Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous]
NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 05.11.1956 Дела o14.19 => o14.19 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
6
    Служение
      Якутск, Никольский молитвенный дом 
      протоиерей 
      Должность благочинный Якутской обл. 
      Год начала 1956 
      Месяц начала 12 
      Год окончания 1969 
      После освобождения и реабилитации первым делом о.Николай поехал в Иркутск.
      Архиепископ Палладий (Шерстенников) предложил ему:
           
      "Поезжайте в Якутию. Там все разваливается. Народ Вас полюбит".
      Архиерей снял с себя подрясник (бархатный, теплый) и надел на батюшку —
      "Вот, поезжайте".
      В декабре 1956г. о. Николай прибыл в Якутск.
      Был он совершенно одинокий и, можно сказать, нищий: привез с собой лишь
      икону свт. Николая Чудотворца, вышитую руками заключенной, да еще синодик
      (записную книжку, в которую записывают имена живых и усопших для
      молитвенного поминовения), от корки до корки исписанный именами тех,
      кто просил его о молитвенной помощи.
      С тех пор в течении более чем 20 лет о.Николай служил в Якутске, был
      благочинным Якутского округа. О.Николая любили и уважали в Якутии.
      Его благочиние состояло тогда всего из двух приходов: в Якутске находился
      Николаевский молитвенный дом, а в Олекминске — Спасский молитвенный дом.
      При возможности о.Николай отправлял туда священника.
      Еще при жизни батюшки олекминский староста начал строить новую церковь и дом,
      каждый месяц он присылал отчеты.
      Он поселился в крошечной сторожке при Никольском молитвенном доме,
      располагавшемся по адресу: ул.Ушакова, дом 12, где сразу же стал служить
      настоятелем.
      По воспоминаниям очевидцев, когда отец Николай Миронович приехал и начал
      служить в г.Якутске, это
          "Так красиво было, так торжественно, что ни до, ни после него таких
           служб больше не случалось.
           Остальные-то с ним ни в какое сравнение не шли...
           У отца Николая особая благодать была, видимо, это родовое — когда
           из рода в род люди Богу служат. И потом, он же верил как! Хотя своих
           прихожан всегда предостерегал от религиозного фанатизма, того,
           что называют "ревность не по разуму".
           А знал он сколько! Мы-то здесь что видели... Его так и называли —
           "ходячая энциклопедия".
           А какой у него был красивый голос — баритон! Он и говорил прекрасно,
           и пел. Немного играл на балалайке, мандолине, фисгармонии.
           И в то же время очень доступный был, простой.
           И помогал он всем, как мог. А ведь тогда не то что богатства — достатка
           не было,... каждую копейку считали. Какая нищета была, Господи!
           Все, знавшие его, в один голос рассказывают, каким необыкновенно добрым
           был о.Николай".

      Так, например, он помог семье покойного священника Семена Георгиевича Якушкова.
      Из скудного церковного бюджета, когда часто даже на зарплату денег не было,
      он выделил им пенсию в 20 руб. Внучка отца Симеона рассказывает:
          "Было в нем что-то детское, что-то святое. Я таким ребенком росла,
           что меня только терпеть можно было, а батюшка Николай любил.
           Истинно любил — ребенок это всегда чувствует".

      Из воспоминаний об о.Николае [4]:
          "А какие проповеди читал отец Николай! Люди плакали, слушая наставления
           священника. После Пасхи, во вторник, батюшка всегда читал проповеди
           специально для студентов. Они тайком прибегали в церковь, хотя это было
           небезопасно... Тех, кто ходил в храм, презирали, смеялись над ними.
           На богослужении регулярно появлялся фининспектор. Зайдет, и стоит
           всю службу, считает по головам — сколько там прихожан, чтобы знать доход —
           не скрывают ли. Свои обязанности фининспектор исполнял строго, но никогда
           ничего плохого не сказал отцу Николаю. Более того, они дружили втихомолку.
           Батюшка умел находить общий язык со всеми властями. Он ладил даже с
           уполномоченным по делам религии.
           Однажды в Якутск приехал чилийский посол и попросил, чтобы его сводили в
           церковь... Они долго беседовали с батюшкой".

      В скором времени после приезда о.Николаю удалось наладить добрые отношения с
      местным уполномоченным по делам религий. Это помогло ему постепенно отремонтировать
      сначала молитвенный дом в Якутске а потом помочь построить новый молитвенный дом
      в г.Олекминске.
      Верующие к нему тянулись даже из отдаленных районов.
      Он быстро подружился с якутами, лечил их травами.
      Крепкая дружба и трепетные отношения связывали отца Николая с Иваном
      Тимофеевым из Горного улуса, который ежегодно Великим Постом приезжал
      для Исповеди и Причастия. К Пасхе он всегда привозил в подарок батюшке
      глухаря и ведро ягод. Иван Тимофеев совсем не говорил по-русски, а батюшка не
      знал якутского. Между ними была такая духовная близость, которая не нуждается
      в речи.
      Многие уважаемые в Якутии люди навещали батюшку: якутский писатель Д.Г.Сивцев (Суорун-Омоллоон)
      известный архитектор К.Г.Туралысов, художник Л.М. Габышев, научный сотрудник
      краеведческого музея И.В. Заборовская и др.
      Жил Отец Николай очень скромно.
      Опекала его и во всем помогала Христина Петровна Казанцева, бывшая учительница, очень набожная женщина.
      Все церковные дела были на ее плечах. Христине Петровне пришлось даже
      обучиться церковному пению, батюшка сам ее учил, долго с ней занимался.
      По домашним делам о.Николаю помогали благочестивые женщины — мать и дочь Дарья
      Максимовна и Агния Ивановна Домашенко.
      Его двери всегда были открыты для людей в любое время дня и ночи.
      У него была поговорка: "Гость в дом — Бог в дом".
      Обращались к нему все, кому трудно, — то какая-нибудь бабушка поссорится с
      невестками, то еще что-то. Батюшка был человек безотказный. В любое время дня
      и ночи звали его на требы — тут же вставал и шел, молебен ли отслужить,
      исповедовать, причастить, все, что угодно.
      Однажды в семье, которая жила в доме батюшки, тяжело заболела маленькая девочка.
      Родители ее были очень напуганы, а о.Николай сказал:
          "Не волнуйтесь. Я буду за нее молиться, она поправится и будет здоровой".
      Отец этого ребенка часто вспоминает тот случай, и подтверждает, что дочь его
      по молитвам батюшки, действительно, стала здоровой.
      О.Николай совершил крещения многих людей в Якутске.
      В те годы крестили обычно тайком, с опаской. Особенно скрытничали
      люди, имевшие какое-то положение, поэтому Христина Петровна и отец Николай
      часто вынуждены были сами становиться восприемниками. В Якутске до сих пор
      [2009г.] очень много людей, для кого они являются крестными родителями, и
      которые считают о.Николая "роднее всех родных". Некоторые из крестных дочерей
      о.Николая приняли монашество
    Места проживания
      Якутск, ул.Ушакова, 12 
      Год начала 1956 
      Якутск 
      Год окончания 1979 
      В 1968–1969гг. о.Николай вышел за штат.
      После смерти Христины Петровны (в 70-е годы) отец Николай перебрался жить к
      семье Дарьи Максимовны и Агнии Ивановны Домашенко, которые за ним ухаживали
      до последних дней и оставили посмертную память о священнике.
      К бане в их ограде сделали пристрой,"засыпнушку", где о.Николай и поселился.
      С домашними заботами помогала справляться Дарья Максимовна.
      Она готовила — в доме постоянно находился народ, надо было всех накормить.
      О.Николай имел огромную переписку. Все, кто с ним когда-то был знаком, писали
      ему до самой смерти. Сам батюшка не мог уже отвечать по старости.
      Вся переписка ложилась на плечи Агнии Ивановны Домашенко.
      Изредка он переписывался со своими родными, живущими за границей.
      Его внучка Зинаида Лещинская в 1960-е годы приезжала в Советский Союз.
      Она навещала его в Якутске. При расставании о.Николай передал в подарок своему
      сыну — протоиерею Русской Зарубежной Церкви Олегу семейную реликвию —
      серебряный священнический крест, который и сам некогда получил от отца

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ