Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous]
NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 06.06.1958 Дела oeb.3 => oeb.3 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
8
    Служение
      Енисейская епархия 
      епископ 
      Должность епископ Енисейский и Красноярский 
      Год начала 1934 
      День начала 16 
      Месяц начала 6 
      Год окончания 1934 
      День окончания 3 
      Месяц окончания 5 
      Занимал после освобождения из ссылки Енисейско-Красноярскую и Ачинскую епархии.
      Навещал находившегося в ссылке в Туруханском крае митрополита Кирилла (Смирнова),
      затем написал ему три письма в разъяснение своей позиции в поддержку митр.Сергия
      (Страгородского) и его церковной политики
      Ачинская епархия 
      епископ 
      Должность епископ Ачинский 
      Год начала 1934 
      День начала 3 
      Месяц начала 5 
      Год окончания 1935 
      День окончания 9 
      Месяц окончания 9 
      Омская епархия 
      епископ 
      Должность епископ Омский и Челябинский 
      Год начала 1935 
      День начала 9 
      Месяц начала 9 
      Год окончания 1936 
      День окончания 29 
      Месяц окончания 11 
      В связи с упразднением в 1935г. Челябинской епархии и передачи ее территории
      в ведение Омского архиерея в гражданских документах именовался "епископом Омским
      и Челябинским" или "епископом тихоновских церквей Омской и Челябинской областей"
    Места проживания
      Омск, ул.Халтурина, 10 
      Год начала 1936 
      Месяц начала 4 
      Год окончания 1936 
      День окончания 29 
      Месяц окончания 11 
      Епископ Антоний был арестован УНКВД Омской области вместе с 6 священниками Омской
      епархии
    Аресты
      Омск, ул.Халтурина, 10 
      Год ареста 1936 
      День ареста 29 
      Месяц ареста 11 
      Обвинение при аресте "руководил к/р группой и объединил вокруг себя реакционное духовенство, проводил к/р клеветническую пропаганду и проч." 
      На одном из допросов в ответ на вопрос об отношении к советской власти епископ
      Антоний сказал: "Мое отношение к Советской власти явно отрицательное, и я веду
      посильную борьбу с нею... Я монархист. Считаю, что единственная власть для народа

      — это монархия, то есть народ и священнослужители могут свободно вздохнуть тогда,
      когда в России снова будет монархия. Я эти идеи проповедовал среди духовенства
      и мирян".

      В феврале 1937г. было возбуждено уголовное дело также и в Челябинске, по обвинению
      епископа Антония "в связи с к/р настроенным духовенством Челябинской области"
    Осуждения
      Коллегия Омского областного суда 
      22/03/1937 
      Обвинение "организация контрреволюционной группы, объединение вокруг себя реакционного духовенства и верующих, ведение борьбы с сов.властью под лозунгом "борьба за церковь и религию"" 
      Статья ст.58–10 ч.1, 58–11 УК РСФСР 
      Приговор 10 лет ИТЛ 
      Групповое дело "Дело епископа Антония (Миловидова) и шести священников, г.Омск, 1937г." 
      19–22 марта 1937г. спецкомиссия Омского облсуда приговорила еп.Антония к 10 годам
      лишения свободы, а еще 6 омских священнослужителей — к разным срокам заключения —
      от 3-х до 8 лет. Им вменялась в вину "организация к/р группы для борьбы с советской
      властью под лозунгом "За церковь и религию".
      В ответ на кассационную жалобу Верховный суд РСФСР приговор оставил в силе.
      3 апреля 1937г. Управлением НКВД по Челябинской обл. предъявлено обвинение в том,
      что "являясь епископом Омской обл. и проживая в Омске, без разрешения Комиссии
      по культам осуществлял нелегально руководство над духовенством Челябинской области
      и создавал к/р формирования... перед которыми ставил задачу подготовки кадров для
      вооруженного выступления в случае войны".

      На суде епископ Антоний сказал: "Действительно, вокруг меня организовывались
      Омские священники, но с ними я никакой контрреволюционной агитации не вел".

      В апреле Челябинские чекисты организовали провокационный выброс письма якобы от
      епископа Антония. Так, 11 февраля к священнику Глебу Коптягину пришел человек,
      назвавшийся монахом, и передал два письма якобы от епископа Антония. О.Глеб, поняв,
      что это провокация, отнес письмо в НКВД, но там его арестовали. 20 февраля был
      арестован благочинный Каргопольского района Филимон Ананьин, который тоже якобы
      получал от епископа Миловидова "воззвания", но "успел их сжечь".
      Читая показания свидетеля П. о том, что он поручал создавать группы враждебных
      соввласти людей с целью подготовки их для активной борьбы с соввластью, может быть,
      даже с оружием в руках, Владыка записал в протоколе:
        
      "Удивляюсь наивности следствия и заявляю, что свидетель подучен следствием
        лжесвидетельствовать на меня... да и я ведь с ума не сошел, чтобы встречному и
        поперечному, первый раз увиденному мною человеку заявлять такие тайны и кооптировать
        его как бы в свои агенты. Кто же из церковников может выступать с оружием в руках,
        когда церковь посещают преимущественно только старухи. Все это ложь и ложь".

      В заключение Владыка написал:
        "Я дам ответ после получения из Москвы ответа касательно возбужденной мной
        жалобы по поводу сфабрикованных листовок в Челябинском НКВД".

      В тот же день следователи составили акт, в котором жаловались на епископа начальству:
        "Обвиняемому Миловидову было представлено следственное дело N 4277 по обвинению
        его и других в количестве 22 человек по ст.58–11–11, 58–2. Миловидов знакомился
        с делом свыше двух часов. В процессе ознакомления вел себя вызывающе, невыдержанно,
        проявлял насмехательство и грубость по адресу следствия, а от подписи в протоколе
        об окончании следствия отказался, написав:
          "Следствие называет меня нахалом. Миловидов".,
        а также во время допросов и на очных ставках отвечать не желал, умышленно
        уклонялся от ответов, нанося следствию словесные оскорбления...".

      На основании доносов о словах, сказанных "у себя на квартире", "в присутствии свидетеля",
      "вел разговоры среди колхозников", было составлено обвинительное заключение о
      якобы созданной к/р организации "Партия угнетенных христиан". По делу, кроме
      епископа Антония, проходил 21 священник Миасса и Каргаполья Челябинского областиСпецколлегия Челябинского облсуда 
      12/07/1937 
      Обвинение "руководитель и организатор к/р организации церковников" 
      Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
      Приговор высшая мера наказания — расстрел 
      Групповое дело "Дело к/р организации церковников "Партия угнетенных христиан" во главе с епископом Антонием (Миловидовым). Челябинск, 1937г." -> 
      Все попытки властей придать даже видимость суда над православными священнослужителями
      потерпели неудачу. Священники на суде не признали своей вины и отказались от
      "чистосердечных признаний", сфабрикованных следствием. Но большевистский суд не
      подумал с этим считаться. Епископ Антоний был приговорен к смертной казни, 10
      священников — к 10 годам концлагерей, трое — к 8 годам, двое осуждены на 6 лет
      концлагерей, пятеро — на 5 лет концлагерей.
      15 августа 1937г. в ответ на кассационную жалобу Верховным судом РСФСР приговор
      Челябинского облсуда отменен:
        "Осужденные неоднократно вели к/р пораженческую и террористическую агитацию, и,
        учитывая при этом, что они уже были судимы по ст.58–10 УК, суд не учел социальной
        опасности их действий и избрал им явно мягкую меру наказания... Приговор суда
        отменить, дело в отношении всех подсудимых отправить в тот же суд на новое
        рассмотрение со стадии предварительного следствия".

      В это же время в других городах области создавались так же фабрикованные дела
      священников. Так, в Челябинске по делу "Религиозного общества" обвинялись 13
      человек, в то числе священнослужители и миряне Челябинска. В Троицке 4 священника
      и монахиня обвинялись в террористических намерениях в составе организации, в которую
      их якобы вовлек епископ Антоний. Подобные процессы проходили в Миассе, в Златоусте.
      Всем им были вынесены приговоры на различные сроки лишения свободы, как и епископу
      Антонию, и по всем делам был принесен протест, и дела в новом следствии объединили
      в одно, громадное дело N 15109. Из обвинительного заключения по делу 15109:
        "В августе 1937г. Управлением НКВД по Челябинской области вскрыта и ликвидирована
        к/р повстанческая организация духовенства и церковников, состав которой достигает
        свыше 1000 участников. Организация ставила своей задачей вооруженное свержение
        советской власти и установление в СССР фашистского режима".

      27 сентября следствие изготовило "показания" епископа Миловидова. "Протокол" со
      странными подписями подшит к делу, как доказательство вины . Уже 1 октября по
      следственному делу N 15109 составлено обвинительное заключение, а на следующий
      день тройка УНКВД вынесла смертные приговоры и 21 обвиняемому по Миасскому делу, и
      остальным участникам изобретенной в НКВД "Повстанческо-террористической организации
      духовенства Челябинской области".

      По Миасско-Каргопольскому делу проходили священники преклонного возраста, от 60
      до 75 лет, к тому же уже не по одному разу прошедшие лагеря и тюрьмы. Как могли
      старые, измученные люди участвовать в "повстанческих" "террористических" организациях,
      понять невозможнотройка УНКВД по Челябинской обл. 
      02/10/1937 
      Обвинение "организатор и руководитель "Повстанческо-террористической организации духовенства Челябинской области" 
      Статья ст.58–2,58–6,58–7,58–8,58–10,58–11 УК РСФСР 
      Приговор высшая мера наказания — расстрел 
      Групповое дело "Дело епископа Омского и Челябинского Антония (Миловидова) и духовенства Челябинской обл. Челябинск, 1937г." 
      Архив УФСБ Челябинской обл. Д.П-25163.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ