Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 20.12.1994 Дела o83.73 => o83.73 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
3
Осуждения
    Осуждения
    Судебная Коллегия по уголовным делам Витебского Областного Суда в г.Дубровине 
    19/11/1940 
    Обвинение "антисоветская и контрреволюционная агитация, клевета на вождей партии и правительства" 
    Статья ст.72 УК БССР 
    Приговор 5 лет ИТЛ и 3 года поражения в правах 
    Архив УКГБ Республики Беларусь Д.2335-П.
    Обвинен в антисоветской и контрреволюционной агитации.
    Из протокола допроса от 16 мая при аресте:

      
    "— Во время обыска у вас были обнаружены списки людей, состоящих в общине,
         крест, маленькая икона и Библии. Для чего вы это хранили?

       — Списки были составлены в 1932г. для сбора денег на предмет уплаты налогов
         за церковь... Списки, крест, икона и Библии хранились у меня, поскольку
         я человек верующий и читал их.

       — Вы арестованы за проводимую вами антисоветскую работу среди населения.
         Дайте ответ по существу.

       — Антисоветской работы среди населения я не проводил, но признаюсь, что
         были моменты, когда я проводил религиозные обряды.

       — Мы располагаем данными о том, что вы под видом проведения религиозных
         обрядов, проводили среди населения антисоветскую работу, распространяли
         ложные, провокационные слухи о падении советской власти...

       — Антисоветской работы я никогда не проводил и против советской власти
         ничего не высказывал".

    Были вызваны лжесвидетели, которые подтвердили свои показания на очной ставке.
    После этого следователь снова допросил псаломщика:

      "— Вас свидетели на очных ставках достаточно изобличили в проводимой вами
         антисоветской деятельности. Дайте ответ по существу!

       — Я никакой антисоветской работы не проводил, и показания свидетелей
         о проводимой антисоветской агитации я не подтверждаю. Признаюсь, что
         религиозные обряды я действительно проводил у тех, кто меня об этом просил.

       — Почему вы не хотите показать следствию о вашей антисоветской деятельности?

       — Я не знаю, почему именно обо мне так показывают свидетели, но никаких
         антисоветских измышлений не говорил".

    17 июля 1940г. состоялось заседание Коллегии по уголовным делам Витебского
    суда, на котором Дмитрий Емельянович снова показал:
        "Виновным я себя не признаю, я никакой антисоветской деятельностью не
         занимался. При обыске у меня изъяли Псалтирь, Евангелие, два молитвенника,
         крест.
         Я был певчим в Россасне с малых лет, в церковном совете я состоял до тех
         пор, пока церковь не отняли.
         Я ходил и писал имена людей в Россасне, чтобы разрешили участвовать
         в церковных собраниях.
         Деньги я собирал для того, чтобы платить налог за церковь...
         В 1939г. на кладбище в Россасне во время Радоницы справлял религиозный
         обряд, было там человек приблизительно 150–200, и я никакой антисоветской
         агитации не проводил; эти свидетели говорят против меня, сам не знаю
         почему: я с ними не дрался и не судился...
         Я утверждаю, что я никаких контрреволюционных антисоветских разговоров
         не вел".

    После заслушивания всех показаний прокурор подала ходатайство: дело отправить
    на доследование.
    Прокурор Витебской области оспорил это решение и постановил снова отправить
    дело в суд, но уже при другом составе.
    19 ноября 1940г. состоялось новое заседание областного суда.
    Отвечая на обвинения в суде, Дмитрий Емельянович вновь заявил:
        "В предъявленном обвинении виновным себя не признаю. Мне безразлично,
         какая была бы власть, — я обязан ей подчиняться.
         Когда были в нашем селе поминки, то я на них ничего не говорил плохо
         про власти. И заявляю, что мне жить было хорошо на хуторе, а также и
         в колхозном центре...
         Обрядами я занимался; когда кто-либо помрет, тогда приглашали меня
         на похороны, и здесь я читал по-славянски, но никакой агитации и здесь
         не проводил против советской власти.
         И детей я не крестил никогда и нигде, но бывало, что начнут просить, чтобы
         я покрестил, но я только пальцами перекрещу, и больше ничего не делал...
         Религиозные обряды я проводил только на похоронах, и деньги я не просил,
         если сами только дадут...
         Когда уже была закрыта церковь, то было собрание, и на этом собрании мы
         записывали верующих, чтобы пойти в сельсовет, чтобы открыли обратно
         церковь".

    Лжесвидетели и в новом судебном заседании повторили свои показания, и Дмитрий
    Емельянович снова все их отверг.
    Когда судебные прения закончились, прокурор потребовал приговорить подсудимого
    к шести годам ИТЛ; адвокат просил уменьшить срок наказания.
    Дмитрий Емельянович, обращаясь к суду, сказал, что он человек больной и просит
    вынести ему справедливый приговор.
    В тот же день суд вынес решение: приговорить его к пяти годам ИТЛ.
    После суда Дмитрий Емельянович подал кассационную жалобу, в которой говорил о своей
    невиновности, но жалоба была оставлена без последствий, и приговор оставлен в силе

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ