Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous]
NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 14.11.1958 Дела oc1.37 => oc1.37 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
4
    Служение
      Московская губ., г.Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра 
      архимандрит 
      Должность наместник 
      Год начала 1915 
      День начала 9 
      Месяц начала 1 
      Год окончания 1920 
      День окончания 26 
      Месяц окончания 1 
      9 января 1915г. Святейший Синод назначил архимандрита Кронида наместником
      Свято-Троицкой Сергиевой Лавры вместо уволенного на покой архимандрита Товии.
      Одним из первых дел новоназначенного наместника было учреждение в Лавре
      лазарета для раненых воинов.
      Архимандрит Кронид был не только талантливым хозяйственником, но и опытным
      духовным наставником своей паствы и прежде всего братии Лавры. Его забота о
      ближних выражалась и в руководстве к благочестивой жизни, и во врачевании
      греховных болезней, и в поддержании мужества среди искушений. Среди духовных
      чад о.Кронида были известные люди: профессор МДА А.И.Введенский, А.А.Яблонский
      с супругой. Архимандрит Кронид, проникнутый любовью к ближним, усердно и
      ревностно проповедовал. Он был убежден в том, что поучение посредством слова
      Божия есть неотъемлемая часть пастырского служения. Отец Кронид строил свои
      проповеди, основываясь на Священном Писании и толковании его святыми отцами.
      Его поучения отличались простотой изложения и сердечностью. Его проповеди
      производили необычайно глубокое впечатление. Беседы архимандрита Кронида
      составляют прекрасное пособие для проповедников, они хороши для назидательного
      чтения верующим, в них содержится доступное изложение истин веры. Они являются
      источников духовного света, который помогает христианину выбрать истинный путь
      ко спасению и твердо идти по нему. Некой составляющей трудов о.Кронида на ниве
      духовного просвещения является фиксация им знаменательных случаев благодатного
      Божия покровительства людям верующим. Великая княгиня Елизавета Феодоровна
      обращалась к архимандриту Крониду с просьбой взять ее под свое руководство. С
      началом революции начался и крестный путь о.Кронида. Уже при Временном
      правительстве летом 1917г. были отобраны Лаврские типографии
      Священный Собор Российской Православной Церкви 1917–1918гг. 
      архимандрит 
      Должность член Священного Собора 
      Год начала 1917 
      День начала 15 
      Месяц начала 8 
      Год окончания 1918 
      День окончания 20 
      Месяц окончания 9 
      После начала работы Собора архимандрит Кронид жил в Москве. После издания
      Декрета об отделении Церкви от государства, и инструкция к Декрету лишали
      духовенство всех прав по управлению церковным имуществом. Осенью 1918г.
      началась конфискация имущества принадлежавшего Лавре, архимандрит Кронид для
      властей становится лишь старостой Лавры. Новые власти стали посягать и на
      народные святыни, при попытке вскрытия мощей прп.Сергия. 4 марта 1919г.
      вместе о.Кронид с братией Лавры обратился к председателю Совнаркома с просьбой
      запретить вскрытие раки с мощами прп.Сергия. В начале 1919г. вышло
      постановление о передаче помещений Лавры Отделу народного просвещения. В Лавре
      была создана трудовая артель, но 3 ноября 1919г. ночью лаврских монахов
      выселили в Гефсиманский скит. Все храмы и кельи в Лавре были опечатаны,
      архимандрит Кронид был удален в Гефсиманский скит 26 января 1920г. на второй
      день работы ликвидационной комиссии, а 26 марта 1920г. вышло постановление
      Мосгубисполкома: "О закрытии Троице-Сергиевой Лавры и передаче мощей Лавры в
      московский музей", но мощи прп.Сергия остались в Лавре и 7 мая 1920г.
      произошло окончательное закрытие Лавры
      Москва, Патриаршее Управление 
      архимандрит 
      Должность член Патриаршего Управления 
      Год начала 1918 
      Год окончания 1920 
      После избрания митрополитом Московским, а потом и патриархом, св.Патриарх
      Тихон становится священноархимандритом Троице-Сергиевой Лавры, а его ближайшим
      помощником и близким ему человеком становится архимандрит Кронид, который по
      должности входит в Патриаршее Управление
    Места проживания
      Московская губ., г.Сергиев (Сергиев Посад) 
      Год начала 1920 
      Месяц начала 1 
      Год окончания 1920 
      День окончания 20 
      Месяц окончания 1 
      Московская губ., с.Братовщина 
      Год начала 1920 
      Год окончания 1922 
      Проживал в с.Братовщина у старосты храма
      Московская губ., г.Сергиев (Сергиев Посад), Гефсиманский скит 
      Год начала 1922 
      Год окончания 1926 
      Московская губ., г.Сергиев (Сергиев Посад), Параклитский скит 
      Год начала 1926 
      Год окончания 1929 
      Московская о., г.Загорск, Штатно-Садовая, 33 (у Кукуевского кладбища) 
      Год начала 1929 
      Год окончания 1937 
      В последнем следственном деле говорится, что к 1937г. архимандрит Кронид
      вернулся из ссылки, но конкретных указаний о репрессиях нет.
      После закрытия Лавры архимандрит Кронид продолжал до последнего дня оказывать
      поддержку инокам, заботился и о духовном окормлении своих духовных чад из мирян.
      Они в свою очередь, также проявляли заботу о своем духовном отце, оказывая ему
      материальную помощь и утешение в скорбях. Архимандрит Кронид посещал Кукуевскую церковь, рядом с
      которой был похоронен старец Алексий Зосимовский, и любил петь там. Благодаря
      помощи о.Кронида многие возвратившиеся из ссылки монахи получили возможность
      служить на приходах как в Загорске, так и в близлежащих селах
    Аресты
      Московская о., г.Загорск, Штатно-Садовая, 33 
      Год ареста 1937 
      День ареста 21 
      Месяц ареста 11 
      11 ноября 1937г. органами НКВД на архимандрита Кронида было возбуждено дело.
      Уже слепого и немощного старика арестовали и предъявили ему обвинение
      (приводим дословно, с сохранением орфографии подлинника), что "В процессе
      следствия и по агентурным данным установлено, что поселившийся в г.Загорске
      возвратившийся из ссылки быв. настоятель
      монастыря Троицкой Лавры архимандрит "КРОНИД" ЛЮБИМОВ восстановил свои связи
      среди монашествующих к/р настроенных церковников гор.Москвы и районов
      Московской обл., к которому систематически наблюдается паломничество
      монашествующих и к/р настроенных церковников.
           
      ЛЮБИМОВ КРОНИД активный церковный деятель неоднократно принимал лично в
      Троицкой Лавре быв.царя и других придворных сановников, враждебно настроен к
      советской власти, среди окружающих проводит к/р монархическую агитацию..." На
      вопрос же об отношении к советской власти архимандрит ответил: "Я по своим
      убеждениям являюсь монархистом, последователем истинно Православной Церкви и
      существующую советскую власть признаю, как верующий, которая послана народу
      как испытание верующих Промыслом Божиим". На вопрос следователя: "Назовите
      Ваших единомышленников последователей ИПЦ", архимандрит Кронид ответил: "На
      поставленный вопрос показания давать отказываюсь", также опроверг обвинение в
      "участии в бандах и контрреволюционных организациях и восстаниях". Назвать
      имена людей, посещавших его в Загорске, отказался. 8 декабря 1937г. было
      сфабриковано обвинительное заключение по обвинению Любимова Константина
      Петровича и др., в котором говорилось: "...в городе Загорске и окрестностях
      сгруппировалась значительная монархически настроенная часть монахов бывшей
      Троице-Сергиевой Лавры, в том числе вернувшихся из ссылки, к которым примкнула
      и наиболее реакционная часть загорского духовенства. Идейными руководителями
      этой контрреволюционной группировки являлись наместник бывшей Троице-Сергиевой
      Лавры, в прошлом пользовавшийся особым расположением бывшего царского дома
      Романовых, ярый монархист Любимов Константин Петрович, и бывший благочинный
      Загорского и других районов, дворянин протоиерей Баянов Дмитрий Федорович.
           Эта контрреволюционная монархическая группа группировка монахов и
      духовенства сохранила до последних дней продолжение Троице-Сергиевой Лавры как
      нелегальный монастырь, с сохранением лаврского уставного порядка
      взаимоотношений между собой и [по отношению] к архимандриту Крониду;
      сохранялся старый особо монастырский порядок церковной службы по подобию
      прежней службы в Троице-Сергиевой Лавре в церкви Петра и Павла, а после ее
      закрытия в церкви Кукуевского кладбища; открывались филиалы нелегального
      монастыря на домах, как например в доме крупного загорского домовладельца и
      торговца Сычева Николая Михайловича, где проживало 6 монахов и монашки в
      маленьких комнатках — подобиях келий с "прозорливцем", старцем Ипполитом
      [Яковлевым — бывший духовник Лавры] и игуменом Никодимом....
           Вся эта группа монахов и духовенства оказывала всемерную поддержку и
      помощь монахам, вернувшимся из ссылки, каковые при прямом содействии
      протоиерея Баянова Д.Ф. как благочинного также устраивались служителями в
      церквах города и района", далее говорилось, что обвиняемые проходившие по делу
      виновными себя не признали. Все проходившие по делу обвинялись в том, что
      "таковые составляли контрреволюционную монархическую группу монахов и
      духовенства... Эта контрреволюционная монархическая группа сохраняла
      нелегальный монастырь, продолжение бывшей Троице-Сергиевой Лавры, оказывая
      помощь монахам, вернувшимся из ссылки и вела контрреволюционную агитацию..."
           О том, как велось следствие по данному делу и еще по трем делам
      священнослужителей и монахов Загорского района, говорит приложенная к данным
      делам справка по делу следователя, работавшего в органах НКВД, который
      обвинялся в том, что "работая нач. Загорского РО НКВД МО производил
      незаконные аресты ничем неопороченных советских граждан и путем физического
      воздействия вынуждал их подписывать заранее сфабрикованные им протоколы
      допроса с вымышленными фактами... путем обмана и угроз понуждал свидетелей
      подписывать протоколы с вымышленными обвинениями в отношении них..." Военный
      Трибунал в своем приговоре установил, что в этой же преступной деятельности по
      примеру следователя Сахарчука принимали участие и другие сотрудники райотдела,
      которым Сахарчук давал готовые, лично им сфабрикованные протоколы допроса,
      поручая им добиваться подписания протокола", то, что протоколы и дела были
      сфабрикованы, видно из массы, содержащихся в них фактических ошибок
    Осуждения
      тройка при УНКВД по Московской обл. 
      07/12/1937 
      Обвинение "руководство контрреволюционной монархической группой монахов и духовенства" 
      Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
      Приговор высшая мера наказания — расстрел 
      Групповое дело "Дело архимандрита Кронида и др. г.Загорск, 1937г." 
      По делу N П-59458 архим.Кронида проходило 15 человек в том числе 10 монахов,
      бывших насельников Троице-Сергиевой Лавры, одна монахиня, благочинный (прот.
      Д.Ф.Баянов), два священника и староста. 11 человек были расстреляны, четверо
      получили 10 лет исправительно-трудовых лагерей. В 1938г. было сфабриковано
      еще два следственных дела среди духовенства и монашествующих г.Загорска, как
      продолжение данного дела, где прошло 16 человек
    Места заключения
      Москва, Таганская тюрьма 
      Год начала 1937 
      День начала 22 
      Месяц начала 11 
      Год окончания 1937 
      День окончания 10 
      Месяц окончания 12 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ