Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 29.06.1989 Дела o79.41 => o79.41 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
4
    Рукоположение
      протоиерей 
      1930 
      День 16 
      Месяц 3 
      Возведен в сан протоиерея 16 марта 1930г. по новому стилю ко дню Св.Пасхи
      за отличное служение Церкви
    Служение
      Омск, Николаевско-Игнатовская церковь 
      протоиерей 
      Год начала 1932 
      Год окончания 1932 
      Омск, Крестовоздвиженская церковь 
      протоиерей 
      Должность настоятель 
      Год начала 1932 
      Год окончания 1932 
      Месяц окончания 10 
      Согласно протоколу допроса о.Иоанна за 1937г. [Д1] он служил в Крестовоздвиженской
      церкви вплоть до ареста в 1933г.
    Места проживания
      Омск, ул.Северная, 57 
      Год окончания 1933 
      Месяц окончания 5 
    Аресты
      Омск 
      Год ареста 1933 
      День ареста 8 
      Месяц ареста 3 
      30 апреля 1933г. до допроса свидетелей и подозреваемых следователь
      уверенно писал: "С полной определенностью достаточно изобличаются в
      том, что они (Домбровский, Каешко, Попов и Погребной), пользуясь своим
      положением служителей религиозного культа, вели среди верующих
      систематическую пропаганду и агитацию, направленную на восстановление
      населения против Соввласти"
    Осуждения
      тройка при ПП ОГПУ по Западно-Сибирскому краю 
      31/05/1933 
      Обвинение "контрреволюционная агитация, поминание царей, цариц и великих князей, а также оставшихся за границей в лагере контрреволюции, митрополитов: Евлогия, Антония (Храповицкого) и др., чтобы воскресить классовый монархический характер и РПЦ" 
      Статья ст.58–10 УК РСФСР 
      Приговор 5 лет концлагерей 
      Групповое дело "Дело Крестовоздвиженской церкви, Омск, 1933г." 
      Из обвинения при аресте: "Поминал царей, цариц и великих князей, а также оставшихся
      за границей митрополитов Евлогия, Антония (Храповицкого) и др. известных своей
      антисоветской деятельностью. Делал это Домбровский откровенно демонстративно, чтобы
      воскресить классовый монархический характер деятельности и симпатии Русской
      Православной Церкви".

      На первом допросе Иван Пафнутьевич заявил: "В предъявленном мне
      обвинении виновным себя не признаю и показываю: "Уже самый факт
      нашей принадлежности к Церкви, в качестве ее служителей, говорит за
      то, что мы занимаемся повседневно диаметрально
      противоположным той работе, которую проводит советская власть, хотя бы
      в построении бесклассового общества: коммунисты воспитывают в
      пролетариате ненависть к остаткам враждебных себе классов, а мы
      стремимся привести всех к любви, стремимся на основе нашего религиозного
      вероучения, заставить пролетариат любить своего "классового врага"
      (священника, кулака, помещика, офицера и т.д.), как самого себя. Я
      во время богослужений молился за почивших царей и цариц, за епископа
      Евлогия (Георгиевского) и Антония (Храповицкого). Из всех наших
      разговоров (между Каешко, Поповым и Домбровским) можно сделать лишь
      один вывод: мы желали видеть вместо советской власти другую, которая
      была бы на стороне религии". Далее в конце допроса о.Иоанн
      заявил: "Желая быть искренним до конца, показываю: на путь активной
      борьбы с Соввластью путем систематической агитации я встал по двум
      причинам:
      1) То правовое положение Церкви и духовенства, в котором
      они, а, следовательно, и я, находятся, означает физическое и моральное их
      уничтожение. Причем не просто уничтожение, в смысле естественного
      отмирания религии благодаря "духу времени", а через гонение и
      преследование властей, повсеместные аресты, ссылки и даже расстрелы
      лучшей части духовенства, поэтому, особенно при сопоставлении
      настоящего положения духовенства с дореволюционным, нам грозит конец и
      конец самый бесславный, не сопротивляться которому я, естественно, не мог.
      2). Свое политическое лицо или, точнее выражаясь, свое влияние на
      общественную жизнь внутри государства — Церковь потеряла как будто
      безвозвратно с приходом большевиков. И, несмотря на это, наше церковное
      руководство в лице митрополита Сергия пошло по линии оправдания всей
      системы советской власти, выпустив для всеобщего об этом сведения, а
      для нас — духовенства — и для исполнения несколько соответствующих
      деклараций, вплоть до официального заявления представителям мировой
      печати о том, что в СССР Церковь и духовенство пользуются полной
      свободой и никаким преследованиям не подвергаются".

      В обвинительном заключении было сказано: "вскрыта в г.Омске среди
      Сергиевского духовенства контрреволюционная группировка, идущая в
      своей практической деятельности вправо от принятого сергиевской
      ориентацией политического курса и, как следствие этого, занимающаяся
      организованной контрреволюционной агитацией среди верующих, включительно до
      произношения с церковной кафедры во время богослужения
      контрреволюционных формул..."
    Места заключения
      Омск, ДПЗ при Омском оперсекторе ОГПУ 
      Год начала 1933 
      Месяц начала 5 
      Год окончания 1933 
      День окончания 31 
      Месяц окончания 5 
      Амурская о., г.Свободный, Байкало-Амурские концлагеря 
      Год начала 1933 
      Месяц начала 6 
      Год окончания 1937 
      Срок заключения о.Иоанн отбыл. Был освобожден в 1937г. и уехал в Омск

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ