Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Места заключения Ярославль, Ярославский политизолятор Год начала1935 День начала7 Месяц начала10 Год окончания1935 День окончания5 Месяц окончания12
5 декабря 1935г. отправлен в ссылку в г.Йошкар-Ола Марийской АО Марийская АО, г.Йошкар-Ола, ул.Волкова, 94а Год начала1935 День начала5 Месяц начала12 Год окончания1937
В Йошкар-Олу владыка был доставлен по этапу. Там его оставили на произвол судьбы,
под строгим надзором властей он обязан был еженедельно являться в местный НКВД
для регистрации. Искать жилье и средства для существования епископ должен был сам.
Ему удалось устроиться в Йошкар-Оле у бывшей насельницы Богородице-Сергиева
монастыря послушницы Анны Михайловны Комелиной.
Позднее, 10 ноября 1936г., в письме в ПКК он сообщал Е.П.Пешковой, как ему удалось
устроиться в Йошкар-Оле: "...Видно, еще Господь ко мне милостив. Дала мне уголок одна бедная монашенка, и вот за мной она ухаживает. Я сам ничего не могу, руки мне служат плохо. На дороге меня всего обобрали, и я чуть не замерз без одежды теплой. Спасибо, нашлись добрые люди и проводили меня до церкви. А случайно я встретил в Казани епископа Авраамия, который ехал в Архангельск в ссылку из этого города, и он мне дал адрес. Вот потому я и добрался, а то бы валялся где-нибудь, как замерзлый чурбан. Ну, будь на все Господня воля!"
В конце письма владыка Сергий просил Е.П.Пешкову о помощи.
Это было его второе письмо. Первое он написал в августе 1936г.: "Глубокоуважаемая Екатерина Павловна, не забыл Вашу доброту... Когда я лежал в больнице, меня Вы очень успокаивали, как родного сына тогда держали. Я теперь очень нуждаюсь во всем. Не будет ли милости, помогите мне".
Сотрудники ПКК ответили кратко, что "за неимением средств не могут оказать
материальную помощь, но сразу же сообщили Матрене Степановой в Ленинград о
положении епископа. Матрена была после ссылки на 101 км, тем не менее просила
Е.П.Пешкову походатайствовать, чтобы Матрене разрешили посылать владыке посылки
и деньги. Неизвестно, получено ли было это разрешение, но владыка оставался
в бедственном положении.
10 ноября 1936г. он послал еще одно письмо Е.П.Пешковой: "...Помня Вашу неописуемую добродетель, оказанную мне в г.Москве в больнице и в Ярославле, в тюрьме, я вновь решил прибегнуть к Вам с просьбой о помощи и в нескольких словах сообщаю Вам о своем несчастном положении. Нахожусь в г.Йошкар-Оле, как административно-ссыльный, живу в бедном домике двух старых монашек. Питаюсь подаянием добрых людей и при таких неблагоприятных условиях жизни все время болею. Нервы расшатаны, ноги и руки болят, и плохо ими владею, голова от ломоты разваливается на части. Долгое время от болезни ног не мог ходить один без посторонней помощи, но теперь благодарю Бога, с палкой в руках могу по комнате пройти один... Нуждаюсь в белье и теплой одежде. Если можете, помогите мне".
Не дождавшись ответа, в декабре 1936г. владыка написал еще одно письмо в ПКК
и получил карточку из ПКК от 17 декабря 1936г.: "...Оказать материальную помощь не имеем возможности за отсутствием средств".
Несмотря на отрицательный ответ, сотрудники ПКК, очевидно, связались с кем-то
из духовных чад владыки, и помощь ему была оказана. 10 феврале 1937г. в ПКК
Е.П.Пешковой пришло письмо от владыки Сергия: "Денежный перевод на 30 руб., посланный 2 февраля 1937г. получил. Приношу искреннюю благодарность за оказанную помощь...".
Немощный, едва передвигавшийся старец-епископ продолжал свое архипастырское
служение, совершал богослужения и духовно окормлял православных христиан.
Одна из бывших прихожанок прислала владыке антиминс и облачение со словами: "Как-нибудь уж сохраните, чтобы не попало в руки врагов".
На этом антиминсе владыка служил тайно литургию, дома, так как в городе
не было иосифлянских храмов.
Кроме Анны Комелиной и монахини Антонины (Шахматовой), жившей в том же доме,
в богослужениях участвовали и другие монахини, проживавшие в Йошкар-Оле, а также
и крестьяне из ближайших деревень. Приезжали также священники и монашествующие
из разных районов Марийской АССР и Кировской обл. Они обращались за благословением
и руководством, присылали помощь.
Эти богослужения рассматривались властями как собрания "контрреволюционеров".
Из показаний "свидетеля" по делу 1937г.: "Дружинин Сергий с первого времени нахождения в политической ссылке в г.Йошкар-Ола окружил себя наиболее реакционной частью духовенства и монашествующих церковно-сектантским элементом и, начиная с 1935г. ... ведет активную к.-р. организационно-практическую работу по сколачиванию и объединению к.-р. групп церковников, последователей "ИПЦ", используя для этого свой прошлый авторитет епископа, духовника Дома Романовых. Проживая в г.Йошкар-Ола у Комелиной Анны Михайловны, Дружинин Сергий систематически в ее доме по ул.Волкова 94, собирает и проводит к.-р. нелегальные сборища". Далее свидетель перечислял участников "нелегальных молитвенных сборищ" 14 и 19 января 1937г. [в праздники Обрезания и Крещения Господня]. "На этих обоих к.-р. сборищах проводились богослужения, т.е. "всенощная". После богослужения среди участников велся к.-р. разговор о непримиримости к Советской власти. И особенно к этому призывал Сергей Дружинин, который ставил вопрос перед присутствующими о необходимости разъяснять это среди верующих... Дружинин Сергей связался со всеми периферийными к.-р. группами "ИПЦ" на территории МАССР и Кировской обл. и используя свой сан епископа и ссыльного "мученика" от Советской власти, взял периферийные к.-р. группы под свое руководство и примерно с начала 1936г. руководит ими через бродячее духовенство: попов, монахов и других служителей культа".
Далее "свидетель" перечисляет эти периферийные к.-р. группы "ИПЦ" и называет их
руководителей: "Табашинская и Макманурская группа в Оршанском районе священники Николай Виноградов и Харитон Пойдо".
Здоровье владыки Сергия было сильно подорвано. Беспокоясь о владыке, верующие
старались помочь ему, кто как может. Ему приносили продукты, одежду и другие
необходимые вещи. Местное население чтило его, как святого старца.
К нему приходило много людей не только жители города, но и верующие из различных
районов Марийской АО. У него бывали иосифляне и из Кировской епархии.
С начала 1936г. стали приезжать духовные чада из Ленинграда.
В марте 1936г. ухаживать за больным владыкой приехала из Ленинграда пенсионерка
Екатерина Аверьяновна Киселева, которая через Красный Крест узнала его адрес.
С владыкой Сергием общался и епископ Иларион (Бельский), проживавший в ссылке
в Козьмодемьянске.
"Свидетель" привел слова одного христианина, Митрофана Нестерова: "У нас в Козьмодемьянске и в Йошкар-Оле есть епископы Сергий (Дружинин) и и Иларион (Бельский), они нами руководят, они ставят новых священников",
а также слова Марии Булыгиной: "У нас есть хорошие люди это Сергий (Дружинин), ссыльный; Харитон Пойдо и епископ Иларион (Бельский), которые не советуют идти в колхоз...".
В показаниях от 21 августа 1937г. "свидетель" показал: "Квартира Булыгиной за последние годы превратилась в штаб-квартиру для беглого, скрывающегося от репрессий духовенства. У нее часто бывают беглые попы Харитон Пойдо и Владимир Попов, которые, бывая у Булыгиной, проводят нелегально в ее доме молитвенные сборища, на которых собираются монашки... и на этих собраниях ведутся контрреволюционные разговоры"