Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 31.12.1989 Дела oeb.13 => oeb.13 Фотографии
1 Фотоальбом Фотоальбом oea-79.jpg Дела oea.79 => oea.79 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
10
Служение
    Служение
    Московский Патриархат, Временное Высшее Церковное Управление за границей (ВЦУЗ) 
    митрополит 
    Должность временно управляющий православными русскими приходами в Западной Европе 
    Год начала 1922 
    Месяц начала 12 
    Год окончания 1930 
    День окончания 24 
    Месяц окончания 12 
    В конце декабря 1922г. митрополит Евлогий перенес центр своей епархии в Париж,
    где было создано Епархиальное Управление.
    1 июня 1923г., выполняя Патриарший Указ, митрополит Евлогий представил
    Архиерейскому Собору в Сремски-Карловци проект организации РПЦЗ.
    В нем предусматривалось образование 4 автономных церковно-административных
    округов (митрополий-архиепископий): Западноевропейского, Восточноевропейского,
    Дальневосточного, Североамериканского. Все важнейшие вопросы должен был решать
    ежегодный Архиерейский Собор. Архиерейский Синод РПЦЗ как постоянный
    церковно-административный орган был бы лишним и подлежал ликвидации.
    Однако одобрение на Архиерейском Соборе получил другой проект, по которому
    Синод сохранялся. Ему подчинялись все церкви на Балканах и на Дальнем Востоке.
    Западноевропейский автономный округ предоставлялся в ведение митрополита Евлогия.
    По его мнению, предполагалось, что Синод не входит во
    внутренние дела митрополичьих округов, а только будет высказывать свои
    предложения.
    11 мая 1924г. митрополит Евлогий и Бельский епископ Сергий (Королев) совершили
    в Берлине хиротонию проф. КДА архимандрита Тихона (Лященко) во епископа Берлинского,
    На открытии нового, Берлинского викариатства настаивали русские приходы в Германии.
    В октябре 1924г. Синод РПЦЗ большинством голосов принял решение об упразднении
    автономии Западноевропейской митрополии. Протест митрополита Евлогия побудил
    Синод отложить исполнение своего постановления до его утверждения Патриархом.
    В июне 1926г. Архиерейский Собор РПЦЗ отказался рассмотреть предложение
    митрополита Евлогия о первоочередности вопроса об управлении РПЦЗ.
    После этого он покинул заседание Собора, не желая подчиниться Собору.
    Митрополит Евлогий протестовал против намерения Собора выделить в самостоятельную
    епархию приходы в Германии, но это не помешало образованию новой епархии
    из отторгнутых немецких приходов митрополита Евлогия, которую возглавил
    епископ Тихон (Лященко).
    Собор постановил потребовать от митрополита Евлогия признания канонической власти Архиерейского
    Собора и Синода РПЦЗ, в противном случае Синоду предоставлялись полномочия
    по назначению нового управляющего приходами в Западной Европе.
    Возвратившись в Париж, митрополит Евлогий обратился с воззванием к пастве,
    в котором отказался признать решение Синода РПЦЗ об отделении приходов
    в Германии.
    26 января 1927г. Архиерейский Собор РПЦЗ запретил митрополита Евлогия и его
    викариев в священнослужении.
    В ответ митрополит Евлогий в послании к духовенству и приходам объявил эти
    решения неправомочными.
    Западноевропейская митрополия была объявлена митрополитом Евлогием
    самостоятельной.
    Он был поддержан своим клиром и большинством паствы, а также Патриархами
    Констатинопольским Василием III, Александрийским Мелетием II, архиепископом
    Афинским Хризостомом.
    14 июля 1927г. зам. Патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский,
    и Временный Священный Синод РПЦ издали указ на имя митрополита Евлогия
    с требованием прислать обязательства не допускать в своей общественной
    деятельности ничего, что можно было истолковать как нелояльность к советскому
    правительству. В случае непринятия этого обязательства или нарушения
    его духовенство подлежало увольнению из состава клира Московской Патриархии.
    О решении исполнить эти требования митрополит Евлогий заявил в слове за
    литургией 4 сентября 1927г., отметив жесткость обращенного к нему призыва.
    В письме митрополиту Сергию от 12 сентября 1927г. он разъяснил, что
       
    "принадлежность к Русской Православной Церкви не может служить основанием
        для предъявления к нам, эмигрантам, требования "лояльности", т. е.
        законопослушности по отношению к Советской власти как не являющимся
        гражданами или жителями СССР".

    Он писал, что обязывается "не допускать, чтобы в подведомственных мне храмах
    церковный амвон обращался в политическую трибуну".

    Вместе с митрополитом Евлогием соответствующие обязательства подписали его
    викарные епископы и большинство приходского духовенства.
    Несколько настоятелей приходов вместе с паствою перешли в юрисдикцию Синода РПЦЗ.
    9 сентября 1927г. Синод РПЦЗ в Сремски-Карловци категорически отказался исполнять
    требование митрополита Сергия дать подписку о лояльности к советской власти.
    Глава Синода митрополит Антоний (Храповицкий) объявил митрополитов Сергия
    и митрополита Евлогия "отпавшими от церковного единства и связавшимися
    с врагами Христа и святой Церкви".

    Последовал окончательный раскол русской православной эмиграции в
    Европе на "евлогиан" и "карловчан".
    Для управления русскими приходами во Франции, которые отделились от митрополита
    Евлогия, Синод РПЦЗ назначил в Париже епархиальным архиереем архиепископа
    Серафима (Лукьянова), в постоянном противостоянии с которым он впоследствии
    находился.
    9 мая 1928г. митрополит Сергий (Страгородский) и Временный Священный Синод
    РПЦ подтвердили каноническое право митрополита Евлогия продолжать установленное
    св.Патриархом Тихоном возглавление западноевропейских приходов РПЦ.
    Все определения Синода РПЦЗ, направленные против митрополита Евлогия,
    признавались не имеющими канонической силы.
    Митрополит Евлогий активно занимался устроением церковной жизни в православных
    приходах в европейских странах: Франции, Великобритании, Германии, Италии,
    Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, Австрии, Швеции, Дании, Чехословакии.
    Значительное число русских верующих пребывало во Франции.
    С 1923г. митрополит Евлогий был почетным членом Общества русских студентов
    для упрочения славянской культуры и Парижского комитета Русской организации.
    С 1924г. являлся почетным членом Красного Креста помощи беженцам.
    В 1924–1940гг. митрополит Евлогий являлся почетным председателем Комитета
    социальной помощи русским эмигрантам.
    С 1925г. был почетным членом Серафимовского братства в Белграде.
    С 1927г. был действительным членом Русской академической группы.
    К моменту назначения его главой западноевропейских приходов во Франции
    насчитывалось лишь 6 русских церквей, главной из которых являлся парижский
    храм Александра Невского.
    В 1925г. на приобретенном в Париже на пожертвования земельном участке была
    освящена церковь Сергия Радонежского, вокруг которой возникло
    Сергиевское подворье.
    Начал работу Православный богословский институт прп.Сергия Радонежского,
    ставший крупнейшим центром русского духовного образования,
    деятельность которого тесно связана с именем митрополита Евлогия.
    Он являлся членом Учредительного комитета и ректором Богословского института,
    в котором преподавал цвет русской науки в эмиграции — А.В.Карташев,
    Г.П.Федотов, протоиерей Сергий Булгаков и др.
    "Создание Богословского Института — единственной русской богословской
    школы за границей — я придавал огромное значение... Открытие
    Богословского института именно в Париже, в центре западноевропейской —
    не русской, но христианской культуры — имело большое значение... дабы
    Православие не лежало больше под спудом, а постепенно делалось
    достоянием христианских народов".

    Митрополит Евлогий ободрял и поддерживал деятельность Русского студенческого
    христианского движения (РСХД), культивируя среди его участников, по словам
    проф.Л.А.Зандера, "дух благодати, терпимости, широты и простоты и человечности,
    который владыка почерпнул у старца Амвросия".

    Профессор А.Л.Зандер вспоминал:
       "Митрополит Евлогий церквей не создавал: на это у него не было ни возможности,
        ни средств. Но где только ни возникала русская церковка, он сейчас же
        поддерживал ее, ободрял ее строителей, вдохновлял священника, а главное —
        сам посещал отдаленнейшие участки своей всеевропейской епархии".

    В это время во Франции появилось около 40 новых православных храмов.
    В 1938г., когда униатский митрополит Андрей (Шептицкий) выступил с резким
    протестом против погромов православных храмов на Холмщине, владыка Евлогий,
    пользуясь его содействием, пытался оказать давление на польское правительство.
    Митрополит Евлогий неуклонно боролся с католическим прозелитизмом среди эмигрантов,
    особенно заботился о предотвращении влияния на русское студенчество и школы.
    Поддерживал контакты с англиканской Церковью. С 1928г. являлся сопредседателем
    православно-англиканского содружества Албания святого и преподобного Сергия.
    На конференциях христианских Церквей в Лозанне (1927) и в Эдинбурге (1937)
    участвовал в совместных выступлениях представителей православных Церквей
    с изложением позиции о незыблемости основ православного вероучения.
    Общественные выступления митрополита Евлогия трактовались в СССР как
    нарушение данного им обязательства о невмешательстве в политику и соблюдение
    лояльности к советской власти.
    Негодование вызывало регулярное совершение митрополитом панихид по вождям
    Белого движения, воинам и мирянам, погибшим в борьбе с большевиками.
    С начала 1930г. в храмах епархии было введено особое "Молебное пение о спасении
    Земли Российския". В епархиальном "Церковном вестнике" регулярно помещались
    материалы о мучениках и гонениях на христиан в СССР.
    С 14 по 24 марта 1930г. митрополит Евлогий по приглашению Архиепископа
    Кентерберийского прибыл в Англию, где во всех храмах и колледжах, связанных
    с Церковью, совершались моления о прекращении гонений в России.
    Это была самая крупная церковно-государственная акция против большевистских
    гонений на веру с 1917г.
    В собрании Лондонского прихода 21 марта 1930г. он заявил о расхождении
    с митрополитом Сергием (Страгородским) в церковно-политических вопросах:
       "Митрополит Сергий, имеющий местопребывание в Советской России, не только
        соприкосновенен с ее правительством, но находится под его давлением.
        Тут наши пути расходятся, ибо все, что носит печать Советов, для нас
        неприемлемо и нами отстраняется. На этой позиции я всегда стоял, стою
        и буду стоять впредь".

    На запрос митрополита Сергия о выступлениях в Англии владыка Евлогий указал,
    что "проявил солидарность с сочувствующими страданиям Русской Церкви,
    отрицать которые невозможно".

    В июне 1930г. митрополит Евлогий опубликовал письмо, разъясняющее вынужденный
    характер вызвавших взрыв возмущения заявлений митрополита Сергия иностранным
    корреспондентам об отсутствии гонений на верующих со стороны большевистской власти,
    подчеркнув:
       "Православные в свободном мире не могут по совести изъявлять своей лояльности
        этой антихристианской и вообще безбожной власти".

    10 июня 1930г. митрополит Сергий и Временный Священный Синод издали указ
    об увольнении митрополита Евлогия от управления русскими православным приходами
    в Западной Европе и передаче их под временное управление викарному Ниццскому
    архиепископу Владимиру (Тихоницкому), который отказался принять это назначение.
    Епархиальный съезд духовенства и мирян большинством голосов просил митрополита
    Евлогия не оставлять епархию.
    Опираясь на решение съезда, митрополит Евлогий 21 июня ходатайствовал перед
    митрополитом Сергием об отмене указа о своем увольнении и предложил предоставить
    ему временное право на самостоятельное управление заграничными приходами.
    В послании, опубликованном в августе 1930г., митрополит Евлогий указал:
       "Распоряжение митрополита Сергия по содержанию и общему характеру своему
        не церковное, не на церковных, а на мирских политических началах основано,
        причем самые эти основания являются не верными, не соответствующими
        действительности, не справедливыми по существу".

    Объявляя о дальнейшем самостоятельном существовании епархии на основании
    Указа Патриарха Тихона от 20 ноября 1930г. митрополит Евлогий писал:
       "Мы лишь временно прерываем внешние административные сношения с этой властью
        вследствие выяснившейся невозможности правильного, свободного взаимодействия
        с нею".

    24 декабря 1930г. митрополит Сергий подтвердил указ об увольнении митрополита
    Евлогия и распорядился упразднить Епархиальный Совет в Париже.
    Управление Западноевропейской епархией было поручено Литовскому митрополиту
    Елевферию (Богоявленскому).

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ