Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Матвеев Нил Матвеевич Год рождения1867 День рождения11 Месяц рождения5 Место рожденияТверская губ., Старицкий у., Иверская вол., с.Казнаково протоиерей
Родился 11/24 мая 1967г. в крестьянской семье Фотографии
Священник Матвеев Нил Матвеевич с женой Татьяной Георгиевной и сыновьями Николаем и Василием Протоиерей Матвеев Нил Матвеевич
Омск, ж.д.станция Омск, Свято-Троицкая церковь Должность псаломщик Год окончания1902
Нил Матвеевич Матвеев приехал в Омск приблизительно в 1898г., во время
строительства Великого Сибирского железнодорожного пути (Транссибирской
железнодорожной магистрали), на поезде с переселенцами, в котором была
передвижная церковь. Первоначально он служил исполняющим должность псаломщика
в Свято-Троицкой церкви при железнодорожной станции Омск. Церковь была заложена
3 августа 1897г., освящена 24 ноября 1900г. епископом Омским и Семипалатинским
Григорием. Церковь считалась лучшей в Транссибе.
В 1901г. Нила Матвеевича назначили псаломщиком Троицкой церкви
Омск, ж.д.станция Омск, Свято-Троицкая церковь диакон, иерей (с 30.03.1902г.) Год начала1902 Год окончания1908 День окончания1 Месяц окончания2 Акмолинская о., Омский у., Украинская вол., с.Красные Горки (Омская о., Полтавский р., с.Красногорка), церковь во имя свмчц. царицы Александры иерей Должность законоучитель одноклассных училищ Год начала1908 День начала1 Месяц начала2 Год окончания1920
Село Красные Горки было расположено в гористой местности от
епархиального города в 125 верстах, от благочинного в 40 верстах,
от ближайшей ж.д. станции Исилькуль в 49 верстах.
Церковь была построена в середине 1907г. на средства фонда имени Императора
Александра III, а также на средства Ново-Воскресенского монастыря
"Новый Иерусалим" и прихожан.
Церковь была бедная. Приход состоял из жителей села Красные Горки и пос.Ксеньевского,
находящегося в 18 верстах. Прихожан числилось "мужеского пола 877, женского 792".
Прихожане были переселенцами Полтавской, Черниговской, Херсонской губерний и
области Войска Донского.
О.Нил был учителем Закона Божиего в селе Красные Горки и пос.Ксеньевском.
На Пасху он ходил с крестом по всем домам прихода, а после посева обычно бывали
крестные ходы по полям.
Семья о.Нила в это время состояла из его жены Татьяны Георгиевны и пятерых детей:
Александра, Татьяны, Нины, Николая (1899г.р.) и Василия (1901г.р.).
В 1911г. родилась младшая дочь Таисия.
Всего в семье было семеро детей, но одна из дочерей, Валентина, умерла в очень
молодом возрасте.
Пока не был построен дом для священника, о.Нил с семьей жил в деревянном доме,
предназначенном для псаломщика. Позже был построен каменный дом для священника.
В конце 1919г., при отступлении Белой Армии Колчака со стороны Челябинска и Урала
в доме о.Нила несколько раз устраивались штабы подразделений (полка, роты) белых.
Белые предлагали о.Нилу уйти с ними, но он отказался.
Во время перестрелки в одном из домов села погиб его средний (18-летний) сын
Николай.
Старшего сына, Василия (20-ти с небольшим лет), после отступления Белой Армии
красноармейцы расстреляли возле дома в присутствии матушки Татьяны
Акмолинская о., Омский у., Украинская вол., с.Красные Горки (Омская о., Полтавский р., с.Красногорка) Год ареста1920
В начале 1920г. о.Нил был арестован за чтение прихожанам в церкви послания Патриарха Тихона,
в котором осуждалось отношение большевиков к Церкви и народу
Омская ГубЧК 15/05/1920 Обвинение"антисоветская агитация, чтение прихожанам в церкви послания Патриарха Тихона" Приговор1 год лишения свободы условно
Архивное уголовное дело Д.6926 (уничтожено в 1955г.)
Акмолинская о., Омский у., Украинская вол., с.Красные Горки (Омская о., Полтавский р., с.Красногорка), церковь во имя свмчц. царицы Александры иерей Год начала1920 Год окончания1920
Акмолинская о., Омский у., Украинская вол., с.Красные Горки (Омская о., Полтавский р., с.Красногорка) Год ареста1920 Месяц ареста6
В июне 1920г. Ревком отобрал у о.Нила дом. При конфискации его дома народ
пытался защитить священника, один из жителей села нанес словесное оскорбление
председателю Ревкома.
В этом был обвинен о.Нил, хотя его самого при этих событиях в селе не было.
Он был арестован и заключен в Омскую тюрьму
Омский Губревтрибунал ./06/1920 Обвинение"подстрекательство народа к недаче... дома Ревкому" Приговордело прекратить за недоказанностью
Поскольку о.Нила во время конфискации дома в селе не было, то доказать его вину
не смогли, дело было прекращено за недоказанностью преступления, и он был
освобожден
Акмолинская о., Омский у., Украинская вол., с.Красные Горки (Омская о., Полтавский р., с.Красногорка), церковь во имя свмчц. царицы Александры священник Год начала1920 Месяц начала6 Год окончания1920 Омская губ., Кокчетавский у., с.Корнеевское (Казахстан, Северо-Казахстанская о., с.Корнеевка), Михаило-Архангельская церковь священник Год начала1920 Год окончания1921 Месяц окончания4
Со второй половины 1920г. о.Нил служил в церкви с.Корнеевское.
Главный престол храма во имя Архистратига Михаила, северный во имя трех
святителей: Василия Великого, Григория Богослова, и Иоанна Златоустого, южный
во имя Казанской иконы Божией Матери.
В состав прихода входили с.Корнеевское, поселки Корабеловский, Ясновский и
Стрельниковский (всего около 3750 прихожан).
Жители прихода были переселенцами из Черниговской, Полтавской, Харьковской,
Орловской, Курской, Воронежской губерний и Войска Донского.
Рядом с селом расположено озеро Б.Тарангуль
Омская губ., Кокчетавский у., с.Корнеевское (Казахстан, Северо-Казахстанская о., с.Корнеевка) Год ареста1921 День ареста3 Месяц ареста5
Был арестован 3 мая 1921г. Кокчетавским политбюро по борьбе с контрреволюцией,
спекуляцией и преступлениями по должности за
"служение молебна во время крестьянского восстания в селе Корнеевском".
На момент ареста в 1921г. семья о.Нила состояла из четырех человек
Акмолинская ГубЧК 23/06/1921 Обвинение"активный участник февральского кулацкого восстания в селе, вредный элемент республики, не имеющий надежды на исправление" Статьяст.582 УК РСФСР Приговорвысшая мера наказания расстрел с конфискацией личного имущества (2 лошади и корова) в пользу республики
8 мая 1921г. состоялось общее собрание жителей села Корнеевки, на котором был
составлен "Приговор" в защиту о.Нила (50 подписей), отправленный в ГубЧК: "Мы, нижеподписавшиеся граждане села Корнеевского, все православного вероисповедания,... имели суждение относительно ареста нашего приходского священника Нила Матвеева. Последний обвиняется причина нам неизвестна. Но мы, как свободные граждане, по долгу гражданской совести удостоверяем, что священник нашего прихода Нил Матвеев против Советской власти ни в чем не выступал, а также никаких молебнов колчаковской белой банде не служил и после восстания из своего села не скрывался, выезжал только для исправления религиозных нужд. А потому против предъявленного ему обвинения выносим суждение: он невиновен так, как невиновны наши малые дети, и просим надлежащие власти из-под ареста названного священника освободить, как невиновного, для обслуживания религиозных нужд в нашем приходе..."
11 мая 1921г. Кокчетавским политбюро было возбуждено уголовное дело N 013068
по обвинению о.Нила и еще четырех жителей села в "активном участии в
февральском кулацком восстании 1921г. и расстрелах коммунистов и совпартработников".
Из обвинения о.Нила: "Во время службы молебна призывал к восстанию и вел агитацию против коммунистов".
Заседанием Акмолинского ГубЧК от 23 июня 1921г. о.Нил был приговорен к расстрелу.Президиум ВЧК (Омский Губревтрибунал?) 17/09/1921 Обвинение"контрреволюционная агитация, участник кулацкого восстания с оружием в руках, служение молебна во время крестьянского восстания в с.Корнеевка" Статьяст.582 УК РСФСР Приговор2 года концлагерей
Заседанием Президиума ВЧК (судебным) от 17 сентября 1921г. ранее назначенное
наказание расстрел было отменено и заменено на заключение в концлагерь
на 2 года (дело N 11965).
Судили о.Нила заочно, в г.Петропавловске Акмолинской обл.
По данным [1] осужден 9 января 1921г.
Омская губ., Кокчетавский у. (Казахстан, Северо-Казахстанская о.), тюрьма Год начала1921 Месяц начала4 Год окончания1922
О.Нил просидел в тюрьме 11 месяцев, считая срок предварительного заключения, после
чего был освобожден
Омская о., Исилькульский р., станция Исилькуль, Апостольско-Святительская церковь священник Должность председатель приходского совета, благочинный 3 округа Омской епархии (с октября 1926г.) Год начала1922 Год окончания1927
Служил в церкви на ст.Исилькуль.
С октября 1926г. он был председателем приходского совета и благочинным 3 округа
Омской епархии.
О.Нил был против того, чтобы люди духовного звания, служа в церкви, одновременно
пели в советских клубах. В связи с этим он уволил регента церковного хора.
Батюшка ссылался на Апостольские и Соборные постановления о том, что верующим
запрещается посещение каких-либо зрелищ, к которым он причислял советские
клубы, как греховные заведения
Сибирский край, станция Исилькуль (Сибирский край, Исилькульский р., г.Исилькуль), ул.Зиновьева, 5 Год начала1922 Год окончания1927 День окончания9 Месяц окончания5
С 1922г. о.Нил с матушкой Татьяной Георгиевной и младшей дочерью Таисией
проживал на станции Исилькуль
Омская о. (Сибирский край, Исилькульский р.), г.Исилькуль Год ареста1927 День ареста9 Месяц ареста5
8 апреля 1927г. на о.Нила поступил донос по поводу увольнения им регента.
5 мая 1927г. в доме о.Нила был произведен обыск. При обыске ничего, что можно
было бы приобщить к делу, не нашли, кроме разной переписки, которая и была изъята.
9 мая 1927г. о.Нил был арестован
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 19/08/1927 Обвинение"а/с деятельность, контрреволюционный саботаж" Статьяст.5814 УК РСФСР Приговор3 года ссылки в Казахстан с последующим лишением права проживания в ряде областей и округов СССР
Архив УФСБ по Омской обл. Д.П-4495.
Из протокола допроса:
" Какое отношение в 1919г. вы имели к Колчаковской власти и кого выдавали белым из крестьян-бедняков для порки?
В конце 1919г. при отступлении белых лично у меня в доме останавливались штабы частей несколько раз... Звали и меня с собой, но я не поехал... Крестьянин Гейко был сельским старостой, и у него белые неоднократно просили подвод для себя до ближайшего поселка, но подвод не было, т.к. всех лошадей попрятали. По приказу белых Гейко пришел в их штаб, который был у меня в доме, и белые стали ругать его, потом вышли с ним на улицу, и что там с ним делали, я не видел, а сам он говорил, что его выпороли.
Ваше влияние на приходской совет церкви и по каким причинам были уволены регенты церкви?
В приходском совете 11 человек, большей частью крестьяне-середняки... выбраны в 1925г. ... Я в совете имею один голос такой же, как и остальные члены совета. За время работы совета был только один случай, когда совет не согласился с моим мнением, это с вопросом о капитальном ремонте храма. Я настаивал, чтобы началось добровольное пожертвование, чтобы собрать денег на штукатурку и побелку храма внутри, а совет с этим не согласился и постановил временно с этим обождать... Регенты церкви были уволены по следующим причинам: Каралик за грубое отношение ко мне лично. В 1925г. в первый день перед богослужением назвал меня шпаной (будучи вполне трезвым), и на Пасхальной неделе был уволен именно за это. Другой регент заступил на место месяцев через 6 и служил около года. Месяца за 23 он пел с церковным хором в клубе с.Исилькуль, а потом был уволен за неимением средств на его содержание... Инициатором увольнения и того, и другого был церковный староста, по заявлению которого совет и вынес постановление об их увольнении. На том и другом собрании я присутствовал и высказывался за увольнение их. Регентом, состоящим также псаломщиком в соседней церкви с.Березовское я недоволен потому, что он очень неуживчивый, и в результате архиепископ его запретил, общине написав, что если община его не уволит, то он [архиепископ] порывает с ней духовную связь. Он работает регентом в клубе при станции Исилькуль. Лично я против того, чтобы человек духовного звания пел одновременно и в клубе, т.к. через это упускается его прямая обязанность, как служителя церкви, и по этому поводу я имел разговор со священником Ананьевым в присутствии одного из членов совета, а также хозяина дома, где живет священник. Но относительно школы и церкви я ничего не говорил. Есть постановления Апостольские и Соборные о том, что верующим запрещается посещение каких бы то ни было зрелищ. В данном случае клуб я причисляю, согласно этим постановлениям, к таким зрелищам, которые верующим посещать не следует. Лично я это постановление разделяю и на клуб смотрю как на греховное зрелище".
9 августа 1927г. начальник СОО ГПУ составил обвинение: "Священник Матвеев использовал все время и систематически свое положение служителя культа для использования религиозных настроений верующего населения в антисоветских целях, желая возбудить недовольство Советской властью. Он вел агитацию против клубов и школ, предлагал верующим воздержаться от посещения их. Называл домами разврата клубы, предлагал верующим принимать меры против имеющих дело с этими учреждениями. Агитировал против Соввласти, называя ее "властью отбросков общества" и приглашал всеми способами стремиться к ее уничтожению, что и подтверждено свидетельскими показаниями... На основании изложенного полагаю считать антисоветскую деятельность Матвеева доказанной"
Омск, ИТД Год начала1927 День начала20 Месяц начала4 Год окончания1927 Казахстан, Кзыл-Ординская о., г.Казалинск Год начала1927 Год окончания1930 День окончания23 Месяц окончания4
По окончании срока ссылки 23 апреля 1930г. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ
о.Нил был освобожден из ссылки с лишением права проживания в Московской,
Ленинградской областях, Харьковском, Киевском, Одесском округах, а также в
Дагестане и Омском округе с прикреплением к определенному месту жительства на 3 года
Казахстан, г.Петропавловск, Васильевская старокладбищенская церковь протоиерей Год окончания1941
В августе 1932г. о.Нил обращался в Комиссию Частной Амнистии, в котором сообщал,
что выбрал для дальнейшего проживания г.Петропавловск и просил считать его
свободным от "минуса" гражданином.
Служил в Васильевской старокладбищенской церкви г.Петропавловска. Церковь имела
три предела. Главный в честь св.Василия Парийского; с южной стороны в честь
Введения во храм Пресвятой Богородицы и с северной стороны в честь св.мученицы
Акилины. Южный и северный пределы сооружены на средства братьев Зенковых. После
их смерти церковь в народе стали звать Зенковской
Использованы материалы: Архивное уголовное дело Д.П-4495 (дело 1927г.); Справочные книги Омской епархии за 1900 и 1914гг.; Омские Епархиальные Ведомости за 1901, 1902гг.; Семейный архив; Сайт "История Омских Храмов" г.Петропавловска; Сайт Храма Всех Святых г.Петропавловска; Архивная справка из Специального госархива Департамента Комитета национальной безопасности Республики Казахстан г.Алматы от 25 февраля 2013г. по материалам архивного уголовного дела N 013068 1921г.