Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 28.09.1999 Дела o79.337 => o79.337 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
5
Осуждения
    Осуждения
    Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
    19/08/1927 
    Обвинение "а/с деятельность, контрреволюционный саботаж" 
    Статья ст.58–14 УК РСФСР 
    Приговор 3 года ссылки в Казахстан с последующим лишением права проживания в ряде областей и округов СССР 
    Архив УФСБ по Омской обл. Д.П-4495.
    Из протокола допроса:

        
    "— Какое отношение в 1919г. вы имели к Колчаковской власти и кого выдавали
           белым из крестьян-бедняков для порки?

         — В конце 1919г. при отступлении белых лично у меня в доме останавливались
           штабы частей несколько раз... Звали и меня с собой, но я не поехал...
           Крестьянин Гейко был сельским старостой, и у него белые неоднократно
           просили подвод для себя до ближайшего поселка, но подвод не было, т.к.
           всех лошадей попрятали. По приказу белых Гейко пришел в их штаб, который
           был у меня в доме, и белые стали ругать его, потом вышли с ним на улицу,
           и что там с ним делали, я не видел, а сам он говорил, что его выпороли.

        —  Ваше влияние на приходской совет церкви и по каким причинам были уволены
           регенты церкви?

        —  В приходском совете 11 человек, большей частью крестьяне-середняки...
           выбраны в 1925г. ... Я в совете имею один голос — такой же, как и остальные
           члены совета. За время работы совета был только один случай, когда совет
           не согласился с моим мнением, — это с вопросом о капитальном ремонте храма.
           Я настаивал, чтобы началось добровольное пожертвование, чтобы собрать денег
           на штукатурку и побелку храма внутри, а совет с этим не согласился и
           постановил временно с этим обождать...
           Регенты церкви были уволены по следующим причинам:
              Каралик за грубое отношение ко мне лично. В 1925г. в первый день
              перед богослужением назвал меня шпаной (будучи вполне трезвым), и на
              Пасхальной неделе был уволен именно за это.
              Другой регент заступил на место месяцев через 6 и служил около года.
              Месяца за 2–3 он пел с церковным хором в клубе с.Исилькуль, а потом
              был уволен за неимением средств на его содержание... Инициатором
              увольнения и того, и другого был церковный староста, по заявлению
              которого совет и вынес постановление об их увольнении. На том и другом
              собрании я присутствовал и высказывался за увольнение их.
          Регентом, состоящим также псаломщиком в соседней церкви с.Березовское
          я недоволен потому, что он очень неуживчивый, и в результате архиепископ его
          запретил, общине написав, что если община его не уволит, то он [архиепископ]
          порывает с ней духовную связь.
          Он работает регентом в клубе при станции Исилькуль. Лично я
          против того, чтобы человек духовного звания пел одновременно и в клубе,
          т.к. через это упускается его прямая обязанность, как служителя церкви,
          и по этому поводу я имел разговор со священником Ананьевым в присутствии
          одного из членов совета, а также хозяина дома, где живет священник.
          Но относительно школы и церкви я ничего не говорил.
          Есть постановления Апостольские и Соборные о том, что верующим запрещается
          посещение каких бы то ни было зрелищ. В данном случае клуб я причисляю, согласно
          этим постановлениям, к таким зрелищам, которые верующим посещать не следует.
          Лично я это постановление разделяю и на клуб смотрю как на греховное зрелище".

    9 августа 1927г. начальник СОО ГПУ составил обвинение:
         "Священник Матвеев использовал все время и систематически свое положение
          служителя культа для использования религиозных настроений верующего
          населения в антисоветских целях, желая возбудить недовольство Советской
          властью.
          Он вел агитацию против клубов и школ, предлагал верующим воздержаться от
          посещения их. Называл домами разврата клубы, предлагал верующим принимать
          меры против имеющих дело с этими учреждениями.
          Агитировал против Соввласти, называя ее "властью отбросков общества" и
          приглашал всеми способами стремиться к ее уничтожению, что и подтверждено
          свидетельскими показаниями...
          На основании изложенного полагаю считать антисоветскую деятельность Матвеева
          доказанной"

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ