Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 19.11.1997 Дела ore.492 => ore.492 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
5
Осуждения
    Осуждения
    Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
    28/12/1931 
    Обвинение "антисоветская агитация, противодействие мероприятиям советской власти" 
    Статья ст.58–10,59–12 УК РСФСР 
    Приговор 3 года концлагерей 
    Из показаний П., секретаря сельсовета с.Каратабан, от 8 апреля 1931г.:
        
    "Поп Святченко пользуется громадным авторитетом среди прихожан церкви,
         и его слово для них является почти законом. ... Святченко твердо надеется
         на то, что этот авторитет дает ему право командовать не только в церкви,
         но даже и в сельсовете...
         Во время учебы на ликпункте Святченко старался сорвать план обучения.
         Он путем спевок агитировал молодежь не посещать ликпункты...".

    Из показаний К., "избача" с.Каратабан, от 8 апреля 1931г.:
        "Святченко — большой авторитет среди верующих, его повседневная работа
         была направлена к подрыву колхозов и всех мероприятий советской власти.
         Занимался а/с агитацией. Как пример: когда сельсовет и колхоз проводят
         совещания, он срывал их под всевозможными предлогами, как-то:
         церковными собраниями или какими-то служениями в эти же дни...
         Когда сельсовет учел в колхозе наличие кулаков (особенно Сухорукову
         [монахиня]), то на общем собрании решение сельсовета о чистке кулаков
         провалено, кулаки остались в колхозе, это подействовала агитация Святченко.
         Школьники и взрослые, которые ходят на ликбез, больше интересуются
         проповедями попа, а школьники сами говорят, что в школе хуже, чем в церкви.
         Святченко сбил вокруг себя актив кулачества и ведет свою идею, что
         "церковь мирно уживется с колхозом, а кулаков теперь нет".
         Эта идея весьма значительное место занимает в умах колхозников,
         и в положительную сторону попа, и как результат — срывы собраний...".

    Свидетели обвинения: избач, секретарь сельсовета, сельхозорганизатор
    по ликвидации неграмотности и "рядовые члены колхоза" — в один голос показали,
    что "отец Иоанн пользуется в селе огромным авторитетом и изо всех сил мешает
    ликвидировать безграмотность на селе и закрыть церковь".

    Из протокола допроса о.Иоанна Святченко 10 июня 1931г.:
        "... В отношении хора, который способствовал срыву учебы в школе и ликбезе,
        это неверно. В 1930г. было два клироса хора, но я считал, что это —
        добровольность...
        Вопрос а/с агитации... Это все вышло из-за того собрания верующих,
        которое мне не разрешали. Но я считал на законном основании требовать его
        от сельсовета, и все те неприятности, которые вышли из этого, я не считаю
        а/с агитацией.
        Вопросом о падении соввласти, о перевороте я ничуть не интересовался,
        для меня это безразлично. Я убежден в своей работе как верующий...
        и всегда буду говорить, что для меня в первую очередь — своя работа.
        Когда меня спрашивали, записываться ли в колхоз, я им отвечал:
            "У вас голова на шее, так что это ваша воля".
        Больше сказать ничего не могу".

    Из обвинительного заключения по делу, от 10 июля 1931г.:
       "...по обвинению попа тихоновской церкви Еманжелинского района Святченко
         Ивана Максимовича по ст.58–10,59–12.
         Святченко, будучи непримиримым противником существующего строя,
         распространял провокационные слухи о неизбежности падения советской власти;
         заставлял родителей пионеров, учеников, учащихся в ликбезе... об оставлении
         учебы во время служения в церкви...
         Последние, поддаваясь агитации Святченко, оставляли учебу и уходили
         в церковь...
         Благодаря его агитации и запугивания учащихся и их родителей, посещаемость
         школы и ликбеза снизилась на 25 процентов, за счет которых Святченко
         организовал у себя в церкви хор певчих...
         Имел тесную связь с кулачеством, а бедняка, и середняка, и колхозника
         взял под свое влияние, последним напевая "мирное врастание кулака в колхозы
         на основе учения Божьего", в результате чего намечавшаяся чистка
         в феврале 1931г. Сухоруковского колхоза, засоренного кулачеством, сорвалась.
         По вопросам церкви с сельским советом Святченко держал себя требовательно,
         не признавая местной власти..., сколачивал вокруг себя бедняков,
         середняков-верующих, всяческими путями внушал последним "о вечности церкви",
         и когда вопрос разрешался в плоскости закрытия последней, Святченко,
         в свою очередь, собрал свое церковное собрание с вопросом протеста против
         закрытия, где говорил:
            "Церковь закрывать не нужно, скоро заживем по-старому, давайте лучше
             помогать церковному совету выплачивать налоги, не дадим погибнуть
             вере церковной, и кто пойдет за нами, счастлив будет".
         Данная провокация удалась Святченко, закрытие церкви не прошло...
         Кроме того, во время религиозных праздников ходил с иконами по домам
         верующих, особенно единоличников, где в каждом доме говорил:
            "Хотят закрыть церковь, голосуйте против!"
         Благодаря его провокации, он сумел вокруг себя сбить актив верующих бедняков
         и середняков, зарекомендовав себя авторитетом...
         В 1931г. распространял слухи о неизбежности войны, которая, по его словам,
         наступит весной, так как все иностранные государства, видя гонение
         большевиков на веру и крестьянство, выступят в защиту последних от ига
         большевиков...".

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ