Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 12.02.1990
Дела o15.86
    Легейда Михаил Дмитриевич 
    Год рождения 1882 
    Место рождения Полтавская губ., Миргородский у. (Полтавская о., Миргородский р.), с.Сорочинцы (Великие Сорочинцы) 
    священник 
    Фотографии ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1905-1938гг.] [1938г.]
      Образование
        Полтавская Духовная Семинария
        Год окончания 1904 
        В 1904г. окончил 2-е отделение Полтавской Духовной Семинарии по II разряду
      Рукоположение
        священник 
        1905 
      Служение
        Полтавская губ. (Полтавская о.), г.Зеньков, Николаевская церковь 
        священник 
        Год начала 1905 
        Год окончания 1930 
        В 1905–1930гг. служил в Николаевской церкви г.Зенькова Полтавской губ.
        Полтавская о., Вениславский (Гадячский) р., с.Краснознаменка 
        священник 
        Год окончания 1935 
        Семья на момент ареста: жена Елена Михайловна (ок.1883г.р.), сын Леонид,
        проживали в г.Гадяч.
        К 1935г. церковь в селе была закрыта
      Аресты
        Полтавская о., Вениславский (Гадячский) р., с.Краснознаменка 
        Год ареста 1935 
        День ареста 6 
        Месяц ареста 4 
        Арестован 6 апреля 1935г. и заключен в Харьковский ДОПР
      Осуждения
        Особое Совещание при НКВД СССР 
        28/09/1935 
        Обвинение "антисоветская пропаганда, разглашение сведений, не подлежащих разглашению"/ 
        Статья ст.58–10 УК РСФСР 
        Приговор 3 года административной ссылки в Красноярский край, считая срок с 8 апреля 1935г. 
        Обвинение, предъявленное Вениславским РО НКВД:
            "В Вениславский райотдел НКВД поступили сведения, что священник с.Краснознаменки
             Легейда М.Д., в прошлом работник царской охранки, занимался проведением
             к-р агитации и ведет активную работу по насаждению религиозных групп.
             Организовал в селе нелегальную церковь.
             А также расшифровал себя как секретного сотрудника НКВД.
             Проведенным следствием было установлено, что... Легейда М.Д. в 1905г. являлся
             секретным сотрудником охранки и выдал революционный актив г.Зенькова, каковы
             по материалам были арестованы и сосланы.
             Во время черной реакции 1905–1907гг., будучи священником, выступал
             с черносотенными проповедями...
             В период гражданской войны 1918–1919г. примыкал к петлюровскому движению и
             занимался вербовкой для Гетманской Рады.
             После отступления деникинских войск из города распространял в церкви среди
             верующих деникинскую литературу.
             Будучи священником в с.Краснознаменка Вениславского района, проводил
             контрреволюционную агитацию, направленную против советской власти и партии,
             говоря, что Соввласть и партия стали "правыми" и перешли на сторону буржуазии,
             вследствии чего многие коммунисты отказались от своих идей.
             Среди верующих проводил работу, направленную против проводимых политических
             кампаний, говоря верующим:
               "Не слушайте этих коммунистов и активистов. Мы сами себе без них найдем
                дорогу".
             Распространял контрреволюционные провокационные слухи о конце света, для
             чего были использованы имеющиеся в селе затруднения.
             Для усиления своего влияния на верующих, через церковный актив распространял
             слухи о совершившихся якобы видениях. Предупреждал людей о том, что надо
             молиться богу...
             Также им проводилась работа..., вследствии чего по селу имели место отказы
             церковного актива платить налоги, на это их подбивал Легейда М.Д. ...
             Вследствии к.р. деятельности Легейды М.Д. и его влияния на верующих...
             имели место массовые невыходы на работу. Причем Легейда М.Д. с целью
             морального воздействия на тех колхозников, которые в праздничные дни выходили
             на работу, специально занимался обходом полей, чем добивался усиления
             невыхода на работу.
             Чтобы избежать репрессирования церковного актива, священник Легейда М.Д.
             дал специальную установку — вербовать в состав религиозной пятидесятки
             бедняков-колхозников, т.к. власти не будут их репрессировать благодаря их
             социальному положению.
             Для создания пятидесятки Легейдой проводились нелегальные собрания верующих,
             где им самим было написано 37 заявлений о вступлении в пятидесятку, которые
             по его просьбе были подписаны верующими, из каковых три штуки оказались
             с фиктивными подписями.
             Несмотря на то, что в селе церковь не работала, и религиозная пятидесятка
             не была оформлена, священник Легейда М.Д. организовал у себя на квартире
             нелегальную церковь, где проводил исполнение религиозных обрядов.
             Будучи секретным сотрудником УГБ НКВД, занимался дезинформацией по работе,
             а также расшифровал себя как секретный сотрудник УГБ перед населением,
             причем не только рассказал, что является секретным сотрудником, но и то,
             что получал за работу материальное вознаграждение.
             Будучи допрошенным в качестве обвиняемого, признал себя виновным в том, что
             вел активную работу по насаждению религиозных групп, проводил нелегальные
             собрания верующих, организовал нелегальную церковь, а также в том, что
             расшифровал себя как секретного сотрудника УГБ НКВД.
             В отношении контрреволюционной агитации виновным себя признает, но оговаривает,
             что такие разговоры он действительно проводил, но только с членами ВКП(б).
             Причастность свою к работе в охранке отрицает, однако считает, что им были
             названы жандармам отдельные фамилии революционеров г.Зенькова, которые были
             арестованы и сосланы.
             В отношении распространения к.-р. провокационных слухов об окончании света
             и об увиденных чудесах, а также и подачи фиктивных заявлений (о вступлении
             в пятидесятку) виновным себя не признал".

        Из протокола допроса о.Михаила:

          — 18 июля 1924г. я был вызван к уполномоченному ГПУ, где показал:
            После написания мною статьи в Полтавском Епархиальном Вестнике в ноябре
            месяце 1907г. под заглавием "Из Зеньковской жизни" (N 32. С.1371–1373) был
            где я указывал, что в Зенькове наблюдается упадок религии, в виду появления
            у нас в обильном количестве социал-демократических книжонок, ко мне на
            квартиру явились два жандарма и просили назвать фамилию лица, описанного
            мною в Епархиальном Вестнике, агитирующего против религии, т.к. фамилии его
            я в статье не указал. Я назвать фамилию отказался и просил меня, как священника,
            не вмешивать в это дело.

          — Просили ли Вас жандармы указать революционеров или лиц, имеющих революционную
            литературу?

          — Может быть, и просили, я точно не помню. Назвал ли я фамилии интересующих
            их лиц — тоже не помню, но допускаю, что мог назвать фамилию Клунного Г.М.,
            который в то время в партии эсеров. После этого жандармы ушли, и после этого
            ко мне больше никто из жандармов вообще никогда не приходил, и я никого
            жандармам, вообще властям, не выдавал.
            По прибытии в Зеньков деникинцев, они возвратили мне моих четыре десятины
            сенокоса.
            Во время пребывания деникинцев были арестованы Рудько Тимофей и Костенко
            Иван. По просьбе родителей арестованных я ходатайствовал об их освобождении.
            Причем Рудько был освобожден...
            Заявляю, что донесения, которые могли поступить в Вам на меня, произошли
            исключительно из-за личных счетов со стороны автокефального движения, за то,
            что я отобрал от них церковь...".

        Сначала дело рассматривалось Военнным Трибуналом ПО и ВО УССР.
        Из постановления Военного Прокурора ПО и ВО УССР от 29 июля 1935г.:
            "Военный Прокурор..., рассмотрев дело по обвинению гр.Легейды М.Д. в
             преступлении, предусмотренном ст.54–10 и 54–13 УК УССР, нашел:
                 Материалами следствия установлено, что Легейда, будучи секретным
                 осведомителем УГБ, расшифровал себя перед гр. села Краснознаменки.
                 Будучи служителем культа, вел активную работу среди населения.
                 Совершал религиозные обряды у себя на дому.
                 Проводил антисоветскую агитацию.
                 Кроме того, установлено, что Легейда в 1905г. содействовал охранному
                 отделению в арестах участников революционного движения в г.Зеньков.
                 Принимая во внимание, что хотя эти действия являются социально-опасными,
                 однако рассматривать дело в Военном Трибунале является нецелесообразным,
                 Военный Трибунал ПО и ВО УССР постановил:
                    Согласиться с предложением СПО УГБ НКВД УССР о направлении дела на
                    Особое Совещание при НКВД СССР, на предмет заключения в ИТЛ на 5 лет..."

        Из Справки уполномоченного УСО УГБ НКВД УССР от 29 июля 1935г.:
             "Легейда М.Д. арестован 6 апреля, содержится в Харьковском ДОПР и сего числа
              перечислен за Особым Совещанием при НКВД УССР".

        Из УСО УГБ НКВД УССР (г.Харьков) дело было направлено в УСО ГУГБ СССР (г.Москва):
             "Со след. делом Легейды М.Д. При это направляем след. дело 65715 по обвинению
              Легейды М.Д. по ст.54–10 и 54–13 для заслушивания на ОС НКВД СССР.
              Арестованного перечислить на ОС НКВД СССР. Приложение: дело на 64 печ. листах
              и постановление...".

        Выписка из Протокола Особого Совещания при НКВД СССР от 28 сентября 1935г.:
             "СЛУШАЛИ: дело N 2 (УССР) о Легейде М.Д., 1882г.р., священнике.
              ПОСТАНОВИЛИ: Легейду М.Д., за разглашение не подлежащих оглашению сведений
              сослать в Красноярский край сроком на 3 года, считая срок с 8 апреля 1935г.
              Дело сдать в архив"
      Места заключения
        Харьков, ДОПР 
        Год начала 1935 
        День начала 6 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1935 
        Содержался в Харьковском ДОПРе около полугода
        Красноярский край, Кежемский р., д.Паново 
        Год начала 1935 
        Год окончания 1938 
        Ссылку отбывал в д.Паново Кежемского р-на Красноярского края. В этих местах отбывали
        ссылку многие другие священно-церковнослужители и миряне
      Аресты
        Красноярский край, Кежемский р., пос.Кежма 
        Год ареста 1938 
        День ареста 9 
        Месяц ареста 2 
        В 1937–1938гг. усилилась волна репрессивных акций против православных священников,
        отбывавших ссылку в Красноярском крае. Это были люди, уже осужденные по
        религиозным обвинениям.
        О.Михаил Легейда был арестован в ссылке по одному из таких дел в составе группы
        26 священнослужителей и мирян, отбывавших ссылку в Кежемском районе Красноярского
        края (в Кежме, Паново, Заимке, Алешкино)
      Осуждения
        тройка УНКВД Красноярского края 
        08/03/1938 
        Обвинение "активный участник контрреволюционной повстанческой организации церковников, повстанческая террористическая агитация" 
        Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел с конфискацией лично принадлежащего имущества 
        Архив УФСБ по Красноярскому краю. Д.П-10259.
        Все проходившие по делу обвинялись в принадлежности к "контрреволюционной
        повстанческой организации церковников".

        Первоначально следователями НКВД во главе этой мифической организации был
        "поставлен" отбывавший ссылку священник Андрей Петрович Дросси, но он к 1938г.
        умер. Тогда на роль руководителя решили "назначить" ссыльного протоиерея Федора
        Федоровича Меснянкина.
        Все обвиняемые на заседании тройки при НКВД по Красноярскому краю 8 марта 1938г.
        были приговорены к расстрелу
      Места заключения
        Красноярский край, пос.Кежма, КПЗ при раймилиции 
        Год начала 1938 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1938 
        День окончания 1 
        Месяц окончания 4 
    Кончина
      1938 
      День 1 
      Месяц 4 
      расстрел 
      Место Красноярский край, г.Кежма 
      Место захоронения Красноярский край, г.Кежма 
      О.Михаил Легейда был расстрелян 1 апреля 1938г. в 1 час ночи в Кежме
      вместе с 25-ю другими проходившими по делу священниками и мирянами.
      Они были похоронены в Кежме, но не на кладбище.
      По сообщению исследователя Ю.Косолапова, уроженца Кежмы [3]:
          "Похоронены в Кежме. Но не на Коврижке ведь! Где именно? Палачи не скажут,
           жертвы — тем более. Но есть одна идея. Она не доказана, но ее трудно
           опровергнуть. Когда в 1973–1974гг. строилось новое здание РК КПСС напротив
           милиции, при рытье котлована были вскрыты могилы. Был найден крест, который
           носят священники. Скелеты были неплохо сохранены. На некоторых черепах
           сохранились волосы — причем, длинные. Мне это кажется убедительным —
           от милиции недалеко. И особенно это выглядит символичным — построить здание
           РК КПСС на костях жертв политики этой партии. И все мы знаем, что на этом
           месте не было кладбища..." [3 (Советское Приангарье. 2021. 9 Апреля.)]
    Реабилитация
      1
        Дата 12/02/1990 
        Кем реабилитирован Полтавская областная прокуратура 
        По году репрессий 1935 
      2
        Дата 15/11/1958 
        Кем реабилитирован Президиум Красноярского краевого суда 
        По году репрессий 1938 
    Публикации ->
    Заявители ->
      1.Правнук иеромонах Давид (Легейда), начальник Валаамского Смоленского скита
      Представил копии листов следственного дела 1935г. и фото о.Михаила с супругой

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ