Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous]
NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 06.07.1990
Дела o29.121
    Бенеманский Алексей Константинович 
    Год рождения 1881 
    День рождения 6 
    Месяц рождения 1 
    Место рождения Тверская губ., Новоторжский у., с.Баранья Гора (Тверская о., Кувшиновский р., с.Кунино) 
    протоиерей 
    Родился в семье сельского священника Константина Михайловича Бенеманского
    (1846–1896) и его супруги Павлы Ефимовны (1859г.р.).
    У Алексея был брат Михаил и три сестры, известны имена двух из сестер —
    Анна и Александра
    Фотографии ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1904г.] [1904-1920гг.] [1920-1926гг.] [1926-1929гг.] [1929-1935гг.] [1935-1937г.]
      Образование
        Тверская Духовная Семинария 
        Год окончания 1902 
        В 1902г. окончил Тверскую Духовную Семинарию по I разряду
      Места проживания
        Тверская губ., г.Торжок 
        Год начала 1902 
        Год окончания 1904 
        После окончания Семинарии состоял учителем начальной школы в Торжке
      Рукоположение
        иерей 
        1904 
      Служение
        Тверь, Христорождественский женский монастырь 
        иерей 
        Год начала 1904 
        С 1904г. служил священником в Тверском женском монастыре Рожества Христова.
        После того как в школах было запрещено преподавать Закон Божий, о.Алексий, несмотря
        на запрет властей, стал преподавать его в монастыре, но монастырь вскоре закрыли
        Тверь, Скорбященская церковь 
        священник 
        Должность член епархиального совета (с 1919г.) 
        Год окончания 1919 
        После закрытия монастыря служил в тверском храме в честь иконы "Всех Скорбящих Радосте".
        Летом 1919г. был избран членом Епархиального Совета
        О.Алексий был женат. Жена — Ольга Алексеевна (1883г.р., в девичестве Плетнева).
        В семье родились дети: дочь Наталья (1906г.р.), сын Виктор (1907г.р.),
        дочь Надежда (1909г.р.)
      Аресты
        Тверь 
        Год ареста 1919 
        Во время гражданской войны арестован и отправлен на тыловые работы
      Места заключения
        тыловые работы 
        Год начала 1919 
        Год окончания 1920 
        Служил рядовым в тыловом ополчении на кухне и в канцелярии
      Служение
        Тверь, Скорбященская церковь 
        священник 
        Год начала 1920 
        Год окончания 1922 
        Священник Алексий Бенеманский был ближайшим помощником Петра (Зверева),
        епископа Старицкого, викария Тверской епархии, который после ареста правящего
        архиерея встал во главе Тверской епархии.
        Епископ Петр обратился к пастве с воззванием, призывающим к пожертвованиям.
        О.Алексий был назначен казначеем Тверского епархиального комитета
        по "Всероссийскому комитету помощи голодающим".
        По благословению епископа о.Алексий много проповедовал, убеждая священников,
        уклонившихся в обновленчество, принести покаяние
      Аресты
        Тверь 
        Год ареста 1922 
        День ареста 24 
        Месяц ареста 11 
        15 сентября 1922г. о.Алексей был вызван для допроса в ГПУ.
        Из протокола допроса:
           "— Ваше отношение к советской власти?
            — Вполне признаю и подчиняюсь и исполняю все ее постановления и распоряжения,
            — Каковы ваши взгляды на обновленческое движение, и в частности на ВЦУ?
            — Вообще обновленческое движение считаю в церковной жизни необходимым,
            — Каким путем вы предполагаете провести обновленческое движение?
            — Созывом Собора, а до созыва такового, я ВЦУ не признаю и считаю таковое
              самозванным...
            — Что вы можете показать о сборе денег для архиепископа Серафима и епископа
              Петра?
            — Сборы происходили, деньги по церквям собирались и передавались сначала
              непосредственно игумении Калерии в сумме 8 миллионов рублей.
            — Известна ли вам цель вызова епископом Петром викарных епископов в Тверь?
            — Для богослужения и ввиду важного момента церковной жизни. Может быть,
              о чем-либо поговорить".
        В тех же числах по этому же делу были допрошены епископ Петр (Зверев),
        священник Владимирской церкви и член епархиального совета Василий Куприянов,
        казначей Новоторжского Борисоглебского монастыря иеромонах Вениамин (Троицкий)
        и миряне — директор училища слепых и член епархиального совета Алексей Соколов
        и секретарь епископа Александр Преображенский.
        В ночь на 24 ноября 1922г. все они были арестованы и отправлены
        в Бутырскую тюрьму.
        О.Алексий был арестован за распространение воззвания епископа Петра (Зверева),
        призывавшего противостоять обновленчеству
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР 
        26/02/1923 
        Статья ст.73 УК РСФСР 
        Приговор=2 года ссылки в Туркестан 
        Групповое дело "дело епископа Петра (Зверева) и др., 1923г." 
        Из заключения по этому "делу":
          "Дело возникло в связи с распространением воззвания епископа Тверского Петра
           Зверева под заглавием "Возлюбленным о Господе верным чадам церкви Тверской",
           направленного явно против всякого обновленческого движения в церкви
           к поддержке контрреволюционной политики Тихона".
        Комиссия НКВД по административным высылкам приговорила о.Алексея к двум годам
        ссылки в Туркестан
      Места заключения
        Тверь, тюрьма 
        Год начала 1922 
        День начала 24 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1922 
        День окончания 24 
        Месяц окончания 11 
        Москва, Бутырская тюрьма 
        Год начала 1922 
        День начала 24 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1923 
        Месяц окончания 2 
        Дома у о.Алексия оставались жена и пятеро детей.
        Из тюрьмы он писал жене Ольге Алексеевне:
           "Чаще пиши. Денег, пожалуйста, пока не шлите: костюмов шить я не собираюсь,
            если я написал о рясе и подряснике, то это вышло так, к слову.
            Подрясник я перешил на рубашку, почему и писал тебе. Какие костюмы я буду
            носить, духовные или светские, пока не знаю, думаю, что те и другие.
            Я радуюсь тому, что тебя не бросают прихожане. Если живете сейчас,
            то будете жить и потом, только каждый день молитесь:
               "Хлеб наш насущный даждь нам днесь""
        Туркестан (Узбекистан), г.Ташкент 
        Год начала 1923 
        Год окончания 1923 
        Из ссылки о.Алексей писал жене и детям, описывая свое прибытие сначала
        в Ташкент, а затем в Самарканд:
           "В четверг... нас встретили члены соборного причта и несколько
            благочестивых граждан и гражданок, сразу окружая нас таким вниманием,
            что нам стало стыдно. Для нас были приготовлены чай и обед, нам нанесли
            множество куличей, дали чаю, сахару, даже по рубашке из местной ткани
            "маты".
            Нас вызвали на идеал мучеников; кажется, что так относиться могут только
            христиане. Сочувствие к нашему положению было огромнейшее...
            В семь часов там же, в соборном доме, происходило прощание: епископ Петр
            сказал нам слово, ответил ему я. Плакал владыка, плакали и мы, плакали и
            все присутствующие...
            Нам тут же сказали, что одних нас в Самарканд, город незнакомый, не пустят
            и что с нами едет нас устраивать одна добрая старушка — очень интеллигентная
            дама лет пятидесяти — Мария Николаевна. Таким вниманием мы были очень
            тронуты...
            По улицам нас сопровождала толпа благочестивых граждан и гражданок, и это не
            простая любезность, а необходимость, и вот почему. На вокзале здесь идет
            большое воровство. Вокзал битком набит народом, буквально негде яблоку
            упасть. Чужие люди, чужая речь как-то сразу выбили нас из колеи, мы
            не знали, что делать, как ориентироваться. И вот все наши провожатые
            тесным кольцом окружают наши вещи. Находят нам место в вагоне и сразу же
            переносят в него все наши вещи.
            Все это совершается как-то сказочно, и в то время, как на платформе идет
            суета, ругань за место и прочее, мы сидим в вагоне, окруженные милыми,
            добрыми лицами, так ласково нас ободряющими, благословляющими, дающими нам
            письма к самаркандцам, и среди этих лиц славная Елизавета Михайловна и
            дорогой А.М. Преображенский...
            Прощайте, добрые и дорогие друзья. Два года... С кем-то увидимся...
            Спасибо вам за все... Поцелуи, взаимные благословения, и поезд трогается,
            уходим дальше в глубь Азии..."
        Самарканд 
        Год начала 1923 
        День начала 1 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1923 
        День окончания 13 
        Месяц окончания 4 
        1 апреля 1923г. о.Алексий Бенеманский, о.Василий Куприянов и др. прибыли
        в Самарканд.
        Из письма о.Алексия Бенеманского:
           "В Самарканде мы выгрузились на перрон. Василий Петрович остался караулить
            вещи, мы же с Борисом отправились к священнику станционной церкви,
            нашли его и обратились к нему с просьбой сложить в сторожку вещи.
            Он очень любезно нас принял и отвел нам так называемую спевальню
            при сторожке, куда мы и перетащили вещи...
            Направились сразу в ГПУ. Так как день пятница, то в ГПУ занятий не было.
            Самарканд город мусульманский, и здесь празднуют пятницу, а в воскресенье
            работают. Дежурный сделал отметку, что мы были и велел нам явиться
            на другой день.
            Мы же отправились искать местного отца благочинного. Нашли его очень скоро.
            Это оказался очень симпатичный батюшка о.Евгений Морчевский, настоятель
            Георгиевской церкви. Он вдовый, живет с единственным сыном семнадцати лет.
            Батюшка очень милый, дом его открыт для всех. Прихожане у него целый день.
            Нас он встретил радушно. Его дом — это штаб-квартира для всего ссылаемого
            духовенства. Через его дом уже прошло несколько человек, сейчас же у него
            епископ из Орла Даниил — очень симпатичный и веселый архиерей, за две недели
            сумевший вполне акклиматизироваться.
            Мы и здесь окружены вниманием. Батюшка нас принял. Пили чай, но я часов
            в восемь почувствовал себя так худо, что слег в постель. Сказались
            переутомление и жара. Часов в десять я проснулся, голова болит ужасно...
            Причем у меня ночью началась рвота ужасная.
            И все-таки я попросил разрешения на другой день (суббота Пасхи) служить,
            что Господь и помог исполнить. Перед обедней я исповедовался, а затем
            служил, чему очень рад. Народу было много.
            После обедни ходили в ГПУ, где нас приняли на учет и велели явиться
            на другой день....
            На следующий день, в воскресенье, я опять служил литургию, а потом ходили
            в ГПУ. Здесь мы узнали, что в Самарканде, по всей вероятности, нас не
            оставят, а по указанию Ташкента вышлют куда-нибудь в глухой аул-кишлак-селение.
            Епископ Даниил высылается в Пенджикент — большой кишлак с правами уездного
            города, где только 12 человек русских, туда же сосланы о.Свенцицкий и
            епископ Василий Суздальский, может быть, направят туда и нас.
            В ГПУ с нас взяли подписку, в которой сказано, что обязаны каждое
            воскресенье являться на регистрацию, жить там, где нам будет указано,
            без разрешения ГПУ не поступать ни на казенную, ни на частную службу и
            многое другое.
            Сегодня, в понедельник, я опять служил, завтра Радоница, буду поминать
            усопших...
            Вот, милая Олечка, дорогая мама и дорогие дети, как пока я живу.
            Пока я здоров, сыт и в тепле, а что дальше будет, не знаю.
            Сапоги нужно будет скоро чинить, ряса черная совсем расползается,
            напрасно вы ее и положили, также и подрясник серый сечется вовсю.
            Как-то поживаете вы, дорогие мои?...".
        В мае 1923г. уполномоченный ГПУ получил распоряжение собрать сведения обо всех
        политических партиях, а также обо всех проживающих в районе
        административно-высланных священниках и представить о том доклады.
        В ответ местный уполномоченный представил в ГПУ Туркестана рапорты
        осведомителей-обновленцев, в одном из которых писалось:
           "Доношу, что административно-высланные священники Александр Маков,
            Александр Пурлевский, Василий Куприянов, Алексей Бенеманский ведут
            усиленную агитацию среди прихожан и членов приходского совета против
            Живой обновленческой церкви и высшей власти духовного управления, чем
            возмущают вообще общественное мнение, что и случилось на заседании членов
            совета. Благодаря их агитации заседание членов совета... было сорвано...
            Живая обновленческая церковь и высшая духовная власть вполне признают
            советскую власть... Значит, здравый смысл говорит за то, если не признают
            распоряжений высшей духовной власти, то равносильно и не признают советскую
            власть, а не признающим советскую власть вышеозначенным лицам не должно
            быть и места среди нас"
        Самаркандская о. (Узбекистан), г.Джизак 
        Год начала 1923 
        День начала 13 
        Месяц начала 4 
        13 апреля 1923г. о.Алексий Бенеманский и о.Василий Куприянов были направлены
        в г.Джизак Самаркандской обл.
        Видя, однако, что ГПУ не принимает решительных мер, представители обновленцев
        направляли новые и новые рапорты в ГПУ:
           "Псаломщик джизакской церкви Степан Сладков 5 августа 1923г. доносит ТЕУ:
            высланные четыре священника — Александр Маков, Александр Пурлевский,
            Василий Куприянов и Алексей Бенеманский ведут упорную агитацию против
            обновленческой церкви, служат всенощные и литургии отдельно,
            в церковь к нам не ходят, за служением поминают открыто во всеуслышание
            Патриарха Тихона; ввиду их агитации прихожане совершенно не стали посещать
            богослужение, также благодаря им весь церковный совет не признал
            обновленческую церковь. Кроме того, склонили в свою сторону священника
            о.Смирнова, который богослужение ведет по старому стилю и поминает также
            Святейшего Патриарха и т.д. ...
            Является необходимость — вышеозначенных священников разогнать поодиночке,
            так, чтобы они совершенно не имели возможности сплотиться и образовать
            вокруг себя целое общество и забрать церковь нашу в свои руки через тех
            именно лиц, которым сдана церковь по договору в бесплатное пользование".
           "Члены церковного совета, более сознательная часть, как Самецкий, Ширяев,
            Вознесенский, подпали под влияние ссыльных попов Бенеманского и Куприянова,
            которые внушали, что "ни в коем случае обновленчество церкви не пройдет и
            что Тихон освобожден, и соборные постановления не признал, и остался
            при своем сане, и предложил священству Живой церкви освятить свои церкви
            с благословением Тихона, а самим священникам покаяться".
            Эти слова сказал Бенеманский членам церковного совета, которые стали их
            последователями".
        Приехавшим в Джизак священникам Алексею Бенеманскому и Василию Куприянову было
        объявлено, что без разрешения ГПУ они не могут поступить ни на какую работу,
        независимо от того, будет ли эта работа в государственном учреждении, или
        у частного лица. В мае 1923г. о.Алексей написал по этому поводу ходатайство
        начальнику секретного отдела ГПУ. Через месяц им было дано разрешение
        на поступление на государственную службу, что хоть несколько поправляло
        материальное положение священников, так как служить в храме им, как и всем
        ссыльным, было запрещено.
        В Джизаке о.Алексей написал заявление во ВЦИК с просьбой об освобождении или
        о сокращении срока высылки.
        Обновленцы продолжали жаловаться на православных священников.
        В результате этих доносов о.Алексий Бенеманский и о.Василий Куприянов были
        высланы из Джизака в г.Пенджикент
        Туркестан (Таджикистан), г.Пенджикент 
        Год окончания 1926 
        День окончания 26 
        Месяц окончания 11 
        О.Алексей продолжал хлопотать об освобождении из ссылки, но ему всякий раз
        отказывали.
        В 1924г. советское правительство приняло решение освободить духовенство и
        мирян, осужденных по процессам об изъятии церковных ценностей.
        26 ноября 1926г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ постановило освободить
        о.Алексия из ссылки и разрешило ему вернуться в Тверь
      Служение
        Тверь, Скорбященская церковь 
        иерей, протоиерей 
        Год начала 1926 
        Год окончания 1929 
        После освобождения служил в Твери в Скорбященской церкви. Был возведен в сан
        протоиерея.
        О.Алексий не прекращал своей борьбы с обновленцами. Уполномоченный обновленческого
        движения, бывший одновременно осведомителем ГПУ, докладывал:
           "Когда Серафим под моим влиянием согласился пойти навстречу соввласти, когда
            он выразил даже тайное сочувствие обновленческому движению, то Калачев,
            Левковский, Бенеманский и другие объединились и начали настраивать
            общественное мнение против Серафима и, по-видимому, имеют намерение
            признать Тверским архиереем сосланного епископа Петра. В настоящее время
            всех противников соввласти информирует возвратившийся из ссылки протоиерей
            Алексей Бенеманский, который, по-видимому, имеет секретные инструкции
            епископа Петра Зверева, так как находились с этим епископом в ссылке
            недалеко друг от друга... Если не будут приняты самые решительные меры
            по отношению к лицам, указанным в настоящем и предыдущих докладах, то
            работа съезда будет сведена к нулю в лучшем случае, а в худшем может
            быть сорван даже самый съезд.
            Если устранить из Твери Алексея Бенеманского, то среди прихожан не будет
            волнений... Тяжелая необходимость заставляет указать на необходимость
            этой меры...".
            "Священники Куприянов и Бенеманский, два товарища по несчастью,
            несколько лет тому назад были высланы из Твери в Туркестанский край,
            откуда вернулись вместе и заняли свои прежние приходы. Судя по словам
            священника Н., у них много общего, встречаются они как по чисто церковным
            делам, а также в домашней обстановке за стаканом чая отвести душу... ".
        В 1928–1929гг. началось массовое закрытие храмов в Тверской епархии.
        В конце 1928г. тверские власти постановили закрыть Вознесенский собор,
        предполагая приспособить его под столовую. Желая создать некоторую видимость
        законности этого действия, они собрали 3500 подписей рабочих в пользу закрытия.
        В начале 1929г. в квартире протоиерея Никандра Троицкого собрались священники Василий
        Василий Куприянов, Квинтилиан Вершинский, Алексий Соколов, Василий Владимирский,
        Леонид Флоренский и Алексей Бенеманский.
        Стали обсуждать, что делать, чтобы отстоять Вознесенский собор, который был
        в то время центральным храмом Твери. Было предложено общинам, где служили
        собравшиеся священники, поставить свои подписи под протестом против
        закрытия храма. В короткий срок было собрано десять тысяч подписей, и собор
        удалось отстоять.
      Аресты
        Тверь 
        Год ареста 1929 
        В 1929г. народный суд возбудил против о.Алексия Бенеманского дело по обвинению
        в сокрытии от описи церковных ценностей. Когда стало ясно, что священник будет
        арестован и, скорее всего, осужден, он обратился с амвона к верующим и сказал,
        что обвинение, будто он скрыл церковное имущество, ложно.
        Сами власти при обысках у него и у членов церковной общины ничего не нашли.
        Тут же о.Алексий объявил, в какой день и час и где будет суд и пригласил всех
        верующих присутствовать на нем
      Осуждения
        Тверской народный суд 
        ././1929 
        Обвинение "сокрытие церковного имущества" 
        Приговор=3 месяца принудительных работ с конфискацией имущества 
        Многие пришли на суд, что было неприятно властям, так как создалась атмосфера
        сочувствия обвиняемому.
        После суда в газетах была опубликована заметка:
            "Во время проверки церковного имущества в Скорбященской церкви некоторые
             церковные предметы... налицо не оказались. Произведенным следствием
             установлено, что священник этой церкви Бенеманский, будучи в то время
             председателем церковного совета, при участии руководителей совета...
             скрыл это имущество...
             На суде священник Бенеманский, а также и его соучастники отрицали
             предъявленное им обвинение...
             Нарсуд... приговорил Бенеманского к трем месяцам лишения свободы
             с конфискацией имущества на двести рублей.
             Срок лишения свободы ему заменен принудительными работами..."
      Служение
        Тверь, Скорбященская церковь 
        протоиерей 
        Должность настоятель 
        Год начала 1929 
        Год окончания 1932 
        Тверскому духовенству в то время удавалось успешно сдерживать натиск обновленцев,
        стремившихся захватить все храмы епархии, чтобы передать часть из них светским
        властям для использования под клубы, склады или для разрушения.
        Митрополит Серафим благословил духовенство не оставлять своими заботами
        священников и мирян, оказавшихся в заключении.
        Особенно активное участие в помощи заключенным принимали священники Василий
        Куприянов, Алексей Бенеманский и Василий Владимирский.
        В храмах, где были арестованы священники, часть церковных доходов оставлялась
        для помощи им и их семьям. Те из священников, кто возвращался из заключения и
        ссылки, без промедления определялись на место служения в храмы Твери.
        За богослужением священники не переставали проповедовать, особенно ревновал
        о проповеди о.Алексий Бенеманский, что вызывало недовольство властей.
        Говоря проповедь в день праздника святых мучениц Веры, Надежды, Любови и
        матери их Софии, о.Алексий сказал:
            "Они в свое время пострадали за веру, но и ныне на православную веру
             воздвигнуто такое же гонение, как и во времена этих мучениц.
             У православных теперь отнимают их храмы, а духовенство загоняют в тюрьмы
             под выдуманными предлогами".
        Осознавая, насколько важны духовное просвещение, духовные книги, о.Алексей
        организовал при Скорбященской церкви, где был настоятелем, библиотеку
      Места проживания
        Тверь (Калинин), пл.Володарского, 37 
        Год окончания 1932 
        День окончания 15 
        Месяц окончания 3 
        Семья о.Алексия на момент ареста:
           "Жена Ольга Алексеевна, 48 лет, домохозяйка, проживает на пл.Володарского, 37.
            Дочь Надежда, 21 года, пригор. по счетовод. Рабоч. арт. культуры.
            Сын Борис, 15-ти лет. Теща — Плетнева Ольга федоровна, 76 лет, проживает там же.
            Дочь Наталья, 25-ти лет, учительница в г.Вышний Волочек.
            Сын Виктор, 23-х лет, обл. ком. техник, проживает: Удорский р., с.Ко... (?).
            Сын Николай, 19-ти лет. рабочий завода "Серп и молот", проживает в Москве,
            Ногинский бульвар"
      Аресты
        Тверь (Калинин) 
        Год ареста 1932 
        День ареста 15 
        Месяц ареста 3 
        15 марта 1932г. были арестованы священники о.Алексий Бенеманский, о.Василий Куприянов,
        Никандр Троицкий, Квинтилиан Вершинский и миряне Евгения Доможирова, Мария
        Архарова, Мария Троицкая, Мария Мацнева.
        26 апреля власти арестовали Александра Болотова, а еще через две недели
        иеродиакона Парфения Березовского и священника Василия Владимирского
      Осуждения
        тройка при ПП ОГПУ по Московской обл. 
        09/06/1932 
        Обвинение "создание контрреволюционной церковной организации, контрреволюционная деятельность" 
        Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
        Приговор=3 года ссылки в Казахстан по этапу 
        Групповое дело "Дело тверского духовенства, 1932г." 
        Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Ф.7849. Д.25784-с.
        О.Алексий и другие арестованные обвинялись в создании контрреволюционной
        организации и контрреволюционной деятельности ее против советской власти.
        Из показаний о.Алексия на допросе 26 марта 1932г.:
            "Проповедей антисоветского характера я не произносил.
             По вопросу об интервью митрополита Сергия помню, что также в кругу
             Куприянова, Владимирского был разговор о том, что это интервью
             не соответствует действительности и что оно дано под нажимом со стороны
             власти.
             С епископом Арсением Смоленцом я знаком, так как он раньше служил в Твери,
             последний раз я виделся с ним в его приезд сюда в прошлом году; он заходил
             ко мне, делился впечатлениями о церковной жизни и передавал, что
             члены Синода и вообще духовенство, в частности он, живут под постоянным
             страхом ареста, что жизнь тяжелая вследствие налогов, что не знаешь
             судьбу завтрашнего дня".
        На допросе 14 апреля о.Алексий заявил:
            "Виновным себя в предъявленном обвинении не признаю, так как не считаю,
             что бывшие у нас коллективные собеседования носили политический характер.
             Эти беседы больше трактовали положение Церкви и тяжелые условия
             церковнослужителей.
             Проповеди я говорил, но антисоветских выпадов я в них не допускал".
        9 июля 1932г. тройка при ПП ОГПУ приговорила священников Алексия Бенеманского,
        Василия Куприянова, Квинтилиана Вершинского, Василия Владимирского, иеродиакона
        Парфения Березовского и мирян Александра Болотова, Марию Мацневу, Марию Троицкую
        и Евгению Доможирову к высылке в Казахстан на три года этапным порядком
      Места заключения
        Казахстан 
        Год начала 1932 
        Год окончания 1935 
      Места проживания
        Калинин, ул.Володарского, 37–1 
        Год начала 1935 
        Год окончания 1937 
        День окончания 2 
        Месяц окончания 11 
        В 1935г. о.Алексий вернулся из ссылки в Калинин и воссоединился с семьей.
        Дети уже выросли — старшей дочери было 29 лет, младшему сыну — 16.
        О.Алексий обратился к архиепископу Фаддею (Успенскому) с просьбой о принятии
        его на службу, владыка сразу же определил его на служение в храм, но власти
        отказали о.Алексию в регистрации, и ему пришлось выйти за штат
      Аресты
        Калинин (Тверь) 
        Год ареста 1937 
        День ареста 2 
        Месяц ареста 11 
      Осуждения
        тройка при УНКВД СССР по Калининской обл. 
        02/12/1937 
        Обвинение "участник контрреволюционной фашистско-монархической организации в г.Калинине, возглавляемой бывшим архиепископом Фаддеем Успенским, активная контрреволюционная фашистская агитация" 
        Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
        Приговор=высшая мера наказания — расстрел 
        Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Д.21756-с.
        Несмотря на то, что о.Алексий отказался признать себя виновным в нелепых
        обвинениях, его приговорили к расстрелу
    Кончина
      1937 
      День 5 
      Месяц 12 
      расстрел 
      По данным [5],[8],[9] был расстрелян 4 декабря 1937г.
    Канонизация
      1
        Священномученик протоиерей Алексий Бенеманский 
        Дата 19/09/1999 
        Местночтимый святой Тверской епархии
        Дни памяти
          Старый стиль 22.11 
          Новый стиль 05.12 
          день мученической кончины (1937г.) 
      2
        Священномученик протоиерей Алексий Бенеманский 
        Дата 20/08/2000 
        Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. 
        Кто представил Тверская епархия 
        Дни памяти
          1
            Старый стиль 22.11 
            Новый стиль 05.12 
            день мученической кончины (1937г.) 
          2
            Собор новомучеников и исповедников Российских 
            Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
    Реабилитация
      1
        Дата 15/06/1989 
        Кем реабилитирован Прокуратура Тверской обл. 
        По году репрессий 1937 
      2
        Дата 06/07/1990 
        Кем реабилитирован Президиум Калининского обл.суда 
        По году репрессий 1923 
      3
        Дата 28/11/1989 
        Кем реабилитирован Прокуратура Калининской обл. 
        По году репрессий 1932 
    Публикации
      1 "Яко мзда ваша многа на небесех..."// Московский Церковный вестник. 1999. N.17. 
      С.3. 
      2 Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1999. Кн.3. 
      С.381–410,566–584,619. 
      3 Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000г. 
      4 Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 2000. Кн.4. 
      С.49. 
      5 Книга памяти жертв политических репрессий Калининской области. Мартиролог 1937–1938. Т.1. Тверь: "Альба", 2000. 
      С.73. 
      6 Православная энциклопедия/ Под. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т.1: А-Алексий Студит. М.: "Православная энциклопедия", 2000. 
      С.648–649. 
      7 http://days.pravoslavie.ru/Life/life4744.htm (Православный календарь). 
      С сайта взята только икона
      8 https://drevo-info.ru/articles/22729.html (Древо — Открытая Православная Энциклопедия. Бенеманский Алексей Константинович, протоиерей). 
      9 http://lists.memo.ru/index2.htm (сайт общества "Мемориал". Жертвы политического террора в СССР). 
      10 http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/tversem.html (сайт А.А.Бовкало. Выпускники Тверской духовной семинарии). 
      11 http://tvergedcom.ru/webtrees/individual.php?pid=I6336&ged=tver (Тверская генеалогия. WEBTREES. Священноцерковнослужители Тверской епархии.Алексей Константинович Бенеманский). 
    Заявители
      монахиня Сергия (Филиппова Эльвира Александровна) 
    Документы
      Список реабилитированных клириков и мирян Калининской обл. 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ