Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 30.03.1995 Дела or3.145 => or3.145 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
1
    Образование
      Петроградский университет, юридический факультет
      Год поступления 1912 
      Год окончания 1916 
      В 1912г. Михаил поступил в Университет, но окончить успел только три курса,
      т.к. в 1916г. был мобилизован в армию.
      Пройдя ускоренные офицерские курсы, он служил помощником командира батареи
      в лейб-гвардии 1-м мортирном артиллерийском дивизионе, сначала в чине прапорщика,
      потом — в чине подпоручика. В июле 1917г. он получил тяжелое ранение в голову и
      был отправлен в госпиталь в Петрограде
      Петроградский университет
      Год поступления 1918 
      День поступления 14 
      Месяц поступления 11 
      Год окончания 1919 
      В Петрограде он подал прошение о зачислении в университет вольнослушателем
      с правом держать экзамены, которое было удовлетворено.
      14 ноября 1918г. он был зачислен действительным студентом.
      С 1919г. М.М.Таубе — в штабе Западного фронта Красной Армии.
      После возвращения в Петроград он служил делопроизводителем в управлении
      начальника артиллерии Петроградского военного округа
      Петроградский Богословский институт
      Год поступления 1921 
      День поступления 15 
      Месяц поступления 9 
      Год окончания 1923 
      Месяц окончания 4 
      15 сентября 1921г. года М.М. Таубе подал прошение о приеме вольнослушателем
      в Петроградский Богословский институт и был зачислен.
      В институте он считался "активным" вольнослушателем.
      Проучился он полтора года и уволился, уже будучи на втором курсе.
      17 апреля 1923г. М.М.Таубе уехал в Оптину Пустынь
    Служение
      Калужская губ., Козельский у., Свято-Введенская Оптина Пустынь 
      монах 
      Год начала 1923 
      День начала 17 
      Месяц начала 4 
      Год окончания 1924 
    Места проживания
      Калужская о., г.Козельск 
      Год начала 1924 
      Год окончания 1927 
      В 1924г. обитель была закрыта. М.М.Таубе стал сотрудником
      музея "Оптина Пустынь", образованного на месте закрытой обители.
      Давал частные уроки.
      Являлся хранителем монастырской библиотеки. Здесь он познакомился со святоотеческой
      литературой и богатейшими по своему духовному содержанию рукописями.
      В Оптиной он жил на пасеке Скита, где жили два монаха.
      Его принял в число своих духовных детей о.Нектарий (Тихонов).
      М.М.Таубе много времени проводил у старца, записывал его поучения. От записей
      сохранились лишь краткие заметки. Часто М.М.Таубе читал ученикам старца Нектария
      доклады на богословские темы.
      После высылки старца Нектария из Оптиной М.Таубе стал духовным сыном
      иеромонаха Никона (Беляева), который постриг его в мантию с именем Агапит.
      В 1925г. монах Агапит из музея "Оптина пустынь" был уволен.
      После увольнения он жил то на родине в Петрограде, то около Оптиной.
      Зарабатывал на жизнь преподаванием иностранных языков, из которых он хорошо
      знал французский, немецкий, английский, итальянский и латынь
    Аресты
      Калужская о., г.Козельск 
      Год ареста 1927 
      День ареста 16 
      Месяц ареста 6 
      Монах Агапит был арестован 16 июня 1927г., а 11 июля был арестован его
      духовный отец, иеромонах Никон (Беляев).
      До этого монах Агапит ходил в светской одежде, а когда пришли его арестовывать,
      он с радостью надел иноческую одежду.
      Был отправлен в тюрьму в Калугу
    Осуждения
      Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
      19 /12 /1927 
      Обвинение "контрреволюционная агитация" 
      Приговор= 3 года концлагерей без права на амнистию 
      Групповое дело "дело иеромонаха Никона (Беляева) и др. Козельск, 1927г." 
      1 июля 1927г. ему было предъявлено обвинение в том, что он
            "Имеет обширные связи с центральными городами СССР и,
             являясь сотрудником Оптинского музея..., связывается с
             контрреволюционной группировкой означенного музея... и совместно
             ведет контрреволюционную агитацию и религиозную пропаганду среди
             широких слоев крестьянского населения... Имея тесную связь с
             Никоном Беляевым, Таубе, как лицо, связанное со всем научным миром,
             в целях... контрреволюционной деятельности предоставляет и использует
             все... возможности".
      Желая получить сведения об участниках постригов в монашество, следователь
      спросил монаха Агапита:
            "Скажите, когда Вас постриг в монахи Никон Беляев, где именно это
             происходило и кто при этом еще был?"
      О.Агапит хорошо понимал, как именно следователь будет интерпретировать каждый
      его ответ, и, зная, что тот по существу незаконно спрашивает его об этом,
      так как статьи, предполагающей уголовную ответственность за постриг
      в монашество, не существует, кроме того, есть вопросы сугубо личные,
      интерес к которым следователя как представителя власти ничем не может быть
      обоснован, сказал:
           — На этот вопрос я отказываюсь давать ответ.
           — Почему?
           — Поскольку касается личной моей жизни.
      Это был исчерпывающий и с точки зрения закона, и по христианской совести ответ,
      и на этом допросы были прекращены.
      19 декабря 1927г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило
      монаха Агапита и о.Никона к заключению в концлагере на Соловках
    Места заключения
      Калуга, следственная тюрьма 
      Год начала 1927 
      День начала 16 
      Месяц начала 6 
      Год окончания 1928 
      День окончания 27 
      Месяц окончания 1 
      Этап на Соловки был отправлен 27 января 1928г.
      Соловецкий лагерь особого назначения, Кемский пересыльный пункт 
      Год начала 1928 
      Месяц начала 3 
      Год окончания 1928 
      В марте 1928г. осужденные прибыли в Кемский пересыльный пункт.
      Первое время о.Агапит и о.Никон жили в лагере вместе, в одном бараке,
      но затем монаха Агапита отправили в одну из лагерных командировок в лес,
      на побережье Белого моря, а отец Никон был оставлен в Кеми
      Соловецкий лагерь особого назначения, командировка на побережье Белого моря 
      Год начала 1928 
      Год окончания 1930 
      Месяц окончания 6 
      Монах Агапит находился в "командировке" на берегу Белого моря. Его часто
      посылали на лесоповал.
      Впоследствии один из соузников оставил описание монаха Агапита:
            "Недавно я получил известие о смерти Оптинского духовника иеромонаха
             Никона. Я с ним познакомился на пути в Соловки... С ним тогда был
             другой монах, тоже Оптинской пустыни... некто Михаил Таубе.
             Сравнительно молодой человек, интеллигент... с высшим светским
             образованием. Они оба были... очень хорошего монашеского настроения —
             это были люди, так сказать, оптинской духовной культуры....
             О.Михаил Агапит был на вид высокий, худой, молодой интеллигентный
             человек, брюнет, в монашеском одеянии...
             Всегда разумные, выдержанные, всегда светлые духом, они были истинные
             иноки православные".
      На Соловках о.Никон и о.Агапит пробыли немногим более двух лет.
      По окончании срока заключения Постановлением Особого Совещания
      при Коллегии ОГПУ СССР от 23 мая 1930г. из лагеря они были освобождены и
      приговорены к 3 годам высылки в Северный край.
      Им было разрешено поселиться в вольной ссылке в Архангельске
      Архангельск, Приморский р., д.Нижнее Ладино (позже в черте города) 
      Год начала 1930 
      Месяц начала 6 
      Год окончания 1930 
      В Архангельск о.Агапит прибыл в одном этапе с отцом Никоном в июне 1930г.
      Они стали жить недалеко от города в деревне Нижнее Ладино
      Архангельск, Приморский р., Заостровский с/с, д.Анисимово, д.5 
      Год начала 1930 
      Год окончания 1931 
      День окончания 23 
      Месяц окончания 1 
      Вскоре о.Никона отправили в Пинегу, а о.Агапит остался жить вблизи Архангельска. Отцу Агапиту в то время никто не присылал
      В ссылке о.Агапит был прихожанином Воскресенской церкви г.Архангельска.
      Живя в Архангельске, монах Агапит познакомился с архиепископом Архангельским
      Антонием (Быстровым) и некоторыми ссыльными епископами и священниками

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ