Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Смоленская губ., Дорогобужский у., Дуденская вол. (Смоленская о., Сафоновский р.), с.Митино (Межуречье) священник Год окончания1918 День окончания17 Месяц окончания12
В 1918г. о.Михаил был вдовцом. Жил один
Смоленская губ., Дорогобужский у., Дуденская вол. (Смоленская о., Сафоновский р.), с.Митино (Межуречье) Год ареста1918 День ареста17 Месяц ареста12
В 1918г. повсеместно в губернии у священнослужителей отнималось самое
различное имущество, даже предметы домашнего обихода. Совершалось это
по разрешению местных властей, часто под видом обысков.
Осенью 1918г. у о.Михаила Крастелева был произведен такой "обыск".
У него конфисковали швейную машинку, обручальные кольца, часы, рясы, подрясники,
белье, полотенца и многое другое, что очень больно ударило по материальному
положению священника.
После такого "обыска", по словам одного из свидетелей, он говорил: "Ограбили все до последнего, даже и не оставили платочка подвязать уши".
Священник Крастелев, как утверждали впоследствии опрошенные свидетели,
говорил прихожанам, что "считает это отнятие у него имущества неправильным",
называл производивших у него обыск грабителями.
Из доноса местного жителя: "В частных беседах возмущался обыском и изъятием имущества, проведенными у него местными властями".
Однажды в храме после службы о.Михаил отказал в просьбе жителю
д.Митино А.А.Москвичеву присутствовать в доме последнего на поминках по той
причине, что сын Москвичева Д.А.Москвичев принимал участие в обыске и
при этом вел себя возмутительно: ходил по комнатам в головных уборах священника,
ел, пил чай.
А.А.Москвичев в ответ потребовал, чтобы священник "прекратил такие разговоры",
Спустя некоторое время, 15 декабря 1918г. Д.А.Москвичев явился
в Дорогобужскую уездную следственную комиссию по уголовным делам и сделал
заявление о "контрреволюционной агитации" священника Михаила Крастелева: "Священник Михаил Крастелев ведет контрреволюционную агитацию против Советской власти, как то: говорил: "Эта власть производит грабительские обыски", а также агитирует явно, выступая по деревням против власти".
Д.А.Москвичев назвал также имена людей, которые могут подтвердить его показания
(в том числе и имя диакона церкви с.Митино М.Дьяконова).
Так как Дорогобужская уездная следственная комиссия по уголовным делам не имела
права рассматривать дела по обвинениям в контрреволюции, материалы по обвинению
о.Михаила были направлены в Дорогобужскую ЧК.
16 декабря 1918г. Дорогобужская ЧК получила материалы по обвинению
о.Михаила Крастелева в "контрреволюционной агитации" и приняла решение о
заключении его под стражу.
17 декабря 1918г. о.Михаил Крастелев был арестован органами Дорогобужской ЧК
и заключен в Дорогобужскую тюрьму
Дорогобужская уездная ЧК 03/02/1919 Обвинение"несвоевременное исполнение распоряжений Советской власти, агитация против Советской власти" Статьяст.5810 УК РСФСР Приговорштраф в размере 1000 руб.
Архив УФСБ Смоленской обл. Д.15369-с (Дело Дорогобужской ЧК по обвинению
священника Михаила Крастелева, 1918г.).
Из обвинения: "Агитация против Советской власти и советских работников, коих называл грабителями".
Всего в ЧК по этому делу было опрошено в качестве свидетелей 6 человек,
показания еще 2 человек имелись в протоколе, поступившем из следственной комиссии.
Из этих показаний следует, что "контрреволюционным действием", совершенным
священником, было то, что в частных беседах он возмущался обыском, который
несколькими месяцами ранее провели у него местные власти (тот факт, что он
вел такие разговоры, подтвердили 6 из 9 опрошенных).
Однако большинство свидетелей, опрошенных ЧК, показали, что никакой другой
агитации против советской власти, кроме упомянутых разговоров об обыске,
священник Михаил Крастелев не вел.
Диакон Митрофан Дьяконов и вовсе не подтвердил никаких фактов
контрреволюционной агитации священника (в том числе и в отношении обыска).
В своих показаниях диакон Митрофан Дьяконов заметил: "С местными жителями Крастелев жил не очень хорошо, довольно часто приходилось из-за каких-нибудь пустяков ссориться".
Об этом рассказывали и другие свидетели: о ссорах священника с населением
из-за пустяков, о том, что он "на крестьян вообще смотрит свысока и ведет
себя не как с равными гражданами".
Два свидетеля (те, кого допросила еще следственная комиссия по уголовным делам,
а не ЧК) дали такие показания: "Несколько раз я слышал от священника тов.Крастелева агитацию, против советской власти, священник явный контрреволюционер".
Один свидетель (19-летний народный судья 7-го участка) свои показания
о высказываниях священника М. Крастелева в связи с обыском предварил
общей фразой: "Я знаю священника села Митино Михаила Крастелева с ноября 1918 года; с первых же дней моего жительства в его доме... я узнал в нем противника советской власти...".
Дополнительные "факты" контрреволюционной агитации иерея Михаила
привел только один из дававших показания коммунист, член местного
исполкома А.В.Цветков: "Крастелева знаю с давнишних времен. Он в дореволюционное время был ярым монархистом. Замечал его я еще в мае месяц 1918г. в агитации против Советской власти. Когда было распоряжение о сдаче метрических книг в Исполком, то Крастелев около церкви собрал сход, чтобы их не сдавать, На этом сходе присутствовал и я, но сходом был прогнан, как член Исполкома. В настоящее время Крастелев ведет подпольную агитацию против Советской власти. Называет всех должностных лиц грабителями, а коммунистов считает какими-то погаными и говорит: "Если где появится коммунист или возьмется за какую-нибудь вещь, то это место или эту вещь нужно "посвящать" [освящать]. Крастелев явный контрреволюционер, он идет всегда против народа, а потому желательно его удалить совершенно из пределов Дуденской волости...".
Самого обвиняемого о.Михаила ЧК долго не допрашивала, и он томился в тюрьме,
точно не зная даже о том, в чем именно его обвиняют.
Находился в тюрьме без допроса в течение двух недель.
2 января 1919г. он послал в ЧК прошение: "Нахожусь в заключении 17 дней и без допроса; свидетели доносчика не опрошены еще [отец Михаил тогда еще не знал, что большая часть этих свидетелей уже допрошена], равно как и мои, которых я укажу по прочтении доноса на меня... 16 декабря я арестован прямо из прихода, не успев распорядиться своим домашним хозяйством и имуществом, бросив дом на произвол судьбы, на чужих людей беженцев (родных нет вдовый и одинокий), оставив прихожан без службы, лишив дохода храм, диакона и псаломщика, лиц семейных (Николаю Угоднику служба в приходе и Храмовому празднику Рождеству молебствие по всему приходу)... Дорогобужской комиссией 20 Февраля сего года признан больным и не способным к дальнейшей службе без хорошего питания и соответствующего лечения, имею преклонные года..."
Ввиду тяжелого и одинокого своего положения отец Михаил просил комиссию
допросить его в ближайшие дни и отпустить домой до суда, если таковой
будет (в случае, если его сочтут виновным), под залог "по силе возможности".
В тюрьму священнику Михаилу Крастелеву одна из дальних родственниц послала
письмо и небольшую передачу в надежде хотя бы отчасти облегчить его участь: "Дорогой дядя, извиняюсь, что я не могла прислать вам раньше хлеба, так что не было у самой ни крошки, а теперь достали 1 пуд, и вот посылаю вам булку хлеба... спичек и лист бумаги, еще прислать нет у меня ничего... Хотела я сама приехать навестить вас, но очень расстроилась, получивши письмо из вашего дома, и заболела от досады, дорогой дядя, от души мы сожалеем вас и молим Бога, чтоб Господь подкрепил ваши силы перенести это все в добром здравии".
Неизвестно, получил ли отец Михаил посланные ему хлеб, спички и бумагу,
но само письмо заведующий домом предварительного заключения передал в ЧК,
где оно было приобщено к делу.
За неделю до Рождества Христова в Дорогобужскую ЧК поступило прошение об
освобождении о.Михаила, составленное приходским собранием церкви с.Митино
за подписью 29 уполномоченных представителей от 7 входивших в приход деревень,
переданное двумя делегатами от собрания: "От священника Крастелева никаких агитаций против Советской власти за все время не слыхали... Если же почему-либо не представляется возможности священника Крастелева освободить, то согласны взять его на поруки, дабы не был закрыт наш храм в предстоящие Торжественные праздники".
ЧК удовлетворила просьбы священника и прихожан.
3 января 1919г. священник был допрошен.
На допросе виновным в антисоветской агитации себя не признал, но признал, что
говорил людям об обыске и конфискации, которые считал не вполне правильными: "Никогда никакой агитации против Советской власти я не вел, вполне подчинялся всем распоряжениям советской власти... На многочисленные вопросы прихожан о бывшем у меня обыске ("правда ли, что меня ограбили?") отвечал: "Да... действительно у меня конфисковали вещи", но никогда не говорил, что "ограбили". Действительно, мне было обидно, что у меня взяли почти все... Против всей этой конфискации я ничего не имел, но отчасти признавал ее неправильной, например потому что отняли у меня последние часы...".
Описав следователю возмутительное поведение Д.А.Москвичева, сына А.А.Москвичева
на обыске, он сказал: "Мне обидно было видеть все это, а поэтому, когда А.А.Москвичев попросил меня поехать на помины, я и отказался".
5 января 1919г. постановлением ЧК иерей Михаил Крастелев был отпущен
под внесенный им залог в 1000 руб., так что к Рождественской службе он
оказался уже в своем приходе.
3 февраля 1919г. ЧК приняла постановление по этому делу.
Решение было вынесено следующим составом заседавших:
председатель ЧК, член ЧК и два "представителя от Партии".
Посчитав "установленным на основании свидетельских показаний, что священник
Крастелев замечен в агитации против советской власти и против
советских работников, коих он, Крастелев, называл грабителями",
комиссия приговорила его к "штрафу в административном порядке на сумму
1000 руб.".
В качестве штрафа был зачтен ранее внесенный залог
Смоленская губ., г.Дорогобуж, Дом предварительного заключения Год начала1918 День начала17 Месяц начала12 Год окончания1919 День окончания5 Месяц окончания1
Смоленская губ., Дорогобужский у., Дуденская вол. (Смоленская о., Сафоновский р.), с.Митино (Межуречье) священник Год начала1919 День начала5 Месяц начала1
После освобождения с начала 1919г. продолжал служить в церкви с.Митино.
Дальнейшая судьба неизвестна
Игумен Ианнуарий (Недачин)."Священнослужители Смоленской епархии, пострадавшие в 1918г.". Московская Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. МПДА. Сергиев Посад, 2012. Машинопись. С.27,228233,367,429.