Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 06.07.1990 Дела o29.121 => o29.121 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
3
    Служение
      Тверь, Скорбященская церковь 
      священник 
      Год начала 1920 
      Год окончания 1922 
      Священник Алексий Бенеманский был ближайшим помощником Петра (Зверева),
      епископа Старицкого, викария Тверской епархии, который после ареста правящего
      архиерея встал во главе Тверской епархии.
      Епископ Петр обратился к пастве с воззванием, призывающим к пожертвованиям.
      О.Алексий был назначен казначеем Тверского епархиального комитета
      по "Всероссийскому комитету помощи голодающим".
      По благословению епископа о.Алексий много проповедовал, убеждая священников,
      уклонившихся в обновленчество, принести покаяние
    Аресты
      Тверь 
      Год ареста 1922 
      День ареста 24 
      Месяц ареста 11 
      15 сентября 1922г. о.Алексей был вызван для допроса в ГПУ.
      Из протокола допроса:

         
      "— Ваше отношение к советской власти?

          — Вполне признаю и подчиняюсь и исполняю все ее постановления и распоряжения,

          — Каковы ваши взгляды на обновленческое движение, и в частности на ВЦУ?

          — Вообще обновленческое движение считаю в церковной жизни необходимым,

          — Каким путем вы предполагаете провести обновленческое движение?

          — Созывом Собора, а до созыва такового, я ВЦУ не признаю и считаю таковое
            самозванным...

          — Что вы можете показать о сборе денег для архиепископа Серафима и епископа
            Петра?

          — Сборы происходили, деньги по церквям собирались и передавались сначала
            непосредственно игумении Калерии в сумме 8 миллионов рублей.

          — Известна ли вам цель вызова епископом Петром викарных епископов в Тверь?

          — Для богослужения и ввиду важного момента церковной жизни. Может быть,
            о чем-либо поговорить".

      В тех же числах по этому же делу были допрошены епископ Петр (Зверев),
      священник Владимирской церкви и член епархиального совета Василий Куприянов,
      казначей Новоторжского Борисоглебского монастыря иеромонах Вениамин (Троицкий)
      и миряне — директор училища слепых и член епархиального совета Алексей Соколов
      и секретарь епископа Александр Преображенский.
      В ночь на 24 ноября 1922г. все они были арестованы и отправлены
      в Бутырскую тюрьму.
      О.Алексий был арестован за распространение воззвания епископа Петра (Зверева),
      призывавшего противостоять обновленчеству
    Осуждения
      Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР 
      26/02/1923 
      Статья ст.73 УК РСФСР 
      Приговор 2 года ссылки в Туркестан 
      Групповое дело "дело епископа Петра (Зверева) и др., 1923г." 
      Из заключения по этому "делу":
        "Дело возникло в связи с распространением воззвания епископа Тверского Петра
         Зверева под заглавием "Возлюбленным о Господе верным чадам церкви Тверской",
         направленного явно против всякого обновленческого движения в церкви
         к поддержке контрреволюционной политики Тихона".

      Комиссия НКВД по административным высылкам приговорила о.Алексея к двум годам
      ссылки в Туркестан
    Места заключения
      Тверь, тюрьма 
      Год начала 1922 
      День начала 24 
      Месяц начала 11 
      Год окончания 1922 
      День окончания 24 
      Месяц окончания 11 
      Москва, Бутырская тюрьма 
      Год начала 1922 
      День начала 24 
      Месяц начала 11 
      Год окончания 1923 
      Месяц окончания 2 
      Дома у о.Алексия оставались жена и пятеро детей.
      Из тюрьмы он писал жене Ольге Алексеевне:
         "Чаще пиши. Денег, пожалуйста, пока не шлите: костюмов шить я не собираюсь,
          если я написал о рясе и подряснике, то это вышло так, к слову.
          Подрясник я перешил на рубашку, почему и писал тебе. Какие костюмы я буду
          носить, духовные или светские, пока не знаю, думаю, что те и другие.
          Я радуюсь тому, что тебя не бросают прихожане. Если живете сейчас,
          то будете жить и потом, только каждый день молитесь:
             "Хлеб наш насущный даждь нам днесь""
      Туркестан (Узбекистан), г.Ташкент 
      Год начала 1923 
      Год окончания 1923 
      Из ссылки о.Алексей писал жене и детям, описывая свое прибытие сначала
      в Ташкент, а затем в Самарканд:
         "В четверг... нас встретили члены соборного причта и несколько
          благочестивых граждан и гражданок, сразу окружая нас таким вниманием,
          что нам стало стыдно. Для нас были приготовлены чай и обед, нам нанесли
          множество куличей, дали чаю, сахару, даже по рубашке из местной ткани
          "маты".
          Нас вызвали на идеал мучеников; кажется, что так относиться могут только
          христиане. Сочувствие к нашему положению было огромнейшее...
          В семь часов там же, в соборном доме, происходило прощание: епископ Петр
          сказал нам слово, ответил ему я. Плакал владыка, плакали и мы, плакали и
          все присутствующие...
          Нам тут же сказали, что одних нас в Самарканд, город незнакомый, не пустят
          и что с нами едет нас устраивать одна добрая старушка — очень интеллигентная
          дама лет пятидесяти — Мария Николаевна. Таким вниманием мы были очень
          тронуты...
          По улицам нас сопровождала толпа благочестивых граждан и гражданок, и это не
          простая любезность, а необходимость, и вот почему. На вокзале здесь идет
          большое воровство. Вокзал битком набит народом, буквально негде яблоку
          упасть. Чужие люди, чужая речь как-то сразу выбили нас из колеи, мы
          не знали, что делать, как ориентироваться. И вот все наши провожатые
          тесным кольцом окружают наши вещи. Находят нам место в вагоне и сразу же
          переносят в него все наши вещи.
          Все это совершается как-то сказочно, и в то время, как на платформе идет
          суета, ругань за место и прочее, мы сидим в вагоне, окруженные милыми,
          добрыми лицами, так ласково нас ободряющими, благословляющими, дающими нам
          письма к самаркандцам, и среди этих лиц славная Елизавета Михайловна и
          дорогой А.М. Преображенский...
          Прощайте, добрые и дорогие друзья. Два года... С кем-то увидимся...
          Спасибо вам за все... Поцелуи, взаимные благословения, и поезд трогается,
          уходим дальше в глубь Азии..."
      Самарканд 
      Год начала 1923 
      День начала 1 
      Месяц начала 4 
      Год окончания 1923 
      День окончания 13 
      Месяц окончания 4 
      1 апреля 1923г. о.Алексий Бенеманский, о.Василий Куприянов и др. прибыли
      в Самарканд.
      Из письма о.Алексия Бенеманского:
         "В Самарканде мы выгрузились на перрон. Василий Петрович остался караулить
          вещи, мы же с Борисом отправились к священнику станционной церкви,
          нашли его и обратились к нему с просьбой сложить в сторожку вещи.
          Он очень любезно нас принял и отвел нам так называемую спевальню
          при сторожке, куда мы и перетащили вещи...
          Направились сразу в ГПУ. Так как день пятница, то в ГПУ занятий не было.
          Самарканд город мусульманский, и здесь празднуют пятницу, а в воскресенье
          работают. Дежурный сделал отметку, что мы были и велел нам явиться
          на другой день.
          Мы же отправились искать местного отца благочинного. Нашли его очень скоро.
          Это оказался очень симпатичный батюшка о.Евгений Морчевский, настоятель
          Георгиевской церкви. Он вдовый, живет с единственным сыном семнадцати лет.
          Батюшка очень милый, дом его открыт для всех. Прихожане у него целый день.
          Нас он встретил радушно. Его дом — это штаб-квартира для всего ссылаемого
          духовенства. Через его дом уже прошло несколько человек, сейчас же у него
          епископ из Орла Даниил — очень симпатичный и веселый архиерей, за две недели
          сумевший вполне акклиматизироваться.
          Мы и здесь окружены вниманием. Батюшка нас принял. Пили чай, но я часов
          в восемь почувствовал себя так худо, что слег в постель. Сказались
          переутомление и жара. Часов в десять я проснулся, голова болит ужасно...
          Причем у меня ночью началась рвота ужасная.
          И все-таки я попросил разрешения на другой день (суббота Пасхи) служить,
          что Господь и помог исполнить. Перед обедней я исповедовался, а затем
          служил, чему очень рад. Народу было много.
          После обедни ходили в ГПУ, где нас приняли на учет и велели явиться
          на другой день....
          На следующий день, в воскресенье, я опять служил литургию, а потом ходили
          в ГПУ. Здесь мы узнали, что в Самарканде, по всей вероятности, нас не
          оставят, а по указанию Ташкента вышлют куда-нибудь в глухой аул-кишлак-селение.
          Епископ Даниил высылается в Пенджикент — большой кишлак с правами уездного
          города, где только 12 человек русских, туда же сосланы о.Свенцицкий и
          епископ Василий Суздальский, может быть, направят туда и нас.
          В ГПУ с нас взяли подписку, в которой сказано, что обязаны каждое
          воскресенье являться на регистрацию, жить там, где нам будет указано,
          без разрешения ГПУ не поступать ни на казенную, ни на частную службу и
          многое другое.
          Сегодня, в понедельник, я опять служил, завтра Радоница, буду поминать
          усопших...
          Вот, милая Олечка, дорогая мама и дорогие дети, как пока я живу.
          Пока я здоров, сыт и в тепле, а что дальше будет, не знаю.
          Сапоги нужно будет скоро чинить, ряса черная совсем расползается,
          напрасно вы ее и положили, также и подрясник серый сечется вовсю.
          Как-то поживаете вы, дорогие мои?...".

      В мае 1923г. уполномоченный ГПУ получил распоряжение собрать сведения обо всех
      политических партиях, а также обо всех проживающих в районе
      административно-высланных священниках и представить о том доклады.
      В ответ местный уполномоченный представил в ГПУ Туркестана рапорты
      осведомителей-обновленцев, в одном из которых писалось:
         "Доношу, что административно-высланные священники Александр Маков,
          Александр Пурлевский, Василий Куприянов, Алексей Бенеманский ведут
          усиленную агитацию среди прихожан и членов приходского совета против
          Живой обновленческой церкви и высшей власти духовного управления, чем
          возмущают вообще общественное мнение, что и случилось на заседании членов
          совета. Благодаря их агитации заседание членов совета... было сорвано...
          Живая обновленческая церковь и высшая духовная власть вполне признают
          советскую власть... Значит, здравый смысл говорит за то, если не признают
          распоряжений высшей духовной власти, то равносильно и не признают советскую
          власть, а не признающим советскую власть вышеозначенным лицам не должно
          быть и места среди нас"
      Самаркандская о. (Узбекистан), г.Джизак 
      Год начала 1923 
      День начала 13 
      Месяц начала 4 
      13 апреля 1923г. о.Алексий Бенеманский и о.Василий Куприянов были направлены
      в г.Джизак Самаркандской обл.
      Видя, однако, что ГПУ не принимает решительных мер, представители обновленцев
      направляли новые и новые рапорты в ГПУ:
         "Псаломщик джизакской церкви Степан Сладков 5 августа 1923г. доносит ТЕУ:
          высланные четыре священника — Александр Маков, Александр Пурлевский,
          Василий Куприянов и Алексей Бенеманский ведут упорную агитацию против
          обновленческой церкви, служат всенощные и литургии отдельно,
          в церковь к нам не ходят, за служением поминают открыто во всеуслышание
          Патриарха Тихона; ввиду их агитации прихожане совершенно не стали посещать
          богослужение, также благодаря им весь церковный совет не признал
          обновленческую церковь. Кроме того, склонили в свою сторону священника
          о.Смирнова, который богослужение ведет по старому стилю и поминает также
          Святейшего Патриарха и т.д. ...
          Является необходимость — вышеозначенных священников разогнать поодиночке,
          так, чтобы они совершенно не имели возможности сплотиться и образовать
          вокруг себя целое общество и забрать церковь нашу в свои руки через тех
          именно лиц, которым сдана церковь по договору в бесплатное пользование".
         "Члены церковного совета, более сознательная часть, как Самецкий, Ширяев,
          Вознесенский, подпали под влияние ссыльных попов Бенеманского и Куприянова,
          которые внушали, что "ни в коем случае обновленчество церкви не пройдет и
          что Тихон освобожден, и соборные постановления не признал, и остался
          при своем сане, и предложил священству Живой церкви освятить свои церкви
          с благословением Тихона, а самим священникам покаяться".
          Эти слова сказал Бенеманский членам церковного совета, которые стали их
          последователями".

      Приехавшим в Джизак священникам Алексею Бенеманскому и Василию Куприянову было
      объявлено, что без разрешения ГПУ они не могут поступить ни на какую работу,
      независимо от того, будет ли эта работа в государственном учреждении, или
      у частного лица. В мае 1923г. о.Алексей написал по этому поводу ходатайство
      начальнику секретного отдела ГПУ. Через месяц им было дано разрешение
      на поступление на государственную службу, что хоть несколько поправляло
      материальное положение священников, так как служить в храме им, как и всем
      ссыльным, было запрещено.
      В Джизаке о.Алексей написал заявление во ВЦИК с просьбой об освобождении или
      о сокращении срока высылки.
      Обновленцы продолжали жаловаться на православных священников.
      В результате этих доносов о.Алексий Бенеманский и о.Василий Куприянов были
      высланы из Джизака в г.Пенджикент
      Туркестан (Таджикистан), г.Пенджикент 
      Год окончания 1926 
      День окончания 26 
      Месяц окончания 11 
      О.Алексей продолжал хлопотать об освобождении из ссылки, но ему всякий раз
      отказывали.
      В 1924г. советское правительство приняло решение освободить духовенство и
      мирян, осужденных по процессам об изъятии церковных ценностей.
      26 ноября 1926г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ постановило освободить
      о.Алексия из ссылки и разрешило ему вернуться в Тверь

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ