Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
священник 1921 Кто рукоположилархиепископ Самарский Филарет (Никольский)
По собственному прошению, архиепископом Самарским Филаретом (Никольским)
Александр Мильтонов был рукоположен в сан священника.
В августе 1921г. получил архиерейскую грамоту на священническое служение
в село Ефремово-Зыково Бугурусланского уезда
Самарская губ., Бугурусланский у. (Оренбургская о., Пономаревский р.), с.Ефремово-Зыково священник Год начала1921 Месяц начала8 Самарская губ., Бугурусланский у. (Оренбургская о., Пономаревский р.), с.Русская Бокла священник
Затем служил в церкви с.Русская Бокла Оренбургская о., Абдулинский р., с.Радовка, Дмитриевская церковь священник
О.Александр пользовался огромным авторитетом среди верующих и священнослужителей.
В с.Радовку приходили к о.Александру приходили богомольцы за сотни верст.
Он мог снять с себя рубашку или сапоги и отдать нищему, сам же ходил босиком
или в лаптях. Совершал требы бесплатно, часто служил в церкви по ночам.
Устраивал по вечерам чтения Святого Писания, проводил публичные исповеди.
Священнослужители ближайших сел тесно общались, молясь друг за друга.
Сам о.Александр исповедался 23 раза в неделю.
О.Александр оказывал помощь продуктами и деньгами арестованным и ссыльным
священникам, на проповедях призывал верующих помогать заключенным. Собранные средства
переправлялись в тюрьмы Бугуруслана, Самары и Абдулино.
В 19291930гг. многие церкви были закрыты, и в связи с нехватком приходах среди
абдулинских священников возникли разногласия. О.Александр и священник Сахаров
при содействии епископа Германа (Кокеля) смогли примирить всех священников.
О.Александр часто ходил с требами в дома прихожан и к нему домой часто приходили
верующие по церковным делам. Монахиням о.Александр давал духовную литературу
для чтения на дому
Оренбургская о., Абдулинский р., с.Радовка Год ареста1931 День ареста16 Месяц ареста2
В начале 1931г. органами ОГПУ Абдулинского р-на было возбуждено уголовно-следственное дело
по обвинению в контрреволюционной деятельности 112 человек, среди которых были
священники, монахини и крестьяне.
О.Александр был арестован органами ОГПУ вместе со своим отцом Венедиктом
Александровичем Мильтоновым и братьями священниками о.Евгением и о.Валерианом.
На руках у матушки Марии Николаевны остались три дочери: Нина, Вера, Антонина
тройка при ПП ОГПУ по Средне-Волжскому краю 03/09/1931 Обвинение"контрреволюционная агитация, распространение провокационных слухов, руководитель контрреволюционной церковной группировки" Приговор5 лет концлагерей
О.Александр был обвинен в "контрреволюционной агитации, распространении
провокационных слухов и руководстве контрреволюционной группировкой церковников",
в чем себя виновным не признал. Однако он открыто признал, что не молился в церкви
за Советскую власть, а молился о "страждущей земле Российской" и "за убиенный
Царский Дом".
Во время следствия о.Александр с отцом и братьями о.Евгением и о.Валерианом
содержались в Самарской тюрьме.
В сентябре 1931г. по решению "тройки" о.Александр и его младший брат о.Евгений
Мильтонов были приговорены к 5 годам ИТЛ и отправлены в Белбалтлаг
на строительство Беломоро-Балтийского канала.
Дом и имущество семьи о.Александра были конфискованы.
Лишившись всего, матушка Мария с детьми оказались на улице. Вскоре младшая дочь,
совсем еще младенец, умерла от голода и холода
Самара (Куйбышев), тюрьма Год начала1931 Год окончания1931 Месяц окончания9
Отец о.Александра, священник Венедикт Александрович Мильтонов, старый и больной человек,
скончался в заключении Карелия, Медвежьегорский р., с.Повенец, спецпоселение на строительстве Беломоро Год начала1931 Год окончания1933
Матушка Мария Николаевна решила поехать к мужу на спецпоселение в с.Повенец
в Карелии.
Из воспоминаний дочери о.Александра Веры Александровны Мироновой (Мильтоновой): "Детство свое я помню, начиная с огромного котлована Беломоро-Балтийского канала... Было мне тогда три с половиной года, сестре семь... Люди жили в бараках, уподобляясь рабочему скоту... Контингент лагеря представлял разношерстную публику начиная с уголовников и кончая малолетними детьми... Отец работал на строительстве канала возил тачки с цементом, мама на лесоповале. Ночью папа вырезал из дерева нательные кресты и раздавал всем желающим. Кормили прежде всего взрослых, чтобы они могли работать. Остатками пищи кормили детей. Ходила я в отцовских башмаках 42-го размера. Видели мы своих родителей редко, хотя жили вместе. Работали они с раннего утра до поздней ночи... Нас, детей было в бараке человек семь, мы находились без присмотра, однажды чуть не сгорели... Случалось, на конных повозках, привозили погибших, в основном, женщин, работавших на лесоповале. Мать была подавлена... "Вы все здесь погибнете из-за того, что этому ремеслу не обучены", сказал маме десятник, и, немного помолчав, вероятно, из жалости к нам, добавил: "Вам надо бежать!". Вскоре мама тайно оставила стройку. Мы с сестрой остались... Когда начались холода, меня отец определил на квартиру к одному из местных жителей. Десятник взял меня "в дети" своих детей у него не было. Сестра осталась в общем бараке... В 1933г. мама приехала навестить нас. Она не хотела забирать своих дочерей в родные места горемыкать..., но как только я услышала, что можно уехать с мамой, то сразу стала снимать с себя подаренную одежду, лишь бы быть с мамой... Так мы и уехали с сестрой и мамой в Абдулино, где отца помнили и любили... Был 1933-й год. Отец остался один, но дух его не был сломлен и вера в Бога только укреплялась. Добрый, бесхитростный, живший только верой, говоривший: "Господь страдал и нам велел"".
В 1933г. о.Александр был переведен в Сибирский ИТЛ Сибирский ИТЛ, Кузнецкстрой Год начала1933 Дальний Восток, Бамлаг НКВД Год окончания1936
Затем о.Александр был переведен на Дальний Восток, в БАМлаг НКВД,
на строительство Байкало-Амурской ж.д.магистрали.
Из чудом сохранившегося письма о.Александра родным из заключения: "Вы ждете меня домой. Мне осталось отбывать еще три года. Живу один в холодной барачной комнате. во все углы дует, печки нет. Холода здесь доходят до 60 градусов. Поостыл, болею ни нагнуться, ни вздохнуть. Страшно здесь, но еще страшнее домой возвращаться. Позволили бы только жить, как последнему поденщику, "теплом углу" и с домашней церковью, а лучше бы идти служить в храм. Я жить не могу без Церкви, хочу служить Богу. Для меня это смысл жизни... Впереди, вероятно, ждут меня суд и тюрьма... Волосы на голове дыбом встают, когда вспоминаю о допросе...".