Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Енисейская епархия епископ Должность епископ Енисейский и Красноярский Год начала1934 День начала16 Месяц начала6 Год окончания1934 День окончания3 Месяц окончания5
Занимал после освобождения из ссылки Енисейско-Красноярскую и Ачинскую епархии.
Навещал находившегося в ссылке в Туруханском крае митрополита Кирилла (Смирнова),
затем написал ему три письма в разъяснение своей позиции в поддержку митр.Сергия
(Страгородского) и его церковной политики Ачинская епархия епископ Должность епископ Ачинский Год начала1934 День начала3 Месяц начала5 Год окончания1935 День окончания9 Месяц окончания9 Омская епархия епископ Должность епископ Омский и Челябинский Год начала1935 День начала9 Месяц начала9 Год окончания1936 День окончания29 Месяц окончания11
В связи с упразднением в 1935г. Челябинской епархии и передачи ее территории
в ведение Омского архиерея в гражданских документах именовался "епископом Омским
и Челябинским" или "епископом тихоновских церквей Омской и Челябинской областей"
Омск, ул.Халтурина, 10 Год начала1936 Месяц начала4 Год окончания1936 День окончания29 Месяц окончания11
Епископ Антоний был арестован УНКВД Омской области вместе с 6 священниками Омской
епархии
Омск, ул.Халтурина, 10 Год ареста1936 День ареста29 Месяц ареста11 Обвинение при аресте"руководил к/р группой и объединил вокруг себя реакционное духовенство, проводил к/р клеветническую пропаганду и проч."
На одном из допросов в ответ на вопрос об отношении к советской власти епископ
Антоний сказал: "Мое отношение к Советской власти явно отрицательное, и я веду
посильную борьбу с нею... Я монархист. Считаю, что единственная власть для народа
это монархия, то есть народ и священнослужители могут свободно вздохнуть тогда,
когда в России снова будет монархия. Я эти идеи проповедовал среди духовенства
и мирян".
В феврале 1937г. было возбуждено уголовное дело также и в Челябинске, по обвинению
епископа Антония "в связи с к/р настроенным духовенством Челябинской области"
Коллегия Омского областного суда 22/03/1937 Обвинение"организация контрреволюционной группы, объединение вокруг себя реакционного духовенства и верующих, ведение борьбы с сов.властью под лозунгом "борьба за церковь и религию"" Статьяст.5810 ч.1, 5811 УК РСФСР Приговор10 лет ИТЛ Групповое дело"Дело епископа Антония (Миловидова) и шести священников, г.Омск, 1937г."
1922 марта 1937г. спецкомиссия Омского облсуда приговорила еп.Антония к 10 годам
лишения свободы, а еще 6 омских священнослужителей к разным срокам заключения
от 3-х до 8 лет. Им вменялась в вину "организация к/р группы для борьбы с советской
властью под лозунгом "За церковь и религию".
В ответ на кассационную жалобу Верховный суд РСФСР приговор оставил в силе.
3 апреля 1937г. Управлением НКВД по Челябинской обл. предъявлено обвинение в том,
что "являясь епископом Омской обл. и проживая в Омске, без разрешения Комиссии
по культам осуществлял нелегально руководство над духовенством Челябинской области
и создавал к/р формирования... перед которыми ставил задачу подготовки кадров для
вооруженного выступления в случае войны".
На суде епископ Антоний сказал: "Действительно, вокруг меня организовывались
Омские священники, но с ними я никакой контрреволюционной агитации не вел".
В апреле Челябинские чекисты организовали провокационный выброс письма якобы от
епископа Антония. Так, 11 февраля к священнику Глебу Коптягину пришел человек,
назвавшийся монахом, и передал два письма якобы от епископа Антония. О.Глеб, поняв,
что это провокация, отнес письмо в НКВД, но там его арестовали. 20 февраля был
арестован благочинный Каргопольского района Филимон Ананьин, который тоже якобы
получал от епископа Миловидова "воззвания", но "успел их сжечь".
Читая показания свидетеля П. о том, что он поручал создавать группы враждебных
соввласти людей с целью подготовки их для активной борьбы с соввластью, может быть,
даже с оружием в руках, Владыка записал в протоколе: "Удивляюсь наивности следствия и заявляю, что свидетель подучен следствием лжесвидетельствовать на меня... да и я ведь с ума не сошел, чтобы встречному и поперечному, первый раз увиденному мною человеку заявлять такие тайны и кооптировать его как бы в свои агенты. Кто же из церковников может выступать с оружием в руках, когда церковь посещают преимущественно только старухи. Все это ложь и ложь".
В заключение Владыка написал: "Я дам ответ после получения из Москвы ответа касательно возбужденной мной жалобы по поводу сфабрикованных листовок в Челябинском НКВД".
В тот же день следователи составили акт, в котором жаловались на епископа начальству: "Обвиняемому Миловидову было представлено следственное дело N 4277 по обвинению его и других в количестве 22 человек по ст.581111, 582. Миловидов знакомился с делом свыше двух часов. В процессе ознакомления вел себя вызывающе, невыдержанно, проявлял насмехательство и грубость по адресу следствия, а от подписи в протоколе об окончании следствия отказался, написав: "Следствие называет меня нахалом. Миловидов"., а также во время допросов и на очных ставках отвечать не желал, умышленно уклонялся от ответов, нанося следствию словесные оскорбления...".
На основании доносов о словах, сказанных "у себя на квартире", "в присутствии свидетеля",
"вел разговоры среди колхозников", было составлено обвинительное заключение о
якобы созданной к/р организации "Партия угнетенных христиан". По делу, кроме
епископа Антония, проходил 21 священник Миасса и Каргаполья Челябинского областиСпецколлегия Челябинского облсуда 12/07/1937 Обвинение"руководитель и организатор к/р организации церковников" Статьяст.5810,5811 УК РСФСР Приговорвысшая мера наказания расстрел Групповое дело"Дело к/р организации церковников "Партия угнетенных христиан" во главе с епископом Антонием (Миловидовым). Челябинск, 1937г."
Все попытки властей придать даже видимость суда над православными священнослужителями
потерпели неудачу. Священники на суде не признали своей вины и отказались от
"чистосердечных признаний", сфабрикованных следствием. Но большевистский суд не
подумал с этим считаться. Епископ Антоний был приговорен к смертной казни, 10
священников к 10 годам концлагерей, трое к 8 годам, двое осуждены на 6 лет
концлагерей, пятеро на 5 лет концлагерей.
15 августа 1937г. в ответ на кассационную жалобу Верховным судом РСФСР приговор
Челябинского облсуда отменен: "Осужденные неоднократно вели к/р пораженческую и террористическую агитацию, и, учитывая при этом, что они уже были судимы по ст.5810 УК, суд не учел социальной опасности их действий и избрал им явно мягкую меру наказания... Приговор суда отменить, дело в отношении всех подсудимых отправить в тот же суд на новое рассмотрение со стадии предварительного следствия".
В это же время в других городах области создавались так же фабрикованные дела
священников. Так, в Челябинске по делу "Религиозного общества" обвинялись 13
человек, в то числе священнослужители и миряне Челябинска. В Троицке 4 священника
и монахиня обвинялись в террористических намерениях в составе организации, в которую
их якобы вовлек епископ Антоний. Подобные процессы проходили в Миассе, в Златоусте.
Всем им были вынесены приговоры на различные сроки лишения свободы, как и епископу
Антонию, и по всем делам был принесен протест, и дела в новом следствии объединили
в одно, громадное дело N 15109. Из обвинительного заключения по делу 15109: "В августе 1937г. Управлением НКВД по Челябинской области вскрыта и ликвидирована к/р повстанческая организация духовенства и церковников, состав которой достигает свыше 1000 участников. Организация ставила своей задачей вооруженное свержение советской власти и установление в СССР фашистского режима".
27 сентября следствие изготовило "показания" епископа Миловидова. "Протокол" со
странными подписями подшит к делу, как доказательство вины . Уже 1 октября по
следственному делу N 15109 составлено обвинительное заключение, а на следующий
день тройка УНКВД вынесла смертные приговоры и 21 обвиняемому по Миасскому делу, и
остальным участникам изобретенной в НКВД "Повстанческо-террористической организации
духовенства Челябинской области".
По Миасско-Каргопольскому делу проходили священники преклонного возраста, от 60
до 75 лет, к тому же уже не по одному разу прошедшие лагеря и тюрьмы. Как могли
старые, измученные люди участвовать в "повстанческих" "террористических" организациях,
понять невозможнотройка УНКВД по Челябинской обл. 02/10/1937 Обвинение"организатор и руководитель "Повстанческо-террористической организации духовенства Челябинской области" Статьяст.582,586,587,588,5810,5811 УК РСФСР Приговорвысшая мера наказания расстрел Групповое дело"Дело епископа Омского и Челябинского Антония (Миловидова) и духовенства Челябинской обл. Челябинск, 1937г."
Архив УФСБ Челябинской обл. Д.П-25163.