Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 31.01.1958 Дела o65.211 => o65.211 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
1
    Образование
      Уфимская Духовная Семинария 
      Год окончания 1895 
    Рукоположение
      священник 
      1897 
    Служение
      Уфимская губ. 
      священник 
      Год начала 1897 
      Год окончания 1917 
      В 1919г. эвакуировался с А.В.Колчаком в Томск
      Томск 
      священник 
      Год начала 1919 
      Год окончания 1919 
      Был лишен избирательных прав
      Челябинская губ., г.Златоуст 
      священник 
      Год начала 1922 
      Год окончания 1932 
      С 1922г. священник одновременно двух храмов — в г.Златоусте и в Кусинской церкви
      Челябинская губ., Златоустовский у., Завод Куса, Кусинская церковь 
      священник 
      Год начала 1922 
      Год окончания 1932 
      Из показаний о.Аркадия на допросе (2 июня 1932г.):
         "В церковных течениях я придерживался и придерживаюсь тихоновского направления,
         хотя одно время примыкал к обновленчеству, когда оно еще было массовым, после
         к автокефальному, но отошел вслед за епископом Ипатовым, т.к. церковь
         должна быть с епископом.
         Тихоновское направление, по-моему, больше соответствует непогрешимости Церкви".
      Относительно снятия священного сана о.Аркадий на допросе показал:
         "О снятии сана я лично никогда не думал. Мне советовала дочь Ольга, но считая
          снятие сана переменой убеждений и непоследовательностью, я сан снимать не хотел.
          ...Тех священников, которые сняли сан, считаю людьми, подходящими к этим
          вопросам (смены убеждений) непродуманно и легко..."
    Аресты
      Челябинская о., Завод Куса 
      Год ареста 1932 
      День ареста 7 
      Месяц ареста 5 
      Был арестован и заключен в камеру Кусинской милиции.
      Из анкеты арестованного: Состав семьи: Жена Александра Андреевна;
      Дочери: Мария (31 год), Елена (25 лет), Ольга; сын Сергей (24 года);
      Состояние здоровья: болит спина, страдает малярией. Имущественное положение:
      ничего нет"
    Осуждения
      Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР 
      07/09/1932 
      Обвинение "антисоветская агитация, в 1919г. в Томске служил в полиции у белых рядовым секретарем" 
      Статья ст.58–10 УК РСФСР 
      Приговор=3 года высылки через ПП ОГПУ этапом в Западную Сибирь, считая срок с 8 мая 1932г. 
      По данным [1] [С.225] — был осужден к 3 годам высылки в 1933г. (выписка из а/с дела
      N39792 т.12 от 31 января 1958г., г.Челябинск).
      Из показаний сокамерников:
         "15 мая я читал газету.... Священник Петров по окончании читки обратился ко
         мне...Говорит, в Москве существует такая диктатура, и если кто-нибудь чего
         скажет, то Сталин и Менжинский арестовывают и снимают с работы независимо
         от занимаемой должности...".
          "13 мая во время читки в газете...статьи Крупской о свободе слова Петров
         сказал:
         "Я возмущаюсь этой статьей. "Свобода слова" — а на самом деле пикнуть не дадут.
         Свобода слова сейчас только большевистского, а раньше действительно была свобода
         слова, и за слово Божие сюда вот не садили. А сейчас ни одного слова нельзя
         сказать...".
      19 мая о.Аркадия вызвали на допрос, где он отрицал показания соседей по камере.
      Из показаний свидетеля — бывшего священнослужителя, а в тот момент (20 мая 1932г.)
      — машиниста заводоуправления:
         "В июне 1930г. Петров лично мне говорил, что Советская власть отобрала у нас
         в Златоусте Собор и сделали там склад — как будто не нашлось другого помещения...
         В 1931г. о событиях на Дальнем Востоке Петров... говорил, что в скором времени,
         возможно, придут японцы и нас от Советской власти освободят...
         В отношении передачи церквей под культучреждения мнение Петрова таково, что
         власть сейчас безбожная, топчет религию и делает всякие увеселения...
         В 1932г. в январе Петров... говорил мне, чтобы я бросил работу и шел бы
         служить диаконом, и лучше бы прожил, чем сейчас... Сказал мне: чем спину гнуть,
         служил бы в церкви... Петров говорил:
         "Мы, пастыри, должны служить до последней минуты — до закрытия церкви или
         ареста, ведь все равно этой Советской власти Церковь никогда не уничтожить,
         а лишь могут ее заглушить на время короткое. Церковь до окончания века должна
         быть и существовать".
         Вторично я через несколько дней встретился с Петровым, который сильно был
         настроен антисоветски ввиду закрытия Кусинской церкви...
         Он говорил:
         "Вот, дожили, у нас закрывают церковь. Придется куда-либо уезжать из Кусы.
         Теперь коммунисты что хотят — то и делают. Они самовольно разламывают храмы
         да строят сатанинские зрелища — вот эти разные клубы. Видно, приходит время,
         что мы все это должны переносить с покорностью. Дай Бог только терпения,
         а, впрочем, всему бывает и конец".
         В конце ноября 1931г....он говорил мне, что "коммунисты, должно быть, боятся
         Японии, потому что она сильна и крепко борется за своего царя, не то, что у
         нас в России в 1917г. сделали коммунисты. Они не воткнут в землю штыки и не
         разбегутся по домам. Да к весне Япония доберется и до России.
         ...Да, хорошо бы хоть нас освободили от Советской власти. Советская власть
         довела всех до нищеты".
      Священник Петров настроен антисоветски. Он живет вблизи детсада, и у него есть
      поговорка: "Ходите, не забывайте церковь".
      Можно полагать, что Петров иногда говорит эти слова детям...".
      Из показаний свидетеля от 30 мая:
         "...В декабре 1931г. я зашел в квартиру Петрова. Вскоре пришла незнакомая
         женщина, которая говорила, что японцы захватили наших красноармейцев 2 эшелона,
         вот сейчас и пойдут их щипать. Петров на это ответил:
         "Давно бы пора, а то ведь у нас сейчас хуже, чем египетское иго. Народ притесняют
         посредством устройства разных колхозов, а также угнетают и притесняют
         священнослужителей".
         В последних числах апреля 1931г., когда наряжали лишенцев сплавлять дрова на
         Черной речке, был на работах и Петров. Петров говорил:
         "Вот мы работали 3 человека, а 2 начальника ходят за нами, как за преступниками,
         с наганами. Сейчас положение такое, что хуже крепостного права жизнь у этих
         коммунистов. Весь народ разорили, а проку никакого не получится... Ну, все же
         придет время когда-нибудь, и вздохнем".
      Из показаний свидетельницы (учителя математики):
         "В марте 1931г. на уроке в школе ... был заострен вопрос о врагах — кулаках,
         попах. Ученица Огурцова встает с места и говорит:
         "20 марта к нам пришел поп (по описанию Петров), и подруга-пионерка сорвала
         свой галстук и бросила на печку. Поп увидел это и сказал, что не надо носить
         его и не нужно быть пионеркой".
      2 июня 1932г. о.Аркадий Петров на допросе отверг все обвинения, виновным себя не
      признал. Было составлено обвинительное заключение и с заключением прокурора:
         "Дело расследовано полностью. Преступление установлено", дело было направлено
      на заседание коллегии ОГПУ для рассмотрения в несудебном порядке. 7 сентября
      1932г. ОСО приговорило о.Аркадия к 3 годам высылки в Западную Сибирь
    Места заключения
      Челябинская о., Златоустовский р., Завод Куса, тюремная камера при милиции 
      Год начала 1932 
      День начала 7 
      Месяц начала 5 
      Год окончания 1932 
      Западная Сибирь 
      Год начала 1932 
      После освобождения вернулся в Челябинск

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ