Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 13.02.1995 Дела o18.132 =>
o18.132 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
    Служение
      Иркутск, Крестовоздвиженская церковь 
      иерей 
      Должность настоятель, временно управляющий Иркутской епархией, член Временного епархиального совета при епископе Нижнетагильском Кирилле 
      Год начала 1921 
      Год окончания 1925 
      После освобождения о.Михаил вернулся к служению в Крестовоздвиженской церкви.
      Активно противодействовал обновленцам.
      В 1924г. решением духовенства Иркутской епархии он был направлен в Москву
      к Патриарху Тихону. Он поставил в известность Патриарха о положении дел
      в епархии во время отсутствия на кафедре православного архиерея, и о назначении
      правящего епископа. О.Михаил выразил твердое суждение иркутского православного
      духовенства и паствы, о том, что с обновленцами не следует вступать ни в какие
      переговоры. О.Михаил был противником примирения с обновленцем Красницким.
      О.Михаилу часто приходилось выступать с проповедями во время богослужений
      управляющего Иркутской епархией епископа Нижнеудинского Кирилла (Соколова).
      27 октября 1924г. на торжественном богослужении в Тихвинской церкви запричастным
      стихом о.Михаил сказал слово о евангельском Сеятеле,
         
      "Который и теперь сеет Слово через Святое Евангелие. Сеятели бывают разные.
          В настоящее время сеют при дороге — в театрах, кинематографах и других местах
          развращенных. Вот приезжал ложный митрополит и сеял человеческое слово.
          Вот едет новый разрушитель сердец человеческих — он будет сеять слово дьявольское.
          Не следует туда ходить, ибо слушать их опасно...".

      Осенью 1924г. Иркутск посетил один из основателей обновленчества, сложивший с себя
      сан священника, Калиновский. Для участия в диспуте с ним были приглашены епископ
      Нижнеудинский Кирилл (Соколов), многие известные священники Иркутска, и, в частности,
      о.Михаил Околович. Осенив себя крестным знамением, о.Михаил говорил, возражая
      Калиновскому:
          "... Калиновский, говоря о Боге, не доказал, можно ли познать его эмпирически,
           т.е. постигнуть умом,... и ему этого никогда не доказать, потому что наука
           имеет известный предел, далее которого она проникнуть бессильна. Но эта
           область непостижимого внешним опытом постигается внутренним чувством человека.
           Человек сердцем входит в общение с Богом и здесь познает и постигает Его.
           Мы верим в существующее, вы — в несуществующее, наша вера положительная,
           ваша — отрицательная, наша вера разумная, ваша — безумная...".

      О.Михаил долго говорил, пытаясь убедить слушающих в соответствии Священного Писания
      истине, приводил слова знаменитого ученого Пастера, "который сказал: "Я глубоко верующий". —
      "Как же Вы верите? Ведь Вы много знаете!" — спросили его академисты. Пастер
      ответил: "Потому и верую в Бога, что много знаю, и чем больше у меня будет знаний,
      тем больше буду веровать". Что такое Библия? ... Это Книга ученая из ученых"
      ОГПУ пристально наблюдало за церковной жизнью в городе и за каждым
      сколько-нибудь выдающимся пастырем.
      Отца Михаила неоднократно в те годы вызывали в ОГПУ, предлагали снять сан,
      поменять деятельность священника на деятельность педагога, предлагали
      стать осведомителем, поддержать обновленцев, обещая высокое положение
      в обновленческой иерархии, но все эти предложения священник категорически
      отверг, и власти приняли решение его арестовать
[2] [3] [4] [5]

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ