Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 07.12.1996 Дела ob8.227 => ob8.227 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
5
    Служение
      Белгородская о., г.Короча, собор 
      протоиерей 
      Год начала 1934 
      Месяц начала 2 
      Год окончания 1934 
      День окончания 1 
      Месяц окончания 4 
      Владыка Антоний (Панкеев) предложил о.Петру стать благочинным Корочанского округа, но
      о.Петр вынужден был отказаться из-за физической слабости и болезни (туберкулез).
      В следственном деле 1935г. есть информация о том, что о.Петр был кандидатом
      на архиерейскую кафедру в Крым, но этому с одной стороны препятствовали болезни,
      с другой — власти.
      Поначалу о.Петр был назначен в главный храм Корочи, но уже 1 апреля 1934г.
      был переведен в слободскую Покровскую церковь
      Белгородская о., г.Короча, слободская Покровская церковь 
      протоиерей 
      Год начала 1934 
      День начала 1 
      Месяц начала 4 
      Год окончания 1935 
      Месяц окончания 2 
      До прихода о.Петра Маккавеева Покровский храм придерживался григорианской
      ориентации, а последний григорианский настоятель Виктор Павлович Лунев, исчезший
      из Корочи в начале 1934г., впоследствии поставил свою подпись под показаниями,
      составившими в конечном итоге обвинительную базу для суда над о.Петром,
      в частности, свидетельствовал о том, что якобы о.Петр "поддерживал фашизм".
      Хотя в Короче о.Петр, по собственному признанию, считал себя "временным человеком"
      и надеялся в скором времени получить разрешение на выезд в Крым, он
      не просто исполнял свои обязанности, он буквально жил церковной службой.
      О.Петр служил по монастырскому уставу, совершая службы ежедневно и утром, и вечером,
      делая лишь небольшой перерыв в середине дня.
      Эти службы, несмотря на их продолжительность, привлекали многих верующих и
      из Корочи, и из окрестных сел. Особенно раздражало власти то, что к о.Петру
      тянулись дети.
      О.Петр был противником частых обходов по храму с кружкой для пожертвований
      во время богослужения. Старосту церкви он просил не отвлекать лишний раз верующих
      от молитвы, и поэтому пожертвования на Патриархию и епархию выделять из общей кружки.
      О.Петр обладал поэтическим талантом, писал стихотворения на религиозно-нравственные
      темы. Стихи о.Петр отправлял своим духовным чадам.
      Стихотворения, изъятые впоследствии при обыске, были уничтожены.
      От поэтических опытов о.Петра сохранились лишь названия:
      "Сани", "Голубые цветочки", "Мы будем жить", "Снежинка", "Ветви деревьев", "Березка".
      Жил о.Петр в церковной сторожке
    Аресты
      Белгородская о., г.Короча 
      Год ареста 1935 
      Месяц ареста 2 
      О.Петр был арестован в церковной сторожке в феврале 1935г. во время очередной
      волны гонений, прокатившейся по епархии.
      При обыске были изъяты: послужной список, переписка, металлический крест, сосуд
      с миром, епитрахиль, поручи и стеклянная ваза, служившая батюшке Чашей для
      совершения евхаристии. К Чаше прилагались бумажные покровцы, деревянная звездица,
      обыкновенная ложечка и копие, изготовленные из перочинного ножика.
      Состав семьи о.Петра на момент ареста: мать Ольга Петровна (85 лет); сестра
      Анастасия (53 года); брат Иван (55 лет)
    Осуждения
      Спецколлегия Курского облсуда 
      11/09/1935 
      Обвинение "антисоветская деятельность" 
      Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
      Приговор 10 лет ИТЛ 
      Групповое дело "Дело епископа Антония (Панкеева) и др. Белгород, 1935г." 
      Архив УФСБ по Белгородской обл. Д.7182.
      О.Петр проходил по одному делу с Владыкой Антонием (Панкеевым) и другими
      священнослужителями Белгородской обл.
      Он был обвинен в "антисоветской деятельности".
      Из показаний свидетеля, диакона Николая Попова, отбывшего 3 года на Соловках:
         
      "Маккавеев неоднократно рассказывал в церкви народу о жизни ссыльного духовенства...
          Он и другие имели походные церкви, устраивали богослужения в лесах и других
          местах, куда стекались окружающие жители на моления. [Маккавеев говорил],
          что "никакие гонения не остановят их (верующих), защищающих Святую Церковь".
          Словом, этим он вызывал сочувствие верующих масс и возбуждал ненависть
          к Советской власти...
          Окружал себя монашками и раскулаченными, которые впоследствии оставались
          постоянными жильцами сторожки, где он сам жил. Одного из таких
          жильцов-раскулаченных, Карпенко Карпа из села Клиновец, даже приучил
          к исполнению псаломщических обязанностей...
          Последнее время наиболее фанатичные элементы из числа верующих уже стали
          считать его [Маккавеева], прозорливым".

      Из протокола допроса:
        " — Будучи в Короче, Вы писали стихотворения. Какой они носили характер и
            распространяли ли Вы их?

          — Стихотворения были... на религиозно-нравственные темы".

      Стихи о.Петр отправлял в Феодосию своим духовным чадам, в г.Борисоглебск,
      архиепископу Арсению (Смолянцу), в Курск "двум лицам", фамилии которых священник
      затруднился назвать, сославшись на забывчивость.
      О.Петр объяснил следователю, что издавать свои стихи он не предполагал, а рассылал
      их разных людям в качестве подарков на день ангела или же просто в виде благодарности
      разным людям.
      Следствие затягивалось. 22 июля 1935г. протоиерей Петр направил на имя прокурора
      просьбу ускорить расследование дела:
          "Исполнилось уже 5 месяцев, как я в числе семи человек, объединенных в одну
           группу и обвиняемых по ст.58–10 УК, содержусь под стражею. Ничего того,
           в чем я обвиняюсь, я не знаю за собою. Да того и делать не мог.
           Подтверждением моей невиновности может служить то, что второй следователь
           по моему делу в Белгороде, не видя за мною вины, обещал мне освобождение,
           требуя показаний против Панкеева (по данному делу) или грозил ссылкою.
           Я ничего не знал и не мог показать... ".

      Обращение к прокурору ускорило судебный процесс.
      Судебное заседание Спецколлегии Курского облсуда состоялось 10–11 сентября 1935г.
      О.Петр виновным в антисоветской деятельности себя не признал, однако признал,
      что был недоволен антирелигиозной политикой советского правительства:
          "Я считаю и теперь, что у нас есть зажим Церкви, но я этого мнения не высказывал
           среди масс... Одобрения фашизму и Лиге наций я не мог высказывать, так как
           являюсь русским до мозга костей. И могу ли я подумать, что мою родину займут
           немцы или другая нация?...
           Я думаю, что борясь с нами таким путем, какой вы избрали, вы не достигнете
           никакой цели. Если мы действительно совершили преступление, судите нас
           на открытом суде. Пусть все знают, что мы сделали и за что нас судят.
           А таким путем вы окружаете нас ореолом мученичества, мы делаемся мучениками
           в глазах людей... После нас придут "Егорушки", темные личности, юродивые,
           колдуны, т.к. пока есть у населения религиозная потребность, она будет
           требовать своего удовлетворения. Если нас, зарегистрированных священников,
           не будет, то придут незаконные, темные личности, которые принесут больше
            вреда".

      Как и владыка Антоний (Панкеев) он получил срок — 10 лет ИТЛ.
      После суда о.Петр, подал кассационную жалобу, но 1 июля 1936г. на нее последовал
      отказ:
         "Маккавеев П.А., находясь священником, имел тесную связь с контрреволюционно
          настроенным епископом Белгородским Панкеевым, а потому его условно-досрочное
          освобождение нежелательно".

      8 декабря 1936г. на просьбу священнослужителей, осужденных вместе с отцом Петром,
      наложил свою резолюцию и помощник Курского облпрокурора:
         "Полагаю протест по данному делу за отсутствием к этому оснований не приносить.
          Жалобу Вильгельмского, Панкеева, Ерошова, Маккавеева и Богатыревой оставить
          без удовлетворения, о чем им сообщить"
    Места заключения
      Ленинградская о., Лодейно-Польский ИТЛ 
      Год окончания 1938 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ