода
пребывание в клире андреевского течения, и выразил намерение прекратить служение
в Крестовоздвиженской церкви.
Судя по дальнейшим событиям, следствие согласилось прекратить дело, но на более
радикальных условиях: при полном отказе от священнослужения,
с публикацией соответствующего текста в местной печати.
10 декабря отец-протоиерей собственноручно написал письмо в редакцию, в котором
отказался от продолжения священнического служения: "Прослужив 30 лет народным учителем, я стал священником. Но видя в конце-концов церковную разруху, происходящую главным образом от разделений и несогласий самих же Архиереев, я нахожу бесполезной свою настоящую деятельность, а потому оставляю священническое служение. Протоиерей Ф.Червяков".
15 декабря 1928г. Башоблотдел ОГПУ вынес постановление о прекращении следствия
по его делу и освобождении его из-под стражи, "принимая во внимание, что
произведенным предварительным дознанием виновность Червякова в достаточной
степени не подтверждается, что не дает возможности квалифицировать состав
предъявленного ему преступления".
Формулировка не означала полной реабилитации, каковая последовала
лишь 2 февраля 1996г.
Башкирия, г.Уфа, Башцентрисправдом, 2-й одиночный корпус Год начала1928 День начала15 Месяц начала11 Год окончания1928 День окончания15 Месяц окончания12
Из-под стражи освобожден 15 декабря 1928г.
Более в церкви не служил, репрессиям не подвергался [Зв1].
Дата и место кончины неизвестны