Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous]
NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 02.02.1996 Дела ou2.281 => ou2.281 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
2
    Рукоположение
      иерей 
      1917 
      День 4 
      Месяц 3 
      По просьбе односельчан — своих бывших учеников — он согласился принять священный
      сан "и навсегда остаться с ними в селе в качестве священника и быть им полезным
      в культурном сельском хозяйстве и в пчеловодстве".

      4 марта 1917г. был рукоположен в сан священника к Вознесенской церкви с.Вознесенское
    Служение
      Уфимская губ., Златоустовский у. (Месягутовский кантон), с.Вознесенское, Вознесенская церковь 
      иерей 
      Должность настоятель 
      Год начала 1917 
      День начала 4 
      Месяц начала 3 
      Год окончания 1928 
      В годы гражданской войны вместе с прихожанами претерпел множество лишений, но
      не оставил свой приход.
      Позже, в 1928г., отвечая на обвинение следствия в содействии "делу организации
      белогвардейских отрядов в селениях Вознесенское и Хива в период 1918–1019гг.,
      о.Феодор заявил:
          
      "...Вся моя помощь сводилась к бесплатному отпуску излишков мяса, сена
           и др. сельхозпродуктов, а связь с белым командованием выражалась
           в проживании в моем доме на постое белогвардейского офицера".

      В течение полутора лет гражданской войны через село проходили отряды то красных,
      то белых войск, которые производили реквизиции продовольствия, фуража, лошадей.
          "По приказанию начальников этих частей у меня было взято, — от своего
           посева, — до 200 пудов овса и до 5 пудов мяса... Тут даже не спрашивали
           моего согласия; это всем известно, как тогда делалось".

      Возможно, однако, что у следствия имелись определенные основания для позднейшего
      обвинения священника в пособничестве белым. Так, нашелся свидетель, уроженец
      с.Дувана Месягутовского кантона, который показал:
          "Летом 1918г., будучи в с.Вознесенке, Месягутовского кантона, где в то
           время служил настоятелем церкви священник Червяков Феодор,...
           мне пришлось слышать однажды на общей сходке местного крестьянства
           выступление за поддержку власти Колчака.
           Червяков в своем выступлении горячо призывал крестьянство, в особенности
           молодежь, ко вступлению в ряды белогвардейских отрядов, указывая:
               "Таковое для каждого честного христианина и русского человека является
                насущной необходимостью, чтобы отстоять русскую землю и Православную
                Церковь от издевательства и поругания кучкой грабителей и предателей...
                русского народа и государства".
           Тут же он всячески проклинал красных за их поругания над православной
           религией и глумления над личностями лучших представителей Церкви и
           русского народа.
           Кроме того, Червяков оказывал активную помощь местному белогвардейскому
           отряду, организовывал сбор пожертвований в пользу последних, как то:
           мясом, маслом, яйцами и другими с.-х. продуктами, а также жертвовал и сам
           лично"
      Башкирия, г.Уфа, слоб.Нижегородка, Крестовоздвиженская церковь 
      иерей, протоиерей 
      Год окончания 1928 
      Впоследствии о.Феодор служил в Крестовоздвиженской церкви г.Уфы, находящейся
      в южной части г.Уфы, в т.н. слободе Нижегородке.
      В 1925г. в Уфимской епархии оформилось внутрицерковное разделение на сторонников
      временно управляющего епархией епископа Иоанна (Пояркова), проводившего полуобновленческую
      политику, и епископа Андрея — сторонника строго православной линии в церковной жизни.
      Крестовоздвиженский приход относился к строго православному т.н. "андреевскому
      течению".

      Крестовоздвиженская церковь стала кафедрой епископа Нижегородской слободы
      Петра (Ладыгина), хиротонисанного епископом Андреем (Ухтомским).
      С осени 1927г. Крестовоздвиженская церковь вошла в состав Уфимской автокефальной
      епархии "непоминающих" андреевского течения. Образование этой епархии вызвало
      волну репрессий ее духовенства.
      О.Феодор продолжал служение в Крестовоздвиженской церкви вплоть до своего ареста
      К 1928г. он имел сан протоиерея
    Аресты
      Башкирия, г.Уфа 
      Год ареста 1928 
      День ареста 15 
      Месяц ареста 11 
      О.Феодор был арестован 15 ноября 1928г.
      По данным [2] дата ареста 28 ноября 1928г.
    Осуждения
      28/12/1928 
      Статья ст.58–4,58–10 УК РСФСР 
      Приговор оправдать, дело прекратить 
      Из обвинения:
         "Оказание моральной и материальной помощи в деле организации белогвардейских
          отрядов в период 1918–1919гг.
          Ведение агитации среди верующего населения в целях подрыва и ослабления
          авторитета Соввласти в области отделения Церкви от государства".

      Вины в предъявленных обвинениях он не признал и заявил:
         "...Подобного рода слухов никогда не распространял. Да и вообще я человек,
          не интересующийся областью общественно-политической жизни, я всецело посвятил
          себя церковному учению.
          А что касается того, что руководитель церковной ориентации, к которой я принадлежу,
          епископ Андрей замечается в контрреволюционной деятельности, то в таком случае
          должен определенно заявить, что его точки политического мировоззрения я
          не разделял и не разделяю. Я солидарен с ним лишь в области церковной, в
          данном случае считаю епископа Андрея одним из лучших нравственных людей,
          потому что подобного ему в этом отношении епископа я не нахожу".

      1 декабря 1928г., после предъявления обвинений по двум пунктам политической
      статьи 58, находясь в одиночке уфимской тюрьмы и под угрозой сурового приговора,
      о.Феодор обратился в Следственную Комиссию ГПУ с заявлением, в котором просил
      о прекращении дела и освобождении из-под ареста, учитывая "многолетние заслуги
      перед народом" и первую судимость, а также невольное, под давлением прихода
      пребывание в клире андреевского течения, и выразил намерение прекратить служение
      в Крестовоздвиженской церкви.
      Судя по дальнейшим событиям, следствие согласилось прекратить дело, но на более
      радикальных условиях: при полном отказе от священнослужения,
      с публикацией соответствующего текста в местной печати.
      10 декабря отец-протоиерей собственноручно написал письмо в редакцию, в котором
      отказался от продолжения священнического служения:
         "Прослужив 30 лет народным учителем, я стал священником. Но видя в конце-концов
          церковную разруху, происходящую главным образом от разделений и несогласий
          самих же Архиереев, я нахожу бесполезной свою настоящую деятельность, а потому
          оставляю священническое служение.
                 Протоиерей Ф.Червяков".

      15 декабря 1928г. Башоблотдел ОГПУ вынес постановление о прекращении следствия
      по его делу и освобождении его из-под стражи, "принимая во внимание, что
      произведенным предварительным дознанием виновность Червякова в достаточной
      степени не подтверждается, что не дает возможности квалифицировать состав
      предъявленного ему преступления".

      Формулировка не означала полной реабилитации, каковая последовала
      лишь 2 февраля 1996г.
    Места заключения
      Башкирия, г.Уфа, Башцентрисправдом, 2-й одиночный корпус 
      Год начала 1928 
      День начала 15 
      Месяц начала 11 
      Год окончания 1928 
      День окончания 15 
      Месяц окончания 12 
      Из-под стражи освобожден 15 декабря 1928г.
      Более в церкви не служил, репрессиям не подвергался [Зв1].
      Дата и место кончины неизвестны

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ