Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Сначала учился в немецкой гимназии, затем, после ее закрытия,
окончил Рижскую Ломоносовскую русскую гимназию. В гимназии учился вместе с сыном
И.Гримма, помощника Экзарха. Георгий владел немецким и латинским языками.
В 1940г. начал прислуживать митрополиту Сергию (Воскресенскому)
Псковская о., Опочецкий у., с.Велье, Крестовоздвиженская церковь Должность иподиакон, псаломщик Год начала1941 Год окончания1943 Псковская о., Псковская Духовная Православная Миссия Должность переводчик и псаломщик Миссии Год начала1941 Год окончания1943
В 19411943гг. Георгий Радецкий служил псаломщиком и переводчиком в составе Псковской Духовной
Миссии в с.Велье и других приходах Псковской обл. при протоиерее Владимире Толстоухове.
Георгий Радецкий числился, кроме с.Велье, псаломщиком на приходах:
Покровской кладбищенской церкви г.Опочка, Успенской церкви
с.Святые (Пушкинские) Горы, храма Воскресения Словущего с.Вороничи
(близ с.Тригорское), с.Печане, Никольской церкви с.Синяя Никола и др.
Из воспоминаний участника Псковской Миссии протоиерея Георгия Тайлова [7]: "Осенью 1941 г., к Дмитриевской субботе, во Псков прибыла группа миссионеров: о.Владимир Толстоухов, его псаломщик иподиакон Георгий Иванович Радецкий, Константин Гримм... и я.... Тогда штаб Миссии располагался в части Пскова, именуемой "У пролома", в квартире протоиерея Николая Колиберского. [Он] вступил в должность временно исполняющего обязанность начальника Миссии. О.Владимир Толстоухов, который бывал в Пушкиногорском районе (Пушкинские Горы до революции назывались Святыми Горами), уговорил меня ехать туда с ним... в больнице нам дали лошадь чтобы мы смогли добраться до г.Острова (55 км к югу от Пскова). Лошадь везла наш багаж, а мы большую часть пути шли пешком. В Острове мы нашли о.Алексея Ионова, который тогда проживал в подвале какого-то дома, в ожидании, когда сможет переехать в церковный дом на маленьком острове посреди реки Великой. Отец А.Ионов помог нам получить транспорт до села Велье, где должен был служить о.Владимир Толстоухов, и мы туда прибыли 4 ноября, к празднику Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Мы отслужили утреню и литургию. Пел хор из семи девушек и одного баса под управлением псаломщицы Ольги. Церковь была переполнена народом. На следующий день мне дали подводу и я вместе с моим псаломщиком Павлом Павловым уехал в Печане. Это был погост в 20 километрах от Велья, расположенный на горе у берега Великой... В нем находится трехпридельный храм... По нашем приезде нас поселили в комнате, где когда-то жил настоятель храма о.Леонид Ильменский, приговоренный к 10 годам ИТЛ... Церковь была еще в беспорядке. В ней уже служил о.В.Толстоухов, но приделы пришлось восстанавливать мне.... Колхозники... взяли из церкви множество икон..., у них в каждом красном углу висела икона, взятая из печанской церкви. Пришлось съездить в Васильевское и поговорить с бывшими колхозниками: "Верните церковные иконы в храм!", что они вскоре и исполнили. На следующий день после нашего приезда в Печане, осторожно ступая по льду, на этот берег пришли монахини. Они жили в деревне на противоположном берегу реки Великой в бане, т.к. их никто не прописывал. До 1928 г. они жили в Козьегорском монастыре Петербургской епархии, но в этом году им было предложено вернуться в мир. Несогласные были сосланы в Среднюю Азию. Эту маленькую группу возглавляла монахиня Олимпиада (в миру Александра Никифорова)... Далее последовала наша поездка в Пушкинские Горы... В Пушкинских Горах служил в маленькой кладбищенской церкви о.Иоасаф Димитриев... Недалеко от него проживал о. Михаил Успенский, академик, разбитый параличом уже 10 лет... В этом же поселке жила вдова бывшего священника Савицкого, репрессированного в советскую эпоху. По дороге мы заехали в поместье А.С.Пушкина Михайловское. В Вороничах около Тригорского находился храм Воскресения Словущего, где когда-то служил друг А.С.Пушкина свящ. И.Раевский... Церковь сохранилась достаточно хорошо, ибо считалась собственностью заповедника. Был даже один колокол и некоторые архивные документы. Из них узнал, что в Тригорском (Георгиевском) была еще одна церковь, которая сгорела в 1910г. Некоторые иконы были перенесены в соседний Воскресенский храм. В Тригорском жили друзья Пушкина Осиповы-Вульф, с которыми он общался во время своей ссылки в Михай- ловское... А служить приходилось часто, не в церквах только, а и по деревням. Печанский приход когда-то был двухклирным, в него входило почти 100 деревень. Каждая деревня имела свои праздники, многие отмечали Троицу, другие Николу, и еще были "обыденные" праздники, такие как Анастасия Римлянина, Параскевы-Пятницы, Власия и другие. Перед праздником надо было объехать все деревни, в каждом доме отслужить краткий молебен, а в самый день праздника в церкви совершалась литургия и молебен после нее...".
Из статьи в газете "Псковские Хроники" [6]: "В собственноручных показаниях, написанных в конце 1944 г, о работе переводчиком в управлении Псковской Православной Миссии Г.Радецкий (заметим, что священник Георгий Иванович Радецкий и ныне здравствует в г.Вильнюсе) перечисляет те вопросы, по которым он посещал немецкую военную комендатуру г.Пскова: "Я ходил с начальником Миссии протоиереем К.Зайцем и священником И.Легким в военную комендатуру еще и для решения такого вопроса. Немцы заняли под кинозал Казанскую церковь в г.Пскове. Миссией по этому поводу был подан протест. К.Зайц говорил, что это небывалая вещь, чтобы в храме устроить кино. В комендатуре немцев такое заявление смутило. Но они свои действия оправдывали тем, что у народа нет других увеселительных и развлекательных возможностей, других подходящих помещений нет. В этом факте комендант ничего плохого и богохульного не видит, если русский народ посмотрит в храме какой-либо культурный фильм. Отец Кирилл Зайц ответил: "Тогда нечего смеяться над большевиками, когда они это делают, а вы в этом случае хуже большевиков". Также К.Зайц заявил, что, если эти безобразия не прекратятся, он уедет из Миссии из Пскова. Об этом случае было сообщено митрополиту Сергию, который в Риге предпринял соответствующие шаги. Результат был, что для кино и театра построили новое помещение, а церковь была передана Миссии"..."
Из воспоминаний о.Георгия Тайлова [6]: "Мой помощник рижанин П.Павлов был учеником последнего класса русской гимназии. Немцы сначала не хотели в Риге открывать занятия в русских школах, но позже согласились с просьбой русской общественности. Павлов, как и Радецкий и Гримм, покинул Миссию, вернувшись в Ригу заканчивать курс гимназии. Мы остались совершать свои обязанности с монахинями и певчими..."