Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 13.02.1995 Дела o18.132 => o18.132 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
2
    Служение
      Иркутск, Крестовоздвиженская церковь 
      иерей 
      Должность настоятель, временно управляющий Иркутской епархией, член Временного епархиального совета при епископе Нижнетагильском Кирилле 
      Год начала 1921 
      Год окончания 1925 
      После освобождения о.Михаил вернулся к служению в Крестовоздвиженской церкви.
      Активно противодействовал обновленцам.
      В 1924г. решением духовенства Иркутской епархии он был направлен в Москву
      к Патриарху Тихону. Он поставил в известность Патриарха о положении дел
      в епархии во время отсутствия на кафедре православного архиерея, и о назначении
      правящего епископа. О.Михаил выразил твердое суждение иркутского православного
      духовенства и паствы, о том, что с обновленцами не следует вступать ни в какие
      переговоры. О.Михаил был противником примирения с обновленцем Красницким.
      О.Михаилу часто приходилось выступать с проповедями во время богослужений
      управляющего Иркутской епархией епископа Нижнеудинского Кирилла (Соколова).
      27 октября 1924г. на торжественном богослужении в Тихвинской церкви запричастным
      стихом о.Михаил сказал слово о евангельском Сеятеле,
         "Который и теперь сеет Слово через Святое Евангелие. Сеятели бывают разные.
          В настоящее время сеют при дороге — в театрах, кинематографах и других местах
          развращенных. Вот приезжал ложный митрополит и сеял человеческое слово.
          Вот едет новый разрушитель сердец человеческих — он будет сеять слово дьявольское.
          Не следует туда ходить, ибо слушать их опасно...".
      Осенью 1924г. Иркутск посетил один из основателей обновленчества, сложивший с себя
      сан священника, Калиновский. Для участия в диспуте с ним были приглашены епископ
      Нижнеудинский Кирилл (Соколов), многие известные священники Иркутска, и, в частности,
      о.Михаил Околович. Осенив себя крестным знамением, о.Михаил говорил, возражая
      Калиновскому:
          "... Калиновский, говоря о Боге, не доказал, можно ли познать его эмпирически,
           т.е. постигнуть умом,... и ему этого никогда не доказать, потому что наука
           имеет известный предел, далее которого она проникнуть бессильна. Но эта
           область непостижимого внешним опытом постигается внутренним чувством человека.
           Человек сердцем входит в общение с Богом и здесь познает и постигает Его.
           Мы верим в существующее, вы — в несуществующее, наша вера положительная,
           ваша — отрицательная, наша вера разумная, ваша — безумная...".
      О.Михаил долго говорил, пытаясь убедить слушающих в соответствии Священного Писания
      истине, приводил слова знаменитого ученого Пастера, "который сказал: "Я глубоко верующий". —
      "Как же Вы верите? Ведь Вы много знаете!" — спросили его академисты. Пастер
      ответил: "Потому и верую в Бога, что много знаю, и чем больше у меня будет знаний,
      тем больше буду веровать". Что такое Библия? ... Это Книга ученая из ученых"
      ОГПУ пристально наблюдало за церковной жизнью в городе и за каждым
      сколько-нибудь выдающимся пастырем.
      Отца Михаила неоднократно в те годы вызывали в ОГПУ, предлагали снять сан,
      поменять деятельность священника на деятельность педагога, предлагали
      стать осведомителем, поддержать обновленцев, обещая высокое положение
      в обновленческой иерархии, но все эти предложения священник категорически
      отверг, и власти приняли решение его арестовать

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ