Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 25.06.1989
Дела o29.237
    Матфей (Челюскин Михаил Николаевич) 
    Год рождения 1892 
    День рождения 13 
    Месяц рождения 9 
    Место рождения Белгород 
    иеромонах 
    Потомственный дворянин. Сын генерал-майора артиллерии.
    Окончил Кадетский корпус
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1926г.] [с 1926г.] [1930-1931гг.] [1931-1936гг.] [1936-1937гг.] [1937г.]
      Образование
        Петроградское артиллерийское училище 
        Год окончания 1913 
        Окончил артиллерийское училище в Петрограде.
        Во время Первой мировой войны служил в Царской Армии поручиком, штабс-капитаном
        во 2-й гвардейской артиллерийской бригаде.
        Драгун, боевой гвардейский офицер, за мужество, проявленное в боях на фронтах Первой
        мировой войны, был награжден орденами и георгиевским оружием, был контужен и
        ранен
        Петроградская Военная Академия РККА 
        Год поступления 1917 
        Год окончания 1921 
        Месяц окончания 8 
        С осени 1917г. по август 1921г. учился в Артиллерийской Военной Академии
        в Петрограде
      Места проживания
        Петроград 
        Год начала 1921 
        Год окончания 1922 
        После окончания Военной Академии был направлен на работу в Ленинградский главный
        полигон, работал до 1922г.
        В дальнейшем он пережил тяжелый психический кризис и несколько месяцев находился
        в клинике для душевнобольных.
        Поправившись, он резко изменил свою жизнь
        Петроград, Чернорецкий пер., 4–15 
        Год начала 1921 
        Год окончания 1922 
        Михаил Николаевич начал ходить в Александро-Невскую Лавру.
        В 1920-е годы после закрытия многих храмов и монастырей и запрещения доступа
        к их святыням особую известность в Петрограде приобрели три чтимых захоронения
        на кладбищах Александро-Невской Лавры. На Никольском кладбище таким местом была
        склеп-часовня прославленного молитвенника, затворника и ревнителя Святой Троицы
        местночтимого святого Санкт-Петербургской епархии, блаженного
        Матвея Татомира (1848–1904), могила которого после его смерти стала
        объектом народного поклонения. Согласно некоторым свидетельствам, на этой могиле
        любил молиться митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин.
        Особое распространение почитание Матвея Татомира получило с 1920-х гг.,
        когда при его надгробной часовне была образована община почитателей блаженного,
        создателем которой стала крестная дочь блаженного старица Любовь Матвеевна Лимонштайн.
        Под влиянием блаженного она перешла из лютеранства в православие и 13 лет жила
        у него в прислугах. В дальнейшем она поселилась вблизи Тихвинских ворот Лавры
        в небольшой квартире в Чернорецком переулке и ежедневно посещала могилу блаженного,
        ухаживая за ней.
        Посещая Лавру, М.Н.Челюскин познакомился с Л.М.Лимонштайн и вскоре поселился
        на кухне в ее квартире, став деятельным помощником старицы-слепицы.
        Из воспоминаний А.Э.Левитина-Краснова:
            "На Никольском кладбище часовня [кладбище Александро-Невской Лавры]...
             Могила блаженного Матфея (Татомира)... А около часовни — община.
             Во главе — Любовь Матфеевна. Старушка вся в светлом, седая, в белом
             платье, в белой косынке, со светлыми четками в руках. По национальности
             финка, жила в кухарках, встретила блаженного Матфея, под его влиянием
             перешла в Православие... Жила на задах Лавры, у Тихвинских ворот.
             В небольшой ее комнатке, как в часовне, много икон, пахнет ладаном...
             А на кухне жил мой приятель о.Матфей...
             В миру — Михаил Челюскин. Из хорошей
             дворянской семьи. Во время войны — боевой офицер, драгун. После революции
             пристрастился к Лавре, стал близким человеком к Любови Матфеевне,
             все время проводил в часовне, на могиле блаженного Матфея.
             Особенно усилилась его привязанность к Любови Матфеевне после смерти
             матери — глубоко религиозной женщины, единственного близкого человека.
             Жил он на кухне, спал на жесткой скамейке, положив под голову
             (по "Добротолюбию") полено. Бывшему офицеру, крепкому, здоровому мужчине,
             нелегко ему, видимо, давался аскетизм...".
        Под диктовку старицы Любови Матвеевны Михаил Челюскин написал две брошюры
        о жизни и чудесах блаженного, переписывал письма к ней св.блаж.Матвея Титомира
        из Иерусалима и раздавал их верующим.
        В 1926г. Михаил Челюскин был принят в число братии Александро-Невской Лавры
      Рукоположение
        монах 
        Матфей 
        1927 
        Место Ленинград, Александро-Невская Свято-Троицкая Лавра 
        Кто рукоположил епископ Григорий (Лебедев) 
        Через год наместник Александро-Невской обители епископ Григорий (Лебедев)
        постриг его в монахи с именем Матфей и рукоположил во иеродиакона
        иеродиакон 
        1927 
        Место Ленинград, Александро-Невская Свято-Троицкая Лавра 
        Кто рукоположил епископ Григорий (Лебедев) 
      Служение
        Ленинград, Александро-Невская Свято-Троицкая Лавра 
        монах, иеродиакон 
        Год начала 1926 
        Год окончания 1930 
        О.Матфей служил с 1926г. в храмах Александро-Невской Лавры.
        Он был приписан к Свято-Духовской церкви обители, но ежедневно в 9 часов утра
        проводил службу в часовне св.блаж.Матфея Татомира.
        Об о.Матфее вспоминает А.Э.Левитин-Краснов:
             "В 1926г. постриг его преосвященный Григорий в монахи с именем "Матфей"
              и рукоположил во иеродиакона. О.Матфей вечно водил под руку Любовь
              Матфеевну, старенькую, дряхлую, едва-едва ходившую...
              С черной окладистой бородой, с длинными волосами, падающими на спину.
              В рясе. А на голове черный клобук (без наколки). Идут тихо, осторожно...
              К Любови Матфеевне меня привела, когда мне было 11 лет, одна женщина
              из лаврских. Любовь Матфеевна меня полюбила. Подружился со мной и
              о.Матфей, давший мне краткую характеристику с чисто военной прямотой:
                 "Да, ничего. Хороший жиденок".
              Особенно укрепилась наша дружба после смерти Любови Матфеевны.
              Целыми часами просиживал я у о.Матфея на кухне. Время в спорах шло быстро.
              Он был ярый монархист, я же тогда уже поражал его своей левизной.
              Называл он меня обычно "Толька-футурист". Впрочем и старое прозвище
              осталось за мной. Споры обычно оканчивались тем, что Матфей хлопал меня
              по плечу и говорил:
                  "Хватит спорить, жиденок, давай варить суп".
              И мы принимались варить суп... Хлебали из одной миски, тарелок у
              о.Матфея не было... Ничего вкуснее с тех пор не ел...".
        Старица-слепица Любовь скончалась в 90-летнем возрасте в 1929г. и была захоронена
        вблизи погребения блаженного Матвея Татомира.
        О.Матфей остался жить в Чернорецком переулке и возглавил общину при часовне Матвея
        Татомира.
        По свидетельству архимандрита Иоасафа (Журманова):
             "Челюскин после смерти Л.М.Лимонштайн, несмотря на закрытие склепа,
              ухитрялся в часовне бывать и пропускать в склеп особенно ревностных
              почитателей Матвея Татомира"
      Рукоположение
        иеромонах 
        1930 
        День 20 
        Месяц 12 
        Место Ленинград, Александро-Невская Свято-Троицкая Лавра 
        Кто рукоположил епископ Амвросий (Либин) 
        20 декабря 1930г. новый наместник Лавры епископ Амвросий (Либин) рукоположил
        о.Матфея во иеромонаха.
        По данным [3],[6] преосвященный Амвросий рукоположил о.Матфея в иеромонахи
        20 декабря (ноября?) 1931г.
      Служение
        Ленинград, Александро-Невская Свято-Троицкая Лавра 
        иеромонах 
        Год начала 1930 
        День начала 20 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1931 
        Владыка Николай (Ярушевич) осенью 1931г. на допросе подтвердил, что
        и на могиле блаженного Матвея Татомира, и в квартире Любови Михайловны,
        о.Матфей ежедневно служил панихиды.
        Община при склепе-часовне блаженного Матвея Татомира, которую возглавлял
        о.Матфей, придерживалась тихоновской ориентации
      Аресты
        Ленинград 
        Год ареста 1931 
        День ареста 9 
        Месяц ареста 3 
        В первый раз о.Матфей был арестован 9 марта 1931г., во время Великого Поста,
        по делу "контрреволюционной группировки бывших офицеров гвардейской артиллерии".
        Однако обыск на квартире о.Матфея ничего не дал
      Осуждения
        ПП ОГПУ ЛВО 
        06/04/1931 
        Обвинение "антисоветская агитация, член к/р группировки бывших офицеров" 
        Приговор=дело прекратить, из-под стражи освободить 
        Проходил по делу в числе 12 других обвиняемых.
        На допросе 12 марта он заявил:
             "С мирскими людьми я все порвал".
        Уже 16 марта 1931г. было принято постановление, что инкриминируемое о.Матфею
        обвинение в процессе следствия не подтвердилось.
        6 апреля 1931г. решением ПП ОГПУ ЛВО дело в отношении о.Матфея и еще троих
        обвиняемых было прекращено за отсутствием состава преступления, а сами они
        были освобождены
      Служение
        Ленинград, Александро-Невская Свято-Троицкая Лавра 
        иеромонах 
        Год начала 1931 
        День начала 6 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1931 
        День окончания 1 
        Месяц окончания 9 
      Аресты
        Ленинград 
        Год ареста 1931 
        День ареста 1 
        Месяц ареста 9 
        Второй раз арестован вместе с членами духовного кружка почитателей старца
        о.Патермуфия при его могиле на Тихвинском кладбище Лавры — иосифлянами С.А.Салыкиным и
        М.И.Чирковой
      Осуждения
        Спецколлегия ПП ОГПУ в ЛВО 
        03/12/1931 
        Статья ст.58–10 УК РСФСР 
        Приговор=3 года концлагерей 
        16 ноября 1931г. следствие было закончено и составлено обвинительное заключение,
        в котором проходившие по делу обвинялись в следующем:
           "1. Эксплуатировали верующие массы с целью личной наживы;
            2. Могилы "молчальника" Патермуфия и блаженного Матвея превратили в подпольные
               сборища разных бывших людей и верующих;
            3. Придали этим могилам чудодейственные способности и вместе с бывшими людьми,
               измышляя "чудеса" и "знамения", среди верующих вели систематическую
               контрреволюционную агитацию;
            4. Отождествляли Советскую власть с властью Антихриста и запугивали
               верующих Страшным Судом;
            5. Усугубляли религиозные предрассудки верующих масс и настраивали их
               против всех текущих мероприятий Совввласти".
        В обвинительном заключении отмечалось:
            "Контрреволюционная агитация велась на кладбищах Александро-Невской Лавры,
             Смоленском и ряде других, но особенно на могилах Матвея Татомира и Патермуфия
             [т.е. они были наиболее почитаемы и посещаемы верующими].
             3 декабря ПП ОГПУ ЛВО приговорило всех трех подсудимых к 5 годам концлагерей,
        но более высокая инстанция — Коллегия ОГПУ — пересмотрела этот приговор и
        постановила осудить о.Матфея (Челюскина) на 3 года заключения в концлагерь,
        а С.А.Салыкина и М.И.Чиркову — на 3 года высылки в Северный край, и 21 декабря 1931г.
        их отправили в Архангельск.
        По данным [3]:
           Осужден 22.03.1932г. на 4 года ИТЛ, в 1936г. освобожден из лагеря
      Места заключения
        Белбалтлаг ОГПУ 
        Год начала 1931 
        Год окончания 1933 
        Находился в Белбалтлаге на строительстве Беломоро-Балтийского канала.
        После освобождения отправлен в Казахстан на 3 года высылки
        Казахстан 
        Год начала 1932 
        Год окончания 1936 
        В 1936г. был освобожден из места высылки
      Места проживания
        Калининская о., г.Кашин 
        Год начала 1936 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1937 
        Месяц окончания 2 
        Из Казахстана приехал в Кашин, где не мог найти место служения. В 1937г. по
        приглашению верующих уехал в с.Хабоцкое
      Служение
        Калининская (Тверская) о., Краснохолмский р., с.Хабоцкое, церковь Рождества Христова 
        иеромонах 
        Год начала 1937 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1937 
        День окончания 24 
        Месяц окончания 4 
      Места проживания
        Калининская (Тверская) о., Краснохолмский р., с.Хабоцкое 
        Год начала 1937 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1937 
        День окончания 24 
        Месяц окончания 4 
      Аресты
        Калининская (Тверская) о., Краснохолмский р., с.Хабоцкое 
        Год ареста 1937 
        День ареста 24 
        Месяц ареста 4 
      Осуждения
        тройка при УНКВД по Калининской обл. 
        13/09/1937 
        Обвинение "активный участник к-р церковно-монархической организации" 
        Статья ст.58–10,11 УК РСФСР 
        Приговор=высшая мера наказания — расстрел 
        Групповое дело "дело епископа Григория (Лебедева) и "фашистско-монархической организации", г.Кашин Калининской о. 1937г." 
    Кончина
      1937 
      День 17 
      Месяц 9 
      расстрел 
    Реабилитация
      Дата 25/06/1989 
      Кем реабилитирован Прокуратура Калининской обл. 
      По году репрессий 1937 
    Публикации
      1 Книга памяти жертв политических репрессий Калининской области. Мартиролог 1937–1938. Т.1. Тверь: "Альба", 2000. 
      С.465. 
      2 Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии. XX столетие. СПб., 1999. 
      С.116. 
      3 Краснов-Левитин А.Э. Лихие годы: 1925–1941. Воспоминания. Paris: YMCA-PRESS, 1977. 
      С.200–203. 
      4 Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280с. 
      С.250. 
      5 Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002. 416с. 
      С.250. 
      6 Осипова И.И. "Сквозь огнь мучений и воды слез...": Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключенных. М.: Серебряные нити, 1998. 
      С.361–362. 
      7 М.В.Шкаровский. Почитаемые захоронения Александро-Невской Лавры и их уничтожение в годы советской власти// Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2006. Вып.3(20)). 
      С.60–70. 
    Документы
      1 Список реабилитированных клириков и мирян Калининской обл. 
      2 Архив УФСБ по Тверской области. Список репрессированных священников Тверской области 
      3 Архив УФСБ по Тверской обл. Д.24937-с. 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ