Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Осуждения Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 28/12/1931 Обвинение"антисоветская агитация, противодействие мероприятиям советской власти" Статьяст.5810,5912 УК РСФСР Приговор3 года концлагерей
Из показаний П., секретаря сельсовета с.Каратабан, от 8 апреля 1931г.: "Поп Святченко пользуется громадным авторитетом среди прихожан церкви, и его слово для них является почти законом. ... Святченко твердо надеется на то, что этот авторитет дает ему право командовать не только в церкви, но даже и в сельсовете... Во время учебы на ликпункте Святченко старался сорвать план обучения. Он путем спевок агитировал молодежь не посещать ликпункты...".
Из показаний К., "избача" с.Каратабан, от 8 апреля 1931г.: "Святченко большой авторитет среди верующих, его повседневная работа была направлена к подрыву колхозов и всех мероприятий советской власти. Занимался а/с агитацией. Как пример: когда сельсовет и колхоз проводят совещания, он срывал их под всевозможными предлогами, как-то: церковными собраниями или какими-то служениями в эти же дни... Когда сельсовет учел в колхозе наличие кулаков (особенно Сухорукову [монахиня]), то на общем собрании решение сельсовета о чистке кулаков провалено, кулаки остались в колхозе, это подействовала агитация Святченко. Школьники и взрослые, которые ходят на ликбез, больше интересуются проповедями попа, а школьники сами говорят, что в школе хуже, чем в церкви. Святченко сбил вокруг себя актив кулачества и ведет свою идею, что "церковь мирно уживется с колхозом, а кулаков теперь нет". Эта идея весьма значительное место занимает в умах колхозников, и в положительную сторону попа, и как результат срывы собраний...".
Свидетели обвинения: избач, секретарь сельсовета, сельхозорганизатор
по ликвидации неграмотности и "рядовые члены колхоза" в один голос показали,
что "отец Иоанн пользуется в селе огромным авторитетом и изо всех сил мешает
ликвидировать безграмотность на селе и закрыть церковь".
Из протокола допроса о.Иоанна Святченко 10 июня 1931г.: "... В отношении хора, который способствовал срыву учебы в школе и ликбезе, это неверно. В 1930г. было два клироса хора, но я считал, что это добровольность... Вопрос а/с агитации... Это все вышло из-за того собрания верующих, которое мне не разрешали. Но я считал на законном основании требовать его от сельсовета, и все те неприятности, которые вышли из этого, я не считаю а/с агитацией. Вопросом о падении соввласти, о перевороте я ничуть не интересовался, для меня это безразлично. Я убежден в своей работе как верующий... и всегда буду говорить, что для меня в первую очередь своя работа. Когда меня спрашивали, записываться ли в колхоз, я им отвечал: "У вас голова на шее, так что это ваша воля". Больше сказать ничего не могу".
Из обвинительного заключения по делу, от 10 июля 1931г.: "...по обвинению попа тихоновской церкви Еманжелинского района Святченко Ивана Максимовича по ст.5810,5912. Святченко, будучи непримиримым противником существующего строя, распространял провокационные слухи о неизбежности падения советской власти; заставлял родителей пионеров, учеников, учащихся в ликбезе... об оставлении учебы во время служения в церкви... Последние, поддаваясь агитации Святченко, оставляли учебу и уходили в церковь... Благодаря его агитации и запугивания учащихся и их родителей, посещаемость школы и ликбеза снизилась на 25 процентов, за счет которых Святченко организовал у себя в церкви хор певчих... Имел тесную связь с кулачеством, а бедняка, и середняка, и колхозника взял под свое влияние, последним напевая "мирное врастание кулака в колхозы на основе учения Божьего", в результате чего намечавшаяся чистка в феврале 1931г. Сухоруковского колхоза, засоренного кулачеством, сорвалась. По вопросам церкви с сельским советом Святченко держал себя требовательно, не признавая местной власти..., сколачивал вокруг себя бедняков, середняков-верующих, всяческими путями внушал последним "о вечности церкви", и когда вопрос разрешался в плоскости закрытия последней, Святченко, в свою очередь, собрал свое церковное собрание с вопросом протеста против закрытия, где говорил: "Церковь закрывать не нужно, скоро заживем по-старому, давайте лучше помогать церковному совету выплачивать налоги, не дадим погибнуть вере церковной, и кто пойдет за нами, счастлив будет". Данная провокация удалась Святченко, закрытие церкви не прошло... Кроме того, во время религиозных праздников ходил с иконами по домам верующих, особенно единоличников, где в каждом доме говорил: "Хотят закрыть церковь, голосуйте против!" Благодаря его провокации, он сумел вокруг себя сбить актив верующих бедняков и середняков, зарекомендовав себя авторитетом... В 1931г. распространял слухи о неизбежности войны, которая, по его словам, наступит весной, так как все иностранные государства, видя гонение большевиков на веру и крестьянство, выступят в защиту последних от ига большевиков...".