Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Малышев Николай Михайлович Год рождения1889 День рождения31 Месяц рождения3 Место рожденияУфимская губ., Белебеевский у. (Башкирия, Туймазинский (Белебеевский) р.), с.Воздвиженка священник
Родился в семье священника Крестовоздвиженской церкви с.Воздвиженское Михаила
Апполинариевича Малышева Родство
Год поступления1906 Год окончания1909
В 1906г. поступил в Благовещенскую учительскую семинарию, в пос.Благовещенский
Завод Уфимского уезда. Окончил семинарию в 1909г.
Уфимская губ. Год начала1909
По окончании учительской семинарии работал учителем в начальных (земских) женских
школах.
Женился на дочери священника Александре Михайловне (1889г.р., урожденной Васильевой),
которая в 19061909гг. обучалась в Уфимском епархиальном училище Уфимская губ. Год начала1912 Год окончания1915
В 19121913гг. работал учителем в Васильевской земской школе затем в других
земских школах. В 1915г., во время Первой Мировой войны был мобилизован фронты Первой Мировой войны Год окончания1917
Окончил школу прапорщиков.
Два с половиной года отслужил в действующей армии в чине прапорщика.
К февралю 1917г. воевал на австрийском фронте Уфимская губ., г.Бирск Год начала1917 Месяц начала10
К октябрю 1917г. находился по болезни в отпуске из армии в г.Бирске.
Там проживал его отец, к тому времени заштатный священник Михаил Апполинарьевич
Малышев, приписанный по клировой ведомости к Бирскому Свято-Троицкому собору.
В Бирске жила и его жена Александра Михайловна с новорожденной дочерью Лидией
(род. 05.04.1917г.) Башкирская АССР, Топорнинский р., с.Ахлыстино Год окончания1922
В 19181922гг., по выздоровлении, снова работал учителем
священник 1922 Месяц12
В декабре 1922г. принял духовный сан. О причинах столь решительных изменений
в жизни он так рассказал впоследствии на допросе в 1938г. (в записи следователя): "Работая до революции учителем школы села Ахлыстино, ныне Топорнинского р-на БАССР, и имея религиозные убеждения, я сохранил их до настоящего времени. Эти религиозные убеждения заставили меня переменить светскую жизнь на духовную, так как я не хотел служить советской власти. С 1922 года я являюсь служителем религиозного культа. С тех пор я энергично занимался усилением религии "Сергия", призывая массу за веру"
Башкирия, г.Уфа священник Год окончания1930
По неподтвержденным данным, в 1920-х гг. уклонялся в обновленческий раскол, но
затем вернулся в лоно Православной Церкви, заявив: "Обновленцы ярые сторонники Советской власти, тесно связаны с органами НКВД".
В семье 22 января 1924г. родился сын Иван
Башкирия Год начала1930
В 1930г. в период коллективизации и массового закрытия храмов, оставил службу
в храме, но от сана не отрекался.
До 1933г. работал чернорабочим на производстве, но был оттуда "вычищен" как
"служитель культа, чуждый элемент". "По этой же причине ни на какую работу
не принимался".
Тяжелые условия воспринимал как свидетельство воли Божией и вернулся к священнослужению
Башкирия, Благовещенский р., с.Нолинское, Никольская церковь священник Должность настоятель, благочинный 4-го благочиннического округа Уфимской православной епархии (с августа 1934г.) Год начала1933 Год окончания1937 Месяц окончания9
С конца 1933г. священник скромной деревянной Никольской церкви с.Нолинское
Благовещенского р-на.
С августа 1934г. являлся также благочинным 4-го благочиннического округа
Уфимской православной епархии.
Об обстоятельствах жизни и подвижнического служения о.Николая в это время
рассказал позже на допросе бывший его однокашник по семинарии Е.,
учительствовавший в Нолинской школе в 1935/1936 учебном году (текст в редакции
следователя): "Будучи попом в Нолинской церкви, Малышев Николай среди верующих, особенно женщин, систематически вел контрреволюционную пропаганду за усиление религии, за недопущение закрытия церкви, ходил по дворам колхозников и колхозниц, агитируя последних за посещение церкви для совершения молитвы, убеждал о необходимости крещения новорожденных детей. Кроме того, принимал у себя на квартире верующих женщин и систематически проводил нелегальные сборища с привлечением монашек и церковников из окружающих деревень и районов... В 1936г. (январь) церковь не затеплялась [не отапливалась], при сильном холоде он, Малышев, все уговаривал верующих посещать церковь. В целях недопущения эпидемических заболеваний среди верующих колхозников и колхозниц Нолинский с/совет по согласованию с районными организациями принял решение временно закрыть церковь и закрыли. Закрытию ее еще было основание то, что печи были развалены. После этого Малышев поп лично, с привлечением монашек и членов церковного совета, стал на салазках возить песок, глину и т.д., чтобы скорее сложить печки и обратно открыть церковь. Этим своим участием он морально действовал на колхозниц, чтобы последние крепко стояли за религию, помогали открыть церковь. Когда они сложили печки, поп Малышев ежедневно направлял женщин верующих в сельсовет, чтобы открыть церковь. Ввиду усиленного настаивания верующих, колхозниц, попадавших под влияние Малышева Николая, церковь в январе же месяце в конце была открыта".
О неустанных заботах священника о ремонте и сохранении церкви, о сохранении
самой веры свидетельствовали в 1938г. на суде и прихожане: "Поп Малышев в церкви с амвона просил верующих "молиться Богу, а то в нонешнем году будет засуха и урожая не будет, а если помолитесь, то Бог даст урожая". Летом 1936 года Малышев заставлял верующих складывать в церкви печи и ремонтировать церковь, работало много народу, было отремонтировано 2 печи".
Осенью 1936г. в органы НКВД поступил сигнал о продолжающейся "антисоветской
деятельности" пастыря.
20 сентября 1936г. дежурившая в Нолинском сельсовете гражданка Б. рассказала
председателю сельсовета: "Священник Малышев Николай во время проповеди в церкви призывал прихожан поддерживать церковь в уплате налогов, и делать это до уплаты своих налогов сельсовету. Мол, "Надо не забывать церковь, а вы, колхозники идете по линии Ленина, Сталина и сельсовета, а по линии, как нам предсказывает Божий закон, не идете, а поэтому Бог вас наказывает градобитием и неурожаем"".
Она же рассказала: "Поп Малышев подозреваемых им [в доносах] людей выгоняет из церкви, мол, "Вы ходите сюда не молиться а послушать, что мы говорим в проповеди, и показываете сельсовету". Сын попа ругает колхозников".
11 октября 1936г. председатель сельсовета сообщил о полученном сигнале
в местный РИК, завершив свое заявление словами: "Изо всего этого видно, что со стороны попа Малышева ведется много агитации против советской власти, а поэтому просим райисполком убрать попа из Нолинского".
14 октября 1936г. райотдел НКВД постановил: "Во время командировки в Нолинск негласно допросить указанных лиц, заполучить дополнительно материалов и запросить санкцию на арест".
23 октября 1936г. состоялся допрос председателя сельсовета, и протокол лег
в будущее дело. Однако тогда о.Николай еще не был арестован.
Летом 1937г. власти начали подготовку к массовым репрессиям в отношении
священнослужителей, в числе которых оказался и о.Николай.
5 июля 1937г. в Райотдел НКВД поступило заявление председателя Нолинского
сельсовета с дословным повторением фактов из его же октябрьского заявления
в РИК по поводу деятельности священника Малышева.
В составленной тогда же сельсоветом характеристике на пастыря сообщалось: "Работая служителем религиозного культа, всегда агитирует среди верующих, в особенности среди женщин, чтобы все крестили детей, что и получается, жены комсомольцев крестят детей в церкви".
В конце лета начале осени 1937г. церковь в селе была закрыта.
По версии НКВД, в сентябре 1937г. Николай Малышев "Скрылся во время его ареста".
Сам же иерей показал, что в связи с закрытием в селе церкви осенью на пароходе
по реке Белой выехал в Уфу
Уфа, Заречная ул.,55 Год начала1937 Год окончания1938
В Уфе о.Николай поселился по адресу: Заречная улица, д.55, где проживал вместе
с женой и сыном Иваном (1314 лет).
Дочь Лидия в 1935г. вышла замуж и сменила фамилию, став Кадочниковой, но всю
жизнь поддерживала связи с родными.
Впоследствии на допросе о.Николай показал: "Дочь Лидия с 14 лет ушла от меня;
сейчас не знаю, где она находится" (не известно, насколько это заявление правдиво,
возможно, он хотел уберечь от преследований дочь).
После прибытия в Уфу о.Николай несколько раз обращался к бывшему члену Уфимского
епархиального управления протоиерею Павлу Михайловичу Бурдукову, который после
ареста 1 августа архиепископа Григория (Козлова) продолжал вести дела епархии.
О.Николай просил прот.Павла Бурдукова назначить его на церковную службу,
однако в связи с повальными арестами октября-декабря 1937г. решить вопрос
с новым местом службы было невозможно.
Отец Николай "скрылся" остался в Уфе.
В Уфе, чтобы заработать на семью, он нанимался чернорабочим в разные места,
в течение месяца работал даже в совхозе НКВД
Башкирия, г.Уфа, Крестовоздвиженская церковь священник Год начала1938 День начала22 Месяц начала2 Год окончания1938 День окончания30 Месяц окончания3
22 февраля (или 13 марта) 1938г. принял от прот.Павла Бурдукова временное
назначение в Крестовоздвиженскую церковь Уфы в помощь служившему там священнику
Спецколлегия Верховного Суда БАССР 26/03/1939 Статьяст.5810,5811 УК РСФСР Приговор10 лет ИТЛ, считая срок с 30.03.1938г., с лишением прав на 5 лет
15 апреля 1938г. о.Николаю было предъявлено обвинение по ст.5810,5811 УК: "Является участником контрреволюционной организации церковников, проводит антисоветскую деятельность".
Первоначально по делу проходил он один. Однако 20 мая 1938г. его дело, а также
дела на протоиерея Павла Бурдукова и нескольких др. лиц (священников Яшина
Лаврентия Никитовича, Котова Николая Михайловича, Селеменчука Павла Матвеевича
и активных церковников Солдатченко Ивана Ивановича и Симонову Екатерину
Афанасьевну) были объединены в одно производство.
В августе 1938г. всем подследственным предъявили дополнительное обвинение по более
тяжкой ст.592 УК РСФСР (преступная организация) "в участии в контрреволюционной
ПОВСТАНЧЕСКОЙ организации церковников".
2526 марта 1939г. постановлением Спецколлегии Верховного Суда БАССР о.Николай признан
виновным по ст.5810,5811 УК РСФСР к лишению свободы на 10 лет, считая срок
с 30 марта 1938г., с лишением избирательных прав на 5 лет, а по ст.582 по суду
оправдан.
4 апреля 1939г. о.Николай подписал кассационную жалобу.
23 июня 1939г. Судебной Коллегией по уголовным делам Верховного Суда РСФСР
приговор от 26 марта 1939г. был отменен, дело было возвращено на доследование.
Однако вместо доследования в сентябре 1939г. дело было направлено в Москву
на внесудебное рассмотрение Особым Совещанием при НКВД СССР с прежним
обвинительным заключением о существовании "контрреволюционной повстанческой
организации церковников в Башкирии" и "активной контрреволюционной деятельностью"
обвиняемыхОсобое Совещание при НКВД СССР 07/04/1940 Обвинение"активная контрреволюционная деятельность, участие в контрреволюционной повстанческой организации церковников" Статьяст.5810,5811,582 УК РСФСР Приговор5 лет ИТЛ, считая срок с 30 марта 1938г.
Архив УФСБ РФ по Республике Башкортостан. Д.ВФ-6938.
Башкирия, г.Уфа, тюрьма Год начала1938 День начала30 Месяц начала3 Год окончания1939
В конце 1939г. (начале 1940г.?) о.Николая и некоторых других обвиняемых
по тому же делу перевели из Уфимской тюрьмы в тюрьму г.Белебея Башкирия, г.Белебей, тюрьма Год начала1940 Год окончания1940 День окончания10 Месяц окончания5
10 мая 1940г. о.Николай был отправлен из Белебейской тюрьмы в Томское отделение
Сиблага НКВД (в распоряжение Управления Томасинского ИТЛ) в с.Асино Новосибирской
(Томской) обл. Новосибирская (Томская) о., с.Асино, Сиблаг НКВД, Томско-Асинский ИТЛ Год начала1940 Месяц начала5 Год окончания1940 Месяц окончания10
Заключенные работали на строительстве железной дороги Томск Асино Белый Яр
Лесосибирск.
Томско-Асинский ИТЛ был ликвидирован в октябре 1940г.
После этого о.Николая перевели в другой ИТЛ ИТЛ Год начала1940 Месяц начала10 Год окончания1943 Горьковская о., ст.Сухобезводная (Нижегородская о., Варнавинский р.), Унжлаг Год начала1943 Год окончания1943 День окончания16 Месяц окончания2
К началу 1943г. о.Николай находился в Унженском ИТЛ.
Заключенные работали на лесоповале, строили железную дорогу Сухобезводное
Северный деревня Выгорка, к которой сходились узкоколейки для подвозки леса
(участок Сухобезводное Северный существует и в настоящее время, руины Унжлага
разбросаны на территории Варнавинского р-на Нижегородской обл. и Макарьевского р-на
Костромской обл.)
Кончина
1943 День16 Месяц2 умер в заключении МестоГорьковская о., ст.Сухобезводная (Нижегородская о., Варнавинский (Семеновский) р.), Унженский ИТЛ
16 февраля 1943г. о.Николай скончался в Унженском ИТЛ, не дожив нескольких недель
до освобождения.
Сын о.Николая Иван Николаевич в годы Великой Отечественной войны мл. лейтенант,
был танкистом, горел в танке, на лице остались следы ожогов
Использованы материалы: Архив УФСБ РФ по Республике Башкортостан. Д.ВФ-6938. (По обвинению Бурдюкова Павла Михайловича, Малышева Николая Михайловича и др. в числе 7 человек).; ЦГИА РБ. Ф.Р-394. Оп.2. Д.2886. (Дело Уфимского Епархиального Совета тихоновского течения. Список церквей и служителей религиозного культа Сергиевской ориентации на 19.02.1934г.). Л.8.; Данные Информационного центра МВД РФ по Республике Башкортостан