Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX КемКанонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 11 марта 2020г. Дела oep.41 => oep.41 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
8
Места заключения
    Места заключения
    Ярославль, Ярославский политизолятор 
    Год начала 1935 
    День начала 7 
    Месяц начала 10 
    Год окончания 1935 
    День окончания 5 
    Месяц окончания 12 
    5 декабря 1935г. отправлен в ссылку в г.Йошкар-Ола Марийской АО
    Марийская АО, г.Йошкар-Ола, ул.Волкова, 94а 
    Год начала 1935 
    День начала 5 
    Месяц начала 12 
    Год окончания 1937 
    В Йошкар-Олу владыка был доставлен по этапу. Там его оставили на произвол судьбы,
    под строгим надзором властей — он обязан был еженедельно являться в местный НКВД
    для регистрации. Искать жилье и средства для существования епископ должен был сам.
    Ему удалось устроиться в Йошкар-Оле у бывшей насельницы Богородице-Сергиева
    монастыря послушницы Анны Михайловны Комелиной.
    Позднее, 10 ноября 1936г., в письме в ПКК он сообщал Е.П.Пешковой, как ему удалось
    устроиться в Йошкар-Оле:
        
    "...Видно, еще Господь ко мне милостив. Дала мне уголок одна бедная монашенка,
         и вот за мной она ухаживает. Я сам ничего не могу, руки мне служат плохо.
         На дороге меня всего обобрали, и я чуть не замерз без одежды теплой.
         Спасибо, нашлись добрые люди и проводили меня до церкви.
         А случайно я встретил в Казани епископа Авраамия, который ехал в Архангельск
         в ссылку из этого города, и он мне дал адрес. Вот потому я и добрался,
         а то бы валялся где-нибудь, как замерзлый чурбан. Ну, будь на все
         Господня воля!"

    В конце письма владыка Сергий просил Е.П.Пешкову о помощи.
    Это было его второе письмо. Первое он написал в августе 1936г.:
        "Глубокоуважаемая Екатерина Павловна, не забыл Вашу доброту... Когда я лежал
         в больнице, меня Вы очень успокаивали, как родного сына тогда держали.
         Я теперь очень нуждаюсь во всем. Не будет ли милости, помогите мне".

    Сотрудники ПКК ответили кратко, что "за неимением средств не могут оказать
    материальную помощь, но сразу же сообщили Матрене Степановой в Ленинград о
    положении епископа. Матрена была после ссылки на 101 км, тем не менее просила
    Е.П.Пешкову походатайствовать, чтобы Матрене разрешили посылать владыке посылки
    и деньги. Неизвестно, получено ли было это разрешение, но владыка оставался
    в бедственном положении.
    10 ноября 1936г. он послал еще одно письмо Е.П.Пешковой:
        "...Помня Вашу неописуемую добродетель, оказанную мне в г.Москве в больнице
         и в Ярославле, в тюрьме, я вновь решил прибегнуть к Вам с просьбой о помощи
         и в нескольких словах сообщаю Вам о своем несчастном положении.
         Нахожусь в г.Йошкар-Оле, как административно-ссыльный, живу в бедном домике
         двух старых монашек. Питаюсь подаянием добрых людей и при таких неблагоприятных
         условиях жизни все время болею. Нервы расшатаны, ноги и руки болят, и плохо
         ими владею, голова от ломоты разваливается на части. Долгое время от болезни
         ног не мог ходить один без посторонней помощи, но теперь благодарю Бога,
         с палкой в руках могу по комнате пройти один...
         Нуждаюсь в белье и теплой одежде. Если можете, помогите мне".

    Не дождавшись ответа, в декабре 1936г. владыка написал еще одно письмо в ПКК
    и получил карточку из ПКК от 17 декабря 1936г.:
        "...Оказать материальную помощь не имеем возможности за отсутствием средств".
    Несмотря на отрицательный ответ, сотрудники ПКК, очевидно, связались с кем-то
    из духовных чад владыки, и помощь ему была оказана. 10 феврале 1937г. в ПКК
    Е.П.Пешковой пришло письмо от владыки Сергия:
        "Денежный перевод на 30 руб., посланный 2 февраля 1937г. получил. Приношу
         искреннюю благодарность за оказанную помощь...".

    Немощный, едва передвигавшийся старец-епископ продолжал свое архипастырское
    служение, совершал богослужения и духовно окормлял православных христиан.
    Одна из бывших прихожанок прислала владыке антиминс и облачение со словами:
        "Как-нибудь уж сохраните, чтобы не попало в руки врагов".
    На этом антиминсе владыка служил тайно литургию, дома, так как в городе
    не было иосифлянских храмов.
    Кроме Анны Комелиной и монахини Антонины (Шахматовой), жившей в том же доме,
    в богослужениях участвовали и другие монахини, проживавшие в Йошкар-Оле, а также
    и крестьяне из ближайших деревень. Приезжали также священники и монашествующие
    из разных районов Марийской АССР и Кировской обл. Они обращались за благословением
    и руководством, присылали помощь.
    Эти богослужения рассматривались властями как собрания "контрреволюционеров".
    Из показаний "свидетеля" по делу 1937г.:
        "Дружинин Сергий с первого времени нахождения в политической ссылке в
         г.Йошкар-Ола окружил себя наиболее реакционной частью духовенства и
         монашествующих — церковно-сектантским элементом и, начиная с 1935г. ...
         ведет активную к.-р. организационно-практическую работу по сколачиванию
         и объединению к.-р. групп церковников, последователей "ИПЦ", используя
         для этого свой прошлый авторитет епископа, духовника Дома Романовых.
         Проживая в г.Йошкар-Ола у Комелиной Анны Михайловны, Дружинин Сергий
         систематически в ее доме по ул.Волкова 94, собирает и проводит к.-р.
         нелегальные сборища".
         Далее свидетель перечислял участников "нелегальных молитвенных сборищ"
         14 и 19 января 1937г. [в праздники Обрезания и Крещения Господня].
         "На этих обоих к.-р. сборищах проводились богослужения, т.е. "всенощная".
         После богослужения среди участников велся к.-р. разговор о непримиримости
         к Советской власти. И особенно к этому призывал Сергей Дружинин, который
         ставил вопрос перед присутствующими о необходимости разъяснять это среди
         верующих...
         Дружинин Сергей связался со всеми периферийными к.-р. группами "ИПЦ" на
         территории МАССР и Кировской обл. и используя свой сан епископа и ссыльного
         "мученика" от Советской власти, взял периферийные к.-р. группы под свое
          руководство и примерно с начала 1936г. руководит ими через бродячее
          духовенство: попов, монахов и других служителей культа".

    Далее "свидетель" перечисляет эти периферийные к.-р. группы "ИПЦ" и называет их
    руководителей:
         "Табашинская и Макманурская группа в Оршанском районе — священники Николай
          Виноградов и Харитон Пойдо".

    Здоровье владыки Сергия было сильно подорвано. Беспокоясь о владыке, верующие
    старались помочь ему, кто как может. Ему приносили продукты, одежду и другие
    необходимые вещи. Местное население чтило его, как святого старца.
    К нему приходило много людей — не только жители города, но и верующие из различных
    районов Марийской АО. У него бывали иосифляне и из Кировской епархии.
    С начала 1936г. стали приезжать духовные чада из Ленинграда.
    В марте 1936г. ухаживать за больным владыкой приехала из Ленинграда пенсионерка
    Екатерина Аверьяновна Киселева, которая через Красный Крест узнала его адрес.
    С владыкой Сергием общался и епископ Иларион (Бельский), проживавший в ссылке
    в Козьмодемьянске.
    "Свидетель" привел слова одного христианина, Митрофана Нестерова:
        "У нас в Козьмодемьянске и в Йошкар-Оле есть епископы Сергий (Дружинин) и
         и Иларион (Бельский), они нами руководят, они ставят новых священников",
    а также слова Марии Булыгиной:
        "У нас есть хорошие люди — это Сергий (Дружинин), ссыльный; Харитон Пойдо
         и епископ Иларион (Бельский), которые не советуют идти в колхоз...".

    В показаниях от 21 августа 1937г. "свидетель" показал:
        "Квартира Булыгиной за последние годы превратилась в штаб-квартиру для беглого,
         скрывающегося от репрессий духовенства. У нее часто бывают беглые попы
         Харитон Пойдо и Владимир Попов, которые, бывая у Булыгиной, проводят
         нелегально в ее доме молитвенные сборища, на которых собираются монашки...
         и на этих собраниях ведутся контрреволюционные разговоры"

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ