Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX КемКанонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 11 марта 2020г.
Дела oep.41
    Сергий (Дружинин Иван Прохорович) 
    Год рождения 1863 
    День рождения 20 
    Месяц рождения 6 
    Место рождения Тверская губ., Бежецкий у., с.Новое Село 
    епископ 
    Родился в семье крестьянина Прохора Ивановича Дружинина и его жены Пелагеи
    Кузьминичны. Получил домашнее образование.
    Переехал жить в Санкт-Петербург, где его двоюродные сестры пребывали монахинями
    Воскресенского Новодевичьего монастыря.
    В Петербурге работал вагоновожатым конки
    Фотографии ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1894г.] [1894-1898гг.] [1898-1905гг.] [1905-1915гг.] [1915-1922гг.] [1922-1924гг.] [1924-1935гг.] [1935-1937гг.] [1937г.]
      Служение
        Выборгская губ., Валаамский Спасо-Преображенский монастырь 
        Должность послушник 
        Год начала 1881 
        Год окончания 1887 
        День окончания 9 
        Месяц окончания 9 
        По совету своих двоюродных сестер в начале 1881г. Иван поступил в Валаамский
        Спасо-Преображенский монастырь.
        В то время там настоятельствовал молитвенник и опытный духовник игумен Ионафан,
        знаменитый помощник игумена Дамаскина. Устав монастыря был строгим.
        Неизвестно, как протекала жизнь Ивана Дружинина в Валаамском монастыре и какие
        послушания он выполнял.
           "Условия послушания в этом монастыре были очень тяжелые, и мне
            по слабому состоянию здоровья были не под силу", — рассказал он в 1931г.
           "По совету настоятеля перешел я в Сергиеву пустынь около поселка Стрельна"
        Санкт-Петербургская губ., Петергофский у., Троице-Сергиевская Приморская пустынь 
        Должность послушник (с 09.10.1989г.) 
        Год начала 1887 
        День начала 9 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1894 
        День окончания 24 
        Месяц окончания 9 
        9 сентября 1887г. Иван Дружинин прибыл в Троице-Сергиеву Приморскую пустынь,
        расположенную в Юго-Западном пригороде Петербурга — пос.Сергиево в Петергофском
        уезде вблизи ст.Стрельны Балтийской ж.д.
        Согласно установленному порядку, два года он пробыл там как мирянин, усердно
        посещая богослужения и исполняя различные монастырские послушания.
        Троице-Сергиева пустынь была известна подвигами свт.Игнатия (Брянчанинова).
        Настоятелем пустыни тогда был духовный сын святителя Игнатия — архимандрит
        Игнатий (Малышев).
        6 апреля 1889г. Иван принял решение поступить в обитель послушником и просил
        об этом настоятеля, архимандрита Игнатия. Получив его официальное согласие,
        6 апреля 1889г. Иван Дружинин отправил в Новское волостное правление прошение.
        9 октября 1889г. он официально был принят в число послушников
      Рукоположение
        монах 
        Сергий 
        1894 
        День 24 
        Месяц 9 
        24 сентября 1894г. принял монашеский постриг с именем Сергий в честь св.прп.Сергия
        Радонежскогоиеродиакон 
        1894 
        День 20 
        Месяц 11 
      Служение
        Санкт-Петербургская губ., Петергофский у., Троице-Сергиевская пустынь 
        монах, иеродиакон 
        Должность помощник ризничего 
        Год начала 1894 
        День начала 24 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1898 
        День окончания 24 
        Месяц окончания 4 
      Рукоположение
        иеромонах 
        1898 
        День 24 
        Месяц 4 
      Служение
        Санкт-Петербургская губ., Петергофский у., Троице-Сергиевская пустынь 
        иеромонах 
        Должность помощник ризничего, ризничий (с 09.01.1902г.) 
        Год начала 1898 
        День начала 24 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1904 
        С 1898г. также служил в храмах Константиновского дворца Стрельны и Павловского дворца.
        С апреля 1900г. до весны 1918г. — духовник великих князей Константина и Дмитрия
        Константиновичей Романовых и членов их семей. Неоднократно встречался и с Императором
        Николаем II.
        С 9 января 1902г. — ризничий в Троице-Сергиевой пустыни
        Маньчжурия, Фронты Русско-Японской войны 
        иеромонах 
        Должность военный священник 
        Год начала 1904 
        Год окончания 1905 
        В 1904–1905гг. был направлен полковым священником в Маньчжурию, в действующую армию
      Служение
        Санкт-Петербургская губ., Петергофский у., Троице-Сергиевская пустынь 
        иеромонах 
        Должность ризничий, настоятель пустыни (с 06.05.1915г.), великокняжеский духовник 
        Год начала 1905 
        Год окончания 1915 
        День окончания 24 
        Месяц окончания 5 
        С 6 мая 1915г. — настоятель Троице-Сергиевой пустыни
      Рукоположение
        архимандрит 
        1915 
        День 24 
        Месяц 5 
      Служение
        Санкт-Петербургская губ., Петергофский у., Троице-Сергиевская пустынь 
        архимандрит 
        Должность настоятель пустыни 
        Год начала 1915 
        День начала 24 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1919 
        Троице-Сергиева пустынь во время настоятельства архимандрита Сергия (Дружинина)
        представляла в то время один из крупнейших монастырей епархии с семью
        действующими храмами, пятью часовнями и обширным хозяйством.
        Численность братии и проживавших "для Богомоления" составляла почти 90 человек.
        Образцовое ведение хозяйства позволяло позволяло пустыни расширять благотворительную
        деятельность. В монастыре действовали инвалидный дом, школа на 60 мальчиков,
        больница, странноприемная.
        В 1915г. архимандрит Сергий (Дружинин) сообщал епархиальному начальству:
            "В пустыни имеется помещение для странников, ежедневно оказывается приют
             15–20 лицам, с выдачею при этом, по мере возможности, горячей пищи; при
             недостатке же таковой выдается хлеб и квас".

        После начала Первой Мировой войны в обители также был открыт госпиталь для раненых
        воинов, в котором в августе 1917г. лечились 29 человек.
        В 1917г. архимандрит Сергий отказался уехать в Грецию по приглашению Королевы
        Эллинов Ольги Константиновны. Позднее говорил:
            "После Февральской революции, во время беспорядков, Королева Эллинов Ольга
             обращалась ко мне и предлагала уехать с ней в Грецию. Я от ее предложения
             отказался и заявил, что желаю оставаться со своей братией и в годину смуты,
             а не только в то время, когда мне приходилось ездить на великокняжеских
             автомобилях".

        Он был убежденным монархистом. Спустя много лет, на допросе в ГПУ, он говорил:
            "В семье Константиновичей мне пришлось встречаться и с самим Царем, бывавшим
             на семейных торжествах у Великого князя... Последнюю свою встречу с Царем
             я имел на Рождество в 1916г., когда Государь со мной беседовал довольно
             продолжительное время... от облика Царя у меня осталось впечатление, что
             это был человек кроткий, смиренный, удивительно скромный,... с приятным
             взглядом. Поэтому факт отречения Государя от Престола я встретил с огромным
             сожалением, скорбел...".

        Революцию, по его словам, воспринял как "тягчайшее бедствие для страны, означающее
        безвозвратную гибель прежней России".

        Во второй половине 1918 — начале 1919г. те из Великих Князей — духовных детей
        архимандрита Сергия, кто сразу же после революции не покинул Россию, были убиты
        большевиками. Так, 18 июля 1918г. в 11 верстах от Алапаевска, погибли Великие
        князья Игорь Константинович, Константин Константинович и Иоанн Константинович,
        а 23 января 1919г. во дворе Петропавловской крепости Петрограда был расстрелян
        особенно близкий сердцу о.Сергия Великий князь Дмитрий Константинович.
        В начале 1919г. архимандрит Сергий был изгнан из монастыря (часть насельников
        не любила его за строгость). Среди братии тогда произошло разделение, и 25 монахов
        "с целью оздоровления монастыря" написали на него фактически донос епископу Гдовскому
        Вениамину (Казанскому). Они обвинили его "ставленником бывшего Великого князя
        Дмитрия Константиновича, митрополита Питирима и Распутина". Недовольная часть братии
        в этом обращении из 22 пунктов упрекала, среди прочего, в том, что он:
            "Заставил всю братию подписать бумагу на Преосвященного Антония (Грановского),
             который 6 лет страдал за свободу в этой святой обители и просился на покой
             сюда же".

        Этим самым архимандрит Сергий (Дружинин) не допустил снова в пустынь будущего
        лидера обновленцев.
        Архимандрит Сергий был вынужден переехать в Александро-Невскую Лавру
        Петроград, Александро-Невская Лавра 
        архимандрит 
        Год начала 1919 
        Год окончания 1920 
        Петроградская губ., пос.Сергиевка (Володарский), церковь св.прп.Андрея Критского 
        архимандрит 
        Должность настоятель 
        Год начала 1920 
        Год окончания 1922 
        Месяц окончания 10 
        С 1920г. — настоятель приходской церкви преподобномученика Андрея Критского —
        ранее приписной к Троице-Сергиевой пустыни и расположенной от нее в трех километрах,
        в пос.Сергиевка (Володарский) Петроградской губ.
        Архимандрит Сергий был любим прихожанами
      Аресты
        Петроград 
        Год ареста 1922 
        Был арестован в Петрограде во время кампании "по изъятию церковных ценностей".

        Позднее он так говорил на следствии о своей позиции в это время:
            "В момент изъятия церковных ценностей я стоял на позиции Патриарха Тихона и
             считал, что достояние церковное должно быть нерушимо и изъятие церковных
             ценностей явилось актом грубого насилия и произвола со стороны Советской власти"

        Вскоре был освобожден
      Служение
        Петроградская губ., пос.Сергиевка (Володарский), церковь св.прп.Андрея Критского 
        архимандрит 
        Год окончания 1924 
        Обновленческое Епархиальное управление архимандрит Сергий категорически отверг.
        Приход церкви св.прп.Андрея Критского стал одним из учредителей т.н. Петроградской
        автокефалии, активно боровшейся с обновленцами. (В это время братия Троице-Сергиевой
        пустыни уклонилась в обновленческий раскол)
      Рукоположение
        епископ 
        1924 
        День 24 
        Месяц 10 
        Место Москва 
        Кто рукоположил Святейший Патриарх Тихон 
        24 октября 1924г. по ходатайству своих почитателей (было собрано несколько тысяч
        подписей в поддержку просьбы о его епископской хиротонии) Святейшим Патриархом
        Тихоном в Москве был хиротонисан во епископа Нарвского, викария Ленинградской епархии.
        Епископский совет, возглавляемый епископом Кронштадтским Венедиктом (Плотниковым),
        возражал против хиротонии.
        К владыке Венедикту прихожане направили особую делегацию, но он отклонил ее
        ходатайство, сославшись на то, что "нужды в епископе не имеет" и что "кандидат
        не соответствует своему назначению".

        Однако Патриарх Тихон посчитал архимандрита Сергия достойным хиротонии
      Служение
        Ленинградская епархия 
        епископ 
        Должность епископ Нарвский, викарий Ленинградской епархии 
        Год начала 1924 
        День начала 24 
        Месяц начала 10 
        Фактически кафедру епископ Сергий (Дружинин) не получил, т.к. Нарва по мирному
        договору 1921г. была уступлена Советской Россией Эстонии. Поэтому он продолжал
        служить в храме св.прп.Андрея Критского на ст.Володарская.
        В декабре 1925г. трое из четырех епископов, входивших в Епископский Совет, были
        арестованы. Остался на свободе и вступил в управление Ленинградской епархией
        епископ Григорий (Лебедев). Он в письме предложил епископу Сергию (Дружинину)
        служить "где он пожелает и куда его пригласят" и сам нередко стал направлять
        Владыку Сергия (Дружинина) на богослужения в различные храмы.
        По словам Краснова-Левитина:
            "Одновременно с епископом Димитрием (Любимовым) был рукоположен престарелый
             инок, о.Сергий Дружинин. О.Сергий был из неученых монахов, в молодости служил
             вагоновожатым на конке, а потом на трамвае. Затем постригся в Троице-Сергиевой
             пустыни, заслужил всеобщее уважение своей строгой монашеской жизнью...
             Именно они стали главными противниками сергиевской политики в Петрограде..." .
        Епископ Сергий (Дружинин) вошел в состав т.н. "Параллельного Синода"

        в Свято-Даниловом монастыре.
        До 1926г. епископ Сергий продолжал служить в храме св.прп.Андрея Критского.
        В 1926–1927гг. служил в Троицком Измайловском соборе и в кафедральном соборе
        Воскресения Христова.
        26 декабря 1927г. вместе с епископом Димитрием (Любимовым) подписал акт отхода
        от митрополита Сергия (Страгородского).
        30 декабря 1927г. запрещен митрополитом Сергием в священнослужении.
        Заявил о раскаянии. В начале января 1928г. запрещение было снято,
        назначен епископом Копорским, викарием Ленинградской епархии
        Ленинградская епархия 
        епископ 
        Должность епископ Копорский, викарий Ленинградской епархии 
        Год начала 1928 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1928 
        День окончания 27 
        Месяц окончания 3 
        После письма митрополита Иосифа (Петровых) от 7 января 1928г. вновь
        присоединился к оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому).
        27 марта 1928г. митрополитом Сергием (Страгородским) уволен с кафедры и запрещен
        в священнослужении.
        12 октября 1928г. вместе с владыкой Димитрием (Любимовым) тайно хиротонисал
        во епископа Максима (Жижиленко)
        Ленинградская епархия (иосифлянская) 
        епископ 
        Год начала 1929 
        Месяц начала 11 
        После ареста епископа Димитрия (Любимова) в ноябре 1929г. возглавил "иосифлян",
        став управляющим иосифлянской Ленинградской епархией.
        Он полагал:
            "Советская власть — власть безбожная... Поддержать безбожную власть —
             это значит стать самому безбожником"
      Места проживания
        Ленинградская о., ст.Володарская 
        Год окончания 1930 
        День окончания 7 
        Месяц окончания 12 
      Аресты
        Ленинградская о., ст.Володарская 
        Год ареста 1930 
        День ареста 7 
        Месяц ареста 12 
      Осуждения
        Коллегия ОГПУ 
        08/10/1931 
        Обвинение "участие в контрреволюционной монархической церковной организации" 
        Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
        Приговор 5 лет тюремного заключения 
        Групповое дело "Дело "Истинно-Православных", Ленинград, 1931г." 
        Архив УФСБ по СПб и Ленинградской обл. Д.П-83017.
        Проходил по делу вместе с епископом Василием (Докторовым), протоиереями
        Никифором Стрельниковым и Викторином Добронравовым и др.
        Из обвинения:
             "Являясь членом к.-р. монархической церковной организации "Истинных"
              под руководством политического центра, создал в Ленинграде
              церковно-административный центр, группируя вокруг себя все реакционные
              силы духовенства в враждебно настроенный к соввласти элемент города и
              деревни руководил деятельностью отдельных ячеек на территории СССР.
              Формировал ячейки-приходы из погромно-черносотенного элемента с целью
              подготовки к открытому выступлению против советской власти, свержения ее
              и восстановления монархии".

        8 октября 1935г. был вынесен приговор. Епископ Сергий (Дружинин) и епископ
        Василий (Докторов) были приговорены к 5 годам тюремного заключения, протоиереи
        Никифор Стрельников и Викторин Добронравов — к 10 годам концлагерей, 13 священников
        вместе с монахом Алексием (Карцевым) и двумя активными членами двадцатки —
        к 5 годам концлагерей, 37 человек — к 3 годам концлагерей, остальные 17 —
        к 3–5 годам высылки в Северный край
      Места заключения
        Ленинград, Дом предварительного заключения 
        Год начала 1930 
        День начала 7 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1931 
        День окончания 29 
        Месяц окончания 11 
        Во время следствия содержался в ДПЗ Ленинграда по I категории (в одиночной камере).
        3 мая 1931г. в ПКК к Е.П.Пешковой обращалась духовная дочь епископа, Матрена
        Ивановна Степанова из Ленинграда и просила сообщить о местонахождении владыки.
        Владыка Сергий был выслан из Ленинграда 29 ноября 1931г.
        Ярославль, Ярославский политизолятор 
        Год начала 1931 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1935 
        Месяц окончания 1 
        В следственном деле имеется запрос Матрены Ивановны от 11 апреля
        1932г., в котором она "просит дать справочку о местонахождении епископа Сергия".

        20 июня 1932г. ей ответили, что епископ содержится в Ярославском политизоляторе.
        Матрена Ивановна сразу же поехала туда в надежде свидеться с владыкой, а потом
        отправляла ему посылки, за что ее арестовали и выслали на три года в Казахстан.
        Возможно, что еще оставались на свободе другие его духовные чада, которые
        продолжали ему помогать, подвергаясь риску быть арестованными.
        В январе 1935г. владыка Сергий был переведен в Бутырский изолятор для помещения
        в больницу
        Москва, Бутырский изолятор, тюремная больница 
        Год начала 1935 
        День начала 22 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1935 
        День окончания 26 
        Месяц окончания 4 
        В приобщенной к делу справке из санчасти Бутырского изолятора НКВД указано, что
        владыка поступил в больницу 22 января 1935г. с жалобами на головные боли и
        головокружения. Из поставленного медкомиссией диагноза:
             "По состоянию здоровья нуждается в больничном лечении в течение месяца".

        В апреле 1935г. владыка Сергий был возвращен в Ярославский политизолятор
        Ярославль, Ярославский политизолятор 
        Год начала 1935 
        День начала 26 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1935 
        День окончания 7 
        Месяц окончания 10 
        Из характеристики епископа Сергия, подписанной начальником Ярославского политизолятора
        15 сентября 1935г.:
            "За время пребывания Дружинина в Ярославском политизоляторе, за таковым
             ничего предоссудительного установлено не было, его поведение было
             в политизоляторе удовлетворительное. Это объясняется весьма возможно, тем,
             что Дружинин слаб здоровьем".

        Срок заключения у владыки Сергия кончался 7 декабря 1935г., однако немощного,
        больного старика не отпустили на свободу
      Осуждения
        Особое Совещание при НКВД СССР 
        07/10/1935 
        Приговор 3 года административной ссылки в Марийскую АО 
        7 октября 1935г. решением ОСО епископ Сергий был приговорен к 3 годам административной
        ссылки в Марийскую АО
      Места заключения
        Ярославль, Ярославский политизолятор 
        Год начала 1935 
        День начала 7 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1935 
        День окончания 5 
        Месяц окончания 12 
        5 декабря 1935г. отправлен в ссылку в г.Йошкар-Ола Марийской АО
        Марийская АО, г.Йошкар-Ола, ул.Волкова, 94а 
        Год начала 1935 
        День начала 5 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1937 
        В Йошкар-Олу владыка был доставлен по этапу. Там его оставили на произвол судьбы,
        под строгим надзором властей — он обязан был еженедельно являться в местный НКВД
        для регистрации. Искать жилье и средства для существования епископ должен был сам.
        Ему удалось устроиться в Йошкар-Оле у бывшей насельницы Богородице-Сергиева
        монастыря послушницы Анны Михайловны Комелиной.
        Позднее, 10 ноября 1936г., в письме в ПКК он сообщал Е.П.Пешковой, как ему удалось
        устроиться в Йошкар-Оле:
            "...Видно, еще Господь ко мне милостив. Дала мне уголок одна бедная монашенка,
             и вот за мной она ухаживает. Я сам ничего не могу, руки мне служат плохо.
             На дороге меня всего обобрали, и я чуть не замерз без одежды теплой.
             Спасибо, нашлись добрые люди и проводили меня до церкви.
             А случайно я встретил в Казани епископа Авраамия, который ехал в Архангельск
             в ссылку из этого города, и он мне дал адрес. Вот потому я и добрался,
             а то бы валялся где-нибудь, как замерзлый чурбан. Ну, будь на все
             Господня воля!"

        В конце письма владыка Сергий просил Е.П.Пешкову о помощи.
        Это было его второе письмо. Первое он написал в августе 1936г.:
            "Глубокоуважаемая Екатерина Павловна, не забыл Вашу доброту... Когда я лежал
             в больнице, меня Вы очень успокаивали, как родного сына тогда держали.
             Я теперь очень нуждаюсь во всем. Не будет ли милости, помогите мне".

        Сотрудники ПКК ответили кратко, что "за неимением средств не могут оказать
        материальную помощь, но сразу же сообщили Матрене Степановой в Ленинград о
        положении епископа. Матрена была после ссылки на 101 км, тем не менее просила
        Е.П.Пешкову походатайствовать, чтобы Матрене разрешили посылать владыке посылки
        и деньги. Неизвестно, получено ли было это разрешение, но владыка оставался
        в бедственном положении.
        10 ноября 1936г. он послал еще одно письмо Е.П.Пешковой:
            "...Помня Вашу неописуемую добродетель, оказанную мне в г.Москве в больнице
             и в Ярославле, в тюрьме, я вновь решил прибегнуть к Вам с просьбой о помощи
             и в нескольких словах сообщаю Вам о своем несчастном положении.
             Нахожусь в г.Йошкар-Оле, как административно-ссыльный, живу в бедном домике
             двух старых монашек. Питаюсь подаянием добрых людей и при таких неблагоприятных
             условиях жизни все время болею. Нервы расшатаны, ноги и руки болят, и плохо
             ими владею, голова от ломоты разваливается на части. Долгое время от болезни
             ног не мог ходить один без посторонней помощи, но теперь благодарю Бога,
             с палкой в руках могу по комнате пройти один...
             Нуждаюсь в белье и теплой одежде. Если можете, помогите мне".

        Не дождавшись ответа, в декабре 1936г. владыка написал еще одно письмо в ПКК
        и получил карточку из ПКК от 17 декабря 1936г.:
            "...Оказать материальную помощь не имеем возможности за отсутствием средств".

        Несмотря на отрицательный ответ, сотрудники ПКК, очевидно, связались с кем-то
        из духовных чад владыки, и помощь ему была оказана. 10 феврале 1937г. в ПКК
        Е.П.Пешковой пришло письмо от владыки Сергия:
            "Денежный перевод на 30 руб., посланный 2 февраля 1937г. получил. Приношу
             искреннюю благодарность за оказанную помощь...".

        Немощный, едва передвигавшийся старец-епископ продолжал свое архипастырское
        служение, совершал богослужения и духовно окормлял православных христиан.
        Одна из бывших прихожанок прислала владыке антиминс и облачение со словами:
            "Как-нибудь уж сохраните, чтобы не попало в руки врагов".

        На этом антиминсе владыка служил тайно литургию, дома, так как в городе
        не было иосифлянских храмов.
        Кроме Анны Комелиной и монахини Антонины (Шахматовой), жившей в том же доме,
        в богослужениях участвовали и другие монахини, проживавшие в Йошкар-Оле, а также
        и крестьяне из ближайших деревень. Приезжали также священники и монашествующие
        из разных районов Марийской АССР и Кировской обл. Они обращались за благословением
        и руководством, присылали помощь.
        Эти богослужения рассматривались властями как собрания "контрреволюционеров".

        Из показаний "свидетеля" по делу 1937г.:
            "Дружинин Сергий с первого времени нахождения в политической ссылке в
             г.Йошкар-Ола окружил себя наиболее реакционной частью духовенства и
             монашествующих — церковно-сектантским элементом и, начиная с 1935г. ...
             ведет активную к.-р. организационно-практическую работу по сколачиванию
             и объединению к.-р. групп церковников, последователей "ИПЦ", используя
             для этого свой прошлый авторитет епископа, духовника Дома Романовых.
             Проживая в г.Йошкар-Ола у Комелиной Анны Михайловны, Дружинин Сергий
             систематически в ее доме по ул.Волкова 94, собирает и проводит к.-р.
             нелегальные сборища".
             Далее свидетель перечислял участников "нелегальных молитвенных сборищ"
             14 и 19 января 1937г. [в праздники Обрезания и Крещения Господня].
             "На этих обоих к.-р. сборищах проводились богослужения, т.е. "всенощная".
             После богослужения среди участников велся к.-р. разговор о непримиримости
             к Советской власти. И особенно к этому призывал Сергей Дружинин, который
             ставил вопрос перед присутствующими о необходимости разъяснять это среди
             верующих...
             Дружинин Сергей связался со всеми периферийными к.-р. группами "ИПЦ" на
             территории МАССР и Кировской обл. и используя свой сан епископа и ссыльного
             "мученика" от Советской власти, взял периферийные к.-р. группы под свое
              руководство и примерно с начала 1936г. руководит ими через бродячее
              духовенство: попов, монахов и других служителей культа".

        Далее "свидетель" перечисляет эти периферийные к.-р. группы "ИПЦ" и называет их
        руководителей:
             "Табашинская и Макманурская группа в Оршанском районе — священники Николай
              Виноградов и Харитон Пойдо".

        Здоровье владыки Сергия было сильно подорвано. Беспокоясь о владыке, верующие
        старались помочь ему, кто как может. Ему приносили продукты, одежду и другие
        необходимые вещи. Местное население чтило его, как святого старца.
        К нему приходило много людей — не только жители города, но и верующие из различных
        районов Марийской АО. У него бывали иосифляне и из Кировской епархии.
        С начала 1936г. стали приезжать духовные чада из Ленинграда.
        В марте 1936г. ухаживать за больным владыкой приехала из Ленинграда пенсионерка
        Екатерина Аверьяновна Киселева, которая через Красный Крест узнала его адрес.
        С владыкой Сергием общался и епископ Иларион (Бельский), проживавший в ссылке
        в Козьмодемьянске.
        "Свидетель" привел слова одного христианина, Митрофана Нестерова:
            "У нас в Козьмодемьянске и в Йошкар-Оле есть епископы Сергий (Дружинин) и
             и Иларион (Бельский), они нами руководят, они ставят новых священников",
        а также слова Марии Булыгиной:
            "У нас есть хорошие люди — это Сергий (Дружинин), ссыльный; Харитон Пойдо
             и епископ Иларион (Бельский), которые не советуют идти в колхоз...".

        В показаниях от 21 августа 1937г. "свидетель" показал:
            "Квартира Булыгиной за последние годы превратилась в штаб-квартиру для беглого,
             скрывающегося от репрессий духовенства. У нее часто бывают беглые попы
             Харитон Пойдо и Владимир Попов, которые, бывая у Булыгиной, проводят
             нелегально в ее доме молитвенные сборища, на которых собираются монашки...
             и на этих собраниях ведутся контрреволюционные разговоры"
      Аресты
        Марийская АССР, г.Йошкар-Ола 
        Год ареста 1937 
        День ареста 7 
        Месяц ареста 9 
        Обвинение при аресте "организация и руководство контрреволюционной группой" 
        14 февраля 1936г. местные чекисты арестовали крестьянина Георгия Ильича Стенькина,
        который на допросе признал, что с группой из 21 человека принадлежит к
        "истинно-православным христианам" и что "собираются они в его доме и доме
        Прасковьи Александровны Кирпичниковой из деревни Важнангер, поскольку с
        момента ареста в 1932г. нашего православного священника Агеносова
        Александра Семеновича, все мы в церковь не ходим, молимся дома, потому что
        церковь перешла в сергианскую ориентацию, которую мы, по своему убеждению
        считаем отошедшей от Православия и продажной советской власти".

        С 1934г. эта группа православных поддерживала переписку с архиепископом Угличским
        Серафимом (Самойловичем), который, отбыв заключение в Соловках, находился в
        ссылке в Архангельске, где находились еще несколько иосифлян.
        28 августа 1937г. в доме Булыгиной была арестована сама хозяйка и о.Харитон Пойдо.
        Владыку Сергия органы НКВД задержали только 7 сентября 1937г., после того как
        допросили всех арестованных катакомбников и знакомых епископа —
        бывших насельниц Богородице-Сергиевского монастыря, которые после закрытия
        монастыря с 1921г. жили общиной в Йошкар-Оле. В основном, это были престарелые
        монахини и послушницы, старшей из которых было 72 года, а младшей 56 лет.
        (В материалах дела 1937г. как "проживавшая в общине" упоминается игумения
        и настоятельница бывшего Богородице-Сергиевого монастыря Магдалина (Большакова).
        Проживала она в общине с 1921г. до своей кончины 16 июня 1935г.
      Осуждения
        тройка при УНКВД по Марийской АССР 
        17/09/1937 
        Обвинение "организация и руководство контрреволюционной группой" 
        Статья ст.58–10 УК РСФСР 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел 
        Групповое дело "Дело епископа Сергия (Дружинина) и др., Йошкар-Ола, 1937г." 
        ГА РМЭ. Ф.Р-1086. Оп.7. Д.909.
        Из обвинения епископа Сергия (Дружинина):
             "Являясь ссыльным за контрреволюционную деятельность,... определил себя
              контрреволюционно-монархическим церковным элементом в городе.
              Среди населения ведет контрреволюционную деятельность, а также объединяет
              под своим руководством все контрреволюционные группировки "ИПЦ" в МАССР".

        Владыку Сергия палачи допросили только один раз, в день ареста.
        Виновным в контрреволюционной деятельности он себя не признал.
        Из обвинительного заключения:
            "Дружинин Иван (он же Сергей) Прохорович, как непримиримый враг существующего
             строя — Советской власти. На всем протяжении ее существования вел активную
             контрреволюционную борьбу за свержение последней и установление монархического
             строя... Прибыв на место ссылки в Йошкар-Олу, он активно возобновил свою
             контрреволюционную деятельность, группируя вокруг себя враждебно настроенных
             к Советской власти лиц, преимущественно из духовенства и монашек, которые
             среди населения города Йошкар-Ола и окружающих деревень вели контрреволюционную
             пораженческую агитацию, распространяли слухи о скорой войне и гибели
             Советской власти...
             На основании этого, обвиняются...
             1. ДРУЖИНИН Иван Прохорович — епископ Сергий В ТОМ, ЧТО:
             Находясь в ссылке в гор. Йошкар-Ола, организовал контрреволюционную группу
             церковников гор. Йошкар-Ола и окружающих деревнях и через них вел
             активную борьбу с советской властью за восстановление монархического
             строя. Вел систематическую переписку с членами контрреволюционной
             организации "ИПЦ", проживающими вне территории МАССР, давал указания
             на проведение контрреволюционной работы среди населения города Йошкар-Ола
             Марийской республики, а также и в Кировской области, с ними проводил
             нелегальное контрреволюционное совещание о дальнейшей контрреволюционной
             деятельности по борьбе с советской властью, то есть в преступлениях,
             предусмотренных ст.ст.58–10 и 58–11 УК РСФСР.
             В предъявленном ему обвинении виновным себя не признал, но полностью
             изобличается свидетельскими показаниями и документами, имеющимися в деле".

        По делу проходили 19 человек, из них осудили 18: самого Владыку, о.Харитона
        Пойдо, 15 бывших сестер Богородице-Сергиева монастыря и мирянку Марию Булыгину.
        Монахини и послушницы держались твердо, на вопросы отвечали максимально
        кратко и отрицательно.
        11 сентября 1937г. тройка УНКВД по Марийской АССР приговорила епископа Сергия,
        о.Харитона Пойдо, монахиню Антонину (Шахматову), послушницу Анастасию Задворову
        и монахиню Евдокию (Стародубцеву) к расстрелу, 13 бывших насельниц монастыря —
        к 10 годам ИТЛ, мирянку Марию Булыгину — к 8 годам ИТЛ
      Места заключения
        Марийская АССР, г.Йошкар-Ола, тюрьма 
        Год начала 1937 
        День начала 7 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1937 
        День окончания 17 
        Месяц окончания 9 
        Во время следствия содержался в городской тюрьме
    Кончина
      1937 
      День 17 
      Месяц 9 
      расстрел 
      Место Марийская АССР, г.Йошкар-Ола 
    Канонизация
      Священномученик епископ Сергий (Дружинин) 
      Дата 11/03/2020 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 11 марта 2020г. 
      Кто представил Московская епархия 
      Дни памяти
        1
          Старый стиль 04.09 
          Новый стиль 17.09 
          день мученической кончины (1937г.) 
        2
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
    Публикации ->
    Заявители ->
      1. священник Михаил Ильин, руководитель комиссии по канонизации святых Йошкар-Олинского епарх.управ.
      Использованы материалы:
        ГА РМЭ. Р.1086. Оп.7. Д.909.
    Документы ->
      1.Архив УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской обл. Д.П-83017.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ