Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Омская о., Исилькульский р., станция Исилькуль, Апостольско-Святительская церковь священник Должность председатель приходского совета, благочинный 3 округа Омской епархии (с октября 1926г.) Год начала1922 Год окончания1927
Служил в церкви на ст.Исилькуль.
С октября 1926г. он был председателем приходского совета и благочинным 3 округа
Омской епархии.
О.Нил был против того, чтобы люди духовного звания, служа в церкви, одновременно
пели в советских клубах. В связи с этим он уволил регента церковного хора.
Батюшка ссылался на Апостольские и Соборные постановления о том, что верующим
запрещается посещение каких-либо зрелищ, к которым он причислял советские
клубы, как греховные заведения
Сибирский край, станция Исилькуль (Сибирский край, Исилькульский р., г.Исилькуль), ул.Зиновьева, 5 Год начала1922 Год окончания1927 День окончания9 Месяц окончания5
С 1922г. о.Нил с матушкой Татьяной Георгиевной и младшей дочерью Таисией
проживал на станции Исилькуль
Омская о. (Сибирский край, Исилькульский р.), г.Исилькуль Год ареста1927 День ареста9 Месяц ареста5
8 апреля 1927г. на о.Нила поступил донос по поводу увольнения им регента.
5 мая 1927г. в доме о.Нила был произведен обыск. При обыске ничего, что можно
было бы приобщить к делу, не нашли, кроме разной переписки, которая и была изъята.
9 мая 1927г. о.Нил был арестован
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 19/08/1927 Обвинение"а/с деятельность, контрреволюционный саботаж" Статьяст.5814 УК РСФСР Приговор3 года ссылки в Казахстан с последующим лишением права проживания в ряде областей и округов СССР
Архив УФСБ по Омской обл. Д.П-4495.
Из протокола допроса:
" Какое отношение в 1919г. вы имели к Колчаковской власти и кого выдавали белым из крестьян-бедняков для порки?
В конце 1919г. при отступлении белых лично у меня в доме останавливались штабы частей несколько раз... Звали и меня с собой, но я не поехал... Крестьянин Гейко был сельским старостой, и у него белые неоднократно просили подвод для себя до ближайшего поселка, но подвод не было, т.к. всех лошадей попрятали. По приказу белых Гейко пришел в их штаб, который был у меня в доме, и белые стали ругать его, потом вышли с ним на улицу, и что там с ним делали, я не видел, а сам он говорил, что его выпороли.
Ваше влияние на приходской совет церкви и по каким причинам были уволены регенты церкви?
В приходском совете 11 человек, большей частью крестьяне-середняки... выбраны в 1925г. ... Я в совете имею один голос такой же, как и остальные члены совета. За время работы совета был только один случай, когда совет не согласился с моим мнением, это с вопросом о капитальном ремонте храма. Я настаивал, чтобы началось добровольное пожертвование, чтобы собрать денег на штукатурку и побелку храма внутри, а совет с этим не согласился и постановил временно с этим обождать... Регенты церкви были уволены по следующим причинам: Каралик за грубое отношение ко мне лично. В 1925г. в первый день перед богослужением назвал меня шпаной (будучи вполне трезвым), и на Пасхальной неделе был уволен именно за это. Другой регент заступил на место месяцев через 6 и служил около года. Месяца за 23 он пел с церковным хором в клубе с.Исилькуль, а потом был уволен за неимением средств на его содержание... Инициатором увольнения и того, и другого был церковный староста, по заявлению которого совет и вынес постановление об их увольнении. На том и другом собрании я присутствовал и высказывался за увольнение их. Регентом, состоящим также псаломщиком в соседней церкви с.Березовское я недоволен потому, что он очень неуживчивый, и в результате архиепископ его запретил, общине написав, что если община его не уволит, то он [архиепископ] порывает с ней духовную связь. Он работает регентом в клубе при станции Исилькуль. Лично я против того, чтобы человек духовного звания пел одновременно и в клубе, т.к. через это упускается его прямая обязанность, как служителя церкви, и по этому поводу я имел разговор со священником Ананьевым в присутствии одного из членов совета, а также хозяина дома, где живет священник. Но относительно школы и церкви я ничего не говорил. Есть постановления Апостольские и Соборные о том, что верующим запрещается посещение каких бы то ни было зрелищ. В данном случае клуб я причисляю, согласно этим постановлениям, к таким зрелищам, которые верующим посещать не следует. Лично я это постановление разделяю и на клуб смотрю как на греховное зрелище".
9 августа 1927г. начальник СОО ГПУ составил обвинение: "Священник Матвеев использовал все время и систематически свое положение служителя культа для использования религиозных настроений верующего населения в антисоветских целях, желая возбудить недовольство Советской властью. Он вел агитацию против клубов и школ, предлагал верующим воздержаться от посещения их. Называл домами разврата клубы, предлагал верующим принимать меры против имеющих дело с этими учреждениями. Агитировал против Соввласти, называя ее "властью отбросков общества" и приглашал всеми способами стремиться к ее уничтожению, что и подтверждено свидетельскими показаниями... На основании изложенного полагаю считать антисоветскую деятельность Матвеева доказанной"
Омск, ИТД Год начала1927 День начала20 Месяц начала4 Год окончания1927 Казахстан, Кзыл-Ординская о., г.Казалинск Год начала1927 Год окончания1930 День окончания23 Месяц окончания4
По окончании срока ссылки 23 апреля 1930г. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ
о.Нил был освобожден из ссылки с лишением права проживания в Московской,
Ленинградской областях, Харьковском, Киевском, Одесском округах, а также в
Дагестане и Омском округе с прикреплением к определенному месту жительства на 3 года