Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 20.03.1958 Дела oni.54 => oni.54 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
4 Осуждения 1 ОписГрупДела
ОписанияГрупДел
d01.96
    "дело епископа Трофима (Якобчука) и др. "церковников" Заонежского р. Карелии. 1937г." 
    Архив=Архив УФСБ Республики Карелии Д.П-12581. 
    СредиОбвиняемых=60 
    ПриблКолЧеловек=1 епископ, около 15 священников, иеромонахов и монахов, члены церковного совета 
    ПриблКолРасстрелов=60 
    ОсновныеОбвиняемые
      епископ Трофим (Якобчук Тимофей Маркович)
      иеромонах Василий (Угаров Степан Федорович)
      псаломщик Поляков Алексей Иванович
      священник Гедевский Александр Алексеевич
      священник Дикаревский Константин Николаевич
      священник Маклионов Дмитрий Андреевич
      священник Орлов Виктор Степанович
      священник Остроумов Василий Степанович
      священник Петровский Тимофей Федорович
      священник Петухов Алексей
      священник Смирнов Петр Васильевич
    ПериодCледствия
      Регион=Карельская АССР, Заонежский р. 
      ПериодСледст=июнь 1937г.— ноябрь 1937г. 
      МестоЗаклСлед=Карельская АССР, г.Петрозаводск, тюрьма НКВД 
      ОсновноеОбвин="активный член (руководитель) контрреволюционной повстанческой организации церковников, вербовка новых членов" 
      ГодОкончСледст=1937 
      МестоГрупповыхРасстрелов=Карельская АССР, г.Петрозаводск, в окрестностях 
    ОбщееОписаниеДела 
    В 1937г. репрессии в Карелии проходили по общим планам Центра, на основе
    решений ЦК ВКП(б) и приказов НКВД СССР. Как и всем республикам и областям
    СССР, Карелии сверху был спущен свой специальный "лимит", который было
    необходимо выполнить. В 1937 году "лимит" в общей сложности предполагал
    репрессировать 3700 человек (2800 — I категория, расстрел; 900 — II категория,
    лишение свободы).
    Огромные масштабы репрессий в Карелии возникли из двух агентурных разработок,
    заведенных районными отделениями НКВД еще в 1936г.
    Эти разработки получили названия "Повстанцы" и "Диверсанты".
    Реализация первой началась в июне 1937г.
    Все районные отделения НКВД включились в соревнование по борьбе с "повстанцами".
    В рамках этого дела арестовывались различные категории "контрреволюционеров":
    троцкисты, эсеры, меньшевики, в их числе оказались и священнослужители.
    Самое большое число священнослужителей было репрессировано в Заонежском районе:
    епископ Трофим (Якобчук), священник Петр Смирнов, сторож церкви Лидия Шежемская),
    В Пудожском районе — архиепископ Феодор (Яковцевский),
    в Кемском районе — игумен Соловецкого монастыря Василий (Челпанов),
    в Олонецком районе священник Михаил Воздвиженский.
    Всего в ходе этой операции было арестовано:
    священников, диаконов, монахов 63 человека, "церковников" 124 человека,
    сектантов 28 человек.
    Самым передовым в борьбе с "врагами народа" оказалось Заонежское районное
    отделение НКВД.
    В нем с 1927г. существовала агентурная разработка "Чудотворцы", которая
    спустя десять лет (в рамках разработки "Повстанцы") была реализована
    под названием "Церковники".
    В результате было репрессировано 60 человек из более чем 500 репрессированных
    жителей района.
    Аресты производились сотрудниками Заонежского РО НКВД без предъявления обвинительных
    материалов, лишь на основании справок сельсовета.
    Принадлежность того или иного лица к духовному сословию означала его
    неблагонадежность.
    Священнослужитель часто рассматривался как
    "антисоветски настроенный, социально опасный элемент".
    Справки председатели сельсоветов писали под диктовку начальника РО милиции,
    в его кабинете.
    Арестованным не давали читать протоколы допросов.
    В них оперативными работниками вносились показания, "изобличавшие" обвиняемых,
    с признаниями собственной вины и именами "сообщников".
    В результате круг лиц, подлежавших аресту, расширялся.
    Для того чтобы получить подпись под документом, следователи зачитывали
    лишь подлинные показания, опуская сфальсифицированные.
    Зачастую начальник Заонежского отделения НКВД писал протоколы допросов,
    содержащие признания во всех предъявляемых обвинениях от имени тех
    арестованных, которые еще ни разу не были на допросе.
    В работе с арестованными применялись избиения, угрозы, издевательство,
    непрерывный допрос, фальсификация материалов.
    Нужные показания "выбивали" от измученных бессонницей арестованных,
    Особенностью репрессий в Заонежском районе была их нацеленность на служителей
    религиозного культа.
    В июле 1937г. начались аресты заонежского духовенства.
    Большинство священников, служивших в Заонежье, являлись выпускниками
    Олонецкой Духовной Семинарии, в которой сохранялись лучшие традиции воспитания
    духовных пастырей, поэтому церковная община здесь была достаточно сильна.
    Это не могло остаться не замеченным местными органами НКВД.
    По версии, сфабрикованнной в районном отделении НКВД, в
    районе существовала "контрреволюционная повстанческая организация,
    подготовлявшая вооруженное восстание в целях свержения советской
    власти и реставрации капитализма в СССР".
    Организатором ее был "назначен" епископ Трофим (Якобчук Тимофей Маркович),
    который в 1926г. был выслан из Москвы за "религиозную деятельность" и
    отбывал долгую ссылку в Карелии.
    На момент ареста он жил в д.Масельская Гора Толвуйского сельсовета.
    Епископа Трофима обвинили в руководстве повстанческой организацией,
    якобы созданной им и действовавшей с 1927г.
    Он был арестован 27 июля 1937г.
    Вслед за этим, 11 августа 1937г., последовал арест священника
    Вырозерской Никольской церкви Петра Смирнова, жившего в д.Федосова Гора.
    О.Петр был обвинен в руководстве контрреволюционными повстанческими группами
    в Вырозерском и Кузарандском сельсоветах.
    Наконец, 30 августа была арестована Лидия Николаевна Шежемская, жена
    священника Толвуйской церкви Михаила Шежемского, сосланного в лагерь.
    Лидия Николаевна работала сторожем Толвуйской церкви. Как и отец Петр
    Смирнов, она обвинялась в руководстве контрреволюционной организацией
    в Толвуе и вербовке в нее новых членов.
    На основании сфальсифицированных протоколов допросов первых трех человек,
    обвиненных в руководстве и активном участии в повстанческой организации,
    начались массовые аресты духовенства, церковнослужителей и мирян по всему
    Заонежью.
    1 октября 1937г. по тому же обвинению были арестованы священник Яндомозерской
    церкви Виктор Орлов, иеромонах Василий (Угаров) — священник Толвуйской церкви
    (в 1908–1914 годах — монах Палеостровского монастыря) и
    псаломщик Вырозерской церкви Алексей Поляков.
    24 октября — священник Кижской церкви Алексей Петухов,
    28 октября — священник Кажемской церкви Александр Гедевский,
    12 ноября — бывшие священники Тимофей Петровский из с.Великая Нива и Константин
    Дикаревский (был арестован в поселке Мереж-Наволок Кондопожского района).
    18 ноября — священник Сенногубской церкви Василий Остроумов,
    22 ноября — бывший священник Дмитрий Маклионов, живший в с.Кажма.
    Аресты продолжались и в 1938 году: одним из последних 5 марта был арестован
    бывший священник, принадлежавший к секте скрытников, Федор Маклионов, живший
    в д.Фоминская Паяницкого сельсовета.
    На протяжении осени и зимы 1937–1938гг. Заонежское РО НКВД продолжало аресты
    остававшихся на свободе священнослужителей, церковнослужителей и мирян.
    Всем им приписывалось активное участие в контрреволюционной повстанческой
    организации, которое заключалось "в проведении антисоветской агитации,
    вредительстве, вербовке новых лиц в свою группу, посещении нелегальных собраний,
    на которых обсуждались вопросы подготовки вооруженного восстания".
    В дополнение к этому, тех, кто в годы Гражданской войны оказался в
    Финляндии или в приграничных с ней районах, обвиняли в шпионаже и
    связях с иностранной разведкой (о. Алексей Петухов, Дмитрий Маклионов).
    Во всех следственных делах, без исключения, на первом
    допросе арестованные отказывались признать предъявленные обвинения.
    Но в процессе "расследования", после применения следователями запрещенных
    методов воздействия на заключенных, характер их показаний изменился.
    Написанные под диктовку следователей, все они содержали признания в собственной
    вине — активном участии контрреволюционной организации и списки лиц, причастных
    к "преступной деятельности".
    После этого была реализована разработка органов НКВД под названием
    "Церковники".
    В результате все арестованные священнослужители Заонежского района
    обвинялись по различным пунктам 58-й статьи УК РСФСР, согласно которой
    были приговорены к расстрелу.
    Расстрелы начались в конце октября 1937г. и продолжались до марта 1938г.,
    но большинство заонежских священнослужителей погибло в ноябре-декабре 1937г.
    Проходившие по делу были расстреляны в окрестностях Петрозаводска.
    Из книги историка И.Чухина "Карелия-37. Идеология и практика террора":
       "После десяти лет бесплодной работы... всего за шесть месяцев 1937г.
        с религией в районе было покончено. Репрессированы как священнослужители..,
        так и наиболее активные верующие. С этим связано и относительно большое
        число арестованных в районе женщин (21 человек). К духовной оппозиции
        властям была отнесена и большая группа учителей...".
    Все проходившие по делу были реабилитированы
    СписокПострадавших

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ