Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 08.12.1999 Дела oah.864 => oah.864 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
1
Места заключения
    Места заключения
    Оренбург, Оренбургский ИТД 
    Год начала 1925 
    Год окончания 1925 
    Архангельская о., Кемский р., Соловецкий лагерь Особого назначения, Попов Остров 
    Год начала 1925 
    Год окончания 1928 
    Протоиерей Иоанн Шастов был в заключении на Поповом Острове вместе
    с епископом Афанасием (Сахаровым), священниками Александром Кремышанским
    Поликарпом Золотых и др. сосланными на Соловки священнослужителями.
    Они часто бывали на квартире Градиславы Никаноровны Канорской, сестры епископа
    Апполоса (Ржаницына), вдовы священника, проживавшей на Поповом Острове с 1921г.
    Г.Н.Канорская поддерживала отношения с содержавшимися на Соловках
    священниками, занималась посредничеством в переписке между находящимися на воле
    и в заключении, через нее шли посылки, переводы.
    Внимательно наблюдая из неволи за церковной жизнью, "соловецкие" епископы и другие
    ссыльные священнослужители живо реагировали на все более-менее значительные
    события, в т.ч. на "Декларацию" митрополита Сергия (Страгородского).
    На страже церковного единства стояли архиепископ Иларион (Троицкий), архиепископ
    Прокопий (Титов), архиепископ Амвросий (Полянский), архиепископ Евгений (Зернов),
    епископ Глеб (Покровский), Мануил (Лемешевский), архиепископ Петр (Зверев) и другие.
    Их мнения разделяли некоторые лица духовного и светского звания, в том
    числе протоиерей Иоанн Шастов, профессор Иван Васильевич Попов [3].
    15(16?) февраля 1928г. о.Иоанн Шастов отправил митрополиту Сергию письмо:
        
    "По прочтении означенной декларации и суждению о ней было вынесено
         определенное заключение: декларацию считать необходимым актом,
         свидетельствующим лояльное отношение к государственной власти и не
         нарушающим ни догматического, ни канонического учения. А потому
         приемлемой "для нас"".
    По данным исследовательской работы В.О.Косик [5]:
       Возникает предположение, что письмо "подсказано" протоиерею и, может быть,
       даже написано за него.
       Оно составлено, по-видимому, в противовес посланию соловецкого епископата
       1927г., в котором говорилось о невозможности принять и одобрить послания
       в целом по нескольким принципиальным пунктам.
       В машинописном сборнике "Дело митрополита Сергия" письмо протоиерея названо
       подложным. (Акты Святейшего Тихона... Л. 284.).
    Не только оппонентов, но и сторонников Заместителя серьезно волновала
    возможность отказа митрополита Сергия от возношения имени Местоблюстителя Петра.
    Свидетельствуя митрополиту Сергию о каноническом и молитвенном общении с ним
    Соловецких узников, о.Иоанн Шастов писал митрополиту Сергию в этом письме [4]:
      "Большое недоумение, а пожалуй, и смущение, внесено было в массу духовенства
       <тем>, что будто бы Вы, Владыко, намереваетесь сделать распоряжение по
       всем церквам не только г.Москвы, но и по епархиям о прекращении
       поминовения за богослужением имени Патриаршего Местоблюстителя
       митрополита Петра. Но, благодарение Богу, это ничем не подтвердилось".

    В 1928г. о.Иоанн Шастов был освобожден и вернулся в Оренбургскую обл.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ