Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Витебск, Николо-Покровская церковь (железнодорожных служащих) протоиерей Должность настоятель Год начала1926 День начала6 Месяц начала10 Год окончания1928
После окончания срока высылки продолжал проживать в Витебске.
Служил в Никольской церкви Витебска
митра Год награждения1925 Кем награжденПатриарший Синод к празднику Пасхи
Был награжден по ходатайству епископа Смоленского Серафима (Остроумова). Указ о
возложении митры выполнил епископ Брянский Амвросий (Смирнов), он же и подарил
о.Аркадию свою митру
Витебск Год ареста1928 День ареста26 Месяц ареста1
Был арестован 26.01.1928г.
О.Аркадий показал о своей семье: "Жена проживает в Орле. Трое сыновей: Василий работает в г.Иваново-Вознесенске инженером; Степан работает в Москве в конторе "Гослес"; Сергий работает в Москве бухгалтером; Дочь Елизавета находится за границей, но где именно, не помню, т.к. она ранее жила в Швейцарии и Франции"
Из "следственно-арестантского дела": "В январе месяце 1928г. в Витебский Окружной суд поступили сведения, что священник Никольской церкви Аркадий Николаевич Оболенский группирует вокруг себя антисоветский элемент церковной общины. Устраивал у себя на квартире закрытые заседания церковного совета и нелегальные собрания граждан с целью обработки их в антисоветском духе. Имеет тесную связь с административно высланным в Соловки епископом Амвросием (Смирновым), от коего получает указания в проведении антисоветской деятельности. Распространял по церковным общинам г.Витебска нелегальные листовки, носящие антисоветский характер, как например, "Голос Церкви", "Контрреволюционеры ли мы?". Ввиду наличия вышеуказанных сведений 26 января с.г. в квартире священника Оболенского был произведен обыск и арест последнего, как подозреваемого по ст.70 УК РСФСР...".
2 февраля 1928г. избранная мера пресечения была ему заменена под подписку
о невыезде из пределов постоянного места жительства и явке в судВитебск Год ареста1928 День ареста12 Месяц ареста2
По данным [Д5] вторично арестован 10.02.1928г.
Из "следственно-арестантского дела": "Будучи освобожденным, Оболенский стал вызывать к себе на квартиру через квартирохозяйку... граждан с целью предупредить о возможности их допроса в ГПУ. и давал инструкции для показаний, а граждан г.Витебска Валентионка и Гольдберга вызывал, подозревая, что они сообщили на него в ГПУ и давал внушения, в то же время распространял слухи о них, как о доносчиках ГПУ. 12 февраля с.г. к священнику Оболенскому вновь применена мера изоляции в Исправтруддом".
12 февраля 1928г. о.Аркадий был вновь заключен под стражу.
Из постановления от 12.02.1928г. о привлечении о.Аркадия в качестве обвиняемого: "Привлечь по настоящему делу в качестве обвиняемого Оболенского А.Н., предъявив ему обвинение: Устраивал у себя на квартире собрания граждан с целью обработки таковых в а/с духе, а также в церкви с амвона, во время богослужений поминал о здравии "заключенных и изгнанных" священнослужителей церкви, каковыми действиями перед гражданами демонстрируя, что все заключенные служители церкви являются "мучениками", невинно гонимыми Советской властью), т.е. в преступлениях, предусмотренных ст.73(ст.5810) УК РСФСР... Меру пресечения оставить прежнюю содержание под стражей".
Из показаний свидетеля (от 14 февраля 1928г.): "В церкви во время богослужения священник Оболенский поминает о здравии всех заключенных и изгнанных священнослужителей,... а после ареста Оболенского постоянно поминает в церкви о здравии его второй священник Иосафатов..."
Из протокола допроса от 15.02.1928г. (показания о.Аркадия): "Молитвенное поминовение за Литургией о здравии и упокоении производил по общей формуле, прочитывая записки посетителей храма, имея дело с именами, но не с лицами, а по своей инициативе поминал заключенных: иерея Илию (Румянцева), иерея Василия (Малахова), иерея Владимира (фамилии его я не знаю), епископа Илариона (находящегося в Соловках) и др. имена, коих помню, но не знаю, кто они такие..."
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 04/05/1928 Обвинение"а/с агитация, к/р деятельность, дискредитация Советской власти, а/с проповеди, поминовение за богослужением осужденных священнослужителей, устройство закрытых заседаний церковного совета на своей квартире" Статьяст.58,73 УК РСФСР Приговоросвободить, 3 года лишения права проживания в ряде городов
3 года лишения права проживания в Москве, Киеве, Харькове, Одессе, Ростове-на-Дону,
означ. губ. и окр. и БВО с прикреплением к определенному месту жительства.
Дело N П-22041 (архив УФСБ по Витебской обл. Ф.107).
По другим данным: Осужден в августе 1928г. Присужден к административной высылке из БССР в Орел
Из материалов дела: "Члены церковного совета Никольской общины во главе с председателем такового Голубевым действительно устраивали на квартире Оболенского закрытые заседания церковного совета и нелегальные собрания граждан с целью обработки их в а/с духе. Имеет тесную связь с адмвысланным в Соловки епископом Амвросием (Смирновым), от коего получает указания в проведении а/с деятельности. Распространял по общинам в Витебске нелегальные листовки, носящие а/с характер, как, например, "Голос Церкви. Контрреволюционеры ли мы?".
Из листовки "Голос Церкви", текст которой имеется в следственном деле: "Среди тягот и обстояний, выпавших на долю многострадальной Церкви Русской, одна из самых тяжких это невозможность услышать слово правды от служителей правды: одни далеко и лишены возможности говорить, другие же, убоявшись угроз и прещений, умолкли. Но Слово Правды Христовой должно звучать в мире до его окончания, и если бы уста человеческие перестали исповедовать, то заговорили бы камни по непреложному Слову Христову. И эти слова, которые ныне обращаются к вам, возлюбленные о Господе братия и сестры, и те речи, которые, если Господь благословит, вы услышите в будущем, это вопль камней, ибо молчали предстоятели Церкви, голос грубых простых камней простых людей, из которых слагается вечное здание Церкви Божией. Но верим, что и в нашем голосе слышен голос Церкви, в наших словах найдете те думы, которые слагаются в душах каждого из вас, когда вы думаете: Мы живем в годину лютого гонения, воздвигнутого на Христа и на Его Церковь. Мы лишены по закону права учить детей наших истинам Святой Веры и не имеем никакой возможности бороться с внедряемыми в их юные и неопытные души губительными семенами неверия и нечестия, мы боимся не только исповедывать свою веру, но ходить в церковь, иметь в домах святые иконы и даже носить на шее крест, причем за все это нас могут лишить куска насущного хлеба; мы получаем дни отдыха в какие-угодно дни, но только не в дни Великих наших праздников, когда мы должны работать под угрозой увольнения со службы. Далее мы видим, как наши храмы под самыми невероятными предлогами отнимаются у верующих и закрываются, или передаются ничтожным кучкам безбожников и расстриг, притворяющихся христианскими священниками и епископами. А где наши архиереи и многие из пастырей? Увы, они далеко от нас, в узах, в заточении, в изгнании терпят страшные лишения, не имея часто возможности утешить свою душу причастием Святых Христовых Таин. Нет в нашей стране мало-мальски достойного священника, который бы не побывал в тюрьме или в ссылке, не подвергался тем или иным репрессиям. И все это делается вопреки законам нашего государства, которые гласят: "Каждый гражданин может исповедывать любую религию или не исповедывать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповедыванием какой бы то ни было веры или не исповедывать никакой веры, отменяются. В пределах республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли и ограничивали свободу совести. Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом..." (Декрет об отделении Церкви от государства. 22 января 1919г. УССР). И когда мы спрашиваем: За что? Почему по отношению к нам, православным христианам, не соблюдаются законы страны, нам отвечают: "Потому что вы контрреволюционеры". Эти обвинения бросают общинам, не желающих принять обновленческих вероотступников вместо православных пастырей, не подчиняющимся самозванным и самочинным "епархиальным управлениям" и "священным синодам", состоящим из предателей Церкви; бросают архиереям, не хотящим отказаться от своего долга управлять и учить вверенную им паству согласно учению и преданию Церкви. Мы отвергаем это голословное обвинение [в контрреволюции], мы просим наших обвинителей указать на всем пространстве нашей страны хотя бы один установленный факт к/р деяния, совершенного представителем церкви или от лица церкви... Наших архиереев заключают в тюрьмы, посылают в ссылку и на принудительные работы без гласного суда, без точно установленного обвинения, без предоставления возможности оправдания и защиты, иногда же совсем без объяснения причины. Все это доказывает, что в распоряжении обвинителей нет материалов, доказывающих виновность подвергающихся столь тяжким репрессиям служителей церкви. Единственно, на что они указывают [в качестве обвинения] это воззвание Патриарха Тихона в 19171918гг. и деятельность заграничных православных иерархов, ушедших с эмигрантами. Но и Патриарх Тихон писал свои воззвания не против власти,- ибо в то время установившейся и твердой власти гражданской не было, а была ожесточенная гражданская война борющихся между собой партий и групп населения. Когда же власть определилась, Патриарх Тихон заявил о своей лояльности к ней и призвал к тому же всех членов Православной Церкви, и Церковь последовала его призыву. Что же касается заграничной иерархии, то за ее деятельность мы не ответствуем, Церковь не имеет фактической возможности управлять заграничными епархиями легальным способом. Кроме того, живя в другом государстве, иерархи не имеют религиозной обязанности признавать и подчиняться Советской власти. Таким образом эти воображаемые доказательства нашей мнимой контрреволюционности от одного к ним прикосновения разрушаются. Снова и снова мы заявляем, и будем заявлять, что мы лояльны по отношению к власти СССР. Церковь за 2000 лет своего существования на земле видела множество государств с разнообразным политическим устройством от восточных деспотий до свободной демократической республики, со всеми уживалась и по отношению ко всем была действительно лояльною, и в настоящее время наше желание, наша непрестанная молитва ко Господу о том, чтобы власть СССР поверила этим нашим заявлениям и дала нам возможность свободно молиться и веровать. К этому нет никаких действительных препятствий. Другое дело, если власть СССР под видом борьбы с контрреволюцией хочет искоренить и уничтожить самую Веру Христианскую, здесь мы отказываемся повиноваться власти ибо "должно повиноваться больше Богу, нежели человеком". (Деян. 5,29). Но и в этом случае мы не будем устраивать заговоров и возмущений против власти, как не устраивали их сонмы мучеников и исповедников, но по их святому примеру будем терпеть, страдать, а если нужно, то и умереть, уповая на слова Начальника жизни нашей Господа Иисуса Христа, сказавшего, что "претерпевший до конца спасется" (Мф. 24,13) и веруя в Его обетование, что никакие силы в мире не могут победить непобедимой и Святой Церкви Христовой (Мф. 16,18). Аминь."
Из обвинения: "Оболенский... открыто выражал недоверие к Соввласти в связи с арестом в декабре 1927г. священников Витебского округа: Василия Малахова, Владимира Мицкевича и др. по обвинению их по ст.62 УК. Оболенский данный арест использовал в целях устройства церковной демонстрации против Советской власти, через поминовение при богослужении и в проповедях, в которых призывал молиться об арестованных "как за мучеников, гонимых Советской властью за Веру Христову". По поводу карнавала, устроенного в дни Октябрьского торжества 7 ноября 1927г., Оболенский с амвона критиковал его, говоря, что "Власть не воспитывает молодежь, а развращает подобными действиями и готовит хулиганов".
Из материалов дела: "Оболенский виновным себя не считает. Не отрицает того, что члены церковного совета во главе с председателем Голубевым приходили к нему для обсуждения церковных дел и что он давал им указания с канонической стороны. Он показал, что "арестованных гражданской властью поминал как по запискам, так и по собственному побуждению", что поминал осужденного и высланного в Соловки епископа Илариона и арестованных за к/р деятельность священников Малахова Василия, Мицкевича Владимира и др. Оболенский не отрицал и того факта, что по поводу карнавала 7 ноября 1927г. отмечал его в своей проповеди как "безнравственный поступок, развращающий молодежь и толкающую ее в кадры хулиганов".
Постановлением ОСО при ПП ОГПУ он был лишен права проживания в Москве, БССР и ряде
других пунктов и областей страны и прикреплен на 3 года к определенному месту
жительства (административно выслан из пределов БССР)
Витебск, Витебский Исправдом Год начала1928 День начала26 Месяц начала1 Год окончания1928 День окончания2 Месяц окончания2 Витебск, Витебский Исправдом Год начала1928 День начала12 Месяц начала2 Год окончания1928 День окончания2 Месяц окончания8 Витебск, Витебский исправдом Год начала1928 День начала12 Месяц начала2 Год окончания1928 Месяц окончания8