Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 19.11.1997 Дела ore.492 => ore.492 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
5
    Служение
      Уральская о., Челябинский округ, (Челябинская о., Еткульский р.), с.Каратабан, Петропавловская церковь 
      иерей 
      Год начала 1929 
      Год окончания 1931 
      День окончания 28 
      Месяц окончания 3 
      В 1931г. общее собрание казаков села Каратабан отвергло решение местного
      сельсовета о закрытии церкви. Сразу же после этого о.Иоанн был арестован.
      В марте 1931г. в анкете указал себя главой семьи, в составе которой были:
      "жена Александра Викторовна (43-х лет), учительница, в 1920-е годы работала
      "по ликвидации неграмотности" и сыновья: Борис (род. 02.04.1914г.), Сергей (15 лет),
      Валерьян (14 лет), Георгий (12 лет)".
    Аресты
      Челябинская о., Еткульский р., с.Каратабан 
      Год ареста 1931 
      День ареста 28 
      Месяц ареста 3 
    Осуждения
      Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
      28/12/1931 
      Обвинение "антисоветская агитация, противодействие мероприятиям советской власти" 
      Статья ст.58–10,59–12 УК РСФСР 
      Приговор 3 года концлагерей 
      Из показаний П., секретаря сельсовета с.Каратабан, от 8 апреля 1931г.:
          
      "Поп Святченко пользуется громадным авторитетом среди прихожан церкви,
           и его слово для них является почти законом. ... Святченко твердо надеется
           на то, что этот авторитет дает ему право командовать не только в церкви,
           но даже и в сельсовете...
           Во время учебы на ликпункте Святченко старался сорвать план обучения.
           Он путем спевок агитировал молодежь не посещать ликпункты...".

      Из показаний К., "избача" с.Каратабан, от 8 апреля 1931г.:
          "Святченко — большой авторитет среди верующих, его повседневная работа
           была направлена к подрыву колхозов и всех мероприятий советской власти.
           Занимался а/с агитацией. Как пример: когда сельсовет и колхоз проводят
           совещания, он срывал их под всевозможными предлогами, как-то:
           церковными собраниями или какими-то служениями в эти же дни...
           Когда сельсовет учел в колхозе наличие кулаков (особенно Сухорукову
           [монахиня]), то на общем собрании решение сельсовета о чистке кулаков
           провалено, кулаки остались в колхозе, это подействовала агитация Святченко.
           Школьники и взрослые, которые ходят на ликбез, больше интересуются
           проповедями попа, а школьники сами говорят, что в школе хуже, чем в церкви.
           Святченко сбил вокруг себя актив кулачества и ведет свою идею, что
           "церковь мирно уживется с колхозом, а кулаков теперь нет".
           Эта идея весьма значительное место занимает в умах колхозников,
           и в положительную сторону попа, и как результат — срывы собраний...".

      Свидетели обвинения: избач, секретарь сельсовета, сельхозорганизатор
      по ликвидации неграмотности и "рядовые члены колхоза" — в один голос показали,
      что "отец Иоанн пользуется в селе огромным авторитетом и изо всех сил мешает
      ликвидировать безграмотность на селе и закрыть церковь".

      Из протокола допроса о.Иоанна Святченко 10 июня 1931г.:
          "... В отношении хора, который способствовал срыву учебы в школе и ликбезе,
          это неверно. В 1930г. было два клироса хора, но я считал, что это —
          добровольность...
          Вопрос а/с агитации... Это все вышло из-за того собрания верующих,
          которое мне не разрешали. Но я считал на законном основании требовать его
          от сельсовета, и все те неприятности, которые вышли из этого, я не считаю
          а/с агитацией.
          Вопросом о падении соввласти, о перевороте я ничуть не интересовался,
          для меня это безразлично. Я убежден в своей работе как верующий...
          и всегда буду говорить, что для меня в первую очередь — своя работа.
          Когда меня спрашивали, записываться ли в колхоз, я им отвечал:
              "У вас голова на шее, так что это ваша воля".
          Больше сказать ничего не могу".

      Из обвинительного заключения по делу, от 10 июля 1931г.:
         "...по обвинению попа тихоновской церкви Еманжелинского района Святченко
           Ивана Максимовича по ст.58–10,59–12.
           Святченко, будучи непримиримым противником существующего строя,
           распространял провокационные слухи о неизбежности падения советской власти;
           заставлял родителей пионеров, учеников, учащихся в ликбезе... об оставлении
           учебы во время служения в церкви...
           Последние, поддаваясь агитации Святченко, оставляли учебу и уходили
           в церковь...
           Благодаря его агитации и запугивания учащихся и их родителей, посещаемость
           школы и ликбеза снизилась на 25 процентов, за счет которых Святченко
           организовал у себя в церкви хор певчих...
           Имел тесную связь с кулачеством, а бедняка, и середняка, и колхозника
           взял под свое влияние, последним напевая "мирное врастание кулака в колхозы
           на основе учения Божьего", в результате чего намечавшаяся чистка
           в феврале 1931г. Сухоруковского колхоза, засоренного кулачеством, сорвалась.
           По вопросам церкви с сельским советом Святченко держал себя требовательно,
           не признавая местной власти..., сколачивал вокруг себя бедняков,
           середняков-верующих, всяческими путями внушал последним "о вечности церкви",
           и когда вопрос разрешался в плоскости закрытия последней, Святченко,
           в свою очередь, собрал свое церковное собрание с вопросом протеста против
           закрытия, где говорил:
              "Церковь закрывать не нужно, скоро заживем по-старому, давайте лучше
               помогать церковному совету выплачивать налоги, не дадим погибнуть
               вере церковной, и кто пойдет за нами, счастлив будет".
           Данная провокация удалась Святченко, закрытие церкви не прошло...
           Кроме того, во время религиозных праздников ходил с иконами по домам
           верующих, особенно единоличников, где в каждом доме говорил:
              "Хотят закрыть церковь, голосуйте против!"
           Благодаря его провокации, он сумел вокруг себя сбить актив верующих бедняков
           и середняков, зарекомендовав себя авторитетом...
           В 1931г. распространял слухи о неизбежности войны, которая, по его словам,
           наступит весной, так как все иностранные государства, видя гонение
           большевиков на веру и крестьянство, выступят в защиту последних от ига
           большевиков...".
    Места заключения
      Челябинск, Челябинский Домзак 
      Год начала 1931 
      День начала 1 
      Месяц начала 4 
      Год окончания 1931 
      День окончания 28 
      Месяц окончания 12 
      С 1 апреля 1931г. находился в заключении в Челябинском Домзаке по 2-ой категории.
      Белбалтлаг 
      Год окончания 1932 
      Отбывал срок на строительстве Беломоро-Балтийского канала.
      В 1932г. из лагеря освобожден и выслан на 3 года в Алма-Ату
      [Зв1 (Картотека Совета по делам РПЦ по БАССР)]
      Казахстан, г.Алма-Ата 
      Год начала 1932 
      Год окончания 1935 
      В 1935г. из ссылки освобожден

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ