Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 29.12.1995 Дела o23.1
=>
o23.1
    Кротков Леонид Платонович 
    Год рождения 1882 
    Место рождения Костромская губ., Нерехтский у., с.Шохны 
    протоиерей 
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1]
      Образование
        Духовная Академия
      Служение
        Херсонская губ. (Украина, Одесская о.), г.Ананьев, собор 
        протоиерей 
        Должность благочинный 
        Год окончания 1934 
        О.Леонид был женат, жена — Мария Павловна.
        О.Леонид придерживался "тихоновской ориентации", поминал за богослужением Патриарха
        Тихона и митрополита Петра (Полянского). Он не принял "Декларацию" митрополита Сергия
        (Страгородского).
        В сентябре 1934г. после неоднократных арестов и двух ссылок был освобожден
        епископ Ананьевский Парфений (Брянских), которому было разрешено властями приехать
        на некоторое время в г.Ананьев после отбытия срока (для получения паспорта).
        Власть не препятствовала посещать Владыку, и о.Леонид часто навещал его.
        Напротив дома, где жил епископ, находилось здание ОГПУ. Из окна ОГПУ за ним следили
        и ежедневно требовали от хозяйки дома сведения, кто у владыки был, сколько часов и
        что приносил. (Владыке Парфению в получении паспорта было отказано, и он
        уехал в г.Кимры к матери)
      Аресты
        Одесская о., г.Ананьев 
        Год ареста 1934 
        День ареста 1 
        Месяц ареста 10 
        О.Леонид был арестован вскоре после праздника Рождества Богородицы
        (в ночь с 17 на 18 сентября ст.стиля) вместе со старостой собора и соборным
        сторожем Василием Размерицей.
        В те же дни были арестованы многие другие священнослужители благочиния, в том
        числе настоятель местечка Ширяево о.Павел Панкеев, настоятель Успенской церкви местечка
        Валянгоцулово священник Игнатий Ворчук, настоятель церкви с.Корнетово иеромонах
        Нафанаил (Крыжановский) и др.
        Все арестованные были направлены в Тираспольскую тюрьму.
        На момент ареста о.Леонид был стар и болен, у него было больное сердце, он страдал
        язвой желудка
      Осуждения
        Спецколлегия Главного Суда Молдавской АССР 
        16 /04 /1935 
        Обвинение "контрреволюция, к/р пропаганда, связь с врагами народа — контрреволюционным духовенством, поминание за богослужением Патриарха Тихона" 
        Статья ст.54–10 УК УССР 
        Приговор= 10 лет ИТЛ в отдаленных лагерях НКВД с конфискацией личного имущества, с поражением в правах на 5 лет 
        Групповое дело "дело о.Леонида Кроткова и др., г.Ананьев, 1935г." 
        По делу проходило 7 человек.
        Следствие началось на Страстной неделе в среду.
        В Страстной Четверг было предъявлено обвинение в контрреволюции.
        В Великую Пятницу ему был вынесен приговор о расстреле. Остальным, проходившим
        по делу дали различные сроки заключения в концлагерях (от 3-х до 10 лет).
        О.Леониду предлагали отказаться от сана и получить за это облегчение своей участи,
        но он не согласился на это.
        О.Леонид остался верным Богу и Церкви. Виновным себя не признал.
        Впоследствии расстрел был заменен на заключение в северных концлагерях
      Места заключения
        Молдавия, г.Тирасполь, Исправдом (тюрьма ОГПУ), камера N 9 
        Год начала 1933 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1934 
        Месяц окончания 5 
        В камере, предназначенной для 40 человек, было 120 заключенных, между ними были
        о.Леонид Кротков и другие арестованные духовные лица благочиния.
        Раз в сутки заключенных выводили на 10 минут на воздух во двор, весь застроенный
        тюремными бараками.
        Из рассказа священника, проходившего по тому же делу — сокамерника о.Леонида,
        отбывавшего впоследствии вместе с ним заключение в концлагерях на Беломорском канале и
        в Медвежьегорске [1]:
          "...В соседней камере N 10 находились смертники. Их по ночам
           выводили на расстрел. Иногда был слышен плач и хриплые выкрики: "Спасите!".
           Но никто не мог оказать помощи. Многие сами, скрепя сердце и замкнув уста,
           ожидали той же участи, особенно предчувствовал это прот. о.Леонид,
           как окончивший Духовную Академию и поминавший Патриарха Тихона... И так, с
           Божией помощью, мы около 6 месяцев пробыли в заключении в камере N 9...
           На Страстной неделе в Среду начался советский "народный" суд при закрытых
           дверях. Из тюрьмы измученных престарелых семерых узников под усиленным конвоем
           гоняли в центр города на суд... В Среду допрашивали, в Четверг обвиняли
           в контрреволюции, пропаганде, в связи с врагами народа, подгоняя всех под
           статью 58. Более всех обвиняли о.Леонида, как академика. Но никто из подсудимых
           не признал себя виновным, к чему суд склонял всех наглядно. В заключение
           прокурор обвинил всех огульно в тяжких преступлениях против "народной" власти
           и указал на единственное облегчение своей участи — отказаться от сана...
           ...В Великую Пятницу вынесли всем приговор к разным срокам: от 3-х до 10-ти лет
          отбывания заключения в дальних концлагерях. Предчувствие о.Леонида оправдывалось:
          только его одного приговорили к расстрелу. Как только услыхал бедный, страдавший
          язвой желудка, о.Леонид приговор, свалился со скамейки на пол, ранил голову и
          оросил советский беззаконный суд своею теплою кровью. Призванный врач долго приводил
          его в чувство... Прокурор объявил о предоставлении подсудимым последнего слова, на
          что подсудимые ответили молчанием. Только один батюшка, обратясь к суду,
          сказал: "Не судите, да не судимы будете"... Аминь".
          Обратно в тюрьму о.Леонид сам не мог идти, пришлось самим под руки вести...
          Публика поодаль со слезами сопровождала последних старых, седых Тихоновских
          батюшек до окраины города. В тюрьме всех опять поместили в камере N 9,
          сверх обыкновения, и еле живого о.Леонида, который до высылки в лагеря еженощно
          ожидал расстрела. Обычно приговоренных к высшей мере, после суда, отправляли в
          смертную камеру. Этот факт давал повод утешать его заменой высылки в лагеря,
          что без всякого помилования и объявления исполнилось через полтора месяца.
          До этого объявления он ежедневно умирал, тосковал и томился, говоря: "Дамоклов
          меч висит над моей головой... ".
        О.Леонид находился в Тираспольской тюрьме в течение 6 месяцев до высылки в
        в конце мая этапом в Заонежские концлагеря. Этап длился 15 дней.
        Из рассказа батюшки, отбывавшего заключение вместе с о.Леонидом [2]:
          "В последних числах мая перед вечером в камеру заглянуло начальство...
           Часов в 10 вечера приказали осужденным с вещами выходить во двор, где уже
           человек 200 стояли в строю, окруженные усиленным конвоем... Начальник
           стражи объявил...: "Шаг из строя — расстрел на месте"... Нас пригнали к
           полотну железной дороги, куда был подан товарный состав из вагонов с надписью:
           "8 лошадей, 40 человек", но нас набивали по 60 душ, дверь была на замке..
           На рассвете прибыли в Раздельную, где нас прицепили к Одесскому эшелону.
           С тоской и грустью проехали знакомые станции: Веселый Кут, Затишье, Перекрестово,
           Чубовку, Бирзуму, Елисаветград, Кременчуг, Полтаву, Харьков...
           В путешествии нам ежедневно выдавали по две соленых воблы и 400г. черного
           недопеченного хлеба, а воды — ни капли...
           В Харькове нас высадили и целый день держали на дожде между путями и проходившими
           на Север десятками эшелонов с мужчинами, женщинами и плачущими детьми...
           Поздним вечером нас выстроили, пригнали к дому Харьковского ОГПУ и приказали
           сесть на мокрую мостовую под проливным дождем. Через несколько часов нас осмотрели
           чекисты. На рассвете погнали... обратно... Погрузив в вагоны, отправили дальше:
           через Белгород, Курск, Тулу, Москву, Тверь, Званку, Петрозаводск, Медвежью Гору,
           где находилось управление всех северных концлагерей...
           Здесь всех высадили и погнали в ближайший лагерь... Отобрали молодых, а остальных
           на грузовиках отправили через Повенец в 1-й лагерь на 1-м шлюзе Беломорского
           канала, где было около пяти тысяч заключенных..."
        Белбалтлаг, лагпункт N 1 (на 1-м шлюзе) 
        Год начала 1935 
        День начала 10 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1935 
        Из воспоминаний батюшки, бывшего в заключении вместе с о.Леонидом [2]:
          "В 1 час белой ночи нас перегоняли по пешеходному узенькому мостику через
           могилу миллионов невинных людей... В ночь на 10 июня [ст.ст.] нас, 200 человек,
           как скот, загнали в дощатый, с дырявыми крышей и стенами барак с двухэтажными
           нарами и прогнившим полом, под которым появились хозяева лагеря — крысы, чтобы
           поживиться от неопытных квартирантов чем только можно — от хлебного пайка
           до кожаной обуви включительно. Не успели не спавшие 15 ночей люди задремать,
           как их с ног до головы осыпали голодные клопы, а затем в темноте поднялся крик:
           "Душат!", "Сапоги с ног сняли!", "Пальто украли!", "Шапку украли!" и т.д.
           Все всполошились и не знали, что делать. А лагерные грабители — "урки"
           с набитыми мешками, растолкав толпу, с хохотом выбежали из барака.
           На второй день, т.е. 10 июня, выпал глубокий снег, покрывший мрачный, грязный
           лагерь белоснежным покровом...
           Вечером всех новых погнали на комиссию в лазарет для определения
           трудоспособности... Первая комиссия всех прибывших аттестовала годными. только
           некоторых старичков перевели на буквы "А", "Б" и "В". Возражения врачей не
           принимались во внимание. Но иногда, за отсутствием чекиста, врачи старались
           больше найти причин к освобождению слабых и действительно больных..."
        Белбалтлаг, строительство Беломоро-Балтийского канала, лесной лагпункт 
        Год начала 1935 
        Год окончания 1935 
        Из воспоминаний батюшки, бывшего в заключении вместе с о.Леонидом [3]:
           "На зиму всех стариков инвалидов перегнали дальше вглубь тайги, где они, человек
           по 200, протаптывали по пояс в снегу дороги для перевозки леса к берегам рек
           и канала.
           Весною комиссия... всем инвалидам повысила трудоспособность, с обязательством
           метровые бревна одним топором превращать в дранку.
           В этом глухом концлагере было два архиерея: епископ Владивостокский Варсонофий
           (Лузин), отбывавший второй, 10-летний срок после первого, пятилетнего в бытность
           после Казани епископом Иркутским, — работал бухгалтером, а второй, говорили,
           самосвят, Молчановский, работал фельдшером...
           Узнав о религиозных убеждениях банщика, батюшки иногда в праздники молились
           в бане...
           Ближайшей зимой в нашем лагере был состряпан процесс по растрате 100 тысяч
           рублей, козлом отпущения оказались все с 58-й статьей, и лагерь за ненадобностью был
           расформирован... "
        Белбалтлаг, лагпункт N 9 (на 9-м шлюзе) 
        Год начала 1935 
        Год окончания 1935 
        Из воспоминаний батюшки, бывшего в заключении вместе с о.Леонидом [3]:
           "Инвалидов по колено в снегу погнали строевым порядком обратно через канал
            на 9-й Египетский шлюз, где тогда шли каторжные работы по взрыву гранитного кряжа
            и земляного вала длиною в 3 версты для соединения канала с озером Выг,
            которое в длину 80 верст, а в ширину от 1 до 20 верст. На этом шлюзе непрерывно
            работало около 40 тысяч "врагов народа". Оставшиеся после этого в живых
            несколько человек говорили: во время работ на этом шлюзе 2 бригады по 25
            человек каждая день и ночь зарывали трупы; норма на одного заключенного была
            такая: в кубический сажень вырыть яму, притащить на своих плечах 20 трупов и
            зарыть их. Были случаи, что ослабевших, но еще живых, просящих помощи, бросали
            в общую яму...
            Озеро Вол соединялось с Выгом, прилегало к лагерю с севера, а за каналом виднелся
            высокий длинный вал, огибавший берег озера с юга...
            На третий день ... комиссия, без чекиста, с врачом Н.П.Рябушинской,...
            большинство пожилых перевела в категорию нетрудоспособных...
            Но советская власть не терпела этого. К весне, без комиссий, в трудоспособные
            перевели всех...
            Однажды летом на 9-м шлюзе появилось много военных, заключенных всех заперли
            в бараках с запрещением смотреть в окна... Продержав без пищи и необходимой
            надобности целый день, сняли часовых. Все обратили внимание на озеро, по
            которому... шли 3 белых парохода с пальмами, фикусами и пулеметами на палубе.
            Впоследствии говорили, что путешествовали советские сановники: М.Горький,
            Л.Каганович и М.Калинин с усиленной охраной.
            Затем состряпали 100-тысячную растрату, обвинили всех с 58-й статьей и
            расформировали лагерь... после проезда красных правителей... "
        Соловецкий лагерь особого назначения, лагпункт N 1, Повенецкое отделение 
        Год начала 1936 
        Год окончания 1937 
        Из статьи архимандрита Серафима (Вербина) [3], написанной по рассказам батюшки,
        отбывавшего заключение вместе с о.Леонидом:
           "Повенецкое отделение ББК молодых заключенных отправило на Колыму и Забайкалье,
            а на их место на работу в отделение переводили стариков... Заключенных стариков
            поместили в техническом бараке, где батюшка встретился с владыкой Варсонофием
            и о.Леонидом... На работу нас всех 150 человек ежедневно гоняли под конвоем через
            канал за 3 версты в Повенец. Владыка Варсонофий работал бухгалтером по снабжению,
            батюшка — в санчасти по учету медицинских и санитарных предметов, а о.Леонид —
            в аптеке, которой заведовал с 10-летним сроком московский фармацевт Н.Н.Боткин.
            Город Повенец после революции был превращен в лагерь, лучшие дома были заняты
            чекистами и учреждениями ОГПУ. На всех тяжелых работах работали заключенные; местных
            жителей осталось не более 10 семей. Из 8 храмов осталась одна церковь на
            берегу Онежского озера, построенная при Борисе Годунове. В 1930г. и она была
            закрыта, а священник сослан...
            Перед Пасхой владыка Варсонофий получил от своих знакомых из Москвы посылку,
            в которой в засушенных просфорках были обнаружены 3 частицы Святых Даров...
            Этим Божественным Даром владыка поделился с батюшкой. В ночь Воскресения
            Христова, когда все спали, как стража при гробе, они вышли из барака и обратив
            свои взоры на восток к небу,... тихо запели: "Воскресение Твое, Христе Спасе...",
            "Христос воскресе... " и другие песнопения; после "Отче наш... ", "Верую, Господи
             и исповедую... " — причастились Св.Таин. И так Воскресший Христос утешил
             узников в "Сей нареченный и святый день... ".
        В этом Повенецком лагпункте протоиерей Леонид находился около двух лет.
        Во время заключения прот.Леонида в концлагере туда дошло известие о кончине в
        Белграде митрополита Антония (Храповицкого).
        Весной после процесса над Тухачевским и Гамарником во всех
        лагерях было приказано снять портреты этих "врагов народа".
        После процесса над Ягодой во время "ежовщины" в Медвежьегорске по приказу
        заключенные набросили петлю на памятник наркома Ягоды и с удовольствием стащили
        вчерашнего кумира с пьедестала.
        Через некоторое время и в лагерях стали чувствоваться результаты процессы
        маршалов и "ежовщина".
        До этого в Повенец на работу водил всех один стрелок, а во время "ежовщины" —
        до зубов вооруженные — 10 стрелков. При этом в продолжение месяца в техническом
        и других бараках по ночам производили по два, а то и по три раза в ночь обыски.
        Распространялись слухи о строгой изоляции всех политических заключенных (т.е.
        с 58-й статьей УК)
    Кончина
      1937 
      Месяц 5 
      умер в заключении 
      Место Соловецкий лагерь особого назначения, Повенецкий лагпункт (Медвежья Гора) 
      Место захоронения Соловки, г.Повенец, Повенецкое городское кладбище 
      Из статьи архимандрита Серафима (Вербина) [4], написанной по рассказам батюшки,
      отбывавшего заключение вместе с о.Леонидом:
         "В дни первомайской тризны, когда большие начальники уехали в Медвежью Гору
          присоединить свой предательский голос к расстрелу своих вчерашних вельмож:
          Бухарина, Рыкова, Тухачевского и др., местные ГПУ бесновались в Повенце и
          заключенные в количестве 5 тысяч сидели и отдыхали в бараках, которые с трех
          сторон были окружены высоким забором и колючей проволокой, четвертая сторона
          прилегала к Онежскому озеру. Двор лагеря был загроможден валунами и пнями
          спиленных деревьев: даже внутри бараков лежали большие камни-валуны, которые
          иногда превращались в табуретку. Батюшка вышел из барака и направился к озеру,
          но в кустах заметил о.Леонида и направился к нему. Поглядев на "Галилейское море",
          вспомнили Одессу, Ананьев, Тираспольскую тюрьму...
          Затем о.Леонид рассказал обеспокоившее его явление:
             "Минут за 15 до Вашего прихода я стоял на этом пне и смотрел на озеро,
             думая о своих близких, вспоминал живопись над входными западными дверями
             собора: "Насыщение Христом пяти тысяч человек в пустыне". Мысленно молился,
             чтобы Господь и ныне насыщал моих родных, оставшихся без средств. В этот
             момент я заметил, что летевшая небольшая птичка села на мою открытую голову,
             холодные ее ножки я чувствовал и не шевелился, дабы не спугнуть милую
             пташку, через минуту она вспорхнула и со щебетом улетела.... Такое небывалое
             в жизни явление меня крайне озадачило, буквально, не знаю, где искать
             объяснения. Одновременно чувствую, что это не случайное явление, а что-то
             сверхъестественное... ".
         Батюшка ответил:
             "Да, это явление необыкновенное. Оно имеет таинственную связь с Библейским
             сновидением виночерпия и хлебодара (Быт. 40,8). А потому для объяснения
             сего явления нужно просить Иосифа Прекрасного, проданного братьями за
             20 сребренников в Египет. Но Бог был с ним. Да будет милость Божия и с Вами".
         На третий день, после сильного сердечного припадка о.Леонид скончался.
         Похороны его, как и всех заключенных, совершились неизвестно как.
         Только и было слышно, что его похоронили на Повенецком городском кладбище,
         которое батюшка издали видел без крестов и памятников, когда проезжал на
         грузовике мимо, после своего освобождения, 20 сентября, в день св.вмч.Евстафия
         Плакиды, 1939г.
         Вечная память протоиерею Леониду и всем православным, в заключении скончавшимся!"
    Реабилитация
      Дата 29/12/1995 
      Кем реабилитирован Прокуратура Одесской обл. 
      По году репрессий 1935 
    Публикации ->
      1.Архимандрит Серафим (Вербин). О смерти прот.Леонида Кроткова на Беломорском канале и священника о.Павла Панкеева в Тираспольской тюрьме// Православная жизнь. Джорджанвиль, 1961. N 8. С.19–22.
      2.Архимандрит Серафим (Вербин). О смерти прот.Леонида Кроткова на Беломорском канале и священника о.Павла Панкеева в Тираспольской тюрьме// Православная жизнь. Джорджанвиль, 1961. N 10. С.22–25.
      3.Архимандрит Серафим (Вербин). О смерти прот.Леонида Кроткова на Беломорском канале и священника о.Павла Панкеева в Тираспольской тюрьме// Православная жизнь. Джорджанвиль, 1961. N 11. С.19–22.
      4.Архимандрит Серафим (Вербин). О смерти прот.Леонида Кроткова на Беломорском канале и священника о.Павла Панкеева в Тираспольской тюрьме// Православная жизнь. Джорджанвиль, 1961. N 12. С.17–20.
    Заявители ->
      1. Тираспольско-Дубоссарская епархия, епархиальная комиссия по сбору материалов для канонизации
      Использованы материалы:
            Выписка из архивного уголовного дела, предоставленная УСБУ Одесской обл.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ