Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 13.02.1995 Дела o18.132 => o18.132 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
2
Служение
    Служение
    Иркутск, Крестовоздвиженская церковь 
    иерей 
    Должность настоятель, временно управляющий Иркутской епархией, член Временного епархиального совета при епископе Нижнетагильском Кирилле 
    Год начала 1921 
    Год окончания 1925 
    После освобождения о.Михаил вернулся к служению в Крестовоздвиженской церкви.
    Активно противодействовал обновленцам.
    В 1924г. решением духовенства Иркутской епархии он был направлен в Москву
    к Патриарху Тихону. Он поставил в известность Патриарха о положении дел
    в епархии во время отсутствия на кафедре православного архиерея, и о назначении
    правящего епископа. О.Михаил выразил твердое суждение иркутского православного
    духовенства и паствы, о том, что с обновленцами не следует вступать ни в какие
    переговоры. О.Михаил был противником примирения с обновленцем Красницким.
    О.Михаилу часто приходилось выступать с проповедями во время богослужений
    управляющего Иркутской епархией епископа Нижнеудинского Кирилла (Соколова).
    27 октября 1924г. на торжественном богослужении в Тихвинской церкви запричастным
    стихом о.Михаил сказал слово о евангельском Сеятеле,
       
    "Который и теперь сеет Слово через Святое Евангелие. Сеятели бывают разные.
        В настоящее время сеют при дороге — в театрах, кинематографах и других местах
        развращенных. Вот приезжал ложный митрополит и сеял человеческое слово.
        Вот едет новый разрушитель сердец человеческих — он будет сеять слово дьявольское.
        Не следует туда ходить, ибо слушать их опасно...".

    Осенью 1924г. Иркутск посетил один из основателей обновленчества, сложивший с себя
    сан священника, Калиновский. Для участия в диспуте с ним были приглашены епископ
    Нижнеудинский Кирилл (Соколов), многие известные священники Иркутска, и, в частности,
    о.Михаил Околович. Осенив себя крестным знамением, о.Михаил говорил, возражая
    Калиновскому:
        "... Калиновский, говоря о Боге, не доказал, можно ли познать его эмпирически,
         т.е. постигнуть умом,... и ему этого никогда не доказать, потому что наука
         имеет известный предел, далее которого она проникнуть бессильна. Но эта
         область непостижимого внешним опытом постигается внутренним чувством человека.
         Человек сердцем входит в общение с Богом и здесь познает и постигает Его.
         Мы верим в существующее, вы — в несуществующее, наша вера положительная,
         ваша — отрицательная, наша вера разумная, ваша — безумная...".

    О.Михаил долго говорил, пытаясь убедить слушающих в соответствии Священного Писания
    истине, приводил слова знаменитого ученого Пастера, "который сказал: "Я глубоко верующий". —
    "Как же Вы верите? Ведь Вы много знаете!" — спросили его академисты. Пастер
    ответил: "Потому и верую в Бога, что много знаю, и чем больше у меня будет знаний,
    тем больше буду веровать". Что такое Библия? ... Это Книга ученая из ученых"
    ОГПУ пристально наблюдало за церковной жизнью в городе и за каждым
    сколько-нибудь выдающимся пастырем.
    Отца Михаила неоднократно в те годы вызывали в ОГПУ, предлагали снять сан,
    поменять деятельность священника на деятельность педагога, предлагали
    стать осведомителем, поддержать обновленцев, обещая высокое положение
    в обновленческой иерархии, но все эти предложения священник категорически
    отверг, и власти приняли решение его арестовать

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ