Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Места проживания Владимирская (Иваново-Промышленная) о. Год начала1920 День начала27 Месяц начала3 Год окончания1933 День окончания27 Месяц окончания10
Опасаясь ареста, иеромонах Серафим перешел на нелегальное положение с марта 1920
года. Вынужден был скрываться, тайно жил у знакомых, не переставая совершать
тайно богослужения. Жизнь иеромонаха Серафима была настолько тяжела и невыносима, что
ему иногда хотелось сдаться властям, но боязнь за судьбы помогавшим ему людей
останавливала его от этого шага, кроме того он тяжело заболел туберкулезом. В
1932 году он познакомился с саровским старцем о.Исаакием (Новиковым), который
после закрытия Саровского монастыря проживал у своих духовных дочерей в
деревне Томилино Ковровского района (ныне Владимирская область). К старцу
приезжало много народа и о.Исаакий отвечал на все вопросы, интересующие
посетителей и удивлял своей прозорливостью. После закрытия Саровского
монастыря две духовные дочери о.Исаакия пригласили его жить к себе, старец
стал часто наведываться к ним и надолго останавливаться. Ему отвели келью,
где он устроил церковь во имя преп.Серафима Саровского. Скоро вокруг него
образовалась община из монахинь закрытых монастырей и верующих женщин, ищущих
духовного руководства. Старец учил их молитвенной жизни, давал правило,
совершал тайные пострижения в монашество. Знакомство двух подвижников близко
их сблизило. В 1932 году старец о.Исаакий отошел ко Господу и иеромонах
Серафим принял у него последнюю исповедь и благословение продолжить богослужебную
жизнь и руководство его духовными чадами. Иеромонах Серафим выполнил послушание.
Он жил в с.Эдемском, регулярно совершал богослужения, окормлял сестер из
общины о.Исаакия и продолжал заниматься любимым делом составлять проповеди.
При обыске у него было обнаружено письмо к митрополиту Сергию
(Страгородскому), в котором он писал: "...составил конспекты более 30 лекций
на интересные темы и предлагаю по выходе на свободу с успехом вознаградить
утерянное время. Таким образом, время моего укрывательства использовано
великолепно. Факт преследования меня товарищами поднял мой авторитет и когда
я выйду на свободу можно будет сделать очень многое. Поэтому я нисколько не
унываю. Выходить к товарищам мне не имеет смыла, т.к. мне грозит концлагерь,
в котором мне несомненно будет хуже, чем здесь. Со дня на день здесь
ожидаются перемены. Авось не долго осталось". В следственном деле храниться
список лекций иеромонаха Серафима, из которого видно, что многие из них носили
апологетический характер, большое место занимали вопросы взаимоотношения
науки и веры, культуры современного человека и религии