Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous]
NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 31.10.1990 Дела ob6.01 => ob6.01 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
6
    Служение
      Петроградская епархия 
      митрополит 
      Должность митрополит Петроградский и Гдовский 
      Год начала 1919 
      Год окончания 1922 
      День окончания 13 
      Месяц окончания 8 
      В 1921г. советской властью была предпринята новая попытка уничтожить Церковь
      в России. Голод, распространившийся по стране с 1917г., перерос в бедствие
      для десятков миллионов людей. Летом 1921г. в Поволжье случилась засуха.
      Начался мор. С Поволжья повальная смерть перекинулась на Сибирь, Крым, Южную
      Украину, Азербайджан, Киргизию... В августе 1921г. Святейший Патриарх Тихон
      обратился с посланием ко всем русским людям и благословил добровольное
      пожертвование церковных ценностей, не имеющих богослужебного употребления.
      Патриарх просил Советскую власть разрешить образовать Церковный всероссийский
      комитет и епархиальные комитеты на местах, чтобы Церковь могла оказывать
      помощь голодающим. Разрешения не последовало, но Церковь продолжала собирать
      добровольные пожертвования, люди исполняли свой христианский долг. Спустя
      полгода, 23 февраля 1922г., Постановлением ВЦИК было узаконено изъятие всех
      драгоценных предметов, не исключая священных сосудов, что по церковным
      канонам рассматривается как святотатство (73-е апостольское правило), а
      послание Патриарха было расценено как саботаж. Петроградский Совет "кампанию
      по изъятию" начал с переговоров с Правлением Общества православных приходов.
      И члены Помгола Петроградского Совета, и члены Правления Общества хотели
      избежать оскорбления религиозного чувства народа, стихийных, а может быть, и
      кровавых беспорядков. Митрополит Вениамин принимал участие в переговорах. 5
      марта 1922г. он получил официальное приглашение и 6 марта в Смольном
      состоялись переговоры с членами комиссии Помгола. Владыка представил комиссии
      заявление, где указывал, что Церковь готова пожертвовать для спасения
      голодающих все свое достояние, включая и священные сосуды. Заявление в
      Смольном было принято, и Владыка, почувствовав взаимопонимание, встал,
      благословил всех и со слезами на глазах сказал, что он своими руками снимет
      драгоценную ризу с образа Казанской Богоматери и отдаст ее на спасение
      голодающих братьев. 7 и 8 марта 1922 года в московской газете "Известия"
      появились сообщения об искреннем желании петроградского духовенства выполнить
      гражданский долг и Постановление ВЦИК от 23 февраля 1922г. 19 марта 1922г.
      Ленин пишет секретную инструкцию, которая распространяется не только среди
      членов центральной власти, но срочно передается в местные советы. Инструкция
      предписывает провести "с максимальной быстротой и беспощадностью подавление
      реакционного духовенства", ибо ситуация "представляет из себя не только
      исключительно благоприятный, но и вообще единственный момент, когда мы можем
      99-ю из 100 шансов на полный успех разбить неприятеля наголову и обеспечить
      за собой необходимые для нас позиции на много десятилетий... Чем большее
      число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся
      нам по этому поводу расстрелять, тем лучше" (Известия ЦК КПСС, 1990, N 4,
      с.190–193). Митрополит Вениамин был потрясен, когда ему объявили, что
      ценности будут изъяты в формальном порядке как "принадлежащее государству"
      имущество. По своему пастырскому долгу он не мог благословить свою паству
      содействовать насильственному изъятию святынь. Второй удар, уже от
      "лжебратий" (живоцерковников), создал условия для раскола Церкви. 24 марта
      1922г. в петроградской газете "Правда" появилось письмо двенадцати
      священников: Красницкого, Введенского и др., в котором авторы обвиняли
      духовенство в контрреволюционности, в политической игре во время народного
      голода. На собрании духовенства свящ. Введенский заявил о разрыве с
      "реакционным" духовенством и создании "живой церкви". Митрополит Вениамин
      отказался благословить раскол. На следующий день появилось постановление
      Владыки, объявлявшее Введенского находящимся "вне православной церкви".
      Большевистские газеты выдали участие властей в раскольных действиях
      живоцерковников: они обрушились с угрозами на Владыку, призывая карающий "меч
      пролетариата" на его голову. Но авторитет Владыки у народа был столь велик,
      что угрозы пока были только в газетах. Вскоре Введенский как депутат
      "революционного епархиального управления" в сопровождении бывшего
      председателя Петроградской ЧК, Петроградского коменданта Бакаева явился к
      митрополиту и предъявил ему ультиматум: отменить постановление об отлучении
      его, Введенского, от церкви, в противном случае митрополит и его духовные
      сподвижники будут преданы суду как противящиеся изъятию церковных ценностей и
      погибнут. Митрополит Вениамин понимал, что настал час выбирать: или смерть,
      или отменой постановления признать власть узурпаторов, "революционного
      управления" живоцерковников. Владыка ответил Введенскому категорическим
      отказом. Затем он надел на руку красные четки, какие надевал на богослужения
      Пасхи и в праздники святых мучеников, отдал необходимые распоряжения по
      епархии, попрощался с близкими.
      Изъятие ценностей в церквах Петрограда сопровождалось волнениями народа.
      В церкви Путиловского завода рабочие не позволили произвести изъятие.
      В других приходах при появлении советской комиссии ударяли в набат, созывая
      верующих оказать сопротивление. Народ проклинал кощунников и предательство
      живоцерковников.
      28 мая 1922г. митрополит Вениамин обратился к петроградской пастве с посланием,
      направленным против обновленческого раскола
      Митрополит Вениамин был первым, кто не поверил обновленцу Александру Введенскому
      и иже с ним, что Патриарх Тихон передал обновленцам церковную власть.
      Митрополит категорически отказался признавать права самозванного
      обновленческого ВЦУ
    Аресты
      Петроград 
      Год ареста 1922 
      День ареста 29 
      Месяц ареста 5 
      Обвинение при аресте "сопротивление изъятию церковных ценностей" 
      29 мая 1922г. в покоях митрополита Вениамина был проведен обыск, он был
      арестован и помещен в дом предварительного заключения.
      Кроме него, к делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей были привлечены
      еще 86 человек
    Осуждения
      Петроградский губернский Ревтрибунал 
      05/07/1922 
      Обвинение "организация в преступную контрреволюционную группу, поставившую себе целью борьбу с Советской властью" 
      Статья ст.62,119 УК РСФСР 
      Приговор высшая мера наказания — расстрел, с конфискацией имущества 
      Групповое дело "Дело митрополита Вениамина" 
      В субботу 10 июня 1922г., возле здания бывшего Дворянского Собрания
      на углу Михайловской и Итальянской улиц, где должны были проходить
      заседания Петроградского революционного трибунала, собралась огромная толпа.
      Несколько десятков тысяч людей в благоговейной тишине ждали появления конвоя
      с митрополитом. Едва показалась передняя конная стража, люди встали на колени
      и запели:
          
      "Спаси, Господи, люди Твоя..."
      Митрополит со слезами на глазах благословил народ.
      Процесс по делу митрополита Вениамина проходил с 10 июня по 5 июля 1922 года.
      Трибунал присудил к расстрелу 10 человек: митрополита Вениамина,
      архимандрита Сергия (Шеина), Ю.П.Новицкого, И.М.Ковшарова, а также
      епископа Венедикта (Плотникова), протоиерея И.К.Чукова, протоиерея
      Л.К.Богоявленского, протоиерея М.П.Чельцова, Н.Ф.Огнева и Н.А.Елачича.
      Приведение в исполнение приговора было приостановлено по распоряжению ВЦИК,
      который затребовал весь материал в Москву.
      Защитой в отношении всех обвиняемых была принесена кассационная жалоба.
      Определением кассационной коллегии верховного трибунала ВЦИК от 26 июля 1922г.
      приговор трибунала от 5 июля 1922г. был оставлен в силе.
      После ходатайства перед ВЦИК о помиловании, постановлением Президиума ВЦИК
      Совета рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов
      от 3 августа 1922г., приговор Петроградского губернского революционного трибунала
      от 10 июня/5июля 1922г. изменен, последним шести подсудимым высшая мера
      наказания — расстрел — была заменена пятью годами лишения свободы.
      Кроме того, по данному делу 49 человек были приговорены к разным срокам
      наказания, один человек умер, остальные были по суду оправданы.
      В отношении Патриарха Тихона было возбуждено уголовное преследование.
      Насильственное изъятие церковных ценностей и погромы церквей вызвали народную
      волну сопротивления по всей стране.
      Советская власть ответила репрессиями: две тысячи судебных процессов
      собрали урожай — расстреляно более десяти тысяч верующих и сотни тысяч
      отправлено в лагеря.
      Русская Церковь украсилась сонмом мучеников и исповедников, возносящих молитвы
      о спасении России перед престолом Небесного Царя
    Места заключения
      Петроград, тюрьма на ул.Шпалерной 
      Год начала 1922 
      Год окончания 1922 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ