Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous]
NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 19.04.1994
Дела o62.475
    Крастелев Михаил Иванович 
    Год рождения 1868 
    Место рождения Смоленская губ., Духовщинский у., с.Красноселье 
    священник 
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1919г.] [с 1919г.]
      Образование
        Бельское духовное училище
        Год окончания 1885 
        В 1885г. окончил Бельское духовное училище по 1-му разряду
      Служение
        Смоленская губ., Дорогобужский у., Дуденская вол. (Смоленская о., Сафоновский р.), с.Митино (Межуречье) 
        священник 
        Год окончания 1918 
        День окончания 17 
        Месяц окончания 12 
        В 1918г. о.Михаил был вдовцом. Жил один
      Аресты
        Смоленская губ., Дорогобужский у., Дуденская вол. (Смоленская о., Сафоновский р.), с.Митино (Межуречье) 
        Год ареста 1918 
        День ареста 17 
        Месяц ареста 12 
        В 1918г. повсеместно в губернии у священнослужителей отнималось самое
        различное имущество, даже предметы домашнего обихода. Совершалось это
        по разрешению местных властей, часто под видом обысков.
        Осенью 1918г. у о.Михаила Крастелева был произведен такой "обыск".
        У него конфисковали швейную машинку, обручальные кольца, часы, рясы, подрясники,
        белье, полотенца и многое другое, что очень больно ударило по материальному
        положению священника.
        После такого "обыска", по словам одного из свидетелей, он говорил:
            "Ограбили все до последнего, даже и не оставили платочка подвязать уши".
        Священник Крастелев, как утверждали впоследствии опрошенные свидетели,
        говорил прихожанам, что "считает это отнятие у него имущества неправильным",
        называл производивших у него обыск грабителями.
        Из доноса местного жителя:
             "В частных беседах возмущался обыском и изъятием имущества, проведенными
              у него местными властями".

        Однажды в храме после службы о.Михаил отказал в просьбе жителю
        д.Митино А.А.Москвичеву присутствовать в доме последнего на поминках по той
        причине, что сын Москвичева Д.А.Москвичев принимал участие в обыске и
        при этом вел себя возмутительно: ходил по комнатам в головных уборах священника,
        ел, пил чай.
        А.А.Москвичев в ответ потребовал, чтобы священник "прекратил такие разговоры",
        Спустя некоторое время, 15 декабря 1918г. Д.А.Москвичев явился
        в Дорогобужскую уездную следственную комиссию по уголовным делам и сделал
        заявление о "контрреволюционной агитации" священника Михаила Крастелева:
             "Священник Михаил Крастелев ведет контрреволюционную агитацию против
              Советской власти, как то: говорил:
                  "Эта власть производит грабительские обыски",
              а также агитирует явно, выступая по деревням против власти".

        Д.А.Москвичев назвал также имена людей, которые могут подтвердить его показания
        (в том числе и имя диакона церкви с.Митино М.Дьяконова).
        Так как Дорогобужская уездная следственная комиссия по уголовным делам не имела
        права рассматривать дела по обвинениям в контрреволюции, материалы по обвинению
        о.Михаила были направлены в Дорогобужскую ЧК.
        16 декабря 1918г. Дорогобужская ЧК получила материалы по обвинению
        о.Михаила Крастелева в "контрреволюционной агитации" и приняла решение о
        заключении его под стражу.
        17 декабря 1918г. о.Михаил Крастелев был арестован органами Дорогобужской ЧК
        и заключен в Дорогобужскую тюрьму
      Осуждения
        Дорогобужская уездная ЧК 
        03/02/1919 
        Обвинение "несвоевременное исполнение распоряжений Советской власти, агитация против Советской власти" 
        Статья ст.58–10 УК РСФСР 
        Приговор штраф в размере 1000 руб. 
        Архив УФСБ Смоленской обл. Д.15369-с (Дело Дорогобужской ЧК по обвинению
        священника Михаила Крастелева, 1918г.).
        Из обвинения:
            "Агитация против Советской власти и советских работников, коих называл
             грабителями".

        Всего в ЧК по этому делу было опрошено в качестве свидетелей 6 человек,
        показания еще 2 человек имелись в протоколе, поступившем из следственной комиссии.
        Из этих показаний следует, что "контрреволюционным действием", совершенным
        священником, было то, что в частных беседах он возмущался обыском, который
        несколькими месяцами ранее провели у него местные власти (тот факт, что он
        вел такие разговоры, подтвердили 6 из 9 опрошенных).
        Однако большинство свидетелей, опрошенных ЧК, показали, что никакой другой
        агитации против советской власти, кроме упомянутых разговоров об обыске,
        священник Михаил Крастелев не вел.
        Диакон Митрофан Дьяконов и вовсе не подтвердил никаких фактов
        контрреволюционной агитации священника (в том числе и в отношении обыска).
        В своих показаниях диакон Митрофан Дьяконов заметил:
              "С местными жителями Крастелев жил не очень хорошо, довольно часто
               приходилось из-за каких-нибудь пустяков ссориться".

        Об этом рассказывали и другие свидетели: о ссорах священника с населением
        из-за пустяков, о том, что он "на крестьян вообще смотрит свысока и ведет
        себя не как с равными гражданами".

        Два свидетеля (те, кого допросила еще следственная комиссия по уголовным делам,
        а не ЧК) дали такие показания:
              "Несколько раз я слышал от священника тов.Крастелева агитацию,
               против советской власти, священник — явный контрреволюционер".

        Один свидетель (19-летний народный судья 7-го участка) свои показания
        о высказываниях священника М. Крастелева в связи с обыском предварил
        общей фразой:
              "Я знаю священника села Митино Михаила Крастелева с ноября 1918 года;
               с первых же дней моего жительства в его доме... я узнал в нем
               противника советской власти...".

        Дополнительные "факты" контрреволюционной агитации иерея Михаила
        привел только один из дававших показания — коммунист, член местного
        исполкома А.В.Цветков:
              "Крастелева знаю с давнишних времен. Он в дореволюционное время был
               ярым монархистом. Замечал его я еще в мае месяц 1918г. в агитации против
               Советской власти.
               Когда было распоряжение о сдаче метрических книг в Исполком, то
               Крастелев около церкви собрал сход, чтобы их не сдавать,
               На этом сходе присутствовал и я, но сходом был прогнан, как
               член Исполкома.
               В настоящее время Крастелев ведет подпольную агитацию против
               Советской власти.
               Называет всех должностных лиц грабителями, а коммунистов считает
               какими-то погаными и говорит:
                     "Если где появится коммунист или возьмется за какую-нибудь вещь,
                      то это место или эту вещь нужно "посвящать" [освящать].
               Крастелев явный контрреволюционер, он идет всегда против народа,
               а потому желательно его удалить совершенно из пределов Дуденской
               волости...".

        Самого обвиняемого о.Михаила ЧК долго не допрашивала, и он томился в тюрьме,
        точно не зная даже о том, в чем именно его обвиняют.
        Находился в тюрьме без допроса в течение двух недель.
        2 января 1919г. он послал в ЧК прошение:
              "Нахожусь в заключении 17 дней и без допроса;
               свидетели доносчика не опрошены еще [отец Михаил тогда еще не знал,
               что большая часть этих свидетелей уже допрошена], равно как и
               мои, которых я укажу по прочтении доноса на меня...
               16 декабря я арестован прямо из прихода, не успев распорядиться своим
               домашним хозяйством и имуществом, бросив дом на произвол судьбы,
               на чужих людей — беженцев (родных нет — вдовый и одинокий),
               оставив прихожан без службы, лишив дохода храм, диакона и псаломщика,
               лиц семейных (Николаю Угоднику служба в приходе и Храмовому празднику
               Рождеству молебствие по всему приходу)...
               Дорогобужской комиссией 20 Февраля сего года признан больным и
               не способным к дальнейшей службе без хорошего питания и соответствующего
               лечения, имею преклонные года..."

        Ввиду тяжелого и одинокого своего положения отец Михаил просил комиссию
        допросить его в ближайшие дни и отпустить домой до суда, если таковой
        будет (в случае, если его сочтут виновным), под залог "по силе возможности".
        В тюрьму священнику Михаилу Крастелеву одна из дальних родственниц послала
        письмо и небольшую передачу в надежде хотя бы отчасти облегчить его участь:
              "Дорогой дядя, извиняюсь, что я не могла прислать вам раньше хлеба,
               так что не было у самой ни крошки, а теперь достали 1 пуд,
               и вот посылаю вам булку хлеба... спичек и лист бумаги, еще прислать
               нет у меня ничего...
               Хотела я сама приехать навестить вас, но очень расстроилась, получивши
               письмо из вашего дома, и заболела от досады, дорогой дядя, от души мы
               сожалеем вас и молим Бога, чтоб Господь подкрепил ваши силы перенести
               это все в добром здравии".

        Неизвестно, получил ли отец Михаил посланные ему хлеб, спички и бумагу,
        но само письмо заведующий домом предварительного заключения передал в ЧК,
        где оно было приобщено к делу.
        За неделю до Рождества Христова в Дорогобужскую ЧК поступило прошение об
        освобождении о.Михаила, составленное приходским собранием церкви с.Митино
        за подписью 29 уполномоченных представителей от 7 входивших в приход деревень,
        переданное двумя делегатами от собрания:
              "От священника Крастелева никаких агитаций против Советской власти
               за все время не слыхали...
               Если же почему-либо не представляется возможности священника Крастелева
               освободить, то согласны взять его на поруки, дабы не был
               закрыт наш храм в предстоящие Торжественные праздники".

        ЧК удовлетворила просьбы священника и прихожан.
        3 января 1919г. священник был допрошен.
        На допросе виновным в антисоветской агитации себя не признал, но признал, что
        говорил людям об обыске и конфискации, которые считал не вполне правильными:
              "Никогда никакой агитации против Советской власти я не вел,
               вполне подчинялся всем распоряжениям советской власти...
               На многочисленные вопросы прихожан о бывшем у меня обыске
               ("правда ли, что меня ограбили?") отвечал:
                   "Да... действительно у меня конфисковали вещи",
               но никогда не говорил, что "ограбили".
               Действительно, мне было обидно, что у меня взяли почти все...
               Против всей этой конфискации я ничего не имел, но отчасти признавал ее
               неправильной, например потому что отняли у меня последние часы...".

        Описав следователю возмутительное поведение Д.А.Москвичева, сына А.А.Москвичева
        на обыске, он сказал:
              "Мне обидно было видеть все это, а поэтому, когда А.А.Москвичев попросил
               меня поехать на помины, я и отказался".

        5 января 1919г. постановлением ЧК иерей Михаил Крастелев был отпущен
        под внесенный им залог в 1000 руб., так что к Рождественской службе он
        оказался уже в своем приходе.
        3 февраля 1919г. ЧК приняла постановление по этому делу.
        Решение было вынесено следующим составом заседавших:
        председатель ЧК, член ЧК и два "представителя от Партии".
        Посчитав "установленным на основании свидетельских показаний, что священник
        Крастелев замечен в агитации против советской власти и против
        советских работников, коих он, Крастелев, называл грабителями",
        комиссия приговорила его к "штрафу в административном порядке на сумму
        1000 руб.".

        В качестве штрафа был зачтен ранее внесенный залог
      Места заключения
        Смоленская губ., г.Дорогобуж, Дом предварительного заключения 
        Год начала 1918 
        День начала 17 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1919 
        День окончания 5 
        Месяц окончания 1 
      Служение
        Смоленская губ., Дорогобужский у., Дуденская вол. (Смоленская о., Сафоновский р.), с.Митино (Межуречье) 
        священник 
        Год начала 1919 
        День начала 5 
        Месяц начала 1 
        После освобождения с начала 1919г. продолжал служить в церкви с.Митино.
        Дальнейшая судьба неизвестна
    Реабилитация
      Дата 19/04/1994 
      Кем реабилитирован Прокуратура Смоленской обл. 
      По году репрессий 1918 
    Публикации ->

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ